Функции права: понятия и виды.

Функции права — это наиболее существенные направл и стороны воздействия права на обществ отнош, в j раскрыв общечеловеч и классовая природа и соц назнач права: историч цель и служебная роль в жизни общ.

Многообразие путей влияния права на различ отн между людьми обусловл наличие у него множества функций. Однако среди такого многообразия функций необходимо выделить отдельные виды правовых функций. Итак, в рамках теории гос и права приводится следующая классификация:

• основные и иные общие функции права;

• производные от основных функции права: общие и частные;

• функции отраслей права, правовых институтов и отдельных прав норм.

Таким образом, по характеру воздействия на обществ отнош главной среди остальных правовых функций явл регулят функция права. Данная функция права состоит в правовом регулир, общесоц воспитательном и культ воздействии права на общест отнош.

По цели воздействия на общест отнош регулятив функ права подразделяется на три общих основных, собственно юр функции права:

1. Регулят-статическая функция права — данная функция состоит в закрепл в соответств прав нормах и институтах того, что составляет экономич, полит, соц-культ фундамент общ и гос, а также послед развития данных явлений.

2. Регулятивно-динамическая фун права — данная фун направл на обеспеч процесса достижения намеченных правовых задач, а также на запрограммирование результатов такого процесса.

3. Регулятивно-охранит функция пр — данная функция состоит в предупрежд и пресечении преступ и иных правонаруш, в защите и восстановл нарушен права.

Помимо общей основной собственно юр регулятив функции права, выделяют также общую неосновную несобственно юр функцию права — воспитательную.

Целесообразно также выделить второй критерий разд функций права — сфера регулир общест отнош. Согласно данному критерию, как было указано выше, в отдельную группу выделяют след производные от основных правовые функции:

1. Общие — экономич, политич, соц-культурная функции.

2. Частные — эколог, налоговая и др.

3. Функции отраслей права:

• конституц право — фун закр прав и св чел и гражданина;

• уголов право — фун опред деяний, j признаются преступными, и установл наказаний за их соверш и др.

4. Функции прав институтов — производные от основных и отраслевых функций права:

• граждан право — фун приобрет пр собств;

• семейное право — фун института усыновления (удочерения) и др.

5. Фун прав норм — производные от основных, отраслевых и функций прав институтов:

• конституц пр — учредит функ;

• труд пр — поощрит-ориентац функ;

• особен часть уголов пр — запретительная фунция.

Соц назнач права формир, складыв из потребностей обществ развития. В соответ с потребностями, соц необходимостями общ создаются законы, направл на закрепл определен отнош, их регулиров или охрану. Причем то или иное назнач права выступает тем отчетливее, нагляднее, чем острее ощущается потребность (необходимость) именно в соответств его соц роли - закрепить, защитить или направить развитие определ обществ отнош.

Направл воздействия - наиболее существ компонент функц права, оно явл своего рода ответом права на потребности обществ развития, результатом законодательной политики, j концентрирует эти потребности и трансформирует их в позитивное право.

Раскрывая понятие «функция права», следует обратить внимание и на соотнош таких категорий, как «правовое воздействие» и «прав регулир».

Прав возд - это не только чисто норматив, но и психологич, идеологич влияние права на чувства, сознание и действия людей. К формам правового воздействия отн, например, информац и ценностно-ориентац влияние права.

Прав регулир - это осуществл при помощи системы прав средств (юрид норм, прав отнош, прав предпис и др.) упорядочение обществ отнош.

1. Функ права вытекает из его сущности и определ назнач пр в общ. Функции - это «свечение» сущности пр в обществ отнош. В то же время, будучи проявлением имманентных свойств сущности, функции не сводятся к ним и не являются простой их «проекцией».

2. Фун права - это такое направл его воздействия на общест отнош, потребность в осуществ j порождает необходимость существ права как социалного явл.

3. Функция выражает наиболее существ, главные черты пр и направл на осуществл коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития.

4. Функция права представляет, как правило, направл его активного действия, упорядочивающего определен вид обществ отнош. Поэтому одним из важнейших признаков функции права явл ее динамизм.

5. Постоянство как необходимый признак функции характер стабильность, непрерывность, длительн ее действия. O постоянном характере фукции права можно говорить в том смысле, что она постоянно присуща праву. Но это не означает, что неизменным остается механизм и формы ее осуществл. Они измен и развиваю в соответст с потребн практики.

Без реализ функций не может решаться ни одна из задач, стоящих перед правом. Функции всегда направлены на их решение. Поэтому можно сказать, что определ задачи «требуют» и соответств функций. Однако их соотнош не столь однозначно. Дело в том, что сама по себе задача не явл первоосновой функции. Она вытекает из экономич, полит, социал потребностей общ, опред общесоц закономерн развития госуд и пр, особен соц-экономич условий отдельных этапов разв общ, гос (и соответ права), историчес обстанов, соотнош полит сил, национальными факторами и т.п.

Зависимость функции права от его задач проявл в том, что: во-первых, задачи нередко непосредственно обусловл самое существ функций; во-вторых, определяют их содержание и, в-третьих, самым существенным образом влияют на формы и методы их реализ, предопред конкретные направления прав воздействия.

Частное и публичное право.

Суть разделения права на частное и публичное состоит в разделении правовых норм на:

1.нормы, призванные обеспечивать прежде всего общезначимые (публичные) интересы, т.е. интересы общества, государства в целом (конституционное право, уголовное, уголовно-процессуальное, административное, финансовое, военное), и

2.нормы, защищающие интересы частных лиц (гражданское право, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское, кооперативное и т.д.).

Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство.

Частное право "обслуживает" в основном потребности частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве свободных и равноправных собственников.

В основе этой градации лежат две в известной мере самостоятельные сферы социальных отношений, иными словами - предметы правового регулирования. Публичное право - это область государственных дел, а частное право - область частных дел.

Частное право связано в первую очередь с возникновением и развитием института частной собственности и теми отношениями, которые зарождаются на его основе. Частная собственность, экономическая свобода, предпринимательство, равноправие и юридическая защищенность субъектов рыночной системы - неотъемлемые атрибуты гражданского общества, признанные всем цивилизованным миром.

Частное право - это совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка.

Публичное же право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбы с посягательствами на существующий строй.

Разумеется, указанные функции в конечном счете тоже отвечают интересам всех. Поэтому частное право не может существовать без публичного, ибо последнее призвано охранять и защищать первое. Частное право опирается на публичное, без которого оно могло бы быть обесценено. В общей правовой системе они тесно взаимосвязаны и их разграничение до некоторой степени условно.

Наши рекомендации