Понятие, виды и принципы государственной службы
Под государственной службой в ст. 1 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» понимается профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и федеральных органов государственной власти; субъектов РФ и органов государственной власти субъектов РФ; лиц, замещающих должности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, уставами и законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов или государственных органов субъектов РФ. Работники государственных предприятий и учреждений государственными служащими не являются. Государственные служащие не занимаются физическим трудом и получают заработную плату из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
Виды государственной службы:
1.По принципу разделения властей:
· Государственная служба в органах законодательной власти (например, в аппаратах Государственной Думы, Совета Федерации, Московской Городской Думы).
· Государственная служба в органах исполнительной власти (например, в федеральных министерствах, в аппарате Правительства РФ, в департаментах г. Москвы).
· Государственная служба в органах судебной власти (в аппаратах судов);
· Государственная служба в иных государственных органах (как федеральных, так и субъектов РФ).
2.По принципу федерализма:
· Федеральная государственная служба (в федеральных органах государственной власти).
· Государственная служба в субъектах РФ (в органах государственной власти субъектов РФ).
3. По функциональному критерию:
· Государственная гражданская служба (например, в налоговых органах).
· Военная служба (в Вооруженных силах РФ и других воинских формированиях).
· Правоохранительная служба (в полиции, таможенных органах, в органах прокуратуры и др.).
Кроме государственной службы в Российской Федерации осуществляется муниципальная служба. Муниципальная служба осуществляется в органах местного самоуправления в соответствии с ФЗ от 2 марта 2007 г. № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Принципы государственной службы:
1) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;
5) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
6) обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;
8) профессионализма и компетентности государственных служащих;
9) гласности в осуществлении государственной службы;
10) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
11) внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства;
12) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.
Взаимосвязь всех видов государственной службы обеспечивается единством принципов государственной службы, а также: соотносительностью основных условий и размеров оплаты труда; установлением ограничений и специальных обязанностей при прохождении государственной службы; взаимозачета стажа государственной службы различных видов; соотносительностью основных условий пенсионного обеспечения.
Правовые основы государственной службы РФ: Конституция РФ; Закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре»; ФЗ от 21 июля 1997 г. № 114 «О службе в таможенных органах РФ»; ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53 «О воинской обязанности и военной службе»; ФЗ от 27 мая 1998 г. № 76 «О статусе военнослужащих»; ФЗ от 27 мая 2003 г. № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации»; ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; ФЗ от 27 июля 2010 г. № 205 «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел РФ»; ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 4 «О полиции»; Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»; Закон г. Москвы от 26 января 2005 г. № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы» и другие.
Государственная должность - это должность, устанавливаемая Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Лица, ее замещающие – это лица, замещающие государственную должность РФ (Президент РФ, Председатель Правительства РФ и федеральные министры, депутаты, федеральные судьи и др.) или государственную должность субъекта РФ (глава исполнительной власти субъекта – мэр, губернатор; министры правительства и др.). Перечень государственных должностей Российской Федерации дан в Реестре государственных должностей РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32. Государственные должности субъектов РФ устанавливаются конституциями, уставами субъектов РФ, законами о государственных должностях субъекта РФ.
Категория «государственная должность» имеет существенное значение для понимания понятия «государственный служащий», которое закреплено в п. 1 ст.3 ФЗ «О системе государственной службы РФ». Государственный служащий - это гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Признаками государственного служащего являются: гражданство РФ; замещение государственной должности государственной службы; выполнение полномочий по соответствующей должности; денежное содержание за счет средств государственного бюджета.
Государственные должности государственной службы учреждаются в распорядительном порядке путем издания акта управления, например, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ устанавливается количество заместителей федерального министра. Реестр должностей федеральной государственной службы утвержден Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574.
В России в постсоветский период утвердились: выборы, назначение, конкурс. Путем выборов замещаются исключительно государственные должности, которые не являются государственными должностями государственной службы. Назначение наиболее распространенный и прочно укоренившийся способ замещения должностей. Назначаются, как правило, руководители и заместители руководителей госорганов, их помощники и советники. При этом, конкурс, как показывает мировой опыт, наиболее эффективный способ. Он позволяет сформировать профессиональный, компактный, политически нейтральный государственный аппарат, снизить уровень коррупции среди государственных служащих, свести к минимуму протекционизм в решении кадровых вопросов; обеспечивает комплектование госаппарата демократическим путем на основе равных возможностей для всех граждан. Порядок и условия проведения конкурса определяются Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112.