Общая хар-ка теорий происхождения.
Теологическая те-я происхождения права - Фома Аквинский, Аврелий Августин.
Теологические теории происхождения гос-ва зародились в глубокой древности. Основным постулатом этих теорий был тезис о происхождении гос-ва из божественной воли. Эта мысль была отражена в Законах Хаммурапии др. юр. и религиоз. Памятниках. Развитие христианства и ислама послужило толчком к развитию данных концепций. Например, христианские мыслители не только провозглашали гос. Власть божественным установлением, но и выводили из этого тезис о необходимости подчинения имеющейся власти, в том числе церковной. Разновидностью теологической теории в средние века явилась теория двух мечей, согласно которой Бог дал церкви два меча, один из которых она вложила в ножны и оставила у себя, а другой она отдала светским государям для управления мирскими делами.
В исламской доктрине получила распространение концепция имамата, по которой деятельность правителя есть продолжение пророческой миссии.
Критики теологический теорий указывали на то, что провозглашение гос. власти имеющей божественное происхождение делает монарха непогрешимым и открывает дорогу для произвола главы государства.
Так как по мнению представителей Теологической теории, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей, поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.
Достоинства данной теории - способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности, препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.
Недостатки - данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.
Марксистская теория или материалистическая . - К. Маркс и Ф. Энгельс.
Сторонники данной теории говорили о том, что гос-во сущ. не всегда. На определённом этапе эконом. развития об-ва оно распадается на классы. Появляется частная собственность, имущественные излишки скапливаются у экономически господствующего гос-ва. Гос-во становится орудием защиты прав собственников и поддержания классового господства. Гос. власть сосредотачивается у экономически господствующего гос-ва. Т.О., гос-во присуще лишь классовому об-ву.
Патриархальная теория происхождения государства. Основатели - Аристотель, Платон, Конфуций.
Смысл патриархальной теории заключается в том, что государство состоит из разрастающийся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи и становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом - это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти.
Государство, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.
В Китае эту теорию развивал Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.
К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она:
- способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти;
- культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).
Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:
- в семье существуют действительные родственные связи, в то время как весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками;
- монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа; монарх не является родственником подавляющего большинства населения; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения);
- вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи еще и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытно-общинного строя.
Договорная (естественно-правовая)теория происхождения государства. Основатели- Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш.-Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо.
В договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство — это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.
Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до того индивидами на объединение, на образование государства, превращая неорганизованное множество людей в единый народ. Но это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий конститутивный (устанавливающий) характер, создающий гражданское общество и государственное образование — политическую организацию — государство.
Теория общественного договора имела большое прогрессивное значение:
- были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;
- сделан шаг к созданию гражданского общества;
-фактически выдвинут принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа и принадлежит народу;
- государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;
- согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;
- в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.
Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность:
- "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали другими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий;
- ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;
- сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;
- общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.
Теория насилия. Основатели - Шан Ян, Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский
Главную причину возникновения гос-ва представители данной теории усматривали в завоевании одних племен другими. Гос-во появляется как инструмент поддержания господства над завоеванными народами. Т.О. гос-во возникает прежде всего как аппарат принуждения. Победившие племена образуют правящий класс, а побежденные класс рабочих и служащих.
В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил.
Многие иные формы государственной деятельности подкреплены принудительной силой государства (иначе говоря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.
Многие государства были созданы путем насилия (пример - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью" - Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).
Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское государство; Великая Британия; США и др.
Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств
Органическая теория. Основатели - Г. Спенсер, Рене Вормс
Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность возможно понять исходя из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии.
Представления о государстве как о своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы первоначально ещё древнегреческими мыслителями. Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека как существа изолированного. Образно свои взгляды он аргументировал следующим сравнением: как руки и ноги отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства.
Психологическая теория. Основатели -Л. Петражицкий, З.Фрейд
Возникновение гос-во обусловлено со след причинами психологич. хар-ра:
1)наличие в психике людей потребности в подчинении. Каждому чел-ку свойственно стремление к подражанию, подчинению либо стремление к власти
2)Наделение вождей и шаманов в первобытном об-ве сверхъявственными качествами, что возвышало их над остальными общинниками.
Т.О., гос-во явл. Продуктом психологич. Противоречий в первобытном об-ве и призвано эти противоречия разрешать или смягчать.
Естественно-пр те-я - Гуго Гроций.
Сторонники этой теории убеждены, что кроме устанавление гос-вом права сущ-т и естественные права, присущие чел от рождения. Их никто (ни общ, ни гос) человеку не дарует. Они явл условиями существ чел, его жизнедеятельности. В числе таких прав – право на жизнь, здоровье и др неотчуждаемые права.
Сторонники этой концепции утверждали, что естественные права – это высшие права по отн к позитивному праву (законам, обычаям, прецедентам), это права, воплощающие в себе разум и вечную справедливость.
Историческая школа права сложилась в первой пол 19 века в Герм. Основатели – Ф. К. Савиньи, Густав Гуго. Согласно взглядам сторонников историч школы право не создается закон-лями, оно появляется самопроизвольно в результ разв народного духа, примерно так же, как появл язык. Задача ученых-правоведов состоит в том, чтобы уметь уловить и выразить проявления правов народного духа, изложить его положения в юр формулах, а законодатель, имея готовое право, должен его переработать в законодательство. Сначала оно живет в форме обычаев, затем в деятельности юристов, которые его систематизируют, никогда не теряя органической связи с демократическим правосознанием.
10. Основные права и свободы чел-ка и гражданина: понятие, классификация:
Первыми международными документами, закреплявшими права чел-ка в систематизированном виде, явились Билль о правах К. США (1971) и Декларация прав чел-ка и гражданина во Франции (1789) Крупнейшим международным актом о правах чел-ка является Всеобщая декларация прав человека 1948, принятая Генеральной Ассамблеей ООН. Кроме того, правам и свободам человека и гражданина посвящены Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966);
Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в К многих государств, в том числе и К РФ 1993г. Права человека при этом провозглашаются естественными, т.е. принадлежащим ему от рождения.
Права человека- это его естественные возможности, обеспечивающие его жизнь, достоинство и свободу деятельности в различных сферах жизни.
Основные права и свободы человека неотъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вненациональны.
В соответствии со сферами, в которых они реализуются, права и свободы человека подразделяются на гражданские (личные),
экономические, политические, социальные, культурные, экологические, информационные.
К гражданским правам относят право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенностъ, право на неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную тайну, право на свободу передвижения, свободный выбор места пребывания и жительства.
Экономическими правами являются право частной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право свободно выбирать род занятий и профессию и др.
К политическим правам относятся право на гражданство, право на объединение, свобода собраний, митингов и шествий, избирательное право и т .д.
Социальными правами являются право на труд, на социальное обеспечение, право на отдых, право на охрану здоровья и др.
Культурные права составляют право на пользование родным
языком, свобода совести и вероисповедания, художественного, технического и иных видов творчества, право на образование, право на доступ к культурным ценностям и т.п.
Экологические права - это право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.
Информационные права - это свобода слова, право собирать,
передавать и распространять информацию любым законным способом.
11. Политическая система об-ва: понятие, структура.
Пол. система – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и институтов, организующих пол. власть, а также взаимосвязь граждан и гос-ва.
Выделяются след. ф-ии пол. системы:
1)контроль за сферой распределения ценностей
2)интеграция об-ва, разрешение или смягчение общественных пртиворечий
3)политическое ректутировании, т.е. вовлечение граждан в полит. жизнь.