Пути укрепления правопорядка.
а основе анализа имеющейся научной литературы следует отметить, что решение проблем укрепления правопорядка рассматриваются в разных аспектах, что является положительным, поскольку внимание уделяется не только различным сферам общественной жизни, но и различным возможным путям решения обозначенной проблемы. Укрепление правопорядка, рассматривается, таким образом, в разных аспектах.
О.П. Сауляк утверждает - и с этим вполне можно согласиться, что обеспечить должный правопорядок раз и навсегда - принципиально невозможная задачаСауляк О.П. Нравственный потенциал и правопорядок в современной России // Юридический мир. 2007. N 5. . Его образ, который еще недавно представлялся безупречным, сегодня уже может не отвечать потребностям текущего момента. Достижение правопорядка - эта вечная головоломка, за разрешение которой каждое очередное поколение, живущее в специфичной для него сетке пространственно-временных и социально-культурных координат, вынуждено браться снова и снова.
Реальный уровень правопорядка, сложившегося в конкретном социуме, обусловлен сложным характером взаимодействия множества факторов, хитросплетениями разнообразных детерминант. Методология требует учитывать в процессе правовых преобразований не только объективные закономерности общественного реформирования, работающие подобно часовому механизму, но и социально-культурные реалии и традиции, господствующие в рамках конкретного социума. Правопорядок всегда имеет конкретно-исторический смысл. Отсюда правильным представляется тезис: «Каково общество - таков и правопорядок». В известной мере верно и обратное утверждение: «Каков правопорядок - таково и общество».
Такое видение правопорядка позволяет преодолеть юридический романтизм, получивший в последние годы широкое распространение в теории и практике государственно-правового строительства, согласно которому можно изменить характеристики правопорядка, опираясь лишь на систему юридических методов и средств. В действительности же его качественные параметры во многом определяются метаправовыми причинами и условиями. Одним из таких факторов является нравственный потенциал общества - показатель морального состояния последнего социума, определяющий способности людей к общению и коллективным действиям.
Исследование роли нравственного потенциала общества в совершенствовании правопорядка позволяет в определенной мере прогнозировать динамику последнего, определить наиболее уязвимые места, выработать меры, необходимые для его защиты и укрепления. Эти проблемы представляются особенно значимыми для нашей страны. Идеология рыночного фундаментализма, основанная на свойственных ей ценностях, постулирует веру в безграничные возможности механизмов рынка, способных разрешить все проблемы, с которыми сталкивается общество, включая и обеспечение подлинно демократического правопорядка, согласование интересов различных социальных групп, торжество закона и социальной справедливости. Но новые нравственные нормы и ориентиры не настолько реалистичны и жизнеспособны.
Не будет преувеличением сказать, что сегодня деньги правят жизнью людей в большей степени, чем когда-либо раньше. Конкуренция - это движущая сила, заставляющая рыночную экономику работать. Однако для того, чтобы она оказывала положительное воздействие на развитие социально-экономических процессов, необходимо наличие целого ряда других условий.
Прежде всего развитая система государственного регулирования, включая прогнозирование экономики, определение приоритетов в научно-техническом развитии и образовании, проведение жесткой антимонопольной политики. Кроме того, позитивный эффект конкуренции возможен только там, где хозяйствующие субъекты готовы соблюдать юридические правила экономической игры и накладывать нравственные цепи на собственные аппетиты, где побеждает мораль честной наживы, стремление к справедливости оказывается сильнее жадности, а здравое мышление выше тщеславия и самонадеянности. В противном случае, когда правовые и нравственные аксиомы, принципы и нормы участниками конкурентной борьбы предаются забвению, ее результаты могут быть губительны для правового и социального порядков.
Результаты радикальных преобразований, с которыми многие связывали надежды на подъем национальной экономики и улучшение уровня жизни, вследствие отсутствия четкой государственной стратегии и низкого качества управления в начальный период реформ оказались крайне далеки от первоначальных ожиданий. Провал шоковой терапии обернулся не только падением экономического потенциала страны, вынужденной догонять свои прежние достижения, но и резким снижением качества жизни населения. Низкий уровень дохода лишает человека возможности полноценно питаться, лечиться и получать образование. Увеличение масштабов бедности, отбрасывающей все более широкие слои населения на обочину жизни, провоцирует устойчивый рост противоправного поведения и ситуативной преступности. Следовательно, преодоление этих явлений - одно из первейших условий укрепления правопорядка.
Таким образом, устойчивый правопорядок недостижим без определенных изменений в духовно-нравственных, идейно-правовых устоях социальных групп, в ценностных установках и уровне правовой культуры граждан, без осознания и добровольного выполнения абсолютным их большинством своих обязанностей перед обществом и государством. Для создания такого состояния общества необходима планомерная и целенаправленная работа государственных институтов, и прежде всего правоохранительных, по формированию и развитию определенной правовой политики, соответствующей идеологии с четко выраженными, реально достижимыми и конкретно реализуемыми задачами в области правовой культуры как российского социума, так и его граждан. Ведь в конечном итоге не государство, а именно общество является носителем и основным субъектом правопорядка.
Фактор единения социальных сил вокруг идей права проявил себя в ходе принятия и введения в действие новой Конституции РФ. Утверждение принципа господства права предполагает законодательное признание, закрепление и защиту всех юридически значимых аспектов свободы человека как независимого и автономного субъекта во всех сферах общественной жизни. Меру реализации согласия между государством и обществом определяют концептуальные основы права, на фундаменте которых строится конституционный порядок.
Идеи верховенства правового закона и требования правовой законности и правопорядка нашли свое закрепление в Конституции РФ. Прежде всего закрепление в Основном Законе прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека означает, что все действующее в России позитивное право (закон) должно соответствовать этим естественным человеческим правам (т.е. праву). Актуальнейшая задача современного российского общества - воплощение конституционных положений в реальную жизнь.
В современный период в российском праве на первый план выходит концепция, согласно которой человек, его права и свободы - высшая ценность не «на бумаге», а на практике. Права и свободы человека и гражданина определяют всю правовую систему общества, основы конституционного строя государства, характер административного управления, независимость судебной власти, разветвленность и работоспособность системы органов местного самоуправления, гарантирующих эти права и свободы.
Вместе с тем без соответствующих гарантий провозглашенные в конституции права и свободы - пустой звук. Вопрос о гарантиях возникает всякий раз, когда осуществляется переход от должного к сущему. Наибольшую необходимость в гарантиях права и свободы испытывают потому, что их реализация требует не только благоприятных условий, но и подкрепленной эффективными средствами активной деятельности как государства, его органов, общественных объединений, так и самих гражданЧухвичев Д.В. Убеждение как форма государственного обеспечения нормы права // Правоведение. 1996. N 2.. Вот почему в Конституции РФ, наряду с закреплением неотчуждаемых и прирожденных прав и свобод человека и их характеристикой в качестве высшей ценности, одновременно подчеркивается обязанность государства в области действия и реализации этих прав и свобод.
Некоторые ученые считают, что для того, чтобы основные принципы организации и деятельности государства были осуществлены на деле, необходимо, чтобы в конституции содержались положения, регламентирующие не только структуру и компетенцию органов государственной власти, но также гражданские права и свободы, которые являются целью демократически устроенного государстваКондратенко В.И. Правовые конфликты в контексте теории правопорядка // История государства и права. 2007. N 9.. Кроме того, конституция должна устанавливать пределы посягательств государства на свободу и самостоятельность личности, определять границы свободы человека и надежно гарантировать эти свободы.
Юридические гарантии прав и свобод непосредственно связаны с применением правовых норм и выражаются в правовой деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, наконец, самих граждан. Однако надо иметь в виду, что в качестве правовых гарантий выступает не любая деятельность, а только та, с которой закон связывает наступление определенных юридических последствий.
«Государству здесь придется начать с себя, - отмечал в открытом письме к российским избирателям Президент РФ В.В. Путин. - Оно должно не только устанавливать равные правила, но и соблюдать их. Только так добьемся от каждого выполнения единых, определенных законом норм поведения. В неправовом, а потому слабом государстве человек беззащитен и несвободен. Чем сильнее государство, тем свободнее личность. При демократии ваши и мои права ограничены такими же правами других людей. На признании этой простой истины и строится закон, которым должны руководствоваться все - от представителя власти до рядового гражданина» Комсомольская правда. 2000. 25 февраля.. Таким образом, наиважнейший путь для укрепления правопорядка в российском государстве - это выполнение предписаний закона всеми членами общества, а также самими государственными органами их служащими.
Формирование правового государства и уважение прав человека - задача чрезвычайно трудная, и ее решение возможно лишь в результате многих лет усилий всего общества, связанных с преодолением как наследия прошлого, так и тех ошибок и просчетов, которые были допущены в последние годы.
Происходящие в нашем обществе динамичные процессы политического, экономического, социального и культурного развития, совершенствование общественных отношений, рост нетерпимости граждан к различным антиобщественным проявлениям - все это требует значительного повышения эффективности охраны всех видов собственности, законности и правопорядка, участия в этом процессе граждан. Это требование в равной степени относится как к предупреждению (профилактике) преступлений, обеспечению правопорядка в городах и сельской местности, так и участию граждан в обеспечении исправления лиц, вовлекаемых в сферу предупредительного воздействия, и их ресоциализацию, что органически соответствует сущности правового государства, его гуманистической направленности, принципам законности и социальной справедливости.
Важно определить правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка, включая их место и роль в этом процессе. Это означает: во-первых, противодействие криминогенным процессам в обществе, обеспечение сдерживания и сокращения правонарушений; во-вторых, способствование созданию и укреплению в обществе атмосферы спокойствия и стабильности; в-третьих, устранение угрозы правам, свободам и законным интересам членов общества и государству; в-четвертых, придание соответствующим правовым положениям подлинного комплексного характера, с тем чтобы они в полной мере содействовали расширению масштабов по повышению результатов участия граждан в обеспечении правопорядка; в-пятых, усиление юридических гарантий участников общественных отношений в сфере обеспечения правопорядка вплоть до придания важнейшим из таких гарантий силы закона; кроме того, необходима четкая систематизация (автоматизация) нормативного материала, касающегося участия граждан в обеспечении правопорядка.
Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка, по мнению Н.Д. Нечевина, должно определяться четко сформулированными и прошедшими научную апробацию концептуальными положениями, традициями, историческим опытомНечевин Н.Д. Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка в современных условиях // Российский следователь. 2005. N 7. - С.23..
Происходящие в последние годы в России процессы негативно сказались на ранее существовавшей системе участия граждан в обеспечении правопорядка и профилактики преступлений.
В настоящее время практически разрушена работа по обеспечению правопорядка и предупреждению преступлений по месту жительства, в том числе и из-за отсутствия нормативно-правового, организационного и ресурсного обеспечения. Это привело к возрастанию числа лиц, совершающих посягательства на собственность и личность, особенно в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения. В структуре преступников увеличивается доля лиц, не имеющих постоянного источника дохода.
К сожалению, интенсивное развитие политических общественных объединений сегодня приводит к многообразному характеру их деятельности, но не охватывает такого важного направления, как обеспечение правопорядка и профилактики преступлений. Несмотря на ослабление безопасности человека в современных условиях, граждане не используют своего конституционного права для создания общественных объединений, основной целью которых было бы обеспечение правопорядка и предупреждение преступлений. Поэтому при формировании системы обеспечения правопорядка, принимая решение о включении в нее общественных институтов, необходимо учитывать наш исторический опыт, не отказываться от реанимирования результативных форм и методов работы.
Восстановление и развитие системы участия граждан в обеспечении правопорядка требует определенной последовательности: во-первых, научное обоснование; во-вторых, официальная концепция; в-третьих, законодательное обеспечение и его концепция; в-четвертых, организационные меры.
Но уже сейчас можно сказать, что направления, по которым возможно и целесообразно вести работу по совершенствованию правового регулирования участия граждан в обеспечении правопорядка в современный период, представляются очевидными. При этом надо заметить их тесную взаимосвязь и известное переплетение; ни одно из этих направлений нельзя рассматривать как самостоятельное, независимое от других.
Таким образом, изучение опыта правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка приводит к выводу о целесообразности его совершенствования как в законодательном, так и организационном плане.