Виды толкования по субъектам

Официальное толкование норм права – это разъяснение смыслового содержания юридических норм управомоченными на то органами, которое имеет обязательное значение для других субъектов.

Нормативное толкование – официальное разъяснение норм права, даваемое специально уполномоченным на то органом государства на основе обобщения юридической практики применения норм права. Нормативное толкование предназначено для: единообразной реализации нормативных предписаний (норм права); для правильного применения норм права. Действие нормативного толкования зависит: от статуса и правомочий органа, издавшего такое разъяснение, от юридической силы актов, которые трактуются. Нормативное разъяснение норм права: не содержит самостоятельных (новых) юридических норм, раскрывает – действительный смысл и сферу действия толкуемой нормы, условия ее реализации (применения), юридические права и обязанности субъектов права. В нормативных разъяснениях также указывается, как изменение условий, новая практика влияют на применение нормы, подпадают ли определенные новые факты под действие этой нормы и т.д.

Нормативное толкование норм права подразделяется на: аутентичное толкование норм права; легальное толкование норм права.

Аутентичное толкование норм права – это вид официального толкования норм права, содержащее разъяснение норм права, даваемое издавшим их правотворческим органом. Аутентическое толкование носит обязательный характер для тех управомоченных органов, которые применяют соответствующие нормы.

Легальное толкование норм права – это вид официального нормативного толкования норм права, осуществляемое субъектами, которым это право делегировано. Например, часть 5 статьи 125 Конституции РФ, Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

Казуальное толкование норм права – это вид официального толкования юридических норм, которое осуществляется правоприменительными органами к конкретным случаям.

Казуальное толкование – это официальное разъяснение смысла нормы, которое дается высшим судебным органом по поводу конкретного дела и обязательно при рассмотрении аналогичных судебных дел нижестоящими судебными органами. Цель казуального толкования норм права – принятие (вынесение) верного (правильного) решение по рассмотренному делу. Казуальное толкование имеет место тогда, когда в процессе правоприменения ставится специальная цель разъяснить норму права. Например, разъяснение вышестоящего суда по поводу и в связи с рассмотрением дела, если решения или определения нижестоящих судов по нему являются неправильными, не соответствующими закону.

Неофициальное толкование норм права осуществляется субъектами права не имеющими полномочий на официальное толкование и такое толкование норм права необязательно для других субъектов. Виды неофициального толкования норм права: 1. Доктринальное толкование норм права; 2. Профессиональное толкование норм права; 3. Обыденное толкование норм права.

17.Понятие формы (источника) права.

Источники (формы) права - это официальные способы внешнего выражения и закрепления норм права.

Вообще, в теории государ и права различают след виды правовых источников:

1) материал источники права — понимается сила творящая право; сюда мы относим не только экономические условия, но и потребности различных соц. групп

2) идеальные источники права — следует отнести правосознание и правовую к-ру. При этом имеется в виду как правосознание законодателей, так и правовое сознание народа, которое оказывает влияние на формирование права.

3) юрид источники права — это формы выражения, способы существования правовых норм, те способы, которыми норма права придается общеобязательность. В различных гос-вах используют. след формал. (юр.) источники

а) норм-прав акт;

б) нормат-прав договор;

в) прав обычай;

г) юр. прецедент.

Нормат-прав акт - это исходящий, как правило, от компетентного органа государ акт-документ, содерж нормы права.

В соврем государ нормат-прав акт представ собой наиболее распростр источник права. Он устанавл, изменяет, отменяет нормы права, вводит их в действие. Основными субъектами права, j принимают и издают норм-прав акты, явл соответств правотворческие органы государства. Они принимают и издают нормат-правовые акты на основе и в пределах своей компетенции

4)Историч. – источники познания права. Сюда можно отнести все то, что может дать нам информацию о праве и практике его реализации в определенном гос-ве и в опред. период времени. (летописи, берестянные грамоты и т.д.)

В лит-ре кроме термина источник права использ. термин форма права. При это следует учитывать что форма права может быть как внешней1 так и внутренней. Внутрен. форма права-это система права, внешняя форма представл. собой форму выражения правовых норм. Т.О, термины внешняя форма права и формальный источник права явл. синонимами.

18. Юридические факты и их классификация

Юридические факты - это определенные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, прекращение или изменение правоотношений.

Эти факты становятся юридическими не в силу каких-то особых внутренних свойств, а в результате признания их таковыми государством, законом.

Таким образом, придание правового характера тем или иным обстоятельствам целиком зависит от воли законодателя, официальной власти, а не от самих участников жизненного процесса, хотя без них эти обстоятельства могли бы и не наступить. Не право порождает подобные факты, они возникают и существуют помимо него, но право придает им статус юридических в целях их регуляции и упорядочения общественной и государственной жизни.

По волевому признаку юридические факты делятся на события и действия.

События - это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей. Например, стихийные бедствия - пожары (но не поджоги), наводнения, землетрясения, в результате которых гибнут люди, причиняется вред их имуществу, а стало быть, возникают соответствующие правоотношения, связанные с возмещением ущерба, наследованием, страховым вознаграждением и т.д.

Действия - это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные (поступление на работу или в вуз, выход на пенсию, регистрация брака) и неправомерные (все виды правонарушений).

Среди юридических фактов выделяются также правовые состояния (нахождение на воинской службе, в браке, в родстве, в розыске, в должности и т.д.).

По характеру последствий различают правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие факты (например, поступление в вуз порождает правоотношение между студентом и учебным заведением, окончание вуза - прекращает, а перевод на другую форму обучения в том же вузе - видоизменяет данное правоотношение).

19.Понятие, признаки и сущность государства

Основоположником термина «государство» считается Н.Макиавелли. Он указывал, что государство - это политическое состояние общества, состояние властвующих и подвластных.

1. Классический подход /арифметический/. Государство в данном случае понимается как совокупность трех элементов - власти» территории и населения. При этом решающее значение придается государственной власти. /Н.Аретин/.

2. Юридический подход. Его представители указывали, что государство - это особое юридическое лицо, особая корпорация, выражающая общую волю граждан /Г. Еллинек, Ж.-П.Эсмен, В.Орландо/.

3. Нормативистский подход. Его наиболее известный представитель Г.Кельзен считал, что государство - это определенный правовой порядок. Правопорядок государства в отличие от других правопорядков Кельзен называл централизованным.

Гос-во- это политика территориальная, суверенная организация публичной власти

Признаки государства - его существенные характеристики, отличающие его от других политических организаций

Выделяются следующие признаки государства:

1 Территориальная организация.

2Государственный суверенитет.

3.Наличие публичной власти.

4. Наличие системы специальных государственных органов /госаппарата/.

5. Связь с правом.

6. Система налогов и сборов.

В литературе иногда указываются и другие признаки /наличие вооруженных сил, единый язык для общения, единая денежная система, единая информационная и энергетическая системы, наличие определенной идеологии/.

20.Понятие и признаки нормы права

Право представляет собой сложную и многообразную систему юридических норм, общих правил поведения, распространяющихся на большой круг лиц и ситуаций и функционирующих относительно длительный период времени.

Государственно-властное веление, получившее логически завершенное, формально определенное закрепление в официальном тексте, выступает в качестве нормативного предписания. Специфичность правовой нормы проявляется в том, что она принимается государственными органами (парламентом, президентом, правительством, министерствами, ведомствами, губернаторами и др.) либо органами местного самоуправления, общественными организациями, но с санкции государства (делегированное правотворчество).

Социальное назначение правовых норм определяется их регулирующей ролью. Нормы призваны закреплять и стимулировать необходимые и желательные для общества и государства отношения, охранять от нарушений и воздействовать на социально нежелательные связи в целях ограничения, вытеснения, устранения этих нарушений.

Характерная особенность нормы права состоит в том, что она отражает наиболее важные, основные, существенные свойства, которые неизбежно повторяются, присутствуют во всех конкретных правоотношениях, возникающих на основе этой нормы права. Возьмем, к примеру, одно из наиболее распространенных отношений - купли-продажи. В такие отношения ежедневно вступают миллионы граждан, организаций, учреждений, предприятий для удовлетворения своих непосредственных нужд и потребностей. И тем не менее все многообразие указанных правоотношений купли-продажи, осуществляемых в магазинах, киосках, на рынках, а также субъектов и объектов этих правоотношений полностью охватывается несколькими статьями ГК РФ.

К признакам нормы права относят:

1) общеобязательный характер -государство адресует норму права не конкретным индивидам, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам;

2) формальная определенность - выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего она призвана четко и строго определять рамки деяний субъектов;

3) связь с государством - устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием;

4) предоставительно-обязывающий характер - представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

5) микросистемность - правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимосвязанных, взаимоупорядоченных элементов,

как гипотеза, диспозиция и санкция.

Первое отличие правовой нормы от любой другой состоит в том, что ее устанавливает государство.Для этого в государствах создаются специальные органы (парламент, сейм, дума, прези­дент, правительство, конгресс и т. д.).

Второе отличие правовой нормы от любой иной заключается втом, что она адресована всем членам общества,это общеобяза­тельное правило поведения.

Третье отличие состоит в том, что правовая норма охраняется и защищается государством.

И наконец, правовая норма должна быть специально оформле­на,т. е. должна иметь письменную форму и содержаться в законах, указах и иных документах, которые называются нормативно-пра­вовыми актами (они являются источниками права).

Наши рекомендации