Форма государственного правления: понятие, основные виды.
Форма правления - организация высшей власти в госуд, характеризуемая системой и порядком образования высших органов государ, их взаимодействием с иными орган и населением.
Существуют две формы правления: монархия и республика.
Монархия - форма правления, при j в системе высших органов власти имеется монарх. Власть монарха не зависит ни от одного др орг государ, монарх никому неподотчетен и неподконтролен.
Монарх - лицо, осуществл высшую государств вл единолично, самостоятельно, и получившее эту власть по наследству в соответствии с законами о престолонаследии. Монарх осуществляет свою власть пожизненно.
Монархии различаются в зависимости от степени полномочий монарха. Выделяют:
1. Абсолютные монархии;
2. Ограниченные или конституц монархии, j в свою очередь делятся на:
- дуалистические;
- парламентские.
Абсолютные монархии характер полнотой вл монарха, в этом случае в руках монарха сосредоточена вся полнота вл.
Конституц (ограниченные) монархии характеризуют тем, что вл монарха ограничена Констит, на основании j в гос действуют два института высшей вл: монарх и парламент, j делят между собой полномочия. В зависимости от объема полномочий монарха констит монархии можно разделить на дуалистические и парламентарные.
Дуалистическая монархия характер тем, что парламенту принадлежит законодат вл, а монарх возглавляет исп власть, обладая реальными властн полномоч в этой области. Примерами могут служить Марокко, Иордания, Кувейт.
Парламентарная монархия характериз тем, что монарх лишен реальных полномочий и в области законодат, и в области исполнит вл. Он выпол представител функции, представляет гос во внешних сношениях, выпол роль главы государ. например, Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Япония.
Республика - форма правл, при j высшая власть в госуд принадлежит органу, избир населением на определ срок. Среди высших орг вл в республике выделяют: парламент, правительство и президент.
В зависимости от распределения полномочий между парламентом и правительством республики делятся на:
- парламентские;
- президентские.
Парламентские республики. Центральное место принадлежит парламенту, j формирует правительство. Правительство, в свою очередь, несет полит ответств перед парламентом. Президент также избирается парламентом, выполняет роль главы гос.
Достоинства парламентской респ. Народ влияет на власть, избирает парламент. Правительство подотчетно парламенту. Эту форму правления можно считать наиболее демократичной.
Недостатки парламентской респ. Характерна неустойчивость исп вл. Возникают коалиционные правительства, правительства меньшинства. Часты правительственные кризисы, отставки правительства. В неподготовленном общ введение такой формы правл грозит анархией. Недостатком может считаться и в некоторой мере формальный характер раздел вл, j проявляется в том, что и парламент, и правительство подчин одному и тому же лицу - председателю правительства, лидеру партий в парламенте, набравшей больше всех голосов. Президентские республики. В них полномочия между теми же самыми органами - парламентом, правительством, президентом - разделяются. Президент выступает как глава гос и одновременно обладает значительными полномочиями в области исп вл. Президент не зависим от парламента, избирается народам. И у Президента и у парламента один и тот же источник власти - народный суверенитет, потому эти две структуры равноценны, равнозначны.
В зависимости от степени полномочий Президента выделяют:
1. классич президентскую респ (США).
2. смешанную респ - или полупрезидентскую форму правления, - в j наличествуют черты и парламентской, и президентской республик. Здесь имеется глава правительства, правит формируется парламентом, но Президент имеет реальные полномочия в исполн вл (Россия, Франция по Конст 1958 г., Португалия и др.).
3. суперпрезидентскую республику - складывается в авторитарных режимах, где отсутствует или слабо развито разд вл. Президент практически осуществ всю полноту власти. Эта форма правления характерна для стран, в j установлена военная диктатура.
Достоинства президентской республики как формы правления:
1. народ имеет больше возможностей влиять на власть;
2. большая устойчивость власти.
Недостатки през республ:
Сущ возможность установления авторитарного режима, авторитарной власти при неразвитости демократич институтов.
53.Формы национально-государственного и административно-территориального устройства гос-ва.
Форма гос. устройства- это способ взаимосвязи территориальных образований гос-ва, закрепленный Конституцией.
Формы гос. устройства:
1)унитарное
2)федеративное
3)конфедерация
Унитарное(от латин.-единство)-это единая политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.(Украина, Франция)
Признаки унитарного гос-ва:
1)наличие единой Конституции
2)единое гражданство
3)единая система органов гос. власти
4)единая система правосудия
5)деление гос-ва на административно-территориальные единицы
Федерация(от латин.-союз)-это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий, имеющих собственные органы гос. Власти, Конституцию, часто право на двойное гражданство.
Признаки федерации:
1)наличие 2-х палатного парламента
2)территории федерации включают в себя территории субъектов федерации
3)сильный центр
4)субъекты федерации не являются полноправными гос-вами, они не имеют права на международные соглашения
5)они не обладают правом одностороннего выхода из союза - правом Сецессии
Принципы образования федерации:
1)территориальный
2)национально-территориальный
Конфедерация - межгосударств образование, это временный союз гос, созданный для достижения каких-либо целей (военных, экономич, политич).
Конфедерация не имеет единых органов вл (в конфедерации формируются некие общие органы, но они служат для достижения целей конфедерации и координации ее деятел, а не явл органами вл государ); она не обладает единой территорией,суверенитетом, в конфедерации отсутствуют единое законодательство, единая правовая система, единая система налогообложения, единая денежная система и прочие признаки государства.
Конфедерации, ассоциативные формы объединения - это не госуд, поэтому точнее называть их не формой государ устройства, а формой государственности. Форм объединения гос может быть множество, так, кроме названных, бывают содружества, блоки, коалиции и др.