Особенности германского федерализма.

Германия традиционно относится по форме своего осударственного устройства к федерации. По характеру Германия сегодня является конституционной федерацией. Объединение земель явилось не результатом договора или соглашения, а следствием принятия Основного закона.

Вопросам Федерации специально посвящен II раздел «Федерация и земли». Однако эти вопросы затрагиваются практически во всех разделах Основного закона. Важным является положение части 3 ст. 79 о том, что изменения Основного закона, затрагивающие разделение Федерации на земли, принципы сотрудничества земель в законодательстве или принципы, установленные в статьях 1 и 20, не допускаются. ФРГ построена по принципу территориальной федерации. Ее субъектами являются 16 земель, перечень которых дан в преамбуле Основного закона.

Взаимоотношения Федерации и земель строятся на следующих основных конституционных принципах:

- конституционное устройство в землях должно соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства в смысле Основного закона ФРГ (ч.1 ст. 28);

- закрепляется презумпция компетенции земель (осуществление государственных полномочий и решение государственных задач относятся к ведению земель, если Основной закон не устанавливает или не допускает иного регулирования – ст. 30).

- закрепляется приоритет федерального права перед правом земель (ст. 31);

- устанавливается обязанность учреждений Федерации и земель оказывать друг другу взаимную правовую и административную помощь (ст. 35);

- на всей территории Федерации должен обеспечиваться единый уровень жизни. В части 3 статьи 106 говорится, что потребности Федерации и земель в покрытии расходов должны быть согласованы таким образом, чтобы достичь экономического выравнивания, избежать перегрузки налогоплательщиков и обеспечить единый уровень жизни на территории федерации;

- распространение равных гражданских прав и обязанностей немцев в каждой земле (ч.1 ст. 33);

- в высших федеральных учреждениях должны использоваться в надлежащем соотношении чиновники всех земель (ч.1 ст. 36);

- в случаях, если земля не выполняет федеральные обязательства, Федеральное правительство может с согласия Бундесрата принять необходимые меры, чтобы побудить землю к выполнению этих обязательств порядке принуждения со стороны Федерации. Для проведения таких мер принуждения Федеральное правительство или его уполномоченный имеет право давать указание всем землям и их учреждениям (ст. 37).

В разделе VII «Законодательство Федерации» устанавливаются основные положения, связанные с разграничением компетенции между Федерацией и землями.

Различаются следующие виды законодательной компетенции: исключительная законодательная компетенция Федерации; конкурирующая законодательная компетенция Федерации; компетенция по принятию основ федерального законодательства; исключительная компетенция земельного законодателя.

Согласно ст.73 в исключительной законодательной компетенции Федерации находятся: внешние сношения; гражданство; свобода передвижения; паспортное дело; миграция и эмиграция; валюта; денежное обращение; таможенное и торговое единство территории; воздушное и железнодорожное сообщение; служба почты и телекоммуникаций; правовое положение государственных служащих; правовая охрана промышленной собственности, авторское и издательское право; сотрудничество Федерации и земель; деятельность уголовной полиции; защита основ свободного демократического строя существования и безопасности федерации; федеральная статистика.

К конкурирующей законодательной компетенции Федерации согласно ст. 74 относятся следующие вопросы: гражданское, уголовное право, исполнение приговоров, судоустройство, судопроизводство, адвокатура, нотариат, юридическая консультация, акты гражданского состояния, право союзов и собраний, право иностранцев на пребывание и постоянное проживание, дела беженцев и перемещенных лиц, государственное социальное обеспечение, хозяйственное право, трудовое право; производство и использование ядерной энергии в мирных целях, регулирование помощи учащимся и содействие научным исследованиям, содействие производству в сельском и лесном хозяйстве, сделки по поводу земельных участков, земельное право, жилищное дело, устройство населенных пунктов, обеспечение больниц, охрана снабжения продовольствием, предметами потребления, морское судоходство, дорожное движение, автотранспорт, поддержание местных дорог и ряд других вопросов.

В этой сфере земли имеют право законодательствовать лишь тогда и постольку, когда и поскольку Федерация не пользуется посредством закона своей законодательной компетенцией (ч.1 ст. 72). Федерация законодательствует в этой сфере в целях обеспечения единообразных условий жизни на территории Федерации или сохранения правового и экономического единства в общегосударственных интересах (ч.2 ст. 72).

В соотвествии со статьей 75 Федерация вправе издавать основополагающие предписания (типовое законодательство Федерации) по следующим вопросам: правовое положение лиц, состоящих на государственной службе земель, общие принципы в области высшего образования, общее правовое положение печати и кино; охотничье дело, охрана природы и поддержание ландшафтов, отведение земель, организация территории и водоснабжения, регистрация жителей и выдача удостоверений личности, охрана немецкого культурного наследия от вывоза за границу.

Федерация издает по этим вопросам рамочные предписания, а земли обязаны издать законы земель.

Все, что не относится к исключительной компетенции Федерации, конкурирующей компетенции и к основам законодательства, входит в предметы ведения земель, то есть относится к исключительной компетенции земель. В ведение земель, в частности, находятся конституционное законодательство и административное устройство земель; школьное дело, культура, средства массовой информации, некоторые вопросы социальной сферы, законодательство о местном самоуправлении.

Земли исполняют федеральные законы как свои собственные. При этом они сами регулируют создание ведомств и процедуры управления (ст. 83, ч. 1 ст. 84).

В непосредственное федеральное управление согласно ч. 1 ст. 87 собственными подчиненными ему административными органами входят управления внешними сношениями, федеральными финансами, федеральными водными путями и судоходством. Также могут быть учреждены органы пограничной охраны Федерации, центральные ведомства полицейской информации, уголовной полиции и некоторые другие.

Наши рекомендации