Глава двадцать девятая. Проводы Рамадана.
Когда Рамадан подходит к концу, он оставляет назидание и светлые воспоминания о себе в сердцах верующих. Наша жизнь, частью которой является этот месяц, закончится подобно тому, как закончился он, и тогда… Одни обрадуются, другие преисполнятся сожаления, однако уже не будет времени сожалеть.
Что же касается тех, кто радуется в конце Рамадана, а также в конце жизни, то это — преуспевшие и снискавшие довольство своего Милостивого Господа. Давайте же представим себе всю проходящую человеческую жизнь на примере уходящего Рамадана. Кто выполнял в него свои обязанности, использовал время наилучшим образом, соблюдал запреты и усердствовал в совершении благих дел, тот преуспел и заслужил награду.
Абу Джа‘фар Мухаммад ибн ‘Али передает слова Пророка, мир ему и благословение от Аллаха: «Кто застал Рамадан, будучи здоровым мусульманином, постился днем и читал положенное ночью, опускал взор свой, оберегал от запретного свои половые органы, свой язык и свои руки, совершал молитву вместе с общиной и приходил на пятничную молитву пораньше, тот действительно постился этот месяц, заслужил полную награду, застал Ночь предопределения и заслужил вознаграждение от Господа». Ибн Абу ад-Дунья. Т. 2. С. 87.
Такой человек имеет полное право радоваться в Рамадан и восхвалять Аллаха за ушедшую часть своей жизни, проведенную в покорности Ему и соблюдении Его запретов.
И это восхваление и благодарность сами по себе являются проявлением покорности Всевышнему и исполнением Его веления — ведь Он велел нам возвеличивать Его по окончании Рамадана, при виде народившегося месяца первого дня Шавваля. Прощение и освобождение от Огня ожидает тех, кто постился и совершал ночную молитву в Рамадан.
Поэтому Всевышний велел нам возвеличивать и благодарить Его после окончания Рамадана. Он сказал: «Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны»(2:185).
А благодарность Тому, Кто облагодетельствовал Своих рабов, дав им возможность и силы поститься, совершать ночную молитву, Кто даровал им прощение и освободил их от Огня, заключается в том, чтобы поминать Его, поклоняться Ему и страшиться Его должным образом. И благодарность в данном случае — радость и праздник, ведь месяц закончился, и проведен он был в покорности Всевышнему. Это признание милости Аллаха, Который основал обряды поклонения на мудрости и защищенности Откровения, так, что они не могут подвергнуться каким-либо изменениям.
Аль-Куртуби (да помилует его Аллах) сказал о Словах Всевышнего: «…и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь»: «Указал вам верный путь в том, относительно чего впали в заблуждение христиане, изменившие свой пост». Аль-Куртуби. Ат-тафсир. Т. 1. С. 187.
Поистине, кто постился, совершал ночную молитву в Рамадан и выстаивал Ночь предопределения с верой и надеждой на награду Всевышнего, тому обещано через Посланника Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, прощение всех прошлых грехов, кроме тяжких, и этим не стоит пренебрегать, поскольку малые грехи, собранные вместе, могут оказаться опаснее, чем большие.
Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Опасайтесь ничтожных грехов, ибо, поистине, они копятся у человека до тех пор, пока не погубят его». Ахмад. Хадис № 3627. Аль-Альбани сказал о нем: сахих ли-гайррихи. Сахих ат-таргыб. Хадис № 2470.
И он сказал ‘Аише (да будет доволен ею Аллах): «О живущий! Опасайся малых грехов, ибо Аллах спросит с тебя за них». Ибн Маджа. Хадис № 4233. Ахмад. Хадис № 23279, 24022. Аль-Альбани назвал его достоверным. Сильсилят аль-ахадис ас- Сахиха. Хадис № 2731.
Тяжкие же грехи остаются тяжкими, и они прощаются только если человек покается или Сам Всевышний пожелает простить ему их. И вот здесь на помощь верующему приходит то самое освобождение от Огня, которое становится милостью Всевышнего для тех счастливых, которые заслуживают эту великую награду в конце Рамадана. Это освобождение распространяется и на тяжкие грехи. У освобожденного от Огня есть все основания радоваться, тот же, кто лишен этого, потерпел серьезный убыток. Это освобождение и прощение — самое великое из того, что происходит в два Праздника, и это — милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Он избирает тех, кого пожелает, чтобы даровать им избавление от Огня.
Ибн Раджаб сказал: «Праздник разговения после Рамадана — праздник для всей мусульманской общины, потому что в него постящиеся, совершавшие тяжкие грехи, освобождаются от Огня, и грешившие присоединяются к праведным. А день жертвоприношения — самый великий праздник, потому что перед ним — день ‘Арафа, а это день, в который от Огня освобождаются столько людей, сколько не освобождаются ни в один другой день. А кто был освобожден от Огня в оба эти дня, у того действительно праздник». Вазаиф Рамадан. С. 77.
Ибн ‘Аббас передает: «В Праздник разговения ангелы спускаются на землю, стоят на дорогах и взывают голосами, которые слышат все творения Аллаха за исключением джиннов и людей: “О община Мухаммада! Выйдите к вашему Великодушному Господу. Он дарует щедро и прощает великий грех”. А когда они выходят, направляясь к месту молитвы, Всевышний Аллах говорит Своим ангелам:“Каково воздаяние наемного работника, когда он выполнит порученную ему работу?”.Они отвечают: “Наш Бог и Господин, он должен получить причитающуюся ему плату”. Тогда Он говорит: “Я беру вас в свидетели того, что Я сделал наградой им за их пост и ночную молитву Мое довольство и Мое прощение… Возвращайтесь же — уже прощено вам”». В версии аль-Байхакы добавлено: «Он говорит: “О рабы Мои, клянусь Величием Моим, о чем бы вы ни попросили Меня сегодня в этом вашем собрании для мира вечного, Я обязательно дарую вам это, и о чем бы вы ни попросили для мира этого, Я обязательно помогу вам”».Аль-Байхакы и Саляма ибн Шабиб. Подобное невозможно сказать от себя, поэтому эти слова приравниваются к хадису.
Не упускайте же, брат–постящийся, награду этого месяца и плоды, которые приносит эта возможность всей вашей жизни, и, проводив благословенный месяц, дополните радость свою, сделав свой пост непрерывным. Для этого поститесь шесть дней в шаввале после Рамадана.
Правдивый и достойный доверия Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал об этом: «Кто постится Рамадан, а потом еще шесть дней в шаввале, тот как будто постится непрерывно». Муслим. Хадис № 1984.
Рамадан и шесть дней в шаввале — это ваш пост на год. И соблюдая пост таким образом каждый год вашей жизни после достижения вами совершеннолетия, вы как будто поститесь всю жизнь — пост в течение шести дней в шаввале дополняет пост в Рамадан, и вы словно поститесь целый год.
Это все — для того, кто провожает благословенный месяц, будучи радостным и счастливым, оттого что наступил день прощения и милости, то есть, день Праздника.
Что же касается опечаленного и отягощенного горем, который упустил месяц покорности Всевышнему, то ему следует говорить: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращаемся», выражая тем самым сожаление о том, что он потерял и упустил, и пусть его печаль и сожаление станет покаянием, которым он проводит благословенный месяц, которому он не оказал должного гостеприимства.
Аль-Хасан сказал: «Поистине, Аллах сделал Рамадан поприщем для Своих творений, и они состязаются на нем, стараясь снискать Его довольство. Одни вырываются вперед и добиваются успеха, а другие отстают и терпят неудачу. И остается только удивляться забавляющемуся и смеющемуся в день, в который преуспевают творящие добро и остаются в убытке те, чьи дела оказались тщетными». Вазаиф Рамадан. С. 74.
Если бы знал я в конце месяца, чье поклонение было принято Аллахом, чтобы поздравить его, и кто оказался лишенным, чтобы выразить ему свои соболезнования… О принятый Всевышним, я поздравляю тебя! О лишенный этого блага, пусть Аллах изменит твое положение в лучшую сторону…
Нам грустно расставаться с благословенным месяцем, однако это, дорогой брат–постящийся, не обязательно связано со страхом оказаться в убытке.
Даже преуспевших печалит разлука с ним, потому что это благословенные дни. Эта печаль сопровождается надеждой на лучшее, потому что она заставляет нас стремиться к довольству Аллаха и сожалеть о том, что мы упустили из Его права на нас.
Верующий всегда испытывает подобный страх и опасения, независимо от его покорности Всевышнему и дел, совершенных им в этот месяц: «…которые раздают милостыню, тогда как их сердца страшатся того, что им суждено вернуться к своему Господу, — все они спешат вершить добрые дела и опережают в этом других»(23:60–61).