Формы правления и государственные режимы в

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.

1. Понятие формы правления и государственного режима. Классификация форм правления.

2. Монархия, разновидности монархической формы правления (абсолютная монархия в Саудовской Аравии, Омане, дуалистическая монархия Иордании, парламентарная монархия Великобритании, Японии, Швеции и других стран).

3. Республика, типы республиканского правления (на примере США, Швейцарии, Франции, Германии, постсоциалистических стран).

Основные понятия:форма государства, форма правления, монархия (абсолютная, дуалистическая, парламентарная), республика (президентская, парламентская, смешанная, теократическая, монархическая, президентско-монократическая), юридический источник суверенитета, юридическая ответственность главы государства, абсолютное и отлагательное (суспенсивное) вето главы государства, контрассигнатура.

Краткое содержание ответов.

Территория, население, власть, функции – содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства существенно отличаются друг от друга по организации власти, территориальному устройству, методам осуществления властных велений. К настоящему времени утвердилось понимание формы государства как единства трех основных элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы политического режима.

В конституционном праве используется несколько понятий, характеризующих с разных сторон форму государства. Это форма правления, форма государственного территориально-политического устройства, форма политического (государственного) режима.

В ряде конституций (Турции 1982 г., Сальвадора 1983 г., Эфиопии 1987 г.) есть главы с названием «Форма государства». Статьи многих конституций содержат формулировки, включающие все три названных элемента. Так, Конституция Бразилии 1988 г. говорит о федеративной республике, о демократическом правовом государстве, Конституция Марокко 1972 г. – об унитарной демократической монархии, Конституция Франции 1958 г. – о неделимой, светской, социальной, демократической республике.

Некоторые конституции включают в качестве одной из характеристик формы государства участие населения в деятельности его органов, т.е. принцип обратных связей государственных органов с управляемыми. Конституции Колумбии 1991 г. характеризуют государство как «партиципаторную республику».

Форма государства – согласованная система норм, регулирующая структуру и взаимоотношения основных органов государства (главы государства, парламента, правительства), территориально-политическое устройство, гласные методы деятельности государственного аппарата и формы его обратной связи с населением.

Классификация форм государства в конституционном праве.

Используются различные:

1. Выделяются демократические государственные формы (Франция) и формы авторитарные (например, Индонезия). Применимы и более дробные членения: феодально-теократическая, буржуазно-авторитарная, буржуазно-демократическая, социалистическая, революционно-демократическая (в отдельных странах, декларирующих ориентацию на социализм) и другие государственные формы.

2. С позиций теории разделения властей и единства власти можно выделить поликратическую (многовластную) и монократическую (единовластную) формы государства. Промежуточное положение занимает сегментарная государственная форма, соединительные черты этих двух форм.

Политкратическая государственная форма характеризуется: разделением властей между различными органами государства (парламент – законодательная власть, глава государства и правительство – исполнительная власть, независимые суды – судебная власть), системой их взаимных издержек и противовесов, самоуправлением территорий, демократическим государственным режимом, различными формами партиципации населения в политической жизни страны.

В большинстве зарубежных конституций закреплены основные принципы теории разделения властей. В некоторых конституциях (Италия, Франция, ФРГ) концепция разделения властей четко не выражена, но как бы подразумевается, из нее исходят. В США, Швеции, Японии принципы разделения властей четко сформулированы в соответствующих статьях. Принцип разделения властей, дополненный «системой сдержеки противовесов», положен в основу американской конституции. Три первые главы начинаются следующими положениями: «Все законодательные полномочия, сим установленные, предоставленные конгрессу Соединенных Штатов Америки» (разд. 1, ст. 1); «Исполнительная власть принадлежит президенту США» (разд. 1, ст. 2); «Судебная власть предоставляется Верховному суду и тем низшим судам, которые Конгресс может время от времени создавать и учреждать» (разд. 1, ст. 3).

В шведской конституции данному вопросу посвящены параграфы 4, 5, 6, 9 главы 1. В Конституции Японии имеются статьи следующего содержания: «Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства» (ст. 41); «Исполнительная власть осуществляется Кабинетом» (ст. 65); «Вся полнота судебной власти принадлежит Верховному суду» (ст. 76).

Монократическая государственная форма характеризуется единовластием определенного органа или должностного лица. В конституции может быть провозглашено полновластие определенной системы однородных органов (например, советов).

Полнота государственной власти может принадлежать одному лицу (фюреру, дуче, каудильо – в свое время в Германии, Италии, Испании, Португалии; монарху – в некоторых мусульманских странах). Во многих странах Африки (Гвинее, Заире, Малави, Тунисе, Уганде) власть принадлежала «пожизненным президентам», которые одновременно являлись председателями единственно разрешенной (правящей) партии, хотя в некоторых конституциях провозглашено разделение властей.

При такой форме государства нет системы сдержек и противовесов; территориальные коллективы либо находятся под строгой опекой центра, либо местное самоуправление прямо отвергается как институт: оно заменено назначенными губернаторами, или избранными советами, которые на деле подчинены местным органам правящей партии; господствует единая государственная идеология (в одних странах, как в Бенине, Гаити, Заире, Индонезии, Иране, Пакистане, это было установлено конституциями, в других – господство имело фактический характер); существует авторитарный режим и т.д.

Сегментарная государственная форма – есть элементы поликратии, монократизма, частички демократии, авторитаризма и доже тоталитаризма.

Органы государственной власти формируются путем выборов, но они «заорганизованы», а число партий, допускаемых к участию в них, нередко ограничено (три в Индонезии, две в Нигерии, четыре в Сенегале и т.д.) Значительная доля власти сосредоточена в руках президента (президентские республики в Латинской Америке), иного главы государства (Иордания, Марокко) или иной структуры (сената и военных в Таиланде). В территориальной структуре государства возможна автономия, даже политическая (например, в Филиппинах), но автономные полномочия на деле ограничиваются, а выборные главы советов, старосты утверждаются вышестоящими начальниками органов исполнительной власти. Демократические права и свободы в конституциях признаются, но действующие юридические гарантии их реализации на практике отсутствуют.

Форма правления – организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Форма правления показывает:

- как создаются высшие органы государства и их строение;

- как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

- как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

- в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Все зарубежные конституции устанавливают и закрепляют форму правления соответствующего государства – республику или монархию. Конституционные положения по этому вопросу могут быть различными, но они всегда закрепляются в тексте основного закона. Так, Конституция США ничего не говорит о форме правления всего Союза, но закрепляет республиканскую форму правления для штатов: «Соединенные Штаты гарантируют республиканскую форму правления» (разд. 4, ст. 4). В тексте Конституции Японии форма правления не определяется, но закрепляется, что главой государства является наследственный император, власть которого ограничена в основном в исполнительной сфере, что и дает возможность отнести Японию к парламентской монархии.

Виды монархий.

- абсолютная – вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, она нечем не ограничена, конституция и парламент отсутствуют, разделение власти на ветви не существует.

- ограниченная – власть монарха ограничена каким-либо представительным органом.

Сегодня на планете около 50 государств имеют монархическую форму правления. Парламентская монархия существует в таких странах Европы, как Бельгия, Великобритания, Норвегия, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Швеция. В Америке монархиями (по крайней мере формально) являются Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Гренада, Канада, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Навис; в Азии – Бруней, Иордания, Катар, Кувейт, Малайзия, Непал, Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония; в Африке – Лесото, Марокко, Свазиленд; в Океании – Австралия, Западное Самоа, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Фиджи, Соломоновы острова.

Признаки абсолютной монархии.

- существование единоличного носителя верховной власти – монарха;

- монарх, как правило, пользуется своей властью пожизненно, существует наследственный порядок преемственности верховной власти;

- монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа;

- отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства.

Абсолютная монархия существует сегодня в Саудовской Аравии, Омане, Катаре, Брунее, ОАЭ. Современные абсолютные монархии, как правило, имеют маленькую территорию, небольшое количество населения, огромные природные запасы (обычно нефть). Для них характерны высокий уровень экономического развития, высокий годовой доход на душу населения (в Брунее – до 20 тыс. долларов в 2003 году), которое освобождено от подоходного налога, развитая система многообразной социальной помощи (например, в Брунее обучение за счет государства в любом университете мира для талантливой молодежи).

Саудовская Аравия – абсолютная теократическая монархия, где король является духовным главой государства, осуществляет законодательную и исполнительную власть, выполняет функции премьер-министра, главнокомандующего и верховного судьи. При королевском дворе действует Консультативный Совет, выступающий лишь с рекомендациями при рассмотрении тех или иных вопросов. Деятельность политических партий и иных общественных организаций запрещена. Лишь в 2005 году впервые прошли выборы на местном уровне.

В Омане султан является главой государства и правительства, а также министром иностранных дел, обороны и финансов. С 1981 года при султане Кабусе партии и профсоюзы запрещены. В ОАЭ в одном из эмиратов (Абу-Даби) учрежден Национальный консультативный совет.

В правовом отношении в абсолютной монархии монарх – источник любой власти и только он определяет ее пределы в нормативных актах, которые дарует своим подданным. Высший законодательный и представительный орган (парламент), как правило, отсутствует. В виде исключения в некоторых из этих государств могут приниматься акты, именуемые конституциями, но не являющиеся ими в полном смысле слова, поскольку не ограничивают власть монарха (например, временная конституция Катара 1972 года).

Однако в абсолютных монархиях власть монарха носит неограниченный характер лишь по отношению к обществу. На практике его власть всегда ограничена правящей верхушкой (правящей семьей, двором, военными лидерами, самыми богатыми людьми королевства).

Ограниченная монархия – это форма правления, в которой суверенитетом обладают два субъекта одновременно – монарх и народ, границы которого определяют конституционные нормы.

Дуалистическая монархия – промежуточный вариант между абсолютной монархией и конституционной, нередко бывает временной, компромиссной формой правления.

Обычно дуалистические монархии это вчерашние абсолютные, где абсолютный монарх пошел на создание парламента под нажимом революции (Непал), массовых беспорядков (Кувейт), либо добровольно, чтобы избежать обострения противоречий в обществе в будущем (Иордания). Такая форма правления в различных вариантах существует также в Марокко, Бахрейне, Таиланде, Малайзии, Свазиленде, королевстве Тонга, Лесото и других. В основе дуалистической монархии лежит политическое соглашение между различными социальными слоями; сосуществуют два типа политических учреждений – феодально-племенные и связанные с современным парламентаризмом. Так, в Марокко, Иордании, Кувейте, Бахрейне созданы национальные собрания. По третьей Конституции Марокко 1972 г. Национальное собрание делит с королем законодательную власть, но фактически остается органом подчинения. Часто парламент служит для дополнительной легитимизации власти монарха, служит средством для снятия напряжения в обществе, создает видимость участия народа через своих представителей в делах страны. Нередко часть депутатского корпуса назначается монархом (в Свазиленде – половину сенаторов и 1/5 состава нижней палаты, в Таиланде, Иордании - назначается в полном составе, в королевстве Тонга – из 29 мест 11 закреплены за королем и др.)

Нередко монархии прибегают к экстраординарным мерам: распускают парламенты, вводят чрезвычайное положение, приостанавливают действия конституции, запрещают политические партии. Кроме того, монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Он назначает правительство, которое несет ответственность только перед ним. Парламент, который по конституции формально представляет законодательные полномочия, не оказывает влияния на формирование правительства, его состав, деятельность. Глава государства может использовать право абсолютного вето на решения парламента. Закон, на который налагается вето, повторно не обсуждается и не вступает в силу.

Особенности парламентской монархии:

- церемониальная роль монарха (представляет государство, символизирует единство нации, иногда выступает в роли арбитра между высшими органами государственной власти). Однако существуют «сильные» монархи – в Великобритании и Испании, «средней силы, но ближе к сильным» – в Голландии и Бельгии, «слабые» – в скандинавских странах.

- наличие парламента, обладающего широкими полномочиями;

- действующая Конституция, принятая демократическим путем;

- законодательной властью является избираемый парламент (по крайней мере, избирается его нижняя палата);

- монарх юридически остается главой государства, но участие в управлении страной фактически не принимает. Конституция Японии 1946 г. прямо запрещает ему это.

Данная форма монархии наиболее приемлема для современного демократического государства, поскольку для нее характерен развитый парламентаризм, соблюдение прав и свобод человека, регулярная (по результатам выборов) смена правительства. Монарх же придает дополнительный авторитет государственной власти, символизирует преемственность политики (в Великобритании королева является самым постоянным членом правительства – с 1952 г., так как официальное название правительства - «кабинет Ее Величества»), препятствует радикализму, придает странам дополнительную устойчивость, выступает арбитром в случае возникновения разногласий в обществе и др.

Парламентарная монархия характерна для Великобритании, Японии, Нидерландов, Швеции, Канады, Австралии, Голландии, Бельгии, Дании, Норвегии, Испании, Монако и других стран.

Как правило, монарх лишен способности действовать самостоятельно, все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и скрепляются его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Тем самым глава правительства или министр, принимают на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх неответственен (в Великобритании – принцип «Король не может быть не прав»).

Политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. Но это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить выборы, чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ.

На деле правительство формируется лидером партии большинства в парламенте, которого король назначает премьер-министром. Лишь в случаях, когда в парламенте нет большинства какой-либо партии и политические партии не договорились о создании коалиционного правительства, монарх может играть более самостоятельную роль в подборе кандидатуры премьер-министра (иногда в Бельгии, Дании, Нидерландах).

В парламентарной монархии глава государства либо не имеет права вето по отношению к принятым парламентом законам и должен подписывать их, даже если у него имеются личные возражения (Япония, Швеция), либо не применяет его в Великобритании (более 300 лет), Испании, Норвегии и др.

В послевоенный период в ряде случаев монархия была ликвидирована конституционным путем (Италия, Индия, Гана, Пакистан, Нигерия, Кения, Сьерра-Леоне), либо ее ликвидация была результатом переворотов (Египет, Ирак, Йемен, Афганистан, Эфиопия) или революции (Болгария, Вьетнам, Албания, Югославия, Венгрия, Румыния).

Республика и ее разновидности.

Признаки республиканской формы правления:

- выборность на определенный срок главы государства и других высших органов государственной власти,

- осуществление государственной власти от имени народа,

- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом,

- обязательность решений верховной государственной власти.

Виды республик:

- президентская – характеризуется тем, что президент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти; он свободен в назначении министров, а парламент не вправе отправить их в отставку как персонально, так и всем кабинетом; он избирается населением или выборщиками.

- парламентская (парламентарная) – характеризуется тем, что правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте и несет перед парламентом политическую ответственность.

- смешанная – содержит в себе элементы президентской и парламентской республики.

Разделяют республики на две категории:

- непосредственную республиканскую форму правления,

- представительную республику.

Под непосредственной республиканской формой подразумевается государство, где законы принимаются по решению большинства граждан республики. Имеет исторические корни в некоторых горных кантонах и полукантонах Швейцарии, где население немногочисленно

В условиях роста численности населения и в атмосфере политического безразличия привлечение граждан к принятию законов – довольно дорогое и рискованное мероприятие.

Имеются две разновидности такого рода республик:

- республика, где законодательная власть осуществляется народом в форме собрания граждан;

- осуществляется законодательная власть в форме регулярно проводимого референдума.

Общее собрание является законодательным органом в кантоне Аппенцель, проводится ежегодно, в нём принимают участие совершеннолетние граждане, решения принимается большинством голосов, на случай разделения голосов поровну предусмотрена особая процедура-переход собрания в церковь для повторного голосования. К компетенции собрания относится утверждение бюджета и иных решений, связанных с доходами и расходами государства. В других формах правления бюджет не утверждается гражданами, иногда даже запрещено выносить бюджетные вопросы на референдум.

Граждане могут непосредственно представить разработанный законопроект или внести предложение, которое впоследствии будет оформлено и внесено на голосование. В представительных республиках граждане таким правом обычно не наделены или оно ограничено правом петиции, собравшей значительное количество подписей. В некоторых штатах США частные лица могут подать законопредложение, но на рассмотрение парламента оно вносится не самим гражданином, а депутатом.

На собрании избирается большой совет (законоподготовительный и контрольный орган), государственный совет (роль правительства) и ландаман – должностное лицо, возглавляющее государственный совет и председательствующее в большом совете. Органы избираются на один год.

Представительные республики отличаются тем, что народный суверенитет осуществляется в форме деятельности парламента и иных выборных органов.

Основные признаки президентской республики.

- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства,

- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом,

- более широкие, чем в парламентской республике, полномочия главы государства.

Парламентская форма правления отличается от президентской:

1. При президентской республике парламент и президент избираются на отдельных выборах, в то время как при парламентской форме правления выборы одновременно решают вопросы образования парламента и правительства, создают возможность образования различных партийных коалиций.

2. При президентской республике существует четкое разделение политической власти на законодательную, исполнительную и судебную власть, но президент объединяет верховного главу государства и главу правительства, непосредственно возглавляет исполнительную власть в стране. При парламентской республике существует раздельная, исполнительная власть. Представительные государственные задачи возложены на президента, а подлинная, исполнительная власть принадлежит главе правительства – премьер-министру или канцлеру (ФРГ).

3. При парламентской форме правления кандидатура главы правительства и его состав, как правило, одобряется парламентом и им же может быть отозвано. В президентских республиках президент самостоятельно назначает членов правительства (либо при очень ограниченном участии парламента), которые подотчетны и ответственны перед ним. Парламент, как правило, не может вынести вотум недоверия правительству (в данном случае – кабинету президента).

4. В отличие от премьер-министров в парламентских республиках президенту США формально закрыта возможность законодательной инициативы, но предоставлено право вносить ежегодно на рассмотрение парламента проект федерального бюджета. Вместе с тем в президентских республиках глава государства имеет право отлагательного вето на законодательное решение парламента, которое может быть преодолено при повторном голосовании в парламенте квалифицированного большинства (2/3 голосов депутатов). При парламентской республике президент не является главой исполнительной власти и не обладает правом вето на законопроекты парламента.

При парламентской республике:

1. Парламент представляет орган, осуществляющий законодательную власть и определяющий большинство направлений внутренней и внешней политики страны (что зависит от того, насколько существует «сильное» правительство в стране);

2. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению, устанавливает финансовые рамки деятельности правительства, утверждает государственный бюджет, осуществляет контроль над правительством, в случае необходимости может выразить вотум недоверия или резолюцию порицания, что влечет за собой отставку правительства либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов; критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственным решениям и всего политического курса.

В «чистом» виде распространена гораздо меньше, чем президентская республика ( Австрия, Германия, Индия, Ирландия, Италия, Португалия (после ряда реформ конституция 1976 года), Кабо-Верде в Африке (с 1990 года), Вануату в Океании и немногие другие страны., Венгрия, Чехия, Словакия, Эстония, Турция, Швейцария, Греция, Израиль, Ливан, Исландия и некоторые другие).

Применяются различные способы непрямых выборов президента. Он избирается либо парламентом (Греция, Ливан, Турция), либо особой коллегией (в Германии – все депутаты нижней палаты + депутаты, избираемые представительными органами земель, в Италии – члены обеих палат парламента и делегаты областных советов, в Индии – выборные члены парламента и выборные члены законодательных собраний штатов).

Правительство назначается президентом, но его глава должен пользоваться доверием парламента, иначе правительство не будет утверждено парламентом. Поэтому премьер-министр, как правило, лидер партии, имеющий большинство в парламенте, или кандидат, предложенный блоком объединившихся партий, которые вместе располагают таким большинством (коалиционное правительство). Таким образом, правительство формируется партией (партиями), победившей на парламентских (а не на президентских) выборах.

Некоторые вопросы государственного значения президент решает самостоятельно (например, в Италии назначает некоторых должностных лиц, в ФРГ в определенных условиях вправе отклонить просьбу правительства о роспуске нижней палаты).

Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом. Вотум недоверия, принятый большинством голосов парламента, обязывает правительство уйти в отставку. (В Италии – «министерская чехарда», за последние полвека до 1993 года сменилось более 50 Советов министров).

Глава государства в парламентских республиках избирается парламентом либо особым форумом. В Италии избирает президента особое собрание, состоящее из членов парламента и делегатов от территорий; для выборов президента Эстонии необходимо набрать 2/3 депутатских голосов (если три тура парламентского голосования не дадут результатов, то для избрания президента собирается коллегия из 300 членов – депутатов и делегатов от муниципальных органов); президент Германии избирается без обсуждения его кандидатуры. Иногда возможен внепарламентский метод избрания (Австрия, Ирландия).

Действует контрассигнация (министерская скрепа), когда одной подписи президента недостаточно, подписание осуществляется премьер-министром либо ответственным министром.

В отдельных странах нейтральность президента обеспечивается угрозой его отстранения от должности. По конституции Республики Мальта президент может быть лишен полномочий, если не справляется со своими функциями или за недостойное поведение.

Австрийская конституция прямо указывает, что президент принимает решение об отставке федеральных министров по предложению канцлера (ст. 70).

Президент не вправе самостоятельно предложить референдум и определить содержание вопросов, поставленных на голосование.

Имеются случаи, когда должность президента вообще отсутствует. Функции главы государства выполняет коллегиальный орган – Генеральный секретариат Всеобщего Народного конгресса в Ливии.

Полупрезидентскими (смешанными) республиками являются Франция, Финляндия, Польша, Югославия, Македония, Украина, Казахстан, Грузия и др.

Наряду с «сильным» президентом есть премьер-министр, возможны роспуск парламента и выражение недоверия правительству, допускается совмещение депутатства с министерским портфелем, применяется институт контрассигнатуры и прочие атрибуты парламентаризма, существует совместное участие в формировании правительства (например, президент предлагает кандидатуры министров, а парламент утверждает их); двойная ответственность правительства (президент может самостоятельно уволить его, а парламент – вынести вотум недоверия), внепарламентский способ избрания президента (как правило, путем всенародных выборов), наделенного обширными властными полномочиями.

Недостатки чистых форм правления:

- президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму,

- парламентской республике присуща нестабильность правительства, частные правительственные кризисы и отставки.

Нетипичные формы правления:

- полупрезидентская республика – в ней устанавливается ответственность перед парламентом отдельных министров, но не главы государства.

- полупарламентская республика – в ней устанавливается усложненный порядок объявления вотума недоверия правительству, который называется конструктивным вотумом недоверия (ФРГ, Польша, Венгрия). При вынесении такого вотума указывается фамилия человека, который станет следующим главой правительства. Голосование за недоверие правительству является одновременно голосованием за нового премьера.

- монархическая республика – монарх переизбирается через определенный срок (в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах – через 5 лет). Так, глава Федерации Малайзии избирается на свой пост Советом правителей, куда входят главы 11 монархических штатов (существуют и субъекты федерации с республиканской формой правления). В состав ОАЭ входят 7 эмиратов персидского залива, эмиры которых избирают на 5 лет президента ОАЭ (как правило, это главы двух крупнейших субъектов федерации – Абу-Даби или Дубаи).

- суперпрезидентская республика – характеризуется чрезвычайным усилением власти президента.

- президентско-монократическая республика – существует при однопартийных системах, а ее конституция предусматривает пожизненных президентов (например, в Таджикистане с 1998 года). Не избирался президент Мозамбика, им становился председатель партии Фрелимо, президент Замбии - лидер Объединенной партии национальной независимости, президент республики Уганда, Республики Чад и ряда других.

- теократическая республика. Примером ее может быть Исламская Республика Иран, где четко просматривается сочетание традиционных исламских традиций с современной президентской республикой при господстве духовенства, что закреплено Конституцией страны. Верховную власть осуществляет политический и духовный лидер ИРИ, находящийся по занимаемому положению над системой государственных органов. Эта должность в 1979-89 гг. была представлена аятолле Р.Хомейни (аятолла – буквально «уста Аллаха»), после его смерти с 1989 г. им стал А. Хаменеи, занимавший ранее в 1981-89 гг. пост президента Ирана. Избирается Факих пожизненно Советом экспертов (высшим религиозным органом), состоящим из 93 авторитетных исламских мыслителей. Главой исполнительной власти является избираемый в результате всенародных выборов сроком на 4 года (не более чем на 2 срока) президент республики (с 1997 г. – М. Хатами), который формирует правительство и несет ответственность за его деятельность перед руководителем ИРИ и парламентом.

Специфической формой правления является советская республика, которая имеет следующие основные черты:

- в основу построения системы органов государственной власти положен не принцип разделения властей, а принцип всевластия советов;

- совет имеет законодательные, контрольные, распорядительные функции, формально формирует все иные органы (исполнительный комитет, суды) и имеет право контролировать их деятельность;

- выборы в Совет носят формальный характер – кандидаты подбираются партийными органами;

- фактически Совет находится под контролем правящей коммунистической партии и лично соответствующего ее лидера (генсекретаря);

- избранные депутаты имеют императивный мандат (могут быть досрочно отозваны избирателями);

- пост президента, как правило, заменяет особый коллегиальный орган – Президиум Верховного Совета, Госсовет и другие, фактически роль лидера играет генсек правящей коммунистической партии;

- советы составляют единую соподчиненную систему во главе с Верховным Советом.

В настоящее время советская республика в различных модификациях существует в странах, продолжающих идти по пути государственного социализма – в Китае (КНР), Северной Корее (КНДР), на Кубе.

Таким образом, в государствоведческой литературе существует два подхода к понятию формы правления: узкий и широкий. С точки зрения узкого подхода (А.А. Мишин) понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица - главы государства, монарха или президента; с точки зрения широкого подхода (чехословацкий автор И. Благож) в понятие формы правления включаются отношения между органами государства и центрами экономической и политической жизни, политическая среда, в которой действуют государственные органы.

В действительности форма правления не исчерпывается положением одного лица (при классификациях необходимо учитывать разные взаимоотношения главы государства с парламентом и правительством), но, будучи формой управления государством, она не может включать всю политическую среду.

По традиции принято различать две основные формы правления: монархию и республику. Вместе с тем в современных условиях возникают смешанные формы, в монархиях появляются черты республики (выборность монарха раз в пять лет в Малайзии, “ коллективный монарх” в ОАЭ), а в республике складываются, по существу, монархические элементы (пожизненные президенты); создаются полупрезидентские, полупарламентарные республики, сочетающие черты различных форм; даже абсолютная монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку (дарованные конституции, консультативные парламенты).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Сб. “Конституции зарубежных государств”. – М., Изд-во БЕК, 1997. – 586 с.

2. Конституции государств Восточной Европы. Учебное и справочное пособие. Отв. ред. Д.А. Ковачев. – М.: Изд. группа ИНФРА·М-НОРМА, 1996. – 160 с.

3. Конституции государств Европейского Союза / Под ред. Л.А. Окунькова. – М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА.· М., 1999. – 816 с.

4. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2003. – 624 с.

5. Конституции зарубежных стран. Сборник. – М.: ООО Изд-во «Юрлитинформ», 2000. – 366 с.

6. Конституции стран СНГ и Балтии: Учебное пособие / Сост. Г.Н. Андреева. - М.: Юристъ, 1999. – 640 с.

7. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 552 с.

8. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. Учебное пособие. М.: Юрайт. - М., 2001. – 640 с.

9. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. Учебник для вузов. – М.: Изд. группа «Форум» - «ИНФРА-М», 1998. – 488 с.

10. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2004. – 666 с.

11. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 2-е, изм. и доп. - М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 776 с.

12. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Изд-во НОРМА (Изд. группа НОРМА-ИНФРА·М), 2001. – 800 с.

13. Бельсон Л.М. Суд, прокуратура, тюрьмы в современном буржуазном государстве. - М., ЮЛ, 1972.

14. Власов Ю.М. Средства массовой информации и современное буржуазное государство. - М.: Изд-во МГУ, 1985.

15. Государственное право буржуазных и освободившихся стран. - М., МО, 1988.

16. Государственное право

Наши рекомендации