Национально-территориальные автономии в КНР.
По форме государственного устройства КНР является унитарным государством с автономными национально-территориальными образованиями.
Территория Китая состоит из 23 провинций, пяти автономных районов, четырех городов центрального подчинения. Провинции и автономные районы деляться на автономные округа, автономные уезды и города; уезды и автономные уезды деляться на волости, национальные волости и поселки, города централизованного подчинения и другие крупные города делятся на районы и уезды, автономные округа – на уезды, автономные уезды и города.
Автономные районы, автономные округа и автономные уезды являются формами национальной автономии. Конституция в статье 31 закрепляет возможность создавать особые административные районы, правовой статус которых определяется специальными законами. Таким статусом на сегодня обладает Гонконг.
В соответствии со структурой административно-территориального устройства строится система местных государственных органов. В соответствии со статьей 96 органами государственной власти на местах являются собрания народных представителей (СНП); исполнительными органами местных органов государственной власти являются местные народные представительства. Правовые основы местных органов власти и управления закрепляются в Конституции Китая в главе III, раздел 5, а также в Законе об организации местных собраний народных представителей и местных народных представительств 1982 г.
Депутаты собраний народных представительств нижнего уровня (уезды, города без районного деления, городские районы, волости, национальные волости, поселки) избираются непосредственно населением, а вышестоящие собрания народных представителей (провинции, автономные районы, округа, города центрального подчинения, города с районным делением) избираются нижестоящими собраниями. Срок полномочий собраний народных представителей волостей, национальных волостей и поселков – три года, всех остальных собраний – пять лет.
К полномочиям местных собраний относятся: обеспечение исполнения Конституции, законов, политических установок, указов, постановлений и решений вышестоящих органов власти, рассмотрение и утверждение народнохозяйственных планов и бюджетов соответствующей территории, отчеты об их исполнении, решение наиболее важных вопросов политической, экономической, культурной жизни в деятельности гражданской администрации и межнациональных отношениях, формирование ряда других местных органов, охрана социалистической собственности, поддержание общественного порядка, защита прав граждан, прав национальных меньшинств и других.
По вопросам своих полномочий местные собрания принимают решения, а собрания провинций, автономных районов и городов центрального подчинения вырабатывают местные установления, о которых уведомляют постоянный комитет ВСНП и Государственный совет КНР.
Местные советы создают в качестве своих исполнительных органов и государственных административных органов местные народные представительства. Установлена система двойного подчинения местных правительств: они ответственны перед избравшими их собраниями и перед вышестоящими народными правительствами. Они как государственно-административные органы находятся под единым руководством Государственного совета и подчиняются ему. Сроки полномочий народных правительств совпадают со сроками полномочий избравших их собраний. Местные народные правительства реализуют решения местных собраний, их постоянных комитетов, а также решения вышестоящих органов государственной администрации.
Одной из форм решения национального вопроса в Китае является создание районов национальной автономии. Их правовой статус регулируется в главе III раздела 6 Конституции Китая и в Законе о районной национальной автономии 1984 г. Каждый вид национальной автономии сам принимает положения об автономном образовании с его последующим утверждением вышестоящими органами.
Районы национальной автономии создаются на территориях, где компактно проживают неханьские национальности, и включают три вида автономных образований: 5 автономных районов, 30 автономных округов и более 120 автономных уездов. Другие национальные меньшинства вправе создавать внутри соответствующего района свои автономные единицы или национальные волости, таковых в КНР свыше тысячи.
Органы районов национальных автономий: собрания, их постоянные комитеты и местные народные правительства наделены не только функциями обычных органов местной власти и управления, но и являются органами самоуправления.
1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран. 1
2. История и общая характеристика науки конституционного права зарубежных стран. 2
3. Политические системы современных зарубежных государств. 2
4. Конституции современных зарубежных стран: классификация, основные особенности и внутренняя структура. 3
5. Порядок принятия конституций в зарубежных странах. 4
6. Политические партии и политические системы современных зарубежных государств. 5
7. Виды, функции и организационная структура партий зрабежных государств. 6
8. Основы правового положения личности в современных буржуазных странах. 7
9. Гражданские (личные) права и свободы граждан. 7
10. Политические права и свободы граждан. 7
11. Социально-экономические и культурные права граждан. 8
12. Тенденции развития института конституционных прав и свобод в современных зарубежных странах. 9
13. Формы современных зарубежных государств. 11
14. Формы правления в современных зарубежных государствах. 11
15. Современные парламентские республики. 12
16. Президентские республики. 12
17. Конституционные монархии. 12
18. Формы территориально-политического устройства зарубежных государств. 13
19. Современные унитарные государства. 14
20. Автономии в современных странах. 14
21. Федерация, сущность и способы организации. 15
22. Конфедерации, содружества, иные политико-территориальные образования в зарубежных странах. 16
23. Государственный режим в зарубежных странах: понятие и классификация. 16
24. Правовые системы зарубежных государств и правовой статус личности. 17
25. Правовое регулирование создания и деятельности политических и общественных организаций и движений зарубежных стран. 19
26. Избирательное право и избирательные системы зарубежных государств. 21
27. Конституционно-правовой механизм осуществления государственной власти в зарубежных странах. 23
28. Система государства. Высшие, центральные и местные органы государства и их характеристика. 25
29. Разделение властей и система «сдержек и противовесов» в механизме государства. 27
30. Глава государства в зарубежных странах: правовой статус и полномочия. 28
31. Парламент в зарубежных странах: общие характеристики становления и развития института парламентаризма. 31
32. Порядок формирования и структура парламента. 31
33. Статус парламентариев в зарубежных странах. 32
34. Законодательный процесс в зарубежных странах. 33
35. Институт правительства в зарубежных странах: виды правительств, характеристика. 34
36. Порядок формирования и полномочия правительства. 35
37. Состав, структура и порядок деятельности правительства. 35
38. Силовые структуры в государственном механизме зарубежных стран. 36
39. Судебная власть в зарубежных странах, ее место и роль в государственном механизме. 36
40. Система общих судов. Специальные суды. Негосударственные суды в зарубежных странах. 37
41. Местное управление и самоуправление в зарубежных странах. 39
42. Структура и формы местного самоуправления в зарубежных странах. 39
43. Полномочия (компетенция) местных органов управления и самоуправления. 41
44. Политические институты и конституционное право США. 41
45. Американский федерализм. 42
46. Политические институты и конституционное право Великобритании. 43
47. Основные черты конституционного строя Франции. 44
48. Основные черты конституционного строя Германии. 46
49. Особенности германского федерализма. 46
50. Политические институты и конституционное право Италии. 48
51. Политические институты и конституционное право Японии. 48
52. Политические институты и конституционное право Китайской Народной Республики. 49
53. Национально-территориальные автономии в КНР. 50