Разделение властей в субъектах Российской Федерации.

Статьёй 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ" (1999) закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют федеральные суды, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

История

История создания и развития Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики

Процесс становления органов государственной власти и управления Приднестровской Молдавской Республики уникален. Он не имеет аналогов на всем современном постсоветском пространстве. Становление государственности происходило:

· вследствие разрушения единого централизованного государства Союза Советских Социалистических Республик;

· в ходе изменения сущности государственного строя: от советской власти с однопартийной системой к введению парламентской, президентской республики и многопартийной системы;

· на фоне изменения формы собственности от государственной и фактически к ней приравненной, коллективно-общественной, к многообразию форм;

· в условиях экономических преобразований – появления и развития новых форм хозяйствования и управления: хозрасчет, местная и региональная хозяйственная самостоятельность;

· в условиях военной агрессии (1992 год) и непризнанности.

Если для других суверенных республик бывшего СССР характерно независимое государственное строительство на основе хорошо налаженной системы республиканских органов управления, то в Приднестровской Молдавской Республике государственное строительство началось с нуля.

Государственное строительство первых лет – это фактически стихийное творчество масс, основную роль в котором сыграли трудовые коллективы и их лидеры. Отсутствие опыта государственного управления, специалистов необходимого уровня, бурное развитие событий, отсутствие законодательной и нормативно-методической базы в период зарождения республики отразилось и на составе, и на качестве документов.

Начало истории возникновения государственных институтов Приднестровской Молдавской Республики связывают с политическими событиями 80-х – начала 90-х годов. Переход экономики на новые условия хозяйствования (полный хозрасчет) и повышение роли коллектива в управлении (Совет трудовых коллективов) привели к укреплению органов местного самоуправления. Результатом стала местная и региональная экономическая независимость.

В условиях создания многонациональных государственных образований и распада единого государства экономическая независимость региона стала гарантом защиты прав и достоинств народов Приднестровья, базой для создания самостоятельного государства. Именно трудовые коллективы предприятий, учреждений и организаций во главе с Советами трудовых коллективов (СТК), объединившимися в Объединенный Совет трудовых коллективов (ОСТК), в 1989 году стали политической основой создания органов управления. Ассоциация руководителей промышленных предприятий Тираспольского региона, созданная в феврале 1990 года стала экономической основой создания органов управления. Лидеры этих двух общественных организаций начали борьбу за права всех трудящихся Приднестровья. Они пришли в городские и районные Советы народных депутатов и начали формирование органов регионального управления, Консультативного совета при Тираспольском горисполкоме и Координационного Совета народных депутатов всех уровней Приднестровья. Они провели всю подготовительную работу по созданию Республики и формированию высших органов власти и управления.

2 сентября 1990 года, «выражая волю многонационального населения Приднестровья, высказанную в результате референдумов и сходов граждан» 1989-1990 годов, уважая и признавая права на суверенность и самоопределение всех народов, сознавая историческую ответственность за судьбу народов Приднестровья, имеющих свою историческую культуру и традиции и в целях создания условий для сохранения молдавской нации, руководствуясь статьей 2 Конституции СССР, устанавливающей полновластие народа, II Чрезвычайный съезд народных депутатов всех уровней Приднестровья провозгласил образование суверенного государства Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики в составе обновленного Союза.

С этого времени (2 сентября 1990 года) начинается процесс создания государственного аппарата. Его основой послужили Тираспольские городские органы власти и управления с передачей им соответствующих функций и полномочий.

При создании высшего органа власти республики – Верховного Совета – необходимы были подготовка и проведение выборов в Верховный Совет ПМССР. Для этого II Чрезвычайный съезд народных депутатов всех уровней Приднестровья избрал Временный Верховный Совет (ВВС). В его состав вошли 50 человек. Ему же было поручено в срок до 1 декабря 1990 года обеспечить организацию и оперативное руководство жизнедеятельностью республики.

Временному Верховному Совету до выборов было поручено избрать Председателя Верховного суда, Прокурора, Госарбитра, министра Внутренних дел и председателя Госкомитета безопасности, а также назначить Председателя Совета Министров Республики и определить состав его Президиума.

3 сентября 1990 года избран Президиум Верховного Совета, состоящий из 18 человек, во главе с Председателем и тремя его заместителями и проведены назначения:

· исполняющего обязанности Председателя совета Министров;

· исполняющего обязанности Прокурора Республики и его заместителя;

· исполняющего обязанности министра Внутренних дел.

Создана парламентская комиссия для установления экономических связей, комиссия по охране правопорядка и социалистической законности, рабочие отряды по содействию милиции.

Председателем Временного Верховного Совета был избран Смирнов Игорь Николаевич – директор Тираспольского завода «Электромаш» союзного подчинения, в марте 1990 года избранный председателем Тираспольского городского Совета народных депутатов, в июне 1990 года ставший председателем Координационного Совета социально-экономического развития региона.

Заместителем Председателя Временного Верховного Совета были избраны Волкова Анна Захаровна, Глебов Виталий Иванович и Караман Александр Акимович.

Исполняющим обязанности Председателя Совета Министров Республики был назначен Мороз Станислав Иванович.

За период работы Временного Верховного Совета и его Президиума с 2 сентября по 20 ноября 1990 года было принято 60 жизненно важных постановлений. 29 ноября 1990 года в связи с провозглашением образования Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики Верховный Совет придал им нормативно-правовую силу.

Постановлением № 19 от 11 сентября 1990 года была образована Конституционная комиссия из 24 депутатов для разработки Конституции Приднестровской Молдавской Республики. В тот же день постановлением № 21 была создана Центральная Избирательная комиссия по выборам народных депутатов в Верховный Совет.

С проведением выборов в Верховный Совет ПМССР 25 ноября 1990 года полномочия Временного Совета были исчерпаны.

На первой сессии Верховного Совета ПМССР 8 декабря 1990 года были провозглашены Декларация о суверенитете ПМССР и Декрет о государственной власти Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики. В них излагались основные принципы осуществления государственной власти и управления.

Высшим законодательным и контрольным органом государственной власти в Республике был объявлен Верховный Совет.

По Конституции 1991 года к исключительному ведению Верховного Совета относились следующие вопросы:

· принятие Конституции, изменений и поправок к ней;

· изменение границ Республики;

· определение внешней и внутренней политики;

· утверждение республиканских программ экономического, социального и культурного развития;

· назначение выборов народных депутатов;

· избрание Председателя Верховного Совета ПМР, его первого заместителя и заместителей;

· утверждение по представлению Председателя Республики структуры Правительства, внесение в нее изменений;

· избрание Председателей Конституционного суда, Верховного суда, Арбитражного суда, назначение Прокурора и Председателя Комитета государственного контроля ПМР;

· решение вопросов административно-территориального устройства;

· ратификация и денонсация международных договоров и др.

Верховный Совет избирался сроком на 5 лет и состоял из двух равноправных палат: Совета Республики и Совета Национальностей.

Верховный Совет ПМР первого созыва состоял из 64 депутатов, избранных по избирательным округам с приблизительно равной численностью населения.

Верховный Совет ПМР избирал Председателя Верховного Совета ПМР, его первого заместителя и заместителей, а также постоянные комитеты. Каждая палата Верховного Совета ПМР избирала председателя и его заместителя, образовывала постоянные комиссии.

Решения ВС принимаются в форме законов и постановлений. В период между сессиями Верховного Совета ПМР функции высшего органа власти осуществлял Президиум Верховного Совета – постоянно действующий орган, подотчетный Верховному Совету.

На Президиум Верховного Совета возлагались обязанности по созыву Верховного Совета на очередные сессии – весенние и осенние. Продолжительность сессий определялась характером обсуждаемых вопросов.

Первая сессия первого созыва Верховного Совета ПМР состоялась 29 ноября 1990 года. Первым Председателем Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики был избран Смирнов Игорь Николаевич.

После избрания И.Н. Смирнова Председателем Республики с 29 ноября 1990 года обязанности Председателя Верховного Совета были возложены на Гончара Владимира Александровича – депутата от Рыбницкого района, бывшего в это время Председателем Совета Республики. 30 января 1991 года пятая сессия Верховного Совета ПМР первого созыва избрала Председателем Верховного Совета ПМР Маракуцу Григория Степановича, исполняющего с 29 ноября 1990 года обязанности Председателя Президиума Верховного Совета.

В числе депутатов членов КПСС – 52 человека, 11 – являются беспартийными. Женщин – 2.
53 депутата имеют высшее образование, незаконченное высшее и среднее специальное – 7, среднее – 3 человека. Среди депутатов рабочих – 5 человек.
6 депутатов имеют ученую степень, ученое звание.
21 депутат – работники промышленности, строительства, транспорта и связи. 13 – представляют непроизводственную сферу. 16 – являются работниками государственных и общественных организаций. Сельское хозяйство представляют 12 депутатов.

Возрастной состав депутатов: до 30 лет – 3 человека, до 50 лет – 44 человека, старше 50 лет – 16 человек.

Среди депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики представители 7 национальностей, в том числе: русских – 25, украинцев – 21, молдаван – 12, болгар – 1, туркмен – 1, гагаузов – 2, еврей – 1.

В депутатском корпусе 1 Герой Социалистического Труда, 25 – награждены орденами и медалями Союза ССР.

В Совет Республики вошло 33 депутата. Первым Председателем Совета Республики был избран В.А. Гончар.

Советом Республики были образованы комиссии:

1. Комиссия по промышленности, транспорту и строительству;

2. Комиссия по сельскому, лесному хозяйству и перерабатывающей промышленности;

3. Комиссия по внешнеэкономическим связям и торговле.

Совет Национальностей был образован из 28 депутатов. Первым Председателем Совета Национальностей был избран А.А. Караман.
Советом Национальностей были избраны комиссии:

1. Комиссия по национальной политике и межнациональным отношениям;

2. Комиссия по развитию культуры, языка, национальных и интернациональных традиций, охраны исторического наследия;

3. Комиссия по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан.

Кроме того, из депутатов обеих палат были избраны Мандатная Комиссия и комитеты Верховного Совета:

1. Комитет по вопросам законодательства, законности и правопорядка;

2. Комитет по вопросам работы Советов народных депутатов и самоуправления;

3. Комитет по науке, народному образованию, свободе совести, делам молодежи и спорту;

4. Комитет по здравоохранению, социальному обеспечению, охране семьи, материнства и детства;

5. Комитет по вопросам гласности, средств массовой информации, информатике и связи;

6. Комитет по вопросам труда, занятости населения и трудовым ресурсам;

7. Комитет по экологии;

8. Комитет по социально-экономическому развитию.

Порядок деятельности Верховного Совета, его Президиума, постоянных комитетов и комиссий определялся регламентом.

6 мая 1991 года, считая Приднестровскую Молдавскую Советскую Социалистическую Республику неотъемлемой частью СССР, Верховный Совет ПМССР создал комиссию для участия в подготовке и подписании Союзного договора под руководством Председателя Верховного Совета Г.С. Маракуцы и Председателя Республики И.Н. Смирнова. Всего полномочными представителями от Приднестровской МССР было назначено 19 депутатов.

В октябре 1991 года Верховным Советом ПМССР была создана Центральная республиканская комиссия по проведению всенародного референдума (голосования) о независимости Республики.

Референдум состоялся 1 декабря 1991 года одновременно с выборами первого Президента ПМР.

18 декабря 1991 года Верховным Советом было одобрено создание Союза Независимых Государств и выражено желание о вхождении в него.

12 мая 1992 года Верховный Совет образовал специальную постоянно действующую комиссию по проверке деятельности правоохранительных органов, а также всех военизированных формирований ПМР.

В ноябре 1992 года для разработки проектов изменений и дополнений в Конституцию ПМР Верховным Советом была образована Конституционная комиссия из 19 депутатов во главе с председателем комиссии Г.С. Маракуцей и заместителем председателя комиссии А.А. Караманом.

В декабре 1992 года структура комитетов и комиссий Верховного Совета была изменена.

Наши рекомендации