Законодательный процесс по Конституции России.
Законодательный процесс - это деятельность граждан или компетентных органов государственной власти по подготовке, принятию и введению в силу законов, имеющая несколько последовательных стадий.
В федеративном государстве законодательный процесс может проходить на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации.
Законодательный процесс на федеральном уровне имеет пять основных стадий:
1. Законодательная инициатива - это внесение в нижнюю палату федерального парламента текста законопроекта с пакетом сопутствующих документов (обоснованием необходимости принятия нового закона, перечнем нормативно-правовых актов, потребующих принятия, изменения или отмены вслед за принятием нового закона и т.п.). Субъекты законодательной инициативы четко определены законом. Чаще всего это глава государства, палаты и депутаты федерального парламента, правительство, высшие федеральные суды, законодательные органы субъектов федерации.
2. Подготовка законопроекта к принятию проходит в комитетах нижней палаты федерального парламента. Здесь анализируется текст законопроекта, проводятся парламентские слушания и экспертизы с привлечением специалистов.
3. Принятие закона на пленарном заседании нижней палаты федерального парламента проводится в трех чтениях: первое чтение определяет необходимость принятия закона; во втором чтении закон принимается по существу с учетом всех поправок и замечаний; третье чтение - это принятие закона в целом. В каждом чтении закон принимается простым или квалифицированным большинством (федеральные законы в Государственной Думе принимаются простым большинством - 1/2 от общего числа депутатов, федеральные конституционные законы - большинством в 2/3).
4. Рассмотрение принятого закона верхней палатой федерального парламента. В результате рассмотрения закон может быть одобрен, тогда он направляется к главе государства, или отклонен.
5. Промульгация - это подписание закона главой государства (в России президент рассматривает закон в течение 14 дней) и его опубликование в официальных источниках (в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации).
Дополнительные стадии законодательного процесса могут возникнуть:
1. В результате отклонения закона верхней палатой парламента, тогда создается согласительная комиссия, которая вырабатывает рекомендации по изменению текста закона и направляет их в комитет нижней палаты, осуществлявший подготовку законопроекта (вето верхней палаты). Если текст закона будет вновь принят в первоначальной редакции квалифицированным большинством (в Государственной Думе Российской Федерации - 2/3), он должен быть одобрен;
2. В результате отказа подписать закон главой государства (вето главы государства). В этом случае закон также направляется в комитет нижней палаты. Вето преодолевается путем принятия и одобрения первоначальной редакции закона квалифицированным большинством в каждой палате федерального парламента (в России - 2/3 в Государственной Думе и Совете Федерации). В этом случае глава государства обязан подписать закон в более короткий срок (в России - в течение 7 дней).
На уровне субъектов федерации законодательный процесс имеет четыре основные стадии: законодательную инициативу, подготовку закона в комитете законодательного органа (Законодательного Собрания Кировской области), принятие закона на пленарном заседании законодательного органа (в двух чтениях) и промульгацию - подписание и опубликование закона высшим должностным лицом субъекта федерации (губернатором области) в официальном источнике. Дополнительная стадия может возникнуть только в случае отклонения закона на последней стадии (вето губернатора). Однако вето может быть преодолено.
В любом государстве законодательный процесс может осуществляться по процедуре проведения референдума, в данном случае законодателем будет являться народ.
Проблема соотношения права и закона существовала практически всегда. Суть данной проблемы кратно сводится к следующему. Существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые и считаются «правовыми законами». Здесь право и закон совпадают. Но есть и такие законы, которые не отвечают правовым критериям, а, значит, с правом не совпадают. В данном случае для разрешения проблемы соотношения права и закона, как и в решении вопроса о соотношении государства и права, сталкиваются два различных подхода.
Один из них ориентирован на то, что государство является единственным и исключительным источником права и что все то, о чем говорит государство через свои законы, это и есть право.
Другой подход основывается на том, что право как регулятор общественных отношений считается относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону, в качестве естественного права, социально—исторически обусловленного, рождающегося в объективных общественных отношениях. В данном случае государство и право признаются относительно самостоятельными по отношению друг к другу институтами. Право при этом определяется, как форма свободы в реальных отношениях, реальная мера этой свободы. При таком правопонимании государство не только не рассматривается в качестве творца или источника права, но, и наоборот, само объявляется связанным или, по крайней мере, значительно ограниченным правом в своих действиях. Оно представляется в качестве института, который не только устанавливает, сколько формулирует или выводит право, благодаря законотворческой деятельности, из объективно существующей экономической, социально—политической и иной действительности. Государство, в этом случае, творец и источник законов, но не права. Государство монополизирует законотворческую, а не правотворческую деятельность.
Но в этом случае возникают вопросы: каков критерий «правовых законов»? Какие законы можно рассматривать как совпадающие с правом, а какие нет? Какие существуют объективные основания для отнесения одних законов к разряду правовых?
В литературе в качестве критерия для разграничения права и закона предлагалась «общая воля», моральные основания – справедливость, добро, гуманность, зло. В этих целях использовалось и понятие – правовой идеал, «закон законов». Но все это все—таки не способствует решению проблемы соотношения права и закона. В настоящее время констатируется факт нерешенности, но в то же время огромной социальной значимости проблемы соотношения права и закона для правовых систем.