Глава двадцать четвертая. Наше усердие и борьба на пути Аллаха в Рамадан.

Рамадан — месяц терпеливого перенесения поста, ночных молитв, регулярного чтения Книги Аллаха и благодеяний по отношению к творениям Аллаха. Но это еще и месяц усердия и борьбы с собственной душой, а также с людьми, ради Аллаха. И вовсе не случайно величайшие из своих побед мусульмане одержали в Рамадан. Ведь постящийся в этот месяц возвышается духовно настолько, что готов пожертвовать своей жизнью ради довольства своего Господа. Это — одна из тайн поста и его дух.

Первая и самая великая победа мусульман — победа в великой битве при Бадре — была одержана 17 Рамадана во 2 году от хиджры (переселения Пророка, мир ему и благословение от Аллаха, в Медину). В Коране увековечена память об этой битве. Это Слова Всевышнего: «Аллах уже поддержал вас при Бадре, когда вы были слабы. Бойтесь же Аллаха, — быть может, вы будете благодарны»(3:123).

А 20 Рамадана в 8 году от хиджры мусульмане завоевали благословенную Мекку. Посредством этой победы Аллах почтил Ислам и мусульман, и после этого люди стали входить в религию Аллаха толпами. Об этой победе была ниспослана целая сура — сура «Победа»: «Когда придет помощь Аллаха и победа, когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха, восславь же Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он — Принимающий покаяние»(110:1–3).

18 Рамадана в 92 году от хиджры мусульмане завоевали Андалусию и установили там халифат.

26 Рамадана в 233 году от хиджры мусульмане завоевали город Амория под командованием халифа Му‘тасыма- биЛлляхи из династии Аббасидов.

4 Рамадана в 666 году от хиджры мусульмане под командованием Бибарса одержали великую победу над крестоносцами и вернули Антакию.

15 Рамадана в 668 году от хиджры мусульмане под командованием мамлюка* Сейфуддина Кутуза одержали победу над полчищами монгол в битве при Айн Джалют. После этого монголы лишились своего могущества — и это после того, как они пошли войной на мусульманский мир и свергли халифа Аббасидов в Багдаде.

*(Мамлюки (араб. — невольники), воины–рабы, составлявшие гвардию династии Айюбидов. В 1250 году командная верхушка мамлюков свергла египетскую ветвь Айюбидов и основала династию мамлюкских султанов, правившую до 1517 года в государстве, включавшем Египет и Сирию. Свергнуты турками-османами. В 1711 –1798 годах мамлюкские эмиры (беи) фактически снова правили Египтом. Окончательно их власть была ликвидирована Мухаммадом Али в 1811 году).

Поистине, дух борьбы на пути Аллаха возвышается в Рамадан вместе с духом усердия. И нет сомнений в том, что обуздание собственной души должно предварять правильную борьбу на пути Аллаха. Недаром Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Настоящий муджахид — тот, кто борется с собственной душой ради того, чтобы она была покорна Аллаху, а настоящий мухаджир* — тот, кто отдаляется от грехов».Ахмад. Хадис № 22833, 22840. Аль-Альбани назвал его достоверным (Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха. Хадис № 549).

*(Слово «мухаджир» — «переселенец» — буквально означает «человек, покидающий нечто», и здесь имеется в виду человек, который «покидает» грехи и ослушание подобно тому, как переселенец покидает место, из которого он переселяется).

И только люди, постоянно обуздывающие души свои ради Аллаха, а потом принявшие участие в борьбе на пути Аллаха, смогут противостоять врагам Аллаха, ущемляющим права мусульман. А пост — один из основных способов поклонения Аллаху посредством борьбы с собственной душой.

Некоторые люди не замечают тесной связи между борьбой с собственной душой и усердием в поклонении, однако в упомянутом выше хадисе как раз разъясняется эта связь: «Настоящий муджахид — тот, кто борется с собственной душой ради того, чтобы она была покорна Аллаху». Усердие во всех видах поклонения, включая пост, формирует личность человека особым образом, вырабатывая в ней серьезность, решительность и искренность. Мы ждем от Рамадана именно этого, особенно в последние его дни, которые считаются днями наибольшего усердия. Проявляйте же усердие в эти дни, брат–постящийся, с намерением подготовиться к борьбе на пути Аллаха, и возможно, что посредством этого намерения к вашей покорности Аллаху в Рамадан прибавится еще и готовность участвовать в борьбе на пути Аллаха. Ведь, поистине, «кто умер, не приняв участия в сражении, и даже не помышляя об этом, тот умер, имея в душе своей одно из ответвлений лицемерия».Муслим. Хадис № 3533.

Бороться с собственной душой посредством поста означает соблюдать этот пост подобно тому, как человек выстаивает (а не просто совершает) молитву. То есть человек должен приложить все усилия для соблюдения необходимых условий поста и всего обязательного и желательного в нем. А это осуществимо лишь посредством особого вида усердия и терпения.

Ибн Раджаб (да помилует его Аллах) сказал: «Знай, что у верующего в Рамадан — два джихадда: борьба со своей душой днем ради соблюдения поста и борьба с ней ночью ради выстаивания ночной молитвы, и кто ведет оба эти джихада, соблюдает их права и проявляет должное терпение в отношении их, тот получит свою награду безо всякого счета». Источник: Вазаиф Рамадан. С. 46.

Человек начинает по-настоящему ощущать эту борьбу и понимать ее суть, когда Рамадан подходит к концу. Если две трети Рамадана уже позади, человек должен постараться использовать как можно лучше последнюю его треть. Эта последняя декада — наилучшая его часть. Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, в эти десять дней проявлял особое усердие в поклонении. Таким образом он побуждал верующих, чтобы они старались восполнить упущенное и с пользой провели оставшиеся дни. В обоих «Сахихах» приводится хадис, передаваемый ‘Аишей (да будет доволен ею Аллах):«С наступлением последних десяти дней Рамадана Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, затягивал свой изар, простаивал ночи в молитве и будил членов своей семьи».Аль-Бухари. Хадис № 1884.

А в версии Муслима говорится: «В последние десять дней Рамадана Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, проявлял такое усердие в поклонении, какое не проявлял в другое время». Муслим. Хадис № 2009.

Это усердие Пророка, мир ему и благословение от Аллаха, выражалось в следующем: он бодрствовал по ночам, будил членов своей семьи на молитву, не приближался к своим женам, откладывал сухур до самого рассвета и совершал полное омовение между закатной и вечерней молитвами. Кроме того, в последние десять дней Рамадана он совершал и‘тикаф — неотлучно пребывал в мечети. Это шесть проявлений особого усердия Пророка, мир ему и благословение от Аллаха, в последнюю декаду Рамадана, как сказал Ибн Раджаб (да помилует его Аллах).

На первое из этих проявлений усердия — выстаивание ночной молитвы — указывают слова ‘Аиши: «…простаивал ночи в молитве». Возможно также, что имеется в виду простаивание в молитве большей части ночи.

Что же касается второго из этих проявлений, то передают, что Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, «будил членов своей семьи в последнюю деккаду Рамадана». Аль-Альбани назвал его достоверным. Салят ат-таравих. С. 16.

Абу Зарр передает, что Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, совершал ночную молитву вместе с ними в двадцать третью, двадцать пятую и двадцать седьмую ночь Рамадана, позвав на молитву своих жен и остальных членов своей семьи.

То есть он будил их для молитвы в те самые ночи, среди которых следует искать Ночь предопределения, а также в последнюю декаду Рамадана вообще.

Суфйан ас-Саури сказал: «Мне представляется желательным, чтобы в последние десять дней Рамадана верующий выстаивал ночную молитву с должным усердием и будил своих жен и детей для молитвы, если они способны совершать ее». Вазаиф Рамадан. С. 56.

Для всей мусульманской общины это — дополнительное усердие в последнюю декаду Рамадана, однако Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, поступал так на протяжении всего года. Достоверно известно, что он приходил к Фатыме и ‘Али (да будет Аллах доволен ими обоими) ночью и говорил: «Разве вы не молитесь?». Ат-Тирмизи. Хадис № 725. Ахмад. Хадис № 723, 1006.

Что же касается третьего проявления усердия Пророка, мир ему и благословение от Аллаха, в последние десять дней Рамадана — затягивания изара, то оно означает, что в эти дни Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, не приближался к своим женам. В хадисе, который передает ‘Аиша, говорится: «С наступлением последних десяти дней Рамадана Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, затягивал свой изар, простаивал ночи в молитве и будил своих домочадцев». Аль-Бухари. Хадис № 1059. Муслим. Хадис № 1294.

Четвертое проявление — откладывание сухура почти до самого рассвета. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) и Анас передают, что в последние десять ночей Рамадана Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, принимал свой ужин в сухур. Аль-Бухари. Хадис № 1884. Муслим. Хадис № 2008.

А Абу Са‘ид передает, что Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Не соединяйте дни поста, а кто желает соединять, пусть продолжает свой пост до сухура». Люди сказали: «Но ведь ты соединяешь, о Посланник Аллаха». Он сказал: «Я не подобен вам — у меня есть тот, кто кормит меня и поит». Аль-Бухари. Хадис № 1827, 1828. Муслим. Хадис № 1844, 1845.

Пятое проявление — совершение полного омовения между закатной и вечерней молитвами. Ибн Абу ‘Асым передает от ‘Аишы (да будет доволен ею Аллах): «Во время Рамадана Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, спал по ночам и молился, а с наступлением последних десяти дней он затягивал изар, не приближался к своим женам и совершал полное омовение между двумя азанами». Ибн Раджаб. Лятаиф аль-ма‘ариф. С. 346.

То есть, между закатной и вечерней молитвами. Несомненно, когда человек дополнительно очищается для благословенного месяца, это похвально.

Что же касается шестого проявления этого усердия — и‘тикафа, то о нем мы уже говорили ранее.

«О Аллах, даруй нам решимость придерживаться благоразумия, спасение от любого греха и запас от каждого из благих дел. И даруй нам преуспеяние — Рай и спасение от Огня… Амин!».

Наши рекомендации