Тема 3. Субъекты административно-процессуального права.

Методические рекомендации по изучению, закреплению и контролю усвоения нового материала:

В ходе подготовки к семинарскому занятию курсантам и слушателям необходимо обратить внимание на одну из значимых характеристик административного процесса это - рассмотрение правовой характеристики субъектов административного процесса. Субъекты административного процесса — являются лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.

Для характеристики субъектов административного процесса важным является рассмотрение их административно-процессуального статуса. Административно-процессуальный статус субъекта административного процесса — это юридическое закрепление положения субъекта административного процесса в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности субъектов, закрепленных административно-процессуальными нормами.

Административно-процессуальный статус субъектов административного процесс включает в себя следующие элементы:

1) принципы административно-процессуального статуса субъектов административного процесса;

2) административная процессуальная правосубъектность (право-, дееспособность) субъектов административного процесса;

4) права и обязанности субъектов административного процесса в сфере административного процесса;

5) юридическая ответственность субъектов административного процесса;

6) юридические гарантии административно-процессуального статуса субъектов административного процесса.

Учитывая неоднородный характер административного процесса, его субъектами на различных стадиях могут выступать самые разные лица.

Среди субъектов административного процесса физические лица занимают особое положение. Это обусловлено реформированием системы государственного управления, реализацией положений ст. 2 Конституции РФ, где закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Виды административно-процессуальных статусов физических лиц:

1) общий административно-процессуальный статус физических лиц — общее статусное положение физического лица в сфере административо-государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами;

2) родовой (специальный) административно-процессуальный статус — отражает особенности правового положения отдельных категорий физических лиц в сфере административного процесса (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие, государственные служащие и т.д.);

3) индивидуальный административно-процессуальный статус — конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере административного процесса с учетом пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей.

Для характеристики субъектов административного процесса выступает административно-процессуальная правосубъектность. Административно-процессуальная правосубъектность представляет собой основанное на административно-процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса. Административно-процессуальная правосубъектность включает в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

Административно-процессуальная правоспособность — способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.

Административно-процессуальная дееспособность — способность лица, установленная административно-процессуальными нормами, своими действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности в административном процессе. Составным элементом административно-процессуальной дееспособности является административно-процессуальная деликтоспособность, которая выражается в способности лица претерпевать негативные последствия в связи с совершением правонарушения в рамках административного процесса.

Виды административной дееспособности граждан:

1) полная — наступает с момента совершеннолетия (18 лет);

2) частичная — с 6 до 14 лет (малолетних); с 14 до 18 лет (несовершеннолетних);

3) ограниченная — состоит в ограничении дееспособности в силу решения суда (лица, страдающие психическими заболеваниями, хронические алкоголики, наркоманы, токсикоманы).

Административная деликтоспособность гражданина — способность гражданина в силу норм права нести ответственность за совершение административных правонарушений.

Содержание статуса физических лиц определяется совокупностью прав и обязанностей физических лиц в административном процессе Права граждан в сфере административного процесса представляет собой меру возможного поведения физических лиц в сфере административного процесса.

Обязанности граждан в сфере административного процесса — это предусмотренная административно-процессуальными нормами мера необходимого, должного поведения физических лиц в сфере административного процесса.

Наиболее активными участниками административного процесса со стороны коллективных субъектов выступают органы исполнительной власти.

Орган исполнительной власти — государственное учреждение, обладающее относительной самостоятельностью, структурной организацией, наделенное государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера и действующее в пределах определенной территории.

Административная процессуальная правосубъектностьорганов исполнительной власти возникает с момента издания (обретения юридической силы) правового акта об их образовании с закреплением компетенции; прекращается в связи с их ликвидацией.

Система органов исполнительной власти включает в себя органы исполнительной власти Российской Федерации включает в себя федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Административная процессуальная правосубъектность предприятия (ст. 49 ГК РФ) возникает: в момент создания (у государственных предприятий) или в момент государственной регистрации и может быть ограничена лишь в случаях и порядке, установленных законом (п. 2 ст. 49 ГК РФ). Прекращается она в момент завершения ликвидации предприятия и в момент внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК). Предприятие имеет права и несет юридические обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, осуществляет лицензируемые виды деятельности при наличии соответствующей лицензии (разрешения).

Наиболее активно взаимоотношения строятся при регистрации предприятий и организации, осуществлении контроля и надзора со стороны органов исполнительной власти и ликвидации предприятий.

Все активнее реализуют свои права в сфере административного процесса общественные объединения. В соответствии со ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. С учетом организационно-правовой формы общественные объединения делятся на: общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности, союзы (ассоциации) общественных объединений.

Общественная организация — основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено ФЗ об «Об общественных объединениях» и законами об отдельных видах общественных объединений. Высший руководящий орган общественной организации — съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий орган общественной организации — выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Общественное движение — состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высший руководящий орган общественного движения — съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Общественный фонд — один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах. Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании. В случае государственной регистрации общественного фонда данный субъект осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном ГК. Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и др.) могут регулироваться соответствующим законом о фондах.

Общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями). В случае государственной регистрации общественного учреждения данное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном ГК.

Орган общественной самодеятельности — не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

Наиболее сложной проблемой процессуального характера является взаимодействие между государством и общественными объединениями, что должно строиться с учетом следующих факторов:

1) не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений;

2) не допускается вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц;

3) вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, так и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц;

4) государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, предоставляет льготы и преимущества;

5) вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных законом случаях, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними;

6) органы юстиции проводят регистрацию общественных объединений и осуществляют контроль за их деятельностью;

7) общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию, общепризнанные принципы и нормы международного права, информировать учреждения юстиции о продолжении своей деятельности, публиковать отчеты о своей деятельности;

8) общественные объединения вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе вносить предложения о совершенствовании деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

На общественные объединения возлагаются :

1) соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

2) ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

3) ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственной реестр юридических лиц;

4) представлять по запросу органа, регистрирующего общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

5) допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;

6) оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ.

Наши рекомендации