Практическое занятие № 10, 11
Кейс-стади «Частно-правовые отношения» (4 часа)
Цель практического занятия – приобретение студентами навыков поведения в определенных, конфликтных ситуациях. Занятие построено на анализе отношений из частно-правовых сфер общественной жизни, связанных с правами потребителей, обязательственным правом, семейными, трудовыми, жилищными спорами.
За время проведения кейс-стади группа должна разобрать не менее 10-12 ситуаций, с обсуждением верных и неверных ответов.Представление ситуации возможно в ролевой форме.
Студенты формируются по 2-3 человека, и предварительно каждая микрогруппа получает «свою ситуацию». В домашних условиях совместно разбирают предоставленную им ситуацию, рассматривают различные варианты ее разрешения и готовят «шпаргалку» с разбором. Для обоснования своих выводов используют соответствующие правовые акты, поиск которых осуществляют самостоятельно в СПС «Консультант+».
Целесообразно разбор ситуации начать с определения ее вида, выяснить о каких отношениях идет речь: семейных, трудовых, жилищных и т.д. Если предложена ситуация, охватывающая гражданско-правовые отношения, необходимо определиться с характером этого правоотношения: имущественное; личное неимущественное; обязательственное, наследственное отношение. Вторым шагом в исследовании ситуации должно стать определение количества правоотношений и их структуры; необходимо обозначить субъектов, объект и правовой режим каждого правоотношения.
После установления содержания правоотношения необходимо произвести поиск правового акта в СПС «Консультант+» по параметрам «Быстрый поиск», «Правовой навигатор» или «Кодексы», указав ключевые слова правоотношения. В предложенном перечне правовых актов выбрать необходимый, открыть его и найти статьи, регулирующие данные отношения. На основании этого правового акта предложить вариант разрешения конфликтной ситуации, с указанием статей правового акта.
Преподаватель оценивает ответы студентов по бально-рейтинговой системе, выставляя баллы по контрольным точкам микрогруппам и каждому из студентов, работающему дополнительно.
Перечень ситуаций.
СИТУАЦИЯ № 1 |
Федорков с 1998 г. фактически проживал (т.е. без регистрации) со своей бабушкой Федорковой, в квартире, принадлежащей ей на праве частной собственности. В 2006 г. бабушка Федоркова умерла, оставив завещание о передаче квартиры в собственность своего внука Федоркова. От нотариуса Федорков узнал, что принимая наследство, он обязан будет оплатить значительную сумму налога с имущества, переходящего в порядке наследования. Подлежит ли уплате налог с имущества, переходящего в порядке наследования, если наследник проживал совместно с наследодателем? Влияет ли наличие регистрации на принятие решения об освобождении от уплаты налога? Каков порядок установления факта фактического проживания? |
СИТУАЦИЯ № 2 |
12 марта 2007 года умер Егоров, не оставив завещания. После смерти Егорова осталось имущество, оцененное в 2 млн.рублей. Право на наследование заявили его супруга (брак зарегистрирован за 2 месяца до смерти); его родной старший брат; совершеннолетний сын от первого брака; тетка, 75 лет, находилась на иждивении у Егорова; совершеннолетний внук (сын умершей 3 года назад дочери). Раскройте порядок открытия наследства? Кто из указанных лиц имеет право на наследование, и в каких долях? Как удостоверить факт нахождения на иждивении? |
СИТУАЦИЯ № 3 |
Шарова приобрела в магазине мягкую мебель, при этом в договоре была указана обязанность магазина доставить мебель на дом покупателя. При перевозке начался сильный дождь и мебель промокла и испортилась. Шарова отказалась принимать мебель и потребовала чтобы привезли новую мебель, или вернули деньги. В течение недели магазин не вернул денег, и не привез новую мебель. На обращение Шаровой менеджер магазина ответил, что договор купли-продажи уже заключен и ответственность магазина на этом заканчивается. Кто прав в этой ситуации? Изменилось бы что-либо, если Шарова приняла испорченную мебель? Когда договор купли-продажи считается исполненным? |
СИТУАЦИЯ № 4 |
Супруги Жогины купили, после примерки, своей 14 летней дочери костюм. Дома, когда дочка хорошо разглядела костюм, он ей разонравился, и она отказалась его носить. В течение 10 дней родители пытались уговорить дочь одеть костюм. В результате категорического отказа дочери, Жогина принесла костюм назад в магазин и хотела его поменять на другой. Однако продавец произвести обмен отказалась, пояснив, что магазин установил срок для обмена товара в 3 дня, а уже прошло 10 дней. Допускается ли по закону обмен товара надлежащего качества, в каких случаях? Вправе ли магазин устанавливать свои сроки для обмена товара? Возможен ли обмен товара надлежащего качества при отсутствии товарного или кассового чека? Возможен ли обмен товара, бывшего в употреблении? Как правильно разрешить данную ситуацию? |
СИТУАЦИЯ № 5 |
У гражданина Лопатина угнали автомобиль, который был застрахован на случай угона. После соответствующего оформления, страховая компания выплатила Лопатину сумму страховки, на которую он приобрел новый автомобиль. Через 6 месяцев первый автомобиль Лопатина был обнаружен и возвращен хозяину. Страховая компания потребовала от Лопатина возвращения суммы страховки, либо передачи ей первого автомобиля. В каких случаях выплачивается страховое возмещение? Подлежат ли требования страховой компании к Лопатину удовлетворению? В каком порядке страховая компания должна возместить свои убытки? |
СИТУАЦИЯ № 6 |
Супруги Ефремовы в 2003 г. расторгли свой брак, при этом жена оставила себе фамилию мужа. Их несовершеннолетняя дочь – Ефремова Настя, осталась проживать с матерью. Через 3 года, достигнув возраста 14 лет, Настя решила изменить свою фамилию на девичью фамилию своей матери и стала просить мать также вернуть себе бывшую фамилию. Ефремова отказалась изменять свою фамилию, но разрешила это сделать дочери. Фамилию кого из родителей должен носить ребенок? Возможно ли изменение фамилии несовершеннолетнего ребенка? С какого возраста ребенок сам принимает решение об изменении фамилии? Учитывается ли мнение отца при изменении фамилии ребенка? |
СИТУАЦИЯ № 7 |
Студент Зверев одну библиотечную книгу потерял, а другую испортил. В библиотеке вуза на него наложили штраф за порчу книги и обязали приобрести книгу, аналогичную потерянной. До возвращения потерянной книги Зверев лишен права пользоваться библиотекой. Законно ли требование библиотеки вуза и подлежит ли оно исполнению? Вправе ли вуз накладывать и взыскивать штраф? Вправе ли вуз в Правилах пользования библиотекой предусмотреть порядок возмещения причиненного ущерба? |
СИТУАЦИЯ № 8 |
Во время проведения собрания трудового коллектива, руководитель отдела Черных, порицая сотрудницу Рыкову за постоянные опоздания на работу, за ее медлительность и нерешительность, назвал ее «спящей черепахой», «жвачным животным» и отметил, что именно из-за Рыковой отдел постоянно не справляется со своей работой. Рыкова посчитала данные слова оскорбительными, и решила обратиться за защитой своих прав в суд. Подлежат ли данные права судебной защите? В каком порядке Рыкова может обеспечить защиту своих прав? Возможно ли привлечение Черных к уголовной ответственности за клевету или оскорбление? |
СИТУАЦИЯ № 9 |
При увольнении Правдина администрация предприятия в течение месяца не выдавала ему трудовую книжку, в связи с чем Правдин не смог вовремя трудоустроиться и остался без работы. Полагая, что по вине администрации предприятия он остался без средств существования, Правдин обратился к администрации предприятия с требованием оплатить ему средний заработок, в связи с невыдачей трудовой книжки. В течение какого срока подлежит выдаче трудовая книжка в случае увольнения? Правомерны ли требования Правдина? Как надлежит поступить администрации предприятия? Изменятся ли обязанности администрации, в случае уклонения работника от получения трудовой книжки? |
СИТУАЦИЯ № 10 |
В 2004 году Белоусов приобрел 3-х комнатную квартиру. В 2005 году Белоусов зарегистрировал свой брак с Леоновой и они стали проживать в квартире Белоусова. Через год, в 2006 году у них родился ребенок, который стал проживать вместе с ними. В конце 2007 года супруги расторгли брак, и Белоусов потребовал от Леоновой, чтобы она вместе с ребенком освободила его квартиру. Имеет ли Леонова право на проживание в квартире Белоусова? Имеет ли ребенок право на проживание в квартире Белоусова? В случае признания права на проживание за ребенком, возникает ли аналогичное право у его матери? |
Литература: [3, 4, 6, 7]
Нормативно-правовые акты согласно полученному заданию.
Практическое занятие № 12
Кейс-стади «Публичные правоотношения» (2часа)
Цель практического занятия – приобретение студентами навыков поведения в определенных, конфликтных отношениях. Занятие построено на анализе конкретных правовых ситуаций из публично-правовой сферы, связанных с исполнением гражданином своих юридических обязанностей в экологической, налоговой сфере, в сфере охраны и защиты правопорядка, в области образования и здравоохранения, а также реализацией прав по обжалованию действий и решений государственных и муниципальных должностных лиц и органов.
Студенты работают в микрогруппах, совместно разбирают выбранную ими ситуацию, рассматривают различные варианты ее разрешения. Для обоснования своих выводов используют соответствующие правовые акты, поиск которых студенты проводят самостоятельно в справочной правовой системе.
Разбор ситуации начать с определения ее вида, выяснить о каких отношениях идет речь. Целесообразно первоначально выделить структуру правоотношения, определить субъектов, объект правоотношения, указать права и обязанности каждого субъекта в этом правоотношении. Выделенный студентами объект, поможет в определении вида правоотношения: административное (охранительное или регулятивное), муниципальное, экологическое, налоговое т.д. Вторым шагом в исследовании ситуации должно стать определение субъекта, обладающего властными полномочиями; необходимо определить характер и содержание этих полномочий (например, государственно-властные либо муниципально-властные полномочия; полномочия регулятивного либо охранительного характера). Необходимо помнить, что отношение только тогда будет публичным, если субъект, обладающий государственно-властными (или муниципальными) полномочиями вступает в это правоотношение именно с целью реализации своих властных полномочий.
После установления содержания правоотношения необходимо произвести поиск правового акта в СПС «Консультант+» по параметрам «Быстрый поиск», «Правовой навигатор» или «Кодексы», указав ключевые слова правоотношения. В предложенном перечне правовых актов выбрать необходимый, открыть его и найти статьи, регулирующие данные отношения. На основании этого правового акта предложить вариант разрешения конфликтной ситуации, с указанием статей правового акта.
Преподаватель оценивает ответы студентов по бально-рейтинговой системе, выставляя баллы по контрольным точкам микрогруппам и каждому из студентов, работающему дополнительно.
Перечень ситуаций:
СИТУАЦИЯ № 1 |
Самойлов на угнанном им автомобиле был задержан работниками милиции 31октября 2006 года в 3 часа 20 минут, по подозрению в совершении преступления, после того, как не остановился на требование сотрудников ГИБДД и пытался от них скрыться. После доставления Самойлова в РОВД, в 9часов 30 минут им было написано заявление о явке с повинной в совершении угона автомобиля и нанесении повреждений ее владельцу. Уголовное дело было возбуждено в этот же день в 11 часов 15 минут. При допросах в качестве подозреваемого и обвиняемого Самойлов признал свою вину в нанесении ножевого ранения потерпевшему и в неправомерном завладении автомобилем. Можно ли рассматривать данное обстоятельство как сообщение о преступлении, сделанное добровольно? Что является поводом для возбуждения данного уголовного дела? |
СИТУАЦИЯ № 2 |
В ходе проверки выполнения требований Закона «О защите прав потребителя» установлено, что продавец ООО «Стимул» осуществлял розничную продажу товара без соответствующих сертификатов соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющих безопасность товара. Со слов продавца следует, что данные сертификаты закончились, а дополнительно не получены. Сам товар сертифицирован при производстве и является безопасным. По факту выявленного нарушения возбуждено административное производство по ч.2 ст.14.4 КоАП РФ. Однако представитель ООО «Стимул» обратился с заявлением, в котором указал, что отсутствие сертификата должно квалифицироваться по ч.2 ст.19.19 КоАП, в этом же случае, товар сертифицирован, т.к. прошел контроль качества при производстве. Дайте правовую квалификацию действий продавца. Подлежит ли продавец ответственности, если да, то за какое правонарушение? Нормативные акты: 1. Гражданский Кодекс РФ, ст.492; 2.ФЗ «О защите прав потребителя» п.4 ст.7; 3. Кодекс об административных правонарушениях РФ, ч.2 ст.14.4 и ч.2 ст.19.19. |
СИТУАЦИЯ № 3 |
Судом первой инстанции Шемякин осужден по п. «ж» ч.2 ст.105 УК РФ (убийство совершенное группой лиц по предварительному сговору). Суд кассационной инстанции отменил приговор, а уголовное преследование в отношении Шемякина прекратил за непричастностью его к совершению преступления. Шемякин находился под стражей с марта 2002 года по март 2003 года. При рассмотрении в суде вопроса о компенсации вреда, причиненного Шемякину в результате незаконного уголовного преследования, представитель Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов РФ по Волгоградской области, просил в компенсации отказать, ссылаясь на то, что в соответствии с ч.2 ст.1070 ГК РФ предусмотрен особый порядок возмещения вреда, причиненного при отправлении правосудия, в том числе при вынесении незаконного приговора: вред возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу, т.е. право на возмещение вреда возникает лишь при виновном поведении судьи, установленном вступившим в законную силу приговором суда. Сформулируйте цели уголовного судопроизводства. Предусмотрен ли в УПК РФ механизм компенсации вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием? Как положения ст.ст.133-135 УПК РФ согласуются с положениями ст.1070 ГК РФ? Нормативные акты: 1. Гражданский кодекс РФ, ст.1070; 2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ, ст.ст.133-135; 3. Уголовный кодекс РФ, п. «ж» ч.2 ст.105. |
СИТУАЦИЯ № 4 |
Поздно вечером 18 сентября 2007 г. в квартиру Жукова постучали сотрудники полиции и пригласили Жукова в качестве понятого в соседнюю квартиру, для присутствия при осмотре места происшествия. Жуков отказался со ссылкой на то, что утром у него важные дела и ему необходимо выспаться. Сотрудники полиции отказались покидать квартиру Жукова и пригрозили, что в случае отказа к Жукову будут применены меры принуждения, обеспечивающие его присутствие при осмотре, и наложено денежное взыскание. Кто может быть понятым при производстве процессуальных действий? Законны ли требования сотрудников полиции? Вправе ли гражданин отказаться от участия в качестве понятого при отсутствии уважительных причин? Нормативные акты: Уголовно-процессуальный кодекс РФ, ст.ст.60, 111, 176, 177 |
СИТУАЦИЯ № 5 |
Сотрудники ДПС остановили автомашину и попросили водителя Морозова и пассажиров Агеева и Старостину выйти из машины и предъявить документы для проверки. После удостоверения личности, сотрудники ДПС потребовали от Морозова открыть багажник для осмотра, а также осмотрели салон внутри автомашины. Свои действия они объяснили тем, что водитель Морозов, управляя автомобилем, нарушил Правила дорожного движения, и превысил допустимую скорость. Не обнаружив ничего запрещенного, сотрудники ДПС отпустили автомашину. Вправе ли сотрудники ДПС требовать предоставления документов от пассажиров? Вправе ли сотрудники ДПС, при нарушении водителем ПДД, подвергать осмотру автомобиль? В каких случаях допускается проверка документов и осмотр автомашины? Как надлежит поступить в случае незаконных требований сотрудников милиции? |
СИТУАЦИЯ № 6 |
Приговором суда Смирнов признан виновным по ч. 3 ст.131 УК РФ и осужден к тринадцати годам лишения свободы. Он признан виновным в изнасиловании несовершеннолетней падчерицы, усыновленной им 5 лет назад. По данному приговору Смирнов также лишен родительских прав на основании предъявленного прокурором гражданского иска. Дайте понятие гражданского иска в уголовном деле. Кто имеет права предъявлять требования о лишении родительских прав? Оцените законность, обоснованность и справедливость приговора в отношении Смирнова. |
СИТУАЦИЯ № 7 |
В семье Налимовых трое несовершеннолетних детей. Родители алкоголики не заботились о воспитании и содержании своих детей и соседи обратились в суд с иском о лишении супругов Налимовых родительских прав. Суд отказал в принятии заявления, сославшись на нарушение порядка подачи заявления. Определите порядок лишения родительских прав? Кто вправе инициировать это производство? Какова судьба детей, родители которых лишены родительских прав? Обязаны ли родители, лишенные родительских прав содержать своих детей? Появляется ли в будущем у таких родителей право на содержание от своих детей? |
СИТУАЦИЯ № 8 |
При задержании подозреваемого Махмудова были разъяснены все процессуальные права, в том числе право пользоваться родным языком и право на помощь защитника. Махмудов заявил ходатайство о приглашении в качестве защитника адвоката Садыкова, а от услуг переводчика отказался, пояснив, что хорошо владеет русским языком. Перед допросом подозреваемого Махмудова, защитником Садыковым заявлено ходатайство о приглашении переводчика, так как сам адвокат Садыков недостаточно владеет языком судопроизводства и нуждается в помощи переводчика. Следователь отказал защитнику в предоставлении переводчика и отстранил его от участия в деле. Определите моменты допуска защитника к участию в уголовном деле Кто имеет право быть защитником? Могут ли родственники осужденного быть допущены в к участию в деле в качестве защитника? Правильно ли поступил следователь? Вправе ли защитник требовать предоставления ему переводчика? |
СИТУАЦИЯ № 9 |
Несовершеннолетняя Серова явилась в Центральный ОВД г. Набережные Челны, где прокурором-криминалистом был составлен протокол ее явки с повинной, о совершении преступления предусмотренного п. «а» ч.2 ст.105 УК РФ. Однако в тот же день, при допросе ее в качестве подозреваемой, Серова пояснила, что обстоятельства, о которых она сообщила при явке с повинной ею надуманны. От дальнейших показаний, сославшись на ст. 51 Конституции РФ, она отказалась. При повторном допросе в качестве подозреваемой с участником защитника, она подтвердила факт совершения ею убийства Петрова. При проверке показаний на месте преступления она подтвердила свои показания, указав, где и как совершила убийство. После совершения этих действий, к участию в деле в качестве законного представителя была допущена мать Серовой. При этом в постановлении мать написала «Считаю, что допущена чрезмерно поздно. О допуске к следствию с первых дней задержания моей дочери неоднократно просила и я, и моя дочь». В судебном заседании подсудимая Серова от своих показаний отказалась, пояснив, что не убивала потерпевшего, а показания дала под давлением работников милиции. Что является явкой с повинной? Имеет ли она права на основании ст.51 Конституции РФ отказаться от дальнейших показаний? Что относится к доказательствам по делу в соответствии с УПК? Являются ли доказательства, полученные в ходе досудебного производства по делу, без участия законного представителя допустимыми? |
Литература: [1, 3,5, 6, 8, 9]
Нормативно-правовые акты согласно полученному заданию.
Практическое занятие № 13
Кейс-стади «Общие положения о правовом регулировании профессиональной деятельности» (2 часа).
Цель практического занятия– сформировать навыки поведения в различных правоотношениях, связанных с реализацией трудовых прав и исполнением трудовых обязанностей.
Перечень ситуаций:
СИТУАЦИЯ № 1
Устраивающемуся на работу бухгалтеру директор предложил заполнить анкету, в которой был вопрос о принадлежащем этому человеку имуществе (требовалось подробно перечислить это имущество и указать размер банковских счетов), а также вопрос о политических взглядах соискателя. Подобный вопрос смутил бухгалтера, поскольку он опасался, что посторонние лица смогут получить доступ к информации о его имуществе и причинить ему какой-нибудь вред, а свои политические взгляды он не захотел афишировать работодателю потому, что был активным членом профсоюза, коммунистом и постоянно боролся за повышение заработной платы.
Имел ли работодатель право задавать подобные вопросы?
Какие данные вправе требовать работодатель при устройстве на работу?
Является ли не предоставление этих данных основанием для отказа в приеме на работу?
СИТУАЦИЯ № 2
Три месяца назад женщина устроилась на работу. Работодатель назначил ей испытательный срок, по истечение которого принял решение об увольнении женщины в связи с неудовлетворительными результатами испытания. В это же время, женщине стало известно что она беременна, она сообщила об этом работодателю и заявила, что не желает увольняться с работы.
Вправе ли работодатель в данной ситуации уволить женщину, по результатам испытания?
Влияет ли факт беременности женщины на принятие решения об ее увольнении?
СИТУАЦИЯ № 3
Предприятие испытывает проблемы со сбытом производимой продукции. Финансовый кризис делает затруднительным даже выплату заработной платы. В связи с этим генеральным директором был подготовлен приказ об уменьшении окладной части заработной платы всех сотрудников с первого числа следующего месяца. Начальнику отдела кадров было предложено разместить данный приказ на стенде у проходной - для всеобщего обозрения. Кадровик засомневался в законности его издания и предложил обратиться к юристу.
Основательны ли опасения начальника отдела кадров по поводу данного приказа?
СИТУАЦИЯ № 4
Выпускник института устроился работать в частную фирму и проработал в ней полгода, после чего решил уволиться. Однако сразу получить свою заработную плату он не смог, и еще несколько раз ходил за ней к работодателю. В итоге, в полном размере свою заработную плату он получил по прошествии трех месяцев.
Правомерны ли действия работодателя и не должен ли он выплатить работнику проценты на сумму задержанной ему заработной платы?
СИТУАЦИЯ № 5
Для покупки ноутбука молодому сотруднику потребовалось взять в банке потребительский кредит. Для выдачи кредита банк потребовал с него справку о заработной плате. Однако бухгалтер фирмы, где работает молодой человек, тянет время, и он уже несколько раз говорил, что ему некогда заниматься этим вопросом.
Может ли молодой человек потребовать от бухгалтера выполнения им своих служебных обязанностей и входит ли выдача справок о заработной плате в обязанности бухгалтера?
СИТУАЦИЯ № 6
Молодой человек после окончания ВУЗа устроился работать в фирму на должность помощника бухгалтера, успешно выдержал испытательный срок. Однако впоследствии директор фирмы сказал ему, что в его услугах как бухгалтера они пока не нуждаются, и предложил ему стать менеджером по продажам этой фирмы.
Может ли работодатель перевести работника на работу по другой должности без его согласия?
СИТУАЦИЯ № 7
Молодой человек работает консультантом в магазине по продаже сотовых телефонов, в котором не предусмотрено перерыва на обед.
Должно ли в этом случае обеспечиваться его право на обеденный перерыв и как можно осуществить это право?
СИТУАЦИЯ № 8
Слесарь пришел на работу после праздника. Мастер, почувствовав запах спиртного, отказался допустить его к работе. Более того, он пожаловался директору и теперь слесарю грозят увольнением. Сам же слесарь считает, что находился в таком состоянии, которое не мешало ему выполнять его обычную работу.
Можно ли уволить с работы человека, который находился в состоянии слабого алкогольного опьянения?
СИТУАЦИЯ № 9
Мужчина решил устроиться работать водителем к индивидуальному предпринимателю. Три недели он добросовестно исполнял свои обязанности и возил предпринимателя, который, однако, не спешил заключать с ним трудовой договор. По происшествии этого времени, предприниматель заявил, что это был испытательный срок, которого мужчина не выдержал и отказался компенсировать ему расходы на ГСМ.
Правомерно ли действовал предприниматель и сможет ли теперь мужчина отстоять свои права?
СИТУАЦИЯ № 10
Иванов был принят в строительное управление на должность маляра, получив задание проводить отделочные работы в строящемся доме. Через 4 месяца Иванов был уволен как выполнивший работу в полном объеме, поскольку строительство дома было завершено.
В каких отношениях со строительным управлением находился Иванов?
Правомерно ли его увольнение?
СИТУАЦИЯ № 11
В службу занятости с целью поиска обратились: 15-летний выпускник общеобразовательной школы, молодой человек, имеющий на руках повестку из военкомата, гражданин 58 лет, уволенный с работы по сокращению штатов. Все указанные граждане получили отказ в постановке на учет в службе занятости.
Правомерны ли действия службы занятости?
СИТУАЦИЯ № 12
Уборщица института Сидорова была уволена с работы за прогул. Обратившись в суд с иском о восстановлении на работе, Сидорова в своем заявлении пояснила, что отсутствовала на работе только до обеденного перерыва, а с 14.30 приступила к работе.
Какое решение должен вынести суд?
Что следует считать прогулом?
Литература: [7]
Нормативно-правовые акты согласно полученному заданию.
Практическое занятие № 14
Тренинг «Охрана и защита информации» (2часа)
Цель практического занятия – получить знания по правовому регулированию охраны и защиты информации, о способах правоохраны и последствиях нарушения режима охраны.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Государственная тайна: понятие, виды и правовое закрепление
2. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне: понятие, структура и порядок опубликования
3. Порядок допуска к сведениям, составляющим государственную тайну
4. Понятие служебной тайны и режим ее охраны
5. Тайна частной жизни
6. Понятие коммерческой тайны и режим ее охраны. Сведения, которые не могут быть отнесены к коммерческой тайне
7. Банковская тайна: понятие и режим охраны
8. Врачебная тайна
9. Адвокатская тайна
10. Нотариальная тайна
11. Право на доступ к информации
12. Ответственность в информационной сфере: понятие и виды
13. Дисциплинарная и административная ответственность в информационной сфере
14. Уголовная ответственность в информационной сфере.
Литература: [5. 7, 8, 18, 22]
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014)
2. Указ Президента РФ «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных государственной тайне» от 30.11.1995 №1203 (ред. от 28.05.2015)
3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» от 06.02.2010 N 63 (ред. от 01.11.2012)
4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» от 04.09.1995 № 870 (ред. от 22.05.2008)
Нормативно-правовые акты согласно полученному заданию.
Содержание самостоятельной работы
Самостоятельная работа студента включает:
- изучение учебного пособия по дисциплине, дополнительной учебной литературы и нормативно-правовых актов;
- научно-исследовательскую работу, написание реферата;
- учебно-исследовательскую работу:
- составление правового документа;
- работу на тренажерах.
Самостоятельная работа № 1.
Изучение Учебного пособия по дисциплине, дополнительной учебной литературы и нормативно-правовых актов
Самостоятельная работа студента включает в себя изучение дополнительной литературы,нормативно-правовых актов и учебного пособия по дисциплине в образовательном портале, на сайте «Научная библиотека», СПС «Консультант+»
Самостоятельная работа № 2.
Научно-исследовательская работа, написание реферата (20 баллов)
В начале изучения курса студент самостоятельно, или с помощью преподавателя определяется с темой исследования. Составляет рабочий план, подбирает нужную литературу, отыскивает необходимые нормативно-правовые акты и начинает работать по написанию реферата. Наиболее удачные работы студентов отбираются на конференцию.
Самостоятельная работа № 3.
Учебно-исследовательская работа (20 баллов)
В начале изучения учебного курса студент самостоятельно, или с помощью преподавателя определяется с темой поискового задания в рамках данной учебной дисциплины. Под руководством преподавателя составляет рабочий план (видение темы). Подбирает и отбирает необходимый материал с помощью поисковых систем, ресурсов Интернета, библиотеки, СПС. Оформляет творческое задание в электронной версии.
Самостоятельная работа № 4.
Составление правового документа (15 баллов)
В начале изучения курса студент самостоятельно, или с помощью преподавателя определяется с темой творческого задания и начинает работать по его выполнению. Творческое задание предполагает подготовку студента правового документа в форме жалобы, заявления в государственные или муниципальные органы власти, а также документы по реализации своих гражданских прав. В подготовленном документе студент должен обозначить наименование органа власти, частный субъект, который уполномочен на рассмотрение данного обращения; указать правовые нормы, подлежащие применению в конкретном случае и грамотно оформить текст документа. Выполненное задание в текстовом варианте сдается преподавателю.
Самостоятельная работа № 5.
Работа на тренажере в программе AST- тест при подготовке к итоговому зачету (5 баллов)
Обучение на тренажере осуществляется за счет его многократного использования с целью отыскания верного ответа на поставленный вопрос либо правильного решения задания. Перечень заданий для работы на тренажере формируется автоматически и каждый раз при новом запуске меняется. Общее количество заданий – 30. Тренажер считает количество правильных ответов и по окончании работы выдает процентный уровень усвоения материала обучающимся, а также выдает «срез знаний» (протокол), где отражены в процентном соотношении и цифровом неверные ответы на вопросы (по модулям учебного курса).
Во время самостоятельной работы по примерному перечню вопросов к зачету студент может обратиться к учебным материалам, содержащим правильное решение или найти правильный ответ в справочно-правовой системе типа «Консультант+». После ознакомления студент сможет вернуться к повторному прохождению репетиционного теста.
Для достижения положительного эффекта обучения, уровень усвоения материала должен быть не менее 70 %.
Контроль самостоятельной работы осуществляется преподавателем в течение семестра.
Вопросы для самоконтроля