Историко-материалистическая гипотеза о происхождении государства и права
Предмет и методы ТГП
Предметом ТГП являются основные закономерности возникновения развития и функционирования гос-ва и права, как всеизвестных социальных институтов. В предмет ТГП входят также обще-правовые категории и понятия, например: норма права, правовые отношения, правонарушение и юр.ответственность, законность и правопорядок, механизм правового регулирования, форма гос-го правления, функции гос-ва и т.д. и т.п.
Метод
Термин методология имеет 3 значения, 2 из них являются главными. 1.М-ия – это совокупность принципов, правил, приемов научной деятельности, к-рые применяются для получения знаний объективно отражающих действительность. 2.М-ия – это учение о конкретных методах научного исследования. 3.М-ия – это система особых принципов, предметов и способов изучения закономерности возникновения развития и функционирования гос-ных и правовых явлений. Принято различать всеобщие методы, общенаучные методы и частно-научные методы. В основе методологии лежит диалектика, как учение о всеобщей динамической связи явлений окружающего нас мира, о наиболее общих законах его развития. При этом при изучении гос-но-правовых явлений, ТГП использует такие принципы диалектики, как многосторонность, учет практики, которая сложилась в процессе функционирования государственно-правовых явлений. Общенаучные методы – это такие методы, к-ые применяются во многих науках на отдельных этапах проводимых исследований. К ним относятся: анализ и синтез, а также системных подход. К частно-научным методам относятся конкретные социологические исследования (анкетирование, интервью). Третий метод – социально правовой.
В Др.Риме уже знали, что без специально подготовленных юристов не может функционировать правовая система. От уровня развития ТГП зависит состояние юрис-ции в целом. ТГП способствует формированию рос-го юриста в духе демократических, гуманистических тенденций, необходимой политической и правовой культуры. Только юрист, эрудированный, имеющий прочные правовые знания, ориентированный на защиту прав и свобод чел-ка и социально обусловленную рыночную экономику, в состоянии продуктивно работать в современном мире.
Функции ТГП
Функции ТГП: 1.позновательная функция (направлена на изучение и объяснение процессов, происходящих в госно-правовой сфере, определение их сущности, содержания и тенденций развития); 2.методологическая (выражается в выработке общей теорией познания госно-правовых явлений методов, используемых отраслевыми юр.науками для освоения своих сфер исследования); 3.прогматическая (это наука вырабатывает практические рекомендации для государства и чиновников); 4.прогностическая (направлена на формулирование прогнозов относительно развития не только отдельных гос-но-правовых институтов или актов, но и динамики преступности, дальнейшего развития гос-но-правовой жизни страны или группы стран и регионов); 5.воспитательная (призвана воспитывать уважение к праву, к закону, способствовать повышению правовой культуры и т.д.). Все названные функции связаны между собой, дополняют друг друга, а взятые в совокупности, дают наиболее полное представление о месте и роли теории государства и права в жизни общества.
3) Место ТГП в системе юридических дисциплин
Место теории государства и права в системе юридических наук определяется, прежде всего, ее особенностями и характерными чертами:
1. Теория государства и права вводная учебная дисциплина, которая дает исходные положения юридической науки;
2. Теория государства и права фундаментальная наука, в составе юридической науки она относится к первому блоку знаний;
3. Теория государства и права обобщающая наука, берет общие вопросы всех отраслевых наук. Например, вопросы толкования, юридической техники;
4. Теория государства и права методологическая наука, она разрабатывает положения, которые используются другими юридическими;
Государство и право – объект изучения многих юридических и гуманитарных наук, в том числе и теории государства и права.
Теория государства и права занимает ведущее место в системе юридических наук, так как основным для нее является исследование государства и права.
Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия, которые являются теоретической базой для других юридических и гуманитарных наук.
Среди юридических наук теория государства и права имеет особое методологическое значение, так как в отличие от историко–правовых наук она не изучает государство и право в историческом развитии и хронологической последовательности, а определяет общие закономерности государственно–правового функционирования, анализирует и обобщает конкретные исторические данные, факты, события и процессы.
В отличие от отраслевых юридических наук и независимо от времени и пространства теория государства и права обобщает отраслевые юридические знания, определяет их взаимосвязь, устанавливает юридические явления и процессы, которыми впоследствии все отраслевые юридические науки руководствуются.
Теория государства и права – обобщающая наука, поскольку для отраслевых юридических наук (гражданского, уголовного, трудового,административного права) она имеет руководящее и координирующее значение.
По кругу лиц.
Предметное действие. Нормативные акты регулируют разные по своему характеру отношения. При этом, например, акты, рассчитанные на регулирование имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, не имеют силы в отношениях между государственными органами и наоборот. Другими словами, только в качестве исключения (в ситуации так называемого субсидиарного применения права) нормы одной отрасли могут распространить свое действие на отношения, регулируемые нормативными актами другой отрасли права.
Действие по кругу лиц означает, по общему правилу, распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Но из данного правила есть три исключения.
Во-первых, главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств и некоторые другие иностранные граждане пользуются правом экстерриториальности (наделены дипломатическим иммунитетом) и, следовательно, к ним не могут быть применены меры ответственности и меры государственного принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях.
Во-вторых, проживающие на территории государства иностранные лица и лица без гражданства, хотя и пользуются широким кругом прав и свобод наряду с гражданами, в некоторых правоотношениях не могут выступать носителями прав. Они не могут, например, избирать и быть избранными в органы государственной власти, в судьи; не могут состоять на службе в вооруженных силах и органах внутренних дел.
В-третьих, некоторые нормативные акты, например предусматривающие уголовную ответственность, распространяются на граждан независимо от их места нахождения и независимо от того, понесли они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет.
Адресатами нормативных актов могут быть все граждане или определенные группы населения, все должностные лица или отдельные их категории.
Публичное и частное право.
Публичное право – это система правовых норм, которые закрепляют и регламентируют порядок деятельности органов государственной власти и управления.
Признаки публичного права:
1) наличие в качестве предмета правового регулирования общественных отношений в области государственной власти и управления;
2) опора при осуществлении правового регулирования на императивный (субординационный) метод правового регулирования;
3) наличие между субъектами вертикальной связи властного характера;
4) объединение в своем содержании нескольких отраслей права.
К публичному праву относятся следующие отрасли российского права:
1) конституционное;
2) административное;
3) уголовное;
4) финансовое;
5) земельное;
6) уголовно–исполнительное;
7) уголовно–процессуальное и др.
Частное право– это упорядоченная совокупность правовых норм, которые охраняют и регулируют отношения частных лиц.
Признаки:
1) наличие в качестве предмета правового регулирования отношений, возникающих между частными лицами;
2) опора при осуществлении правового регулирования на диспозитивный (координационный) метод правового регулирования;
3) наличие горизонтальных связей между равными субъектами;
4) объединение нескольких отраслей права.
К частному праву относятся следующие отрасли права:
1) гражданское;
2) семейное;
3) трудовое и др.;
Черты, свидетельствующие о принадлежности конкретной отрасли права к частному либо публичному праву:
1) интерес,который в публичном праве может быть общественным и государственным, а в частном праве – частным;
2) предмет правового регулирования,который в частном праве состоит из норм,
регулирующих имущественные отношения, а в публичном – неимущественные отношения;
3) метод правового регулирования,которым в публичном праве является субординационный метод, а в частном – координационный;
4) субъективный состав,который в частном праве представлен частными лицами, а в публичном – государством, частными лицами. Соотношение частного и публичного права:
1) публичное право является сферой власти и подчинения, а частное – сферой свободы и частной инициативы;
2) частное право регулирует частные имущественные отношения, а публичное – отношения, в которых одной из сторон является государство;
3) в частном праве различают отношения, которые возникают между частными лицами, а в публичном – отношения, которые могут возникать как между государством и частными лицами, так и между государствами.
Виды правоотношений
Обладая общими родовыми признаками, правоотношения в то же время подразделяются на виды. Существуют разные критерии классификации правоотношений.
по функциям различают:
регулятивные - правоотношения, в которых устанавливаются права и обязанности (гражданские, семейные, трудовые и т.д.);
охранительные - правоотношения, в которых устанавливается юридическая ответственность с применением мер государственного принуждения.
по степени определенности субъектов или прав и обязанностей сторон: относительные и абсолютные.
В основу этой классификации положен способ индивидуализации субъектов правоотношения: а) «поименной», например в брачно-семейных отношениях; б) «ролевой» или по названию социальных ролей, например продавец — покупатель, судья — подсудимый.
Правоотношения, в которых осуществление субъективного права одного лица может достигаться лишь через соответствующие действия другого, обязанного лица, в юридической литературе принято называть относительными. Правоотношения же, в которых субъективное право выступает в виде обеспеченной в законодательном порядке возможности собственного поведения, свободы осуществлять свое право, относят к категории абсолютных.
Классическим примером абсолютных является содержание правомочий собственника - самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Требования собственника, которые при этом могут возникнуть и зачастую возникают, сводятся лишь к устранению препятствий, стоящих на пути к осуществлению его субъективного права.
по методу правового регулирования:
основанные на правовом равенстве сторон (например, гражданско-правовые);
основанные на правовом подчинении сторон (например, уголовно-правовые).
по структуре правоотношения:
простые (например, двусторонние - покупатель и продавец при купле-продаже);
сложные (в правоотношении участвуют три и более стороны).
по характеру распределения прав и обязанностей: односторонние, двусторонние и многосторонние.
по характеру обязанностей:
активные, выражающие динамическую функцию права (закрепляют необходимость совершения конкретных действий);
пассивные, выражающие статическую функцию права (закрепляют необходимость воздержания от действий).
по продолжительности: длящиеся и одномоментные.
по сферам общественных отношений: экономические, политические и другие.
по отношению к отрасли права:
материально-правовые (уголовные, экологические и др.);
процессуально-правовые (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и т.д.). Процессуальные правоотношения возникают на основе процессуальных норм и носят организационный, управленческий характер, т. е. предусматривают процедуру реализации прав и обязанностей субъектов.
по отраслевой принадлежности норм, на основе которых они возникают, изменяются или прекращаются подразделяют на: конституционные, административно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые, семейные, финансовые, трудовые и т.д.
по форме вины: умышленные и неосторожные;
по составу субъектов: индивидуальные и групповые.
Содержание правоотношения
Содержание - это субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами (участниками) правоотношения.
Субъективное право и соответствующая ему обязанность образуют юридическую связь управомоченной и обязанной сторон. Причем правовое отношение может состоять из одной или нескольких юридических связей. Например, правоотношение, возникающее на основе договора купли-продажи, включает в себя как минимум две правовые связи: первая - право покупателя получить товар и обязанность продавца передать товар покупателю; вторая - право продавца получить деньги за товар и обязанность покупателя заплатить за него согласованную в договоре сумму.
Существует два типа правовых связей: относительные, возникающие между отдельными лицами (субъектами права), и абсолютные - между субъектом права и обществом (всяким и каждым).
Субъективное право - это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц. Каковы же признаки данного права? 1. Субъективное право есть мера возможного поведения. Мера означает границу, предел проявления чего-нибудь. Применительно к субъективному праву мера включает в себя вид и размер возможного поведения. Например, закон, регулирующий право на оплачиваемый отпуск (ст. 66, 67 КЗоТ РСФСР), определяет и вид поведения (ежегодный отпуск с сохранением среднего заработка), и его размер (продолжительность отпуска). Субъективное право - это возможное поведение, т. е. носитель субъективного права всегда имеет выбор: действовать определенным образом или воздержаться от действий.
2. Содержание анализируемого права устанавливается нормами права и юридическими фактами.
3. Осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой стороны. В одних случаях эта обязанность состоит в воздержании от действий, нарушающих субъективное право другой стороны, в других - данное право обеспечивается исполнением обязанности, т. е. активными действиями обязанного лица.
4. Субъективное право предоставляется управомочен-ному лицу для удовлетворения его интересов; при отсутствии последнего стимул для осуществления субъективного права теряется.
5. Данное право состоит не только в возможности, но и в юридическом или фактическом поведении у право-моченного лица.
Субъективное право - сложное явление, включающее в себя ряд правомочий: а) право на собственные фактические оействия, направленные на использование полезных свойств объекта права (например, собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению); б) право на юридические действия, на принятие юридических решений (собственник вещи может ее заложить, подарить, продать, завещать и т. д.); в) право требовать от другой стороны исполнения обязанности, т. е. право на чужие действия (заимодавец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей); г) право притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, т. е. право на принудительное исполнение обязанности (в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе).
Юридическая обязанность есть предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интересах управомо-ченного лица.
Юридическая обязанность имеет следующие признаки. 1. Это мера необходимого поведения, точное определение того, каким оно должно быть.
2. Она устанавливается на основе юридических фактов и требований правовых норм.
3. Обязанность устанавливается в интересах управо-моченной стороны - отдельного лица или общества (государства) в целом.
4. Обязанность есть не только (и не столько) долженствование, но и реальное фактическое поведение обязанного лица.
5. У обязанного лица нет выбора между исполнением и неисполнением обязанности. Невыполнение или ненадлежащее выполнение юридической обязанности является правонарушением и влечет меры государственного принуждения.
Юридическая обязанность имеет три основные формы: воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение); совершение конкретных действий (активное поведение); претерпевание ограничений в правах личного, имущественного или организационного характера (мер юридической ответственности).
Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право.
Объекты правоотношений.
Объект правоотношения– это то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов правовых отношений, либо то, по поводу чего складывается само правовое отношение.
В качестве объекта правовых отношений могут выступать разнообразные материальные и нематериальные явления, блага.
Подходы к пониманию объекта правоотношения:
1) монистический– объектом правоотношения выступает поведение участников правоотношения, так как только на действия направлено регулирующее воздействие нормы и только в поведении участник правоотношения способен реагировать на правовое воздействие;
2) плюралистический– объектом правовых отношений выступают явления окружающего мира, по поводу которых участники вступают во взаимные отношения.
Согласно плюралистическому подходу выделяют следующие виды объектов правовых отношений:
1) материальные блага (вещи, предметы, ценности)– объеюы правовых отношений, которые являются характерными для гражданских и иных имущественных отношений и представляют собой имеющие пространственные границы предметы материального мира;
2) нематериальные личные блага (жизнь, имя, честь, достоинство, свобода, здоровье, безопасность и др.)– объекты, которые являются характерными для гражданских (личных неимущественных), конституционных, уголовных и процессуальных правовых отношений;
3) поведение субъектов правовых отношений и его результаты– объекты, которые являются характерными для административных, хозяйственных правовых отношений, отношений в сфере бытового обслуживания и т. д. Поведение субъектов правовых отношения может выражаться как в действии, так и бездействии, а также в результатах совершенных действий. Результаты поведения или действия субъекта правоотношения могут быть отделимыми либо неотделимыми от действий, а также выступать и как материальное благо, и как нематериальное;
4) продукты духовного творчества– объекты, которые представляют собой результаты интеллектуального труда (произведения литературы, искусства, научные открытия, изобретения и т. д.);
5) ценные бумаги, официальные документы– объекты, которые являются характерными для финансовых, хозяйственных, гражданских и иных правовых отношений (акции, векселя, деньги, дипломы, аттестаты и др.). В настоящее время в качестве объекта правовых отношения не может выступать человек как таковой, так как он может быть только субъектом правоотношения.
В некоторых случаях объект отсутствует в момент возникновения правовых
отношений, которые возникают с целью появления объекта в результате исполнения обязанностей (договорных отношений, отношений по поводу авторского договора).
Виды юридических фактов
Многообразие юридических фактов принято классифицировать по следующим основаниям:
1. по характеру наступающих последствий -правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие икомплексные (универсальные) факты (поступление в вуз, приговор суда, вступление в брак и т. д.), которые одновременно и образуют, и изменяют, и прекращают правоотношения;
Правообразующие факты вызывают возникновение правоотношений (например, прием на работу).
Правопрекращающие - прекращают правовые отношения (например, окончание вуза).
Правоизменяющие юридические факты — изменяют правовые отношения (например, обмен жилой площади).
2. по волевому признаку юридические факты — события и действия.
События - это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей (стихийные бедствия). Они могут быть уникальными и периодическими, моментальными и продолжительными, абсолютными (полностью независимыми от воли людей) и относительными (вызванными деятельностью людей, но в данном правоотношении независимыми от породивших их причин).
Действия - это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Действия подразделяются направомерные (соответствующие предписаниям нормы) инеправомерные (нарушающие правовые предписания).
Некоторые ученые, наряду с событиями и действиями, выделяютправовые состояния (состояние в родстве, состояние нетрудоспособности, состояние в браке и т. д.).
Правомерные, в свою очередь, подразделяются наюридические акты (факты, которые специально направлены на достижение юридических последствий — приговор суда) июридические поступки (факты, которые специально не направлены на достижение юридических последствий, но тем не менее их вызывают — художник написал картину).
Неправомерные действия подразделяются на преступления и проступки. Последние подразделяются на административные, гражданские, материальные, дисциплинарные, процессуальные и т. д.;
Неправомерные действия (правонарушения) делятся на проступки и преступления. Правомерные — на юридические акты и поступки.
Юридические акты представляют собой действия, направленные на достижение определенного юридического результата. Это могут быть сделки, заявления, голосование и т. д.
Юридические поступки - это действия лиц, с совершением которых закон связывает наступление юридических последствий независимо от воли, желания и намерений этих лиц. Типичными примерами могут служить создание художественного произведения, находка вещи, клада.
3. по продолжительности действия можно выделятькратковременные (штраф) идлящиеся юридические факты. Длящиеся факты получили наименование правовых состояний (состояние родства, гражданства и т. д.);
4. по количественному составу выделяютсяпростые исложные юридические факты.
Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один, а несколько юридических фактов. Их совокупность называется юридическим составом. Так, для возникновения пенсионного правоотношения необходимы следующие юридические факты: достижение определенного возраста; трудовой стаж; решение компетентного органа о назначении пенсии.
Различают фактические составызавершенные (когда имеется необходимая совокупность юридических фактов) инезавершенные (когда еще продолжается накопление необходимых фактов),простые (когда все факты относятся к одной отрасли права) исложные (когда в необходимый комплекс фактов входят факты различной отраслевой принадлежности. Причем их накопление проходит в определенной последовательности).
5. По значению юридические факты могут быть положительными и отрицательными.
Положительные юридические факты представляют собой жизненные обстоятельства, наличие которых вызывает, изменяет или прекращает правовые отношения (например, достижение определенного возраста).
Отрицательные юридические факты, наоборот, представляют собой такие жизненные обстоятельства, отсутствие которых является условием для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений (например, отсутствие близкого родства и уже зарегистрированного брака является необходимым условием для вступления в брак).
Пробелы и коллизии в праве.
Пробел - это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм.
Важно учитывать два условия пробельности:
1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования;
2) должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства.
Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодолеваться.
Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права. Преодолеть же пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь никаких новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права.
Аналогия закона - это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. Таким образом, аналогия закона применяется, если:
- имеется отношение, требующее правового регулирования;
- отсутствует норма права, его предусматривающая;
- имеется в наличии иная правовая норма, регулирующая сходные, аналогичные отношения, на основе которой, собственно, данное дело и решается.
Например, в уголовно-процессуальном законодательстве России до сих пор не регламентирован вопрос отвода общественного обвинителя. В случае, если такая проблема возникает, она решается на основе юридических норм, регламентирующих отвод прокурора (государственного обвинителя), т.е. на основе норм, регулирующих сходные общественные отношения.
Или другой пример. В частности, ряд предписаний ГК РФ регулирует порядок проведения лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (ст. 1062, 1063). Однако не все вопросы, связанные с проведением игр и пари, урегулированы нормами данного института (очевидно, что в этом и нет необходимости). Поэтому, если, скажем, выигравшему участнику лотереи в качестве выигрыша передана вещь с недостатками, то возникший спор может быть разрешен по правилам обмена товаров (вещей), приобретенных в предприятиях розничной торговли, т.е. в соответствии с требованиями ст. 502 ГК РФ.
В ряде случаев на необходимость применения аналогии закона имеется указание в самом законе. Так, согласно статьи 778 ГК РФ к цене и срокам выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также к последствиям неявки заказчика за получением результатов работ применяются правила статей 708, 709 и 738 Гражданского кодекса РФ, т.е. нормы, регулирующие отношения, возникающие по договору подряда и договору бытового подряда.
Аналогия права - это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. При аналогии права:
- имеется отношение, требующее правового регулирования;
- отсутствует норма права, его предусматривающая;
- отсутствует и норма права, регулирующая сходные отношения.
Данный способ преодоления пробелов возможен лишь в тех случаях, когда отсутствует конкретная норма, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в конституции и законодательстве. Поэтому правоприменитель, мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные и иные статьи.
Согласно п. 2 ст. 6 ГК РФ «при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости».
В уголовном и административном праве аналогия исключается.
Юридические коллизии - это противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Они вносят в правовую систему несогласованность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством.
Можно выделить объективные причины коллизий (например. в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы «устаревают», другие же - принимаются и действуют одновременно без отмены прежних) и субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных актов и пр.).
Коллизии могут возникать:
1) между конституцией и иными актами (разрешаются в пользу конституции);
2) между законами и подзаконными актами (разрешается в пользу законов, как актов большей юридической силы);
3) между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации:
если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он;
если последний принят вне пределов своего ведения, то действует общефедеральный акт;
4) между актами одного и того же органа, но изданным в различное время (применяется позже принятый акт);
5) между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий большей юридической силой;
6) между общим и специальным актом:
- если они приняты одним органом, то применяется последний;
- если они приняты разными органами, то действует первый.
Возможные способы разрешения коллизий:
- принятие нового акта;
- отмена старого акта;
- внесение изменений в действующие акты;
- систематизация законодательства;
- референдумы;
- переговорный процесс через согласительные комиссии;
- толкование и др.
52)Правовая семья(система) : понятие и виды
это совокупность нескольких родственных национальных правовых систем, которая основана на общности источников права, его структуры и исторического пути формирования.
Виды правовых семей:
а) англосаксонская (система общего права);
б) романо–германская (система континентального права);
в) традиционная (система обычного права);
г) религиозная (религиозные системы мусульманского права и индусского права);
Англосаксонская правовая семья– система общего права, которая объединяет национально–правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии.
Структура англосаксонской правовой семьи:
1) общее право;
2) «право справедливости»;
3) статутное право.
Основной источник системы общего права– правовой прецедент.
Вспомогательные и дополнительные источники права– статутное право и
юридические обычаи.
Основатель права в англосаксонской правовой семье– суд.
Романо–германская правовая семья– система континентального права, которая объединяет правовые системы Германии, Италии, Франции, Испании, Австрии, Швейцарии и др.
Основной источник системы континентального права– писаное право, которое выражается в юридических нормах, сформулированных в законодательных актах государства. Появляются конституции, которые обладают высшей юридической силой и возглавляют правовые системы.
Большое значение приобретают кодифицированные нормативные акты и подзаконные нормативные акты.
Вспомогательные и дополнительные источники права– правовой обычай и юридический прецедент.
Традиционная правовая семья– система обычного права, которая объединяет национально–правовые системы некоторых стран Дальнего Востока (Японии, Китая) и Африки.
Основной источник системы обычного права– обычай, содержащий семейно–быто–вые, религиозные, моральные и юридические требования, которые признаются государством и отличаются спецификой конкретного региона.
Религиозная правовая семья– система права, которая объединяет религиозные системы мусульманского права (в Иране, Ираке и т. д.) и индусского права (в Индии, Малайзии и т. д.).
Системы мусульманского права и индусского права относительно самостоятельны и непосредственно связаны с религиозными вероучениями (ислам и индуизм).
Основные источники мусульманского права:
1) Коран– священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Магомета;
2) Сунна– мусульманское священное предание о высказываниях и жизни пророка;
3) Иджма– соглашение мусульманского сообщества о толковании норм ислама;
4) Кияс– современный комментарий к исламу, который восполняет пробелы в религиозных нормах.
Основные источники индусского права:
1) Дхармашастры– религиозные правила поведения и древние законы;
2) Веды– священные тексты брахманизма;
3) Законы Ману– собрание правил, которые регламентируют поведение в частной и общественной жизни.
Творец права в религиозной правовой семье– Божественная сила и обычай, которые требуют неукоснительного соблюдения провозглашенных правил поведения.
Унитарное государство
Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.
Признаки унитарного государства:
§ существование одноуровневой системы законодательства;
§ подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
§ существование только одного гражданства;
С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:
Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.
Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.
В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.
Федеративное государство
Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).
Федерация облагает