Глава тридцатая. Наш завет после Рамадана.
Это великое благо и милость, когда ты выходишь из Рамадана снискавшим прощение Всевышнего. Берегите же это благо и не превращайте его в беду, возвращаясь к ослушанию Аллаха после окончания Рамадана.
«О тот, кого освободил Господь его от Огня, остерегайся же возвращения в рабство грехов после того, как ты обрел свободу! Неужели твой Господь отдаляет тебя от Огня, а ты приближаешься к нему после этого?! Неужели Он спасает тебя от него, а потом ты сам бросаешься в него?! Конечно, милость предназначается делающим добро, однако и сделавший дурное не должен отчаиваться в ней, и хотя прощение предназначено для богобоязненных, совершавший несправедливость тоже может рассчитывать на него…». Вазаиф Рамадан. С. 77.
Теперь, когда мы почти завершили наши беседы о духе поста и его значении, подведем итоги и скажем то, что необходимо сказать:
— Итак, вы встретили благословенный месяц как прощающийся, с покорностью, присущей тому, кто вот-вот покинет этот мир. А теперь вы должны проводить Рамадан как встречающий следующие за ним месяцы, которые также следует провести в покорности, ибо все они — дни Аллаха, и мы должны наполнять их тем же, чем наполняли месяц поста и возвеличивать Аллаха так же, как возвеличивали Его в Рамадан.
— Вы постились Рамадан с верой и надеждой на награду Аллаха, и вы простаивали ночи его в молитве, включая Ночь предопределения, с верой и надеждой на награду Аллаха — по крайней мере, мы на это надеемся. А эта вера и надежда на награду Аллаха является непременным условием любого поклонения в любой его миг: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как приверженцы Единобожия» (98:5).
Так давайте же и после окончания Рамадана держать добровольный пост с такой же верой и надеждой на награду Аллаха, и точно так же — приобретать знания, побуждать к одобряемому, удерживать от порицаемого, терпеть, бороться с собственной душой и сражаться на пути Аллаха, расходовать средства, и точно так же верить и надеяться на награду Аллаха в любой покорности Всевышнему и в каждом благом деле. Ведь надежда на награду Всевышнего — это сердцевина искренности и дух всего того, что приближает нас к Аллаху. И это — пожизненная обязанность, а не нечто, связанное с определенным месяцем. Если вы постились весь месяц, то это — проявление милости Аллаха к вам, ведь Он даровал вам здоровье и благополучие. А то, что вы можете непрерывно поститься весь месяц, указывает на то, что вы способны постоянно соблюдать добровольные посты после окончания Рамадана. Старайтесь же соблюдать эти посты в те периоды, в которые они желательны. (Пост в понедельник и четверг, в «белые» дни (13-й, 14-й и 15-й дни каждого месяца), день ‘Ашура, день ‘Арафа, шесть дней в Шаввале, а также в субботу и воскресенье ради противоречия иудеям и христианам). Ведь дополнительное поклонение помогает восполнить недостатки и упущения, которые были в обязательном поклонении. К тому же, оно возвышает наши степени и стирает наши дурные дела. Поэтому вслед за дурным следует совершить благое, чтобы оно стерло его собой.
Дополнительное поклонение переводит вас из разряда умеренных, любящих Всевышнего и исполняющих обязательное, в разряд опередивших, любимых Всевышним, совершающих еще и дополнительное: «…и не перестанет раб Мой приближаться ко Мне посредством совершения дополнительного (наввафиль) до тех пор, пока Я не полюблю его». Аль-Бухари. Хадис № 6021.
Пост — наша защита от врагов в Рамадан, наша неприступная крепость и прочный щит, «подобный доспехам одного из вас во время сражения».Нас окружают враги из числа джиннов и людей, а также шайтан каждого из нас, его страсти и его душа... Так можете ли вы гарантировать своей душе безопасность в том случае, если она покинет крепость поста в остальные месяцы года? ...
— Вы совершали молитву с должным смирением, выполняя все ее действия, как положено — по крайней мере, мы на это надеемся. А эта молитва была установлена для поминания Аллаха: «…и совершай молитву, чтобы помнить обо Мне»(20:14).
Готовы ли вы так же поминать Аллаха и совершать молитву наилучшим образом не только во время поста, но и в остальное время? Ведь молитва, совершаемая должным образом, - опора Ислама на протяжении всего года:«Воистину, молитва предписана верующим в определенное время»(4:103).
— На протяжении всего Рамадана вы выстаивали молитвы с имамом, сколь бы долгими они ни были. Это — довод против вас же, поскольку это означает, что вы способны выдержать долгое стояние. Поэтому не прекращайте совершать эти молитвы и в остальные месяцы года, ведь это «честь верующего», не делайте же упущений в отношении своей чести в остальное время года.
— Вы прочитали Коран полностью или почти полностью, а может даже несколько раз в Рамадан. Делая это, вы проявляете справедливость по отношению к собственной душе, уберегая ее от покидания Корана. А поскольку вам удалось отложить все дела и занятия, то вы вполне можете сделать это снова, чтобы уделять Корану больше времени в остальные дни… Сделайте же это.
— По мере возможности вы оберегали свое сердце и свой разум от пагубных страстей, ведущих в Адское пламя, и оберегали свой слух, зрение и сердце от запретного в месяц поста. Однако пост этих частей тела не заканчивается с заходом солнца или с наступлением Праздника.
Пост слуха, зрения и сердца посредством воздержания от запретного — это веление Всевышнего на весь год: «Воистину, слух, зрение и сердце — за все он будет призван к ответу» (17:36).
И мы будем спрошены не только за то, что делали они в месяц поста, но и за то, что они делали в каждый год, месяц и даже день нашей жизни.
— Вы были благонравны в Рамадан, украсив себя всеми теми качествами, которые должен иметь мусульманин, и тому, кто ругал вас, вы говорили: «Поистине, я — человек, соблюдающий пост!». Вы удерживали язык свой от всего дурного в этот благословенный месяц, и дни вашего поста не были похожи на иные дни. Научил ли вас пост тому, что точно так же вы должны вести себя и в остальные дни года, и что благонравие — самая тяжелая вещь на весах* и доказательство полноты и совершенства веры мусульманина**?
*(Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Нет ничего тяжелее на Весах в Судный день, чем благонравие». Ат-Тирмизи. Хадис № 1925. Хадис хасан сахих).
**(Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Самой совершенной верой обладают самые благонравные из верующих»).
— Ваши родные… Ваши братья… Ваши соседи… Вы поддерживали связи с ними, общались с ними и навещали их в Рамадан, так не делайте же вид, что теперь, после Рамадана, их не существует. Пост оживляет сердце в благословенный месяц, побуждая вас поддерживать связи с ними. Так пусть же ваши отношения с ними останутся такими же хорошими и после Рамадана.
— Вы проявляли щедрость и великодушие в благословенный месяц, потому что он научил вас щедрости. Однако ваш Господь — Живой, Который не умирает, Самодостаточный и Самый Великодушный, Щедрейший и Величайший, и Он проявляет щедрость и великодушие по отношению к Своим рабам. И может быть, Он дарует вам блаженство Райских садов и помилует вас, избавив от пламени Ада.
— Насколько нам известно, в Рамадан вы были живыми и стыдливыми, так возьмите же обещание со своей души, что она останется такой же живой и стыдливой после месяца поста. Может быть, этот завет поможет вам снискать прощение Аллаха, и станет для вас содействием и запасом. Остерегайтесь же того, чтобы нарушить этот завет: «Кто нарушил завет, тот поступил во вред себе» (48:10).
Опасайтесь посредством нарушения завета стать на одну четверть лицемером — ведь есть четыре качества, присущих лицемерам, и одно из них — нарушение обещаний, и это самое плохое из качеств лицемеров, которые упоминаются в Коране. «Среди них есть такие, которые обвиняют тебя из-за милостыни»(9:58).
«Среди них есть такие, которые обижают Пророка и говорят: “Он есть ухо (выслушивает любые новости)”»(9:61).
«Среди них есть такие, которые обещали Аллаху: “Если Он одарит нас из Своих щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем одними из праведников”. Когда же Он одарил их из Своих щедрот, они стали скупиться и отвернулись с отвращением» (9:75–76).
Какое же воздаяние ожидает человека за нарушение обещания и завета? «Он наказал их, вселив в их сердца лицемерие до того дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они нарушили данное Аллаху обещание, и за то, что они лгали»(9:77).
— В конце месяца покорности Всевышнему дайте Ему обещание быть покорным Ему и дальше. Ведь наш Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, давал Аллаху обещание быть покорным Ему каждый раз перед наступлением ночи и в начале дня.
Он говорил в своей мольбе, обращенной к Всевышнему и называемой «господином ду‘а»: «О Аллах! Ты мой Господь, нет божества, кроме Тебя, Ты сотворил меня, и я — Твой раб, и я буду верен завету Твоему, на сколько у меня хватит сил, и я прибегаю к Тебе от зла того, что я сделал, и признаю милость, оказанную Тобой мне, и признаю грех свой, прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя!».Аль-Бухари. Хадис № 5831, 5848.
«Преславен Ты, о Аллах, и хвала Тебе. Мы свидетельствуем, что нет божества, кроме Тебя. Мы просим у Тебя прощения и приносим Тебе свое покаяние. Амин!».