Глава двадцать первая. Терпение в Рамадан.
Терпение — лучшее достоинство и пожизненная обязанность. Однако достоинство терпения возрастает, а обязательность его подтверждается в Рамадан, потому что это месяц терпения, в который человек лишается таких благ, как пища, питье и удовлетворение полового инстинкта. Это месяц, в который люди, покорные Аллаху, подтверждают, что ради Него они проявляют терпение и делают то, что Он предписал им. И сердца их не уклоняются от смирения и покорности, так же, как и остальные части их тел.
Терпение бывает двух видов: похвальное и порицаемое. Эти два вида терпения упоминаются в Коране примерно в девяти десятках мест. Похвальное терпение также бывает нескольких видов. Это терпение в покорности Всевышнему Аллаху и терпение, когда необходимо воздержаться от ослушания Его. Сюда же относится терпение относительно предопределения Всевышнего Аллаха. Первые два вида терпения лучше последнего (Ибн аль-Кайиим. ‘Иддат ас-сабирин. С. 26), хотя многие люди считают, что терпение ограничивается только этим последним видом. Все три вида объединяются в Рамадан во время поста. Поэтому этот месяц заслуживает того, чтобы называться месяцем терпения. Сам Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, назвал его так, сказав: «Пост в месяц терпения и еще три дня каждый месяц равносилен непрерывному посту».Ан-Насаи. Хадис № 2366. Аль-Альбани назвал его достоверным (Сахих ан-Насаи. Хадис № 2268).
В Рамадан человек терпеливо переносит необходимость быть покорным Аллаху: поститься, совершать ночные молитвы, читать Коран, поминать Его и обращаться к Нему с мольбой. Кроме того, постящийся терпеливо переносит необходимость воздерживаться от ослушания Аллаха как сердцем, так и остальными органами тела — он вынужден отказаться от того, чего желает душа его, ради Всевышнего Аллаха. И в то же время он вынужден терпеливо переносить предопределение Аллаха, приносящее ему тяготы и причиняющее ему страдания — ведь он страдает от голода и жажды.
А порицаемое терпение проявляется тогда, когда человек воздерживается от того, что любит Аллах, а также терпеливо переносит то, что вызывает недовольство Аллаха и является ослушанием Его. Это противоречит посту, убивая его дух и уничтожая его свет.
Поистине, терпение, к которому мы приучаем себя в Рамадан — это светоч для души и движущая сила для тела. И самое прекрасное в посте — что он приучает душу человека ко всем видам терпения. И она поддается этому приучению, и постепенно терпение становится для нее чем-то вполне естественным. Ведь терпение приходит, когда человек приучает себя к нему.
Как сказал Пророк, мир ему и благословение от Аллаха: «Кто стремится к добродетели и целомудрию, Аллах делает его целомудренным, а кто старается терпеть, Аллах дарует ему терпение. И никогда не будет даровано вам ничего лучше, чем терпение».Аль-Бухари. Хадис №1338. Муслим. Хадис № 1745.
В наше время мы нуждаемся в терпении еще больше, чем нуждались в нем люди, жившие в прежние времена, потому что на нас нескончаемым потоком обрушиваются искушения, имеющие форму блага или вреда. Обе формы искушений требуют от нас терпения во всех его видах: терпения в отношении покорности Аллаху, терпения, необходимого для отказа от ослушания Его, и терпения в отношении Его предопределения, причиняющего нам страдания.
Дни, в которые мы живем (а Аллах знает обо всем лучше) — это дни терпения, о которых Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Поистине, ожидают вас дни терпения. В эти дни терпение будет подобно сжиманию в руке раскаленного угля, и тот, кто будет делать в них благие дела, получит награду, подобную награде пятидесяти делающих то же самое сейчас». Ат-Тирмизи. Хадис № 2984. Хадис хасан гариб. Абу Дауд. Хадис № 3778. Ибн Маджа. Хадис № 4004. Аль-Альбани назвал его досстоверным (Сахих ат-таргыб. Хадис № 3172).
Верующий сегодня крайне нуждается в том, чтобы увеличивать свое терпение, полагаясь на Всевышнего, ведь ему нужно справиться с искушениями и изменениями, происходящими в наше время, когда мусульманин чувствует себя чужим всюду, где бы он ни был.
Об этом времени сказал Пророк, мир ему и благословение от Аллаха: «Настанут времена, в которые проявляющий терпение в том, что касается религии, будет подобен сжимающему в руке раскаленный уголь». Ат-Тирмизи. Хадис № 2186. Аль-Альбани назвал его достоверным. Сахих ат-Тирмизи. Хадис № 1844.
А удерживать в руке этот уголь — то есть соблюдать права религии должным образом — он сможет только с помощью терпения и молитвы: «Обратитесь за помощью к терпению и молитве. Воистину, молитва является тяжким бременем для всех, кроме смиренных» (2:45).
Время, в которое мы живем, полно помех и препятствий, и оно — в лице наших врагов — бросает нам вызов за вызовом и вынуждает нас, мусульман, постоянно проявлять терпение. И у покорных Аллаху нет иного выбора, кроме как терпеливо переносить все это: «О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением, несите службу на заставах и бойтесь Аллаха, — быть может, вы преуспеете»(3:200).
«Если вы страдаете, то ведь они тоже страдают так, как страдаете вы. Но вы надеетесь получить от Аллаха то, на что они не надеются» (4:104).
Чтобы достичь успеха в борьбе с противником нам необходимо собрать все силы и проявлять терпение. Ведь Посланник, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Поистине, победа приходит с терпением». Ахмад. Хадис № 2666. Аль-Альбани назвал его достоверным (Сахих Ибн Маджа. Хадис № 226).
Терпение — это самое лучшее снаряжение, и оно имеет первостепенное значение. Оно нужно еще до начала любой другой подготовки, и оно необходимо после ее завершения, потому что терпение подготавливает душу, а это самая важная и самая серьезная подготовка, потому что она основана на богобоязненности и терпении.
Всевышний сказал: «Скажи Моим рабам, которые уверовали: “Бойтесь вашего Господа! Тем, которые совершили добро в этом мире, уготовано добро. Земля Аллаха обширна. Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью без счета”»(39:10).
Терпение — подготовка, потому что оно озаряет сердце. Именно поэтому Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Терпение — сияние». Муслим. Хадис № 328.
То есть оно озаряет сердце, создавая в нем тепло, дающее свет, подобный очищающему свету солнца — в отличие
от луны, свет которой лишен тепла. Он освещает, но не обжигает. В Коране есть указание на это различие. Это Слова Всевышнего: «Он — Тот, Кто даровал солнцу сияние, а луне — свет» (10:5).
Терпение названо сиянием, потому что в нем — жар страдания и трудность усердия и борьбы — ведь человек удержживает свою душу от того, чего она жаждет и к чему неудержимо стремится. Это согласуется со значением слова «терпение» в арабском языке. Оно означает «удерживание».
Благодаря сиянию терпения, пост обретает свет удвоенной силы. Благое в нем увеличивается многократно, равно как и награды, и терпение ясно проявляется в нем. Награда терпеливых увеличивается многократно, как сказал Всевышний: «Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью без счета»(39:10).
И награда за пост также увеличивается до бесконечности, потому что он зиждется на терпении. Поэтому Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал, передавая Слова своего Господа: «Любое дело сына Адама совершается им для себя, кроме поста, ибо, поистине, он — для Меня, и Я воздам за него. Ведь он отказывается от удовлетворения страсти своей и оставляет еду свою и питье свое ради Меня». Отказ от удовлетворения страстей души и тела посредством поста — это терпение, ради которого Аллах и установил награду за пост.
Ибн Раджаб (да помилует его Аллах) сказал: «Пост — исключение из дел, награда за которые увеличивается во много раз. Награда за все дела увеличивается в десять и более раз, вплоть до семисот, кроме поста. Увеличение награды за него не ограниченно. Аллах увеличивает ее во много раз. Ведь, поистине, пост относится к терпению, а Всевышний Аллах сказал: «Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью без счета»(39:10).
И вы, брат, терпеливый в своем посте и постящийся в своем терпении, пожинаете плоды своего терпения уже в этом мире, и они — предвестники неисчислимой награды, ожидающей вас в мире вечном, тайну которой не знает никто.
Ведь Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Никому не было даровано блага большего, чем терпение». Аль-Бухари. Хадис № 1376.
Что же касается радости, которую приносит терпение вам и остальным терпеливым уже в этом мире, то она заключается в следующем:
— Сам Всевышний Аллах сообщает вам радостную весть о том, что ожидает вас за ваше терпение в отношении покорности Аллаху, необходимости отказаться от ослушания Его и в отношении Его предопределения, причиняющего нам страдания. Всевышний сказал: «Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: “Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся”. Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» (2:155–157).
— Терпение позволяет вам снискать довольство Аллаха и добиться того, чтобы Он был с вами. Всевышний сказал: «Будьте терпеливы, ибо Аллах — с терпеливыми» (8:46).
— За ваше терпение вам обещано возвышение в этом мире и спасение в мире вечном. О том, что ожидает терпеливых в этом мире, Всевышний сказал: «Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» (32:24).
А о том, что ожидает их в мире вечном, Всевышний сказал: «Сегодня Я вознаградил их за то, что они проявили терпение. Воистину, они являются преуспевшими».(23:111).
«О Аллах, дай нам терпение для того, чтобы нам всегда быть покорными Тебе, отврати нас от ослушания Тебя и даруй нам награду терпеливых, которые не познают страха и не будут опечалены… Амин!».