Экономические и политические основы конституционного строя
Экономической основой конституционного строя России является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется посредством рыночных отношений. Участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. Россия поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующийконтроль[15].
В Конституции закреплены многообразие форм собственности, их равная защита. «В Российской Федерации, – установлено в ст.8 п.2 Конституции РФ, – признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Данное положение дополняется нормами ст.35 Конституции РФ, которое устанавливает, что право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведен только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Государственная собственность делится на федеральную и собственность субъектов Российской Федерации. Муниципальная собственность – это собственность города, района или другого муниципального образования, на территории которого осуществляется местное самоуправление. К иным формам собственности можно отнести собственность общественных объединений, некоммерческих организаций.
Российская Федерация есть демократическое государство его демократизм находит в выражении, прежде всего в обеспечении в нем народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления.
В Конституции Российской Федерации указывается[16], что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие – это перевод слова «демократия» с древнегреческого).Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющие понятие «народовластие», представляет собой сложное явление и требует специального рассмотрения.
Власть представляет собой возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть – явление социальное. Она появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует во всяком человеческом обществе, поскольку всякое человеческое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение[17].
С возникновением государства возникает и государственная власть, выступающая в качестве одного из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение ей всех членов общества.
Государственную власть характеризует суверенитет государства. Он проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости. Государственная власть не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым аппаратом. Таким аппаратом является государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуются функции государства. Государственный аппарат объединяет все государственные органы, а также армию, разведку, принудительные учреждениям
Государственная власть обладает силой государственного принуждения, осуществляемого специально приспособленным для этой цели аппаратом принуждения, являющимся частью государственного аппарата. Государство в необходимых случаях применяет меры государственного принуждения к лицам, совершающим правонарушения. Эти меры в зависимости от характера нарушений подразделяются на дисциплинарные наказания, административное воздействие, гражданско-правовую ответственность и уголовные наказания.
Государственная власть – не единственная форма власти народа. Другой ее формой является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем является народ. Признанием народа в качестве верховного носителя всей власти является выражение народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта – народ.
Как уже отмечалось, Конституция Российской Федерации закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, – указывается в Конституции России [18].
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Экономической основой конституционного строя, является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, производство и распределение товаров и благ осуществляется посредством рыночных отношений. Участниками выступают частные субъекты хозяйствования. Россия поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.
2. В Конституции закреплены многообразие форм собственности, (право частной собственности, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
3. Государственная собственность делится на федеральную и собственность субъектов Российской Федерации.
4. Муниципальная собственность – это собственность города, района или другого, на территории которого осуществляется местное самоуправление.
5. Власть появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует, всякое человеческое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами.
6. С возникновением государства возникает и государственная власть, выступающая в качестве одного из существенных признаков государства.
7. Государственная власть не единственная форма власти народа. Другой ее формой является местное самоуправление.
8. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не делит свою власть, осуществляет ее самостоятельно, использует исключительно в своих собственных интересах.
9. Российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В юридической литературе не проводится чётких различий между категориями «конституционный строй» и «основы конституционного строя». Более того, указанные понятия фактически признаются тождественными с учётом круга общественных отношений, образующих конституционный строй, и его правового закрепления. Основы конституционного строя включают в себя не все общественные отношения, составляющие суть конституционного строя, а лишь главные, ключевые общественные отношения, составляющие суть устройства общества и государства. По этому, данное исследование является главным на данный момент.
На основании изученного необходимо сделать следующие выводы:
1. Конституционный строй – это система господствующих экономических и социально-политических отношений в их конституционной форме, воплощающих суверенитет народа, свободы и права человека и определяющих сущность общества в целом.
2. Основополагающие принципы организации общества и государства образуют как бы фундамент конституционного строя.
3. Основы конституционного строя - основы, присущие каждому конституционному государству ( демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство).
4. Особенности правового регулирования основ конституционного строя:
- правовые нормы Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя;
- если предложение о пересмотре главы 1 (как и глав 2 и 9) будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование.
5. Конституционно-правовой институт основ конституционного строя содержит нормы различной юридической силы, где нормы Конституции выполняют учредительную функцию, закрепляя устои общества и государства, а остальные нормы – функцию конкретизации соответствующих конституционных принципов.
6. Конституцию можно сгруппировать по четырём главным составляющим:
- политические основы конституционного строя;
- экономические основы конституционного строя;
- социальные основы конституционного строя
- духовные основы конституционного строя.
7. Российская Федерация - Россия, есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления
8. Важнейшим признаком демократического государства является обеспечение в нем прав и свобод человека и гражданина.
9. Основные формы реализации народом своего суверенного полновластия:
- народосуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;
- формами непосредственного осуществления народовластия являются референдум и свободные выборы
10. Народ – единственный законный и правомерный носитель власти в государстве, осуществляющий её независимо и самостоятельно.
11. Народ управляет государством, выражает свою волю и придает ей общеобязательный характер путем закрепления в законодательных актах.
12. Народовластие осуществляется в различных формах: через систему государственных органов, общественные организации и партии, через институты непосредственной демократии. Единство, взаимосвязь и функционирование этих форм составляет политическую систему общественного строя.
13. Ведущая роль в регулирующих конституционного строя России принадлежит нормам Конституции Российской Федерации. Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.
14.Основы конституционного строя:
- демократизм (народный суверенитет);
- разделении властей;
- идеологическое и политическое многообразие;
- признание и гарантирование местного самоуправления,
- правовое государство (конституционное государство);
- федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления.
15.В Конституции закреплено, политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом.
16. В число конституционных основ включен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
17.Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и суды.
18.Признаки правового государства отражены в нормах Конституции, а также в других главах. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории.
19.Составной частью российской правовой системы являются принципы и нормы международного права они являются общепризнанными и договорными.
20.К основам конституционного строя отнесены нормы, устанавливающие характер взаимоотношений между обществом и человеком, государством и личностью. Они характеризуют демократизм нашего государства и определяют его конституционный строй.
21.Российская Федерациясостоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.Равноправие субъектов Федерации не означает их равного статуса.
22.Экономической основой конституционного строя, является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, производство и распределение товаров и благ осуществляется посредством рыночных отношений. Участниками выступают частные субъекты хозяйствования. Россия поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.
23.В Конституции закреплены многообразие форм собственности, (право частной собственности, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
24.Государственная собственность делится на федеральную и собственность субъектов Российской Федерации.
25.Муниципальная собственность – это собственность города, района или другого, на территории которого осуществляется местное самоуправление.
26.Власть появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует, всякое человеческое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами.
27.С возникновением государства возникает и государственная власть, выступающая в качестве одного из существенных признаков государства.
28.Государственная власть не единственная форма власти народа. Другой ее формой является местное самоуправление.
29.Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не делит свою власть, осуществляет ее самостоятельно, использует исключительно в своих собственных интересах.
30.Российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
IНОРМАТИВНО – ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1.Конституции Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (с послед.изм. и доп. от 30.12.2008г № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета от 25.12.1993г., № 237.
2.Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (с пос. изм. и доп. от24.04.2008 № 1-ФКЗ) «Ореферендуме Российской Федерации» // Российская газетаот 30 июня 2004 г. № 137-д.
3.Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ (ред. от31.10.2005№7-ФКЗ) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Российская газета, № 247, от 20.12.2001.
4.Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001г. № 3-ФКЗ (ред. от 07. 03. 2005г.№1-ФКЗ) «О чрезвычайном положении» //Российская газета, от 02.06.2001, № 105.
5.Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ (с пос. изм. и доп. от 28.12.2010.№8-ФКЗ) «О военном положении» //СЗР Фот 02..02.2002, №5, ст.375.
6.«О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002г. № 114-ФЗ (с пос. изм. и доп. от 25.11.2013.№317-ФКЗ) //Российская газета, от 30.07.2002, № 138-139,
7.«О политических партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 07.05.2013.№102-ФКЗ) //