Глава двадцать третья. Наша щедрость в Рамадан.
Щедрость — одно из Высочайших Качеств Аллаха, от которого происходит одно из Его Прекрасных Имен — Аль- Джавад (Щедрый). Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, так описал своего Всевышнего Господа: «Поистине, Аллах — Щедрый, и любит щедрость, и Он любит благонравие и не любит мелочность и занятие недостойным». Сахих аль-джами‘. Хадис № 800. Хадис с безупречным иснадом.
Щедрость Аллаха и Его великодушие по отношению к Его рабам увеличивается в Рамадан, и Он любит, чтобы в этот месяц увеличивалась и щедрость Его рабов. Посланник, мир ему и благословение от Аллаха, был очень щедрым в Рамадан. Ибн ‘Аббас передает:«Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, был щедрейшим из людей, и особую щедрость он проявлял в Рамадан, когда Джибриль встречался с ним и обучал его Корану, а встречался он с ним каждую ночь в Рамадан. И когда с ним встречался Джибриль, Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, был щедрее на всякое благо, чем вольный ветер».
Ибн Раджаб (да помилует его Аллах) открывает тайну увеличения щедрости Пророка, мир ему и благословение от Аллаха, в месяц поста: «Эта благородная Книга была его нравом, и он одобрял то, что одобряла она, и не одобрял того, чего не одобряла она. И он спешил делать то, к чему она побуждала, и отдалялся от того, от чего она предостерегала. Его щедрость и благодеяние в Рамадан увеличивались в несколько раз, — ведь он общался с Джибрилем часто, через короткие промежутки времени, и он много повторял вместе с ним эту благородную Книгу, которая побуждает к благонравию и щедрости. Несомненно, общение оказывает на человека определенное воздействие, и он перенимает некоторые качества от того, с кем общается и в чьем обществе находится». Вазаиф Рамадан. С. 33.
Следствием щедрости становится милостыня, которая приносит радость в душу верующего и указывает на его благородство, стремление делать добро и искренность его веры. Поэтому Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Милостыня — подтверждение и доказательство». Муслим. Хадис № 328.
Она является подтверждением веры того, кто подает ее, и доказывает, что он соблюдает право Аллаха в отношении его имущества — в отличие от лицемера-скупца, который вообще не считает, что на его имущество имеет право кто- то, кроме него самого.
А поскольку щедрость неразрывно связана с Рамаданом, то закят аль-фитр — милостыня, приуроченная к Празднику разговения, названа милостыней Рамадана. В обоих «Сахихах» говорится: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, вменил в обязанность подавать милостыню Рамадана в размере одного са‘ фиников или ячменя рабу и свободному человеку, мужчине и женщине, и люди приравняли к этому половину са‘ пшеницы». Аль-Бухари. Хадис № 1511. Муслим. Хадис № 984.
А поскольку милостыня — лучшее подтверждение щедрости, то у нашего Посланника, мир ему и благословение от Аллаха, это подтверждение было больше, чем у кого бы то ни было, поскольку был он щедрейшим из людей. О его добровольном подаянии рассказывает имам Ибн аль-Каййим:«Если он видел нуждающегося, он обделял себя ради него. Иногда он отдавал ему свою еду, иногда — свою одежду, причем милостыню он подавал самыми разными способами. Иногда он дарил что-то, иногда подавал милостыню, иногда, покупал что-нибудь, отдавал продавшему деньги и возвращал товар, как это было в случае с верблюдом Джабира, мир ему и благословение от Аллаха. А иногда он брал нечто взаймы, а потом возвращал больше и лучше, иногда покупал что-нибудь, отдавая больше, чем оно стоило, а иногда принимал подарок, после чего воздавал за него чем-то лучшим. Он любил людей и старался делать добро и подавать милостыню всеми возможными способами. Причем он не только расходовал свое имущество, но и способствовал подаче милостыни своими словами и делами. Он велел людям подавать милостыню и всячески побуждал их к этому — как словами, так и собственным примером — так, что даже скупец, увидев, что он делает, подавал милостыню. И каждый, кто общался с ним и видел его поступки, не мог удержаться от снисходительности, щедрости и великодушия». Зад аль-ма‘ад. Т. 2. С. 328.
Щедрость может выражаться не только в расходовании имущества. «Расходовать» можно не только что-то материальное, и возможность делать это предоставляется в Рамадан верующему, который стремится снискать довольство Аллаха.
Ибн Раджаб (да помилует его Аллах) утверждает: «Милостыня без расходования средств бывает двух видов. Первый: благодеяние по отношению к творениям. Оно подобно подаянию им. Это может быть даже лучше, чем расходование имущества. Например, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого — это призыв быть покорным Аллаху и отказаться от ослушания Его, а это лучше пользы, приносимой деньгами. Милостыня — это и обучать полезному знанию и чтению Корана, обращаться к Аллаху с мольбой за мусульман, испрашивать прощения для них и отводить от них всякое зло. В хадисе сказано: “Если ты улыбнешься в лицо брату своему, это станет для тебя милостыней. И побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого — милостыня, и когда ты указываешь путь тому, кто заблудился, это становится для тебя милостыней, и когда ты выливаешь ведро свое в ведро брата своего, это также становится для тебя милостыней”. Ат-Тирмизи. Хадис № 1957. Хадис хасан гариб. Аль-Альбани назвал его достоверным (Сахих ат-Тирмизи. Хадис № 1594).
Второй вид милостыни без расходования имущества: то, что приносит пользу только тому, кто делает это. Это разные виды поминания Аллаха — произнесение слов “Аллах Велик”, “Хвала Аллаху”, “Преславен Аллах”, “Нет божества (достойного поклонения), кроме Аллаха” и испрашивание у Аллаха прощения. И когда человек идет пешком к мечети, это тоже милостыня». Источник: Джами‘ аль-‘улюм ва аль-хикам. С. 59.
За вашу щедрость в Рамадан, дорогой брат–постящийся, вас ожидает щедрое вознаграждение от вашего Щедрого Господа. Ведь воздаяние подобно делу, и вы, проявляя щедрость по отношению к постящимся и нуждающимся, получаете такую же награду, как и они. Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Тот, кто накормит постившегося на разговение, получит награду, подобную его награде, и при этом награда самого постившегося ничуть не уменьшится».Ат-Тирмизи. Хадис № 735. Хадис хасан сахих. Ибн Маджа. Хадис № 1736. Ибн Хиббан. Хадис № 3429. Ахмад. Хадис № 16419, 17074. Аль-Арнаут сказал: хороший хадис, учитывая наличие подкрепляющих его хадисов с похожим смыслом.
И если в месяц поста вы соедините ночные молитвы с кормлением людей, то за эту щедрость вы получите особое вознаграждение — ведь Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Поистине, в Раю есть комнаты, изнутри которых видно то, что снаружи, а снаружи их видно то, что внутри». Люди спросили: «А для кого они предназначены, о Посланник Аллаха?». Он сказал: «Они для тех, кто говорил слова благие, кормил людей и молился Аллаху по ночам, пока остальные люди спали». Ахмад. Хадис № 1268. Ат-Тирмизи. Хадис № 2450. Аль-Хаким. Т. 1. С. 80–81. Достоверный хадис. Аз-Захаби согласился с ним. Аль- Альбани назвал его хорошим (Сахих ат-Тирмизи. Хадис № 2051).
Кроме того, из-за вашей щедрости, брат–постящийся, ангелы будут обращаться к Аллаху с мольбой за вас в каждый из дней, в которые вы будете проявлять щедрость. Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал:«Каждый день, когда рабы Аллаха просыпаются утром, с небес обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: “О Аллах, возмести расходующему свои средства!” — а другой говорит: “О Аллах, приведи скупого к гибели*!”».Аль-Бухари. Хадис № 1351. Муслим. Хадис № 1678.
*[Эти слова можно понимать и как пожелание гибели самому скупццу, и как пожелание того, чтобы он лишился накопленных им денег].
«О Аллах, прояви щедрость Твою по отношению к нам, распространи на нас прощение Твое и сделай нас одними из тех, кто принят Тобою… Амин!».