Глава 2. Соединенные Штаты Америки

· Организация управления в североамериканских ко­лониях Англии. Колонизация Англией Атлантического по­бережья Северной Америки началась почти на столетие поз­же захвата Испанией и Португалией огромных территорий Центральной и Южной Америки. История британского колониального правления восходит к 1607 г., когда английски­ми переселенцами был основан форт Джеймстаун.

· Население первых британских колоний, основанных торговыми компаниями, состояло из законтрактованных сервентов (пауперов и заключенных), т. е. лиц, обязанных в течение трех-четырех лет выплатить компании стоимость их проезда в Новый Свет, и их "управляющих". В 1619 г. появляются первые рабы-негры. Затем нарастает волна политических и религиозных диссидентов и иных свободных переселенцев.

· Американское колониальное общество с момента сво­его возникновения отнюдь не было однородным, эгалитар­ным. В него входили плантаторы и буржуа, свободные мел­кие фермеры и пауперы, купцы, кораблевладельцы и сервенты. На социальные противоречия накладывались противоречия религиозные, которые существовали между раз­личными направлениями протестантизма (кальвинисты и лютеране), католиками, а также другими верованиями и сектами. Острые противоречия существовали между план­тационным Югом, экономика которого была основана на рабовладении, и промышленно-аграрным Севером, где раз­вивались капиталистические отношения.

· Первые колонии (Вирджиния, Плимут, Массачусетс) были чисто коммерческими предприятиями, и их правовой статус определялся колониальными хартиями, которые пред­ставляли собой своеобразные договоры между Британской короной и акционерами той или иной компании. В после­дующем своем развитии отношения между короной и коло­ниями во все возрастающей степени приобретали политический характер.

· Система британского колониального управления в сво­их основных чертах сложилась к концу XVII столетия. К этому времени существовало 13 колоний, которые по сво­ему правовому положению подразделялись на три группы. Род-Айленд и Коннектикут, имевшие хартии самоуправ­ляющихся колоний, фактически представляли собой своеобразные республики, поскольку все органы управления на их территории избирались. Пенсильвания, Делавэр и Мэ­риленд принадлежали частным владельцам. Остальные во­семь - Массачусетс, Нью-Гемпшир, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Вирджиния, Северная и Южная Каролина и Джорджия - являлись владениями Британской короны. В этих колониях управление осуществлялось губернаторами, но создавались также и двухпалатные законодательные собрания. Реше­ния колониальных законодательных собраний могли быть отменены либо назначавшимися короной губернаторами, наделенными правом абсолютного вето, либо королем через Тайный совет.

· Жалованные королевские хартии представляли коло­нистам те права, свободы и гарантии, которые действовали в самой метрополии. В их числе - равенство всех перед законом, право на справедливое разбирательство дел судом присяжных, принцип состязательности в уголовном процессе, свобода передвижения, вероисповеданий, гарантии от жес­токих и варварских наказаний и пр.

· Политико-правовые учреждения и взгляды в англий­ских колониях развивались под влиянием Англии, но есте­ственно, что они прежде всего выражали экономические потребности колониального общества. С самого начала в за­рождающемся колониальном конституционализме обнару­жились две противостоящие друг другу тенденции - реакционная и демократическая. Первая наиболее полное свое выражение получила в Массачусетсе, где была установле­на теократическая олигархия, подавившая всякое проявле­ние демократии, свободомыслия и религиозной терпимости. Власть в этой "пуританской республике" принадлежала аристократическим и буржуазным элементам.

· Носителем второй тенденции явилась колония Коннек­тикут, образованная религиозными и политическими дис­сидентами, изгнанными из Массачусетса. Органы управле­ния Коннектикута - губернатор и Генеральный суд (пред­ставительное учреждение) были выборными, причем предоставление жителям колонии активного избирательного права не связывалось с какими-либо религиозными требо­ваниями.

· Еще большим демократизмом обладала самоуправляю­щаяся колония Род-Айленд. В этой "маленькой республи­ке", как ее называют в американской историографии, была введена представительная форма правления с однопалат­ным законодательным органом, осуществлено отделение церкви от "государства", предусматривались частые выбо­ры, право коллективной и индивидуальной законодатель­ной инициативы граждан, наделенных равными правами, проведения референдумов.

· Политико-экономические отношения колоний с метро­полией с начала XVII столетия до провозглашения незави­симости в 1776 г. определялись политикой искусственного сдерживания развития капиталистических отношений, ог­раничения экономической активности буржуазии колоний, внешняя торговля которых полностью была поставлена под контроль Англии.

· В течение первых шести десятилетий XVIII в., непо­средственно предшествовавших американской революции, английский парламент принимал законы, душившие про­мышленность и торговлю в колониях. Навигационный за­кон, законы о торговле предметами первой необходимости, о гербовом сборе и многие другие, принимаемые в Лондоне без участия представителей колоний, вызывали возмуще­ние во всех слоях колониального общества. Одновременно нарастал военный и административный гнет метрополии. В то же время в самих колониях происходили существен­ные политические и идеологические изменения - росло же­лание освободиться от британского колониального гнета, про­бивали себе дорогу объединительные тенденции, выразив­шиеся в фактическом установлении конфедеративных от­ношений колоний.

· Американская революция и Декларация независимо­сти. Американская революция обладает некоторыми осо­бенностями, отличающими ее как от предшествовавшей анг­лийской буржуазной революции, так и от разразившейся вскоре после ее завершения Великой французской буржу­азной революции. Первая особенность американской рево­люции состоит в том, что она произошла на территории, которая фактически не знала феодализма как общественно-экономической формации. Американское общество ре­волюционного периода не знало наследственной аристокра­тии, помещиков и крепостных, государственной бюрокра­тии (кроме чуждой ему британской администрации), цехов, гильдий, привилегированного духовенства и других феодаль­ных атрибутов Европы. Это общество было в массе своей демократично по своему духу, по своим настроениям и убе­ждениям. Социальные противоречия в нем были менее ост­ры, чем в континентальной Европе.

· Вторая особенность американской революции состоит в том, что она преследовала национально-освободительные цели. Эта революция началась как борьба - первоначально мирная, а затем вооруженная - с британским колониаль­ным гнетом.

· Американская революция началась как национально-освободительное движение, переросшее в войну за незави­симость, но по мере развития событий в ней во все возрастающей степени проявлялись социальные противоречия; в результате нарастающего раскола в американском общест­ве война за независимость одновременно становилась вой­ной гражданской. Наиболее яркое выражение этот раскол нашел в движении лоялистов, которые стали на сторону Британской короны, открыто выступили против восставше­го народа. Ряд представителей наиболее состоятельных сло­ев, примкнувших к национально-освободительному движе­нию, отшатнулись от него, поняв, что независимость и демократия идут нога в ногу.

· Американская революция оставила в неприкосновен­ности рабовладельческую систему Юга, которая в течение 80 лет после окончания войны за независимость сдержива­ла развитие американского капитализма. Она слабо затро­нула и отношения собственности, сложившиеся в колони­альный период, ликвидировав лишь пережитки феодализ­ма в поземельных отношениях. Однако нельзя отрицать ее огромные достижения - завоевание независимости, созда­ние единой федеративной республики, конституционную и правовую институционализацию буржуазно-демократиче­ских прав и свобод.

· По инициативе законодательного собрания Вирджинии, которое обратилось ко всем колониям с призывом созывать ежегодно конгресс для обсуждения "общих интересов Аме­рики", 5 сентября 1774 г. в Филадельфии собрался Первый Континентальный конгресс, в котором были представлены все колонии, кроме Джорджии. Среди делегатов конгресса были Дж. Вашингтон, Б. Франклин, Дж. Адамс и другие выдающиеся деятели, сыгравшие важную роль в американ­ской революции. Конгресс принял решения, которые неиз­бежно вели к разрыву с британской метрополией: бойкотировался ввоз английских товаров и экспорт из колоний. Исполнение решений конгресса возлагалось на выборные комитеты связи в колониях.

· В апреле 1775 г. произошло сражение при Лексингтоне, положившее начало национально-освободительной войне. Второй Континентальный конгресс, собравшийся 10 мая 1775 г. в Филадельфии, был открыто мятежным органом, хотя и обратился к королю с последним примирительным посла­нием. Делегаты конгресса, избранные не колониальными ассамблеями, а революционными конгрессами и конвента­ми, были настроены весьма решительно. Они приняли декларацию причин и необходимости взяться за оружие, а также решение об объединении войск колоний и о назначении Дж. Вашингтона главнокомандующим.

· Огромное влияние на ход революционных событий и на политико-правовое сознание колонистов оказалаДеклара­ция прав Вирджинии, одобренная конвентом Вирджинии 12 июня 1776 г. Эта декларация является одним из важней­ших документов в истории американского конституциона­лизма. Именно ее имел в виду К. Маркс, когда он в письме А. Линкольну писал об Америке как о стране, "где возникла впервые... идея великой демократической республики, где была провозглашена первая декларация прав человека и был дан первый толчок европейской революции XVIII века..."

· В Декларации прав Вирджинии было провозглашено, что все люди по природе своей в одинаковой степени сво­бодны и независимы и обладают присущими им правами, от которых они не могут отказаться сами или лишить таковых свое потомство. К числу таких присущих прав относились "наслаждение жизнью и свободой посредством приобрете­ния и владения собственностью", а равно "стремление и об­ретение счастья и безопасности".

· Поскольку в американских колониях огромное значе­ние имел вопрос о религиозной свободе и терпимости, боль­шой резонанс в колониях вызвало положение декларации о том, что выбор религии и способ ее исповедания "могут быть определены только разумом и убеждением, а не силой и насилием".

· В декларации провозглашалось, что вся власть пребы­вает в народе и происходит от народа, а правители являют­ся доверенными слугами народа и несут перед ним ответственность. Особое значение для своего времени имела ст. 3 декларации, в которой было закреплено одно из наиболее революционных требований той эпохи - право народа на изменение правительства, его свержение, если оно будет действовать вопреки интересам народа. Уникальной особен­ностью декларации было положение о том, что "свобода печати является одним из оплотов свободы вообще, и она никогда не может быть ограничена никем, кроме деспоти­ческого правительства".

· Выдающуюся роль в развитии американской демокра­тии и конституционализма сыгралаДекларация независи­мости 1776 г. Этот документ, написанный Т. Джефферсоном и утвержденный Третьим Континентальным конгрес­сом, имел для своего времени, безусловно, революционный характер.

· Провозглашение Декларацией независимости бывших английских колоний "свободными и независимыми штата­ми" означало появление на Атлантическом побережье Се­верной Америки 13 независимых суверенных государств. Хотя в декларации и содержатся слова "Соединенные Штаты Америки", это не значит, что были созданы США в совре­менном смысле слова как единая федеративная республи­ка. Сам акт объявления бывших британских колоний неза­висимыми суверенными государствами был событием ис­ключительной важности не только для самих американцев, но и для всего остального мира.

· В декларации было сказано: "Мы считаем самоочевид­ными следующие истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми права­ми". Декларация обошла молчанием вопрос о рабстве, прин­цип равноправия она распространяла не на всех людей, а только на белых мужчин-собственников, ибо коренные жи­тели Америки - индейцы, которые не были рабами, не вклю­чались в политическую общность, как и рабы.

· К числу "определенных неотъемлемых прав" деклара­ция относит право на жизнь, свободу, стремление к сча­стью. В этом перечне нет права частной собственности. Т. Джефферсон не случайно "забыл" включить частную соб­ственность в декларацию. Он не считал владение частной собственностью естественным правом человека. По его мне­нию, она была продуктом исторической эволюции. Исклю­чение права частной собственности из перечня естествен­ных прав вовсе не означало его упразднения, что было бы просто немыслимым в буржуазной Америке.

· В декларации сказано, что для обеспечения естествен­ных прав "люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых". Эта фор­мула полностью порывает с божественной теорией проис­хождения государства. Согласно декларации государство основывается на общественном договоре, заключенном ме­жду людьми, а не между управляемыми и управляющими.

· Важнейшее значение имело положение декларации о праве и даже обязанности народа изменить или свергнуть неугодное ему правительство: "Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий... обнаруживает стремление под­чинить народ абсолютному деспотизму, то право и долг на­рода - свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности". Декла­рация независимости никогда не была юридическим доку­ментом в собственном смысле слова и не входит в корпус действующего американского права, но ее предписания ока­зали большое влияние на весь ход развития американского конституционализма, на политическое и правовое сознание американского народа.

· Конституции штатов. 10 мая 1776 г. Континентальный конгресс принял резолюцию, предлагавшую колониям соз­дать собственные правительства, "которые бы наилучшим образом способствовали счастью и безопасности их учреди­телей". Однако процесс принятия колониями конституций начался несколько раньше, когда 6 января 1776 г. Нью-Гэмпшир принял первую конституцию, и закончился полностью лишь 13 июня 1784 г., когда этот же штат принял свою вто­рую конституцию. Моделью для многих штатов послужила конституция Вирджинии, принятая 29 июня 1776 г.

· Все конституции штатов начинались с Декларации прав или с Билля о правах, в которых перечислялись традици­онные для английских подданных права и свободы - освобождение из-под стражи под "необременительный" залог, запрет жестоких наказаний, "быстрый и справедливый" суд, процедура "habeas corpus". В конституциях закреплялись и такие права и свободы, которыми не наделялись тогдашние англичане: свобода печати и выбора, право большинства на замену и изменение правительства. Некоторые штаты добавляли в этот перечень права, заимствованные из анг­лийских конституционных документов или собственного политического опыта: свободу слова, собраний, петиций, но­шения оружия, неприкосновенность жилища, запрещение законов, имеющих обратную силу. В ряде штатов запреща­лись изъятие собственности без должной компенсации, применение законов военного времени в мирное время, прину­ждение давать показания против самого себя и т. д.

· Все конституции исходили из принципа разделения властей, склоняясь к локковской модели с её верховенством парламента. В силу этого во всех штатах, за исключением Нью-Йорка, Массачусетса и Нью-Хемпшира, позиции ис­полнительной власти, были слабее власти законодательной. Только в двух штатах губернаторы были наделены правом отлагательного вето, в большинстве штатов судьи назначались не исполнительной властью, а легислатурами и объяв­лялись независимыми.

· Провозглашение всеми конституциями принципа народ­ного суверенитета не помешало учредителям наделить по­литическими правами, прежде всего избирательными, только собственников. Для занятия выборных должностей большин­ством штатов не только вводился высокий имущественный ценз (для занятия сенаторской должности в Ныо-Джерси и Мэриленде требовалось иметь 1 тыс. фунтов стерлингов, а в Южной Каролине - 2 тыс. фунтов стерлингов), но и огра­ничения по религиозному признаку.

· Конституции штатов принимались конвентами, т. е. уч­редительными собраниями. Для их изменения лишь немно­гие конституции предусматривали особую процедуру. В остальных штатах поправки принимались в том же порядке, что и сами конституции, т. е. специально созываемыми кон­вентами.

· Статьи конфедерации. В июне 1776 г. Первый Конти­нентальный конгресс назначил комитет для подготовки Ста­тей конфедерации. Подготовленный им проект был одобрен конгрессом 15 ноября 1777 г. Однако процесс ратификации всеми 13 штатами затянулся на три с лишним года, и Ста­тьи конфедерации вступили в силу только 1 марта 1781г.

· Статьи конфедерации юридически оформили и закре­пили, как сказано в преамбуле, создание "вечного Союза между Штатами". В ст. II особо подчеркивалось, что "каж­дый штат сохраняет свой суверенитет, свободу и независи­мость и всякую власть, юрисдикцию и право, за исключе­нием тех, которые совершенно точно делегированы этой конфедерацией Соединенным Штатам, собравшимся в Кон­грессе". Названием конфедерации, сказано в ст. I, будет "Соединенные Штаты Америки", что должно пониматься как "объединившиеся государства Америки". Речь шла о 13 независимых республиках. Конфедеративный союз 13 суверенных государств (штатов) ставил перед собой преж­де всего внешнеполитические задачи. В тогдашних услови­ях это была война за независимость против Британии. Не­удивительно, что после победы и обретения независимости в полном объеме этот союз утратил свой смысл.

· Конфедерация Соединенных Штатов Америки не была государством в собственном смысле слова. Она представля­ла собой не союзное государство, а союз самостоятельных государств. Поэтому Статьи конфедерации представляют собой некую разновидность международного договора, а не основной закон единого государства. Хотя конфедератив­ный союз суверенных американских штатов и не был госу­дарством в собственном смысле слова, но в его рамках были заложены некоторые экономические, политические и пси­хологические основы той американской государственности, юридической основой которой явилась Конституция 1787 г.

· Статьи конфедерации не установили единого граждан­ства. В ст. IV говорится о "свободных жителях каждого из этих штатов", о "свободных гражданах в различных штатах" (из числа их исключаются не только рабы, но и паупе­ры, бродяги и лица, уклоняющиеся от правосудия), а не о гражданах союза.

· "Для более удобного управления делами соединенных штатов" согласно Статьям конфедерации учреждалсяКон­гресс (фактически сохранялся старый Континентальный конгресс), в состав которого входили делегаты (от двух до семи), ежегодно назначаемые штатами в установленном ими порядке. Делегаты могли быть в любое время отозваны и заменены другими. Каждый штат в Конгрессе имел один голос. В случае раскола (например, два - за, два - против) делегация теряла свой голос. Конгресс не был парламентом в обычном для того времени понимании. Он представлял собой "собрание дипломатов", а делегаты были не депута­тами, а "дипломатическими агентами".

· Конгресс формально обладал всеми внешнеполитиче­скими полномочиями. Он объявлял войну и заключал мир, посылал и назначал послов, заключал международные до­говоры, управлял торговлей с индейскими племенами. Во внутренней сфере его полномочия были весьма скромными. Достаточно сказать, что он не имел права налогообложения и тем самым был лишен собственной финансовой базы. Все военные и иные мероприятия Конгресса финансировались штатами. Хотя он формально имел право устанавливать "стандарты денежных единиц", фактически штаты чекани­ли собственную монету. Таким образом, узость объема пол­номочий усугублялась организационным бессилием Конгрес­са (для принятия наиболее важных решений необходимо было согласие 9 штатов из 13).

· Конгресс после победоносного завершения войны за не­зависимость принял знаменательные Северо-Западные ор­донансы 1784, 1785 и 1787 гг., которые создали юридическую базу для территориальной экспансии США и установили процедуру создания новых штатов и принятия их в союз.

· Конституция США 1787 г. Принятие конституции США было обусловлено реальными экономическими, политиче­скими, социальными и идеологическими обстоятельствами. Развал "вечного Союза", чудовищный партикуляризм, эко­номический хаос, угроза гражданской войны - все это требовало создания единого государства на базе 13 практиче­ски независимых штатов.

· В феврале 1787 г. Конгресс принял резолюцию о созы­ве в мае в Филадельфии специального конвента из делега­тов, назначаемых штатами, с единственной целью пересмот­реть Статьи конфедерации. Однако конвент пошел дальше, он принял конституцию.

· Филадельфийский конвент представлял собой неболь­шую, но внушительную коллегию из 55 делегатов. 39 из них были делегатами Конгресса, остальные имели опыт полити­ческой деятельности в своих штатах. Все делегаты конвен­та были состоятельными людьми. В его состав входили вы­дающиеся деятели эпохи.

· Делегаты конвента совершенно четко осознавали важ­ность поставленных перед ним задач - остановить дальнейшее развитие революции, создать "более совершенный союз" и гарантировать права собственников.

· В конституции отсутствуют некоторые важные поли­тико-правовые принципы, содержащиеся в Декларации не­зависимости, конституциях штатов и Статьях конфедерации. В ней нет упоминаний о суверенитете штатов, о праве народа на восстание, о естественных правах человека, об общественном договоре. В этом отношении она сделала шаг назад по сравнению с практикой и идеологией предшествующего революционного периода. Тем не менее для своего времени она была, безусловно, революционным документом и оказала огромное влияние на развитие конституциона­лизма во многих других странах мира.

· Американская конституция в том виде, в каком она была одобрена конвентом и затем ратифицирована, представля­ет собой весьма краткий документ. Она состоит из преамбу­лы и 7 статей, из которых только 4 разбиты на разделы. В основу организации, компетенции и взаимодействия выс­ших органов власти республики был положен американский вариант принципа разделения властей, созданный не столько в соответствии с теориями Д. Локка и Ш. Монтескье*, сколько с учетом своего собственного опыта. Следует особо подчерк­нуть, что учредители конституции никогда не помышляли о создании трех независимых друг от друга властей. Соглас­но их взглядам, власть едина, но она имеет три ветви: зако­нодательную, исполнительную и судебную. Для предупре­ждения концентрации полномочий, чреватой установлени­ем тирании одной ветви власти, конституция устанавлива­ла систему "сдержек и противовесов", которая покоится на следующих основополагающих началах.

· * Ш. Монтескье - французский философ-просветитель XVIII в., один из создателей теории разделения властей.

·

· Во-первых, все три ветви власти имеют различные ис­точники формирования. Носитель законодательной власти - Конгресс состоит из двух палат, каждая из которых форми­руется особым способом.Палата представителей избирается народом, т. е. избирательным корпусом, который в те времена состоял только из белых мужчин-собственников.Сенат - ле­гислатурами штатов.Президент - носитель исполнительной власти избирается косвенным путем, коллегией выборщиков, которые в свою очередь избираются населением отдельных штатов. Наконец, высший орган судебной власти - Верховный суд - формируется совместно президентом и сенатом.

· Во-вторых, все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий, поскольку каждые два года они переизбираются на одну треть. Президент избирается на 4 года, а члены Верховного суда занимают свои должно­сти пожизненно.

· Такой порядок, по мысли "отцов-основателей", должен был обеспечивать каждую из ветвей власти определенной самостоятельностью по отношению к другим и не допустить одновременного обновления их состава, т. е. добиться устой­чивости и преемственности верхнего эшелона федеральной государственной машины.

· В-третьих, конституция предусмотрела создание тако­го механизма, в рамках которого каждая из ветвей власти могла нейтрализовать возможные узурпаторские пополз­новения другой. В соответствии с этим конгресс получил право как суверенный законодательный орган отклонять любые законопредложения президента, включая финансовые, которые он может вносить через свою креатуру в па­латах. Сенат может отклонить любую кандидатуру, пред­ложенную президентом для занятия высших гражданских федеральных должностей, так как для ее утверждения тре­буется согласие двух третей сената. Конгресс, наконец, мо­жет привлечь президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности.

· Важнейшим конституционным средством воздействия президента на конгресс являлось отлагательное вето, кото­рое может быть преодолено только в том случае, если билль или резолюция, отвергнутые президентом, будут повторно одобрены двумя третями голосов в обеих палатах.

· Члены Верховного суда назначаются президентом по совету и с согласия Сената. Это значит, что предложенные президентом кандидатуры на высшие судебные должности должны быть одобрены двумя третями голосов Сената. Кон­ституция создала предпосылки для присвоения Верховномy суду права конституционного надзора, которое явилось важнейшим средством сдерживания нормоустанавливающей деятельности как Конгресса, так и президента. Сами феде­ральные судьи могли быть отстранены от должности в соответствии с процедурой импичмента, которая осуществля­лась обеими палатами Конгресса.

· Система "сдержек и противовесов" должна была не только предупредить узурпаторские тенденции каждой из трех ветвей власти, но и обеспечить стабильность и непре­рывность функционирования самой государственной власти.

· Конституция заложила основы федеративной формы государственного устройства, хотя соответствующего поня­тия в ее тексте нет. Федерация явилась результатом классового компромисса буржуа и рабовладельцев, напуганных народными волнениями и конфедеративной неурядицей.

· Американская конституция положила в основу феде­рации дуалистический (двойственный) принцип, в силу ко­торого устанавливалась предметная компетенция союза, а все остальное (с некоторыми оговорками и уточнениями) от­носилось к ведению штатов. Предписания первоначального текста вскоре были уточнены Х поправкой 1791 г., в кото­рой провозглашалось: "Полномочия, не делегированные Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользова­ние которыми не запрещено ею отдельным штатам, сохра­няются соответственно за штатами либо за народом".

· Важнейшее значение для прочности учреждаемого сою­за имело предписание ст. VI, в которой закреплялся принцип верховенства федерального права по отношению к правовым установлениям штатов. Конституция не только провозгласи­ла принцип верховенства федерального права, но и предусмотрела механизм, обеспечивающий его реализацию, а имен­но положение о том, что в случае коллизии законов судьи штатов всегда должны отдавать предпочтение федерально­му праву. Эта конституционная норма является краеуголь­ным камнем всего здания американского федерализма.

· Билль о правах. Оригинальный текст федеральной кон­ституции не содержал в себе особой статьи или раздела, по­священного гражданским правам и свободам, хотя в некото­рых из них в основном содержались отдельные предписания. Подобного рода забвение гражданских прав и свобод вызва­ло огромное недовольство демократически настроенных сло­ев населения и даже поставило под угрозу ратификацию конституции. Уже в июне 1789 г. в первый конгресс, созван­ный на основе конституции, по предложению Д. Медисона были внесены первые 10 поправок, которые к декабрю 1791 г. были ратифицированы штатами и одновременно вступили в силу. Поправки, составляющие Билль о правах, равнозначны по своему значению определению правового статуса американского гражданина. Поправка Х вообще не касалась граж­данских прав, IX устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых конститу­цией. Поправка III, регулирующая порядок постоя солдат в мирное и военное время, в современную эпоху стала анахро­низмом. В остальных семи поправках говорилось о политиче­ских и личных правах и свободах. Так, поправка I говорила о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве на­рода мирно собираться и обращаться к правительству с пе­тициями; II поправка гарантировала народу право хранения и ношения оружия; IV поправка провозглашала неприкосно­венность личности, жилища, бумаг и имущества. В поправке V говорилось о суде присяжных и процессуальных гаранти­ях, о запрете безвозмездного изъятия частной собственно­сти. Поправки VI, VII и VIII были посвящены процессуаль­ным принципам и гарантиям, в них определялся круг уго­ловных и гражданских дел, которые должны были рассмат­риваться с участием присяжных заседателей. Эти же по­правки запрещали чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания.

· Принятие Билля о правах явилось несомненной побе­дой американской демократии. В то же время следует иметь в виду, что этот документ, как и сама конституция, ничего не говорит о социально-экономических правах и свободах. Содержащиеся в Билле о правах краткие предписания по­лучили подробнейшее истолкование в многочисленных ре­шениях Верховного суда, а также детализированы в сотнях актов Конгресса.

· Создание федерального государственного аппарата.К моменту вступления в силу Конституции 4 марта 1789 г. (в этот же день собрался на свою первую сессию первый Конгресс США) вновь созданная федеративная республика, раскинувшаяся вдоль Атлантического побережья на 2 тыс. миль, переживала трудное время: конфедерация оставила после себя пустую казну и государственный долг; хотя таможенные пошлины были введены, но не было аппарата для их сбора; аппарат исполнительной власти отсутствовал так же, как и федеральная судебная система; армия со­стояла всего лишь из 672 офицеров и солдат. И это - в условиях социальных неурядиц, экономического хаоса, се­паратистских тенденций. Международная обстановка была также весьма сложной и чревата опасностями.

· После 30 апреля 1789 г., когда в должность первого пре­зидента США вступил Дж. Вашингтон, в спешном порядке создается аппарат исполнительной власти. Принимаются законы о создании первых департаментов - государствен­ного, военного и финансового. Учреждается должность Ге­нерального атторнея. В феврале 1790 г. собирается на свое первое заседание Верховный суд.

· В сентябре 1789 г. Конгрессом принимается Закон о судоустройстве, который закладывает юридическую базу федеральной судебной системы. Согласно этому закону, Верховный суд состоял из главного судьи и 5 ассоцииро­ванных судей (впоследствии численность Верховного суда неоднократно менялась, но с 1869 г. она неизменна - 9 судей). США разделялись на 13 судебных районов, которые, за исключением Мэна и Кентукки, объединялись в три су­дебных округа. Таким образом, учреждалась трехзвенная судебная система федерации, организационно не связанная с судебными системами отдельных штатов. Кроме того, За­кон 1789 г. заложил основы атторнейской службы в США.

· Огромное значение для судебной власти США имело решение Верховного суда по "делу Мэрбери против Мэдисона", вынесенное в 1803 г. Суть дела такова. Некий В. Мэрбери попросил суд издать судебный приказ, обязывающий государственного секретаря Дж. Мэдисона выдать ему па­тент на занятие должности мирового судьи в федеральном округе Колумбия, на которую он был должным образом на­значен. Рассматривая это дело, верховный судья Дж. Мар­шал пришел к заключению, что ст. 13 Закона о судоустрой­стве 1789 г., уполномочивающая суд издавать подобного рода приказы, противоречит предписаниям конституции США. Таким образом, был сформулирован принцип "любой закон, противоречащий конституции, ничтожен", который был по­ложен в основу доктрины и практики конституционного надзора.

· В первые три десятилетия закладываются основы ста­тутного права федерации. Конгресс принимает в 1789 г. "па­кет законов", в который вошли Законы о натурализации, Закон об иностранцах, Закон о враждебных иностранцах, Закон о мятеже. Последний предусматривал наказание по суду за преступный сговор с целью свержения правительства, за распространение порочащих сведений о правитель­стве США, конгрессе и президенте. Этот закон явно противоречил предписаниям Декларации независимости и Билля о правах.

· В первые два десятилетия после вступления в силу конституции были приняты XI и XII поправки. Первая из них, принятая по настоянию сторонников ограничения вла­сти союза и расширения прав штатов в 1795 г., устанавли­вала иммунитет штатов от судебного преследования со сто­роны граждан другого штата или иностранцев. XII поправ­ка (1804) дополнила процедуру избрания президента, введя раздельное голосование за кандидатов в президенты и вице-президенты.

· Политические партии. Американская конституция пол­ностью игнорировала партии. В то время в общественном мнении существовала острая неприязнь к партиям, или, как их тогда называли, фракциям. Выборы первого президента и конгресса носили непартийный характер. Однако практика показала, что пришедший к власти буржуазно-плантатор­ский блок не может быть монолитным. Первая администра­ция Дж. Вашингтона по видимости была монолитной, но уже тогда существовали серьезные разногласия между А. Гамиль­тоном, возглавлявшим казначейство, и государственным сек­ретарем Т. Джефферсоном. Оба они убедили Дж. Вашингто­на выдвинуть свою кандидатуру на второй срок. Открытый раскол произошел летом 1793 г., когда Джефферсон заявил о своей отставке. Хотя она была удовлетворена только к концу того года, фактически партии уже стали реальностью поли­тической жизни. Федералисты, возглавляемые А. Гамильто­ном, выражали интересы промышленного Севера, а демо­кратические республиканцы Т. Джефферсона опирались, пре­жде всего, на рабовладельческие штаты Юга. Первоначально партии действовали как фракции в конгрессе, затем создан­ные ими кокусы (собрания партийных фракций) стали органами, с помощью которых выдвигались кандидаты. Уже к концу первого десятилетия существования республики пар­тии практически монополизировали выборы. В 1796 г. выбо­ры президента носили уже откровенно партийный характер. Первые два президента - Дж. Вашингтон и Д. Адамс - были федералистами. В 1800 г. в результате раскола голосов коллегии выборщиков палатой представителей был избран президентом республиканец Т. Джефферсон. К этой же пар­тии принадлежали президенты Дж. Медисон (1809-1817), Дж. Монро и Дж. Адамс (1825-1829).

· Сложившаяся в тот период двухпартийная система, не имевшая еще четкого организационного оформления, про­существовала до 1824 г. Состоявшиеся в этом году прези­дентские выборы свидетельствовали о распаде партийной системы, состоявшей из джефферсонов<

Наши рекомендации