Вопрос 6. Понятие и виды правоприменительных актов.
Актом применения норм права, или индивидуальным актом, называют официальный правовой акт, который имеет индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу.
Правоприменительные акты обладают следующими признаками:
1) они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом;
2) правоприменительные акты обладают государственно-властным характером и охраняются принудительной силой государства;
3) акты применения права носят индивидуальный характер;
4) правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование.
Акты применения норм права как документы имеют определенную структуру, состоящую из следующих обязательных элементов:
1) вводной части, которая содержит наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, распоряжение, приговор и др.), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес предприятия;
2) описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства; мотивировочной части, обосновывающей принятое решение;
3) резолютивной части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования.
Акты применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям:
По форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить: 1) на акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.); 2) акты-действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера).
По субъектам, применяющим нормы права, различают:1) акты представительных органов; 2) акты исполнительных органов; 3) акты правоохранительных органов; 4) акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.); 5) акты органов местного самоуправления.
По функциональному признаку выделяют:
1) акты-регламентаторы; 2) правоприменительные акты.
По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают: 1) акты конституционно-правовые; 2) акты административно-правовые; 3) акты уголовно-правовые; 4) акты применения материального и процессуального права.
В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются: 1) на регулятивные; 2) охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).
По способу принятия акты применения права систематизируют на: 1) принятые коллегиально; 2) принятые единолично.
По характеру решения правоприменительные акты бывают: 1) запрещающие; 2) обязывающие; 3) управомочивающие.
По своему юридическому значению акты применения права подразделяются: 1) на основные; 2) вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов.
В зависимости от действия во времени различают: 1) акты однократного действия (наложение штрафа); 2) длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).
Вопрос 7 Признаки, отличающие право от социальных норм
Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи.
В глубокой древности наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия. Особую роль она сыграла в возникновении права у народов, где в производящем хозяйстве доминировали скотоводство и земледелие. Так, естественной для земледельцев, особенно в странах жаркого климата, стала религия Солнца (Месопотамия, Передняя Азия, Индия, Древний Египет, Месоамерика, Горное Перу). Возникновение культа высшего божества вело к упрочению веры в единый для всего народа порядок, данный свыше верховным божеством.
Жрецы, носители религии, выработали представления о временах года, воплотившиеся в древних агрокалендарях, устанавливающих для всех цикличность проведения сельскохозяйственных и ирригационных работ, сопровождавшихся религиозными обрядами поклонения Солнцу. Этот порядок поддерживался властью первых царей, военной верхушки и бюрократии.
В Древней Греции, Древнем Риме и у славянских народов, кельтов, германцев, где поливное земледелие было неразвитым. календари природы и поклонение Солнцу не получили столь явного "огосударствления".
Одним из источников права были обычаи, сложившиеся в период формирования древних цивилизаций, освящаемые религиейи охраняемые государством (обычное право или правовой обычай). Среди них все большее значение приобретали обычаи, закрепляющие неравенство членов сельской общины, привилегии высших сословий и обязанности низших.
В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу первых писанных законов (Законы ХII таблиц, "варварские правды).
С развитием письменности появляются и первые писанные законы. Становление государства требовало все более прочного закрепления правовых норм, придания им высокой степени формальной определенности. Возникающее право опиралось на принудительную силу государства, иначе бы ему не вытеснить родовые обычаи.
Большую роль в формировании права сыграли судебные органы. Они содействовали разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым порядкам. Постепенно возникает прецедентное право, т.е. решение суда по конкретному делу превращается в общую норму (судебный прецедент).
Формирующееся право преследовало двоякую цель:
с одной стороны - закрепление классового (кастового, сословного) господства
с другой - установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества. Установлению единого правового порядка у некоторых народов способствовали победоносные междоусобные или межгосударственные войны.
Государственное объединение племен в единые народы способствовало и правовой защите их внешнеполитических интересов. Вырабатывались нормы, касающиеся межгосударственных союзов, установления таможенных правил и т.п. Начинается формирование зачатков международного права.
Для начала следует отметить, что норма — это определенный стандарт, образец, эталон, модель. Норма — это всегда стереотип.
1.Социальные нормы — это правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного поведения. Социальные нормы вырабатываются самими людьми и привязаны к конкретным социальным явлениям.
Для них характерны следующие черты.
1. Социальность. Они регулируют социальные сферы, которые включают в себя:
а) людей; б) общественные отношения, то есть отношения между людьми и их коллективами; в) поведение людей.
2. Объективность.
3. Нормативность.
4. это есть меры свободы индивида.
5. Обязательность.
6. Процедурность.
7.Санкционированность. Каждый нормативный регулятор имеет механизмы обеспечения реализации своих предписаний.
8. Системность.
Вообще, появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом людей от животной стадности к человеческому обществу, с процессом социализации человеческих отношений.
Социальная норма выражает как должное, так и сущее (действительное) поведение человека.
Социальные нормы регулируют не всякие, а наиболее типичные, массовые общественные отношения.
Юридическая наука по способу формирования, сфере действия и социальной направленности подразделяет все социальные нормы на следующие виды:
1) правовые нормы; 2) моральные нормы; 3) политические; 4) эстетические; 5) религиозные; 6) семейные; 7) корпоративные правила; 8) нормы обычаев, традиций и привычек; 9) деловые обыкновения; 10) правила этикета, корректности и приличия.
Социальные нормы регулируют не любые, а наиболее типичные, массовые общественные отношения, которые фактически утвердились в жизни. У них всех есть общие черты:
1) все они регулируют общественные отношения;
2) все социальные нормы адресуются людям или их объединениям;
3) они определяют границы должного и возможного поведения;
4) преследуют одну и ту же цель - упорядочение общественных отношений;
Между социальными нормами существуют значительные различия.
1.по источникам формирования: право исходит от государства, состоит из норм, установленных государством; нормы же морали, а также обычаи, традиции, создаются обществом, и для того, чтобы они действовали, не обязательно признание их государством.
2. по форме: нормы права существуют только в официальной, установленной государством форме (письменной - закон, указ, постановление), для морали же не существует строго фиксированной формы.
3. по критериям, по которым оценивают поведение и поступки людей - мораль и право: мораль оценивает поведение с точки зрения добра и зла, чести, совести, поощряемого и порицаемого обществом, а право - с точки зрения правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого.
4. по характеру ответственности за нарушение норм права следует юридическая ответственность, а за нарушение норм морали - общественное порицание.
5. по объему регулируемых общественных отношений: нормы морали регулируют значительно больший круг общественных отношений, чем право. Не все общественные отношения подвержены правовому регулированию, в то время, как с точки зрения морали могут быть оценены любые поступки и отношения.
В то же время нормы права и нормы морали тесно связаны в регулировании общественных отношений. Нормы права только тогда добровольно соблюдаются и исполняются, когда они имеют моральное обоснование.
Обычно право понимается как совокупность правил поведения, установленных государством, и обеспеченных, в случае их невыполнения, принудительной силой государства.
Выделяются следующие признаки права:
1) Нормативность – право состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей. В нормах права закрепляется модель поведения, возможного и должного с точки зрения государства.
2) Общеобязательность - нормы права обязательны для всех членов общества, и, в случае их нарушения, государство может применить принуждение.
3) Формальная определенность- нормы права всегда существуют в письменной форме и обязательно облекаются в строго установленную форму ( законов, указов, постановлений). Эти акты принимаются по определенной установленной процедуре, нарушение которой влечет признание акта недействительным, не имеющим юридической силы.
4) Неперсонифицированность- отсутствие конкретного адресата. Нормы права адресуются всем членам общества, а не отдельным гражданам или организациям.