Национальная правовая система и международное право.
В сравнительном правоведении применяется термин "национальная правовая система", под которым некоторыми авторами понимается "конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии конкретной страны (государства)".
Предназначение категории "национальная правовая система" заключается в отображении целостного комплекса правовых явлений конкретного общества, обусловленного объективными закономерностями его развития, осознаваемого и воспроизводимого людьми и их организациями.
Структура национальной правовой системы:
взаимодействие права,
юридической практики
правовой психологии.
«Национальную правовую систему» можно определить как характерную для данного государства целостную совокупность действующих на его территории правовых норм, а также юридических органов, учреждений, организаций и правовой идеологии, обеспечивающих в процессе юридической практики, опосредованной правовой психологией, урегулирование общественных отношений в соответствии с объективными закономерностями развития общества.
В доктрине международного права были выработаны три концепции соотношения международного и внутригосударственного права: одна дуалистическая и две монистических.
I) Немецкий юрист-международник Г. Трипель и его итальянский коллега Д. Анцилотти - видные сторонники дуалистической концепции 1 Дуализм (лат. dualis - двойственный) - двойственность, раздвоенность.- полагали, что международное право и внутригосударственное право «представляют собой отдельные правопорядки».
Эта концепция нашла широкое распространение в конце XIX - начале XX вв. среди немецких юристов. Теоретическую основу данной концепции составили идеи Гегеля о том, что государство есть «дух в его субстанциональной разумности и непосредственной действительности», поэтому государство есть «абсолютная власть на земле». Исходя из этого оно правомочно по собственной воле создавать и изменять не только нормы внутригосударственного права, но и нормы «внешнегосударственного» (международного) права.
II) Представители монистических концепций Монизм (гр. monos - один) - философское учение, признающее основой всего сущего одно начало: материю или дух; исходят из признания единства обеих систем права, полагая, что международное и внутригосударственное право - это части единой системы права. Монистическое направление международно-правовой мысли в свою очередь делится на две ветви: 1) концепцию примата (верховенства) внутригосударственного права; 2) концепцию примата международного права.
Концепция примата внутригосударственного права получила распространение в конце XIX - начале XX вв. в Германии, потому что в это время экономика страны была на подъеме и ей нужны были новые рынки сбыта и сырья. Но даже буржуазное международное право представляло определенное препятствие на пути германской экспансии. Это и вызвало появление концепции верховенства внутригосударственного права над международным, чтобы теоретически оправдать действия германского милитаризма на международной арене.
Самым же авторитетным представителем второго монистического направления (концепции примата международного права) является Кельзен исходя из своей «чистой теории права», считал, что соотношение между международным правопорядком и национальными правопорядками «напоминает соотношение национального правопорядка и внутренних норм корпорации».
Следует отметить, что международное право и внутригосударственное право - это две самостоятельные системы права, находящиеся во взаимосвязи и взаимодействии. Объективно не существует примата одной системы права над другой, поскольку они регулируют разные виды социальных отношений. Однако в связи с тем что нормы международного права имеют целью обеспечить всеобщий мир и безопасность, защитить права и основные свободы человека, содействовать плодотворному сотрудничеству государств в различных областях, т.е. закрепляют и обеспечивают достижение высших ценностей человечества, государства могут в своем конституционном и текущем законодательстве провозгласить признание верховенства норм международного права над нормами внутригосударственного права. Делается это не в силу объективно присущего верховенства системы международного права над внутригосударственным, а с целью сознательного объединения потенциала двух систем права в деле достижения и охраны высших ценностей человеческой цивилизации.