Глава шестнадцатая. Наш слух в Рамадан.
Состояние разума человека, его души, духа и сердца напрямую зависит от всего того, что приходит к нему через слух. Когда человек слышит нечто благое, оно проникает в его душу, дух, сердце и разум. Если же он внимательно слушает что-то мерзкое, дурное, то оно также просачивается в его сердце и сознание, закрепляясь в его душе.
Ты кроме правды ничего не слушай,
И вздор тогда тебе не будет нужен.
Две дверцы знаний — это наши уши.
И лучшие из них чтецу внимают,
Который Мудрого Аллаха поминает.
Именно поэтому слушать нечто запретное во время поста не дозволено, хотя это и не нарушает пост в том смысле, который вкладывают в понятие «нарушение поста» ученые - факыхи. Когда ухо человека воздерживается от запретного, это охраняет и оберегает его сердце, и в этом — долг раба Аллаха во время священного месяца. Оберегать свой слух от всего того, что навлекает на человека гнев Всевышнего, — это обязанность постящегося, а не просто что-то желательное. Ведь если слух несет ответственность в течение всего года, как сказал Всевышний: «Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу» (17:36) — то в Рамадан с него спрашивается еще строже, а нарушение запрета влечет за собой еще более тяжкие последствия. Джабир сказал: «Когда ты постишься, то пусть “постится” и твой слух, твое зрение и твой язык, воздерживаясь от запретного». Ибн Раджаб аль-Ханбали. Вазаиф Рамадан. С. 21.
К запретному относится слушать слова неверия, фразы, которые провозглашают ослушание Аллаха, и музыку, посредством которой Шайтан обольщает людей и сбивает их с истинного пути.
А священный и благословенный месяц Рамадан вполне заслуживает того, чтобы вы, дорогой брат, охраняли слух свой от всего дурного во время своих встреч и бесед с людьми. Слушать то, что само по себе является дурным и недозволенным, также дурно и недозволенно, если человек слушает внимательно, с удовольствием и, тем более, с восхищением.
Не слушай, ухо, ничего
Помимо слов пути прямого.
Когда греховное ты слышишь —
Воистину, вершишь ты грех.
Аллах сделал характерной чертой верующих оберегать слух. Так, среди десяти свойств верующих, упомянутых в суре «Верующие», есть и отказ внимать всему праздному, пустому, бесполезному, и это свойство упоминается сразу после упоминания об их смирении в молитве. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих молитв, которые отворачиваются от всего праздного» (23:1–3).
Верующие слушают благое, и они смиренны во время своих молитв. А чтобы сохранить это смирение, они оберегают свой слух, потому что восприятие дурного истощает тот запас в сердце верующего, который приносит ему восприятие благого, а также очерняет и искажает для сердца истинные ценности. Всевышний Аллах сказал, хваля тех, кто оберегает свой слух: «А услышав праздные речи, они отворачиваются и говорят: “Нам достанутся наши деяния, а вам — ваши. Мир вам! Мы не желаем следовать путем невежд”» (28:55).
В благословенный Рамадан ухо человека несет еще большую ответственность за то, чему оно внимает, и то, чему оно отказывается внимать. Например, совершать молитву, в которой аяты читаются вслух, а также коллективную молитву - таравих — значит, внимательно слушать то, что читает имам. Это же касается кружков поминания Аллаха и собраний, в которых приобретаются и передаются полезные знания.
А слушать чтение Корана — великое поклонение. В Коране содержится веление слушать его, и Всевышний похвалил тех, кто делает это: «Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, — быть может, вы будете помилованы» (7:204).
Всевышний также похвалил в Коране джиннов, которые, находясь в своем сокрытом от наших взоров мире, внимательно слушали Коран. Об этом ниспослана целая сура Корана — «Джинны»: «Скажи: “Мне было открыто, что несколько джиннов послушали чтение Корана и сказали: ‹Воистину, мы слышали удивительный Коран›”»(72:1).
А кто из людей, послушав Коран, говорил подобное: «…Воистину, мы слышали удивительный Коран. Он наставляет на прямой путь, и мы уверовали в него и не будем приобщать сотоварищей к нашему Господу» (72:1–2).
Кто из людей понял то, что поняли они, и кто из них призвал остальных к тому, к чему призвали они? Они призвали свой народ внять призыву Корана.
Они сказали своим соплеменникам: «О народ наш! Ответьте проповеднику Аллаха и уверуйте в него, и тогда Он простит вам некоторые из ваших грехов и спасет вас от мучительных страданий» (46:31).
Прослушивание Корана приносит пользу в том случае, если через слух человека это чтение достигает его сердца. А для этого человек должен слушать внимательно и сосредоточенно, и разум его при этом должен быть ясным.
Всевышний сказал: «Воистину, в этом заключено напоминание для тех, у кого есть сердце, кто прислушивается и присутствует при этом»(50:37).
Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал: «Если ты желаешь получить пользу от Корана, тогда пусть сердце твое будет сосредоточенным, когда ты будешь читать его или слушать. Слушай внимательно — так, словно к тебе обращается Сам Всевышний, ниспославший этот Коран, и ты внимаешь Ему. Ведь это и в самом деле обращение Всевышнего к тебе, только не напрямую, а через Посланника, мир ему и благословение от Аллаха. В аяте содержится ясное указание на то, что степень воздействия Корана на человека зависит от него самого, его внутреннего состояния: ничто не должно мешать ему воспринимать Откровение должным образом: “Воистину, в этом заключено напоминание” (50:37). Все, сказанное с начала этой суры и до этого аята, — указание на то, что воздействует. А Слова Всевышнего: “для тех, у кого есть сердце”(50:37) — это указание на ту область, на которую оказывается воздействие. Имеется в виду живое сердце, которое воспринимает ниспосланное Аллахом. Ведь Всевышний сказал: “Это — не что иное, как Напоминание и ясный Коран, чтобы он предостерегал тех, кто жив…”(36:69–70). То есть тех, у кого живое сердце. А Слова Всевышнего: “кто прислушивается”означают: внимательно слушают то, что говорится им — это непременное условие для того, чтобы услышанное оказало воздействие. А Слова Всевышнего: “и присутствует при этом” — означают “присутствующий сердцем”,то есть не беспечный, не “витающий в облаках”. Это указание на препятствие, мешающее человеку воспринимать услышанное — отсутствие сосредоточенности, посторонние мысли, отвлекающие его от восприятия и усвоения того, что он слышит, а также от размышлений об услышанном.
Если же присутствует то, что воздействует — Коран, и то, на что должно оказываться воздействие — живое сердце, и соблюдается непременное условие — внимательность и сосредоточенность при прослушивании, и нет препятствий — то есть сердце ни на что не отвлекается и может понимать и полностью усваивать услышанное — в этом случае имеет место воздействие, получение пользы и напоминание». Источник: Ибн аль-Каййим. Аль-фаваид. С. 3.
Аллах повелел верующим слушать Его Слова наилучшим образом. Всевышний сказал: «Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, — быть может, вас помилуют» (7:204).
Это — почет, оказанный слуху, превознесение его и очищение. Ведь сам по себе слух — уже великое благо и милость Всевышнего, которую мы обязаны признавать и за которую должны благодарить. Всевышний сказал: «…и даровал вам слух, зрение и сердца. Но как мала ваша благодарность!» (32:9).
А благодарность эта заключается в том, чтобы мы пользовались своим слухом только в благих целях и не слушали ничего дурного и запретного. А Рамадан — прекрасная возможность для того, чтобы использовать свой слух во благо, выражая тем самым покорность Аллаху, и оберегать его от всего нежелательного и запретного.
Ведь Всевышний возложил на наш слух особые обязанности.
О них рассказывает Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах): «Это обязанность внимательно и молча слушать то, что Аллах и Его Посланник, мир ему и благословение от Аллаха, сделали обязательным для нас. Так, мы обязаны слушать, когда речь идет об Исламе, вере и обязанностях, с ними связанных. Кроме того, мы обязаны слушать чтение имама вслух во время совершения молитвы, а также пятничную хутбу — таково наиболее верное из двух мнений ученых по этому поводу. И нам запрещено слушать то, что является неверием или нововведением, кроме тех случаев, когда польза от такого прослушивания превышает вред от него — например, когда мы слушаем для того, чтобы ответить и опровергнуть это, или для того, чтобы засвидетельствовать против произносящего это, или для того, чтобы увеличить свою веру посредством знания того, что противоречит ей, — неверия, нововведений, и так далее. Запрещено также подслушивать то, что человек желает держать от нас в секрете, если только это не содержит в себе право Аллаха, которое необходимо соблюдать, и если в том, что скрывает данный человек, нет ничего, оскорбляющего мусульманина, от чего необходимо предостерегать и относительно чего давать человеку благое наставление. Кроме того, запрещено слушать голоса посторонних женщин, которые могут обольстить человека и ввести в искушение, если только в этом нет необходимости — например, необходимость свидетельства, заключение какой-нибудь сделки, необходимость задать вопрос или обратиться за разъяснениями, участие в судебном разбирательстве, а также лечение и так далее. Также запрещено слушать музыкальные инструменты, вроде лютни, гитары и тому подобного. Однако человек не обязан закрывать уши, если он услышал один из таких звуков, не желая этого, если только он не боится, что ему понравится этот звук и он начнет прислушиваться к нему, — в этом случае он обязан помешать себе слушать эти звуки в качестве меры предосторожности… Что же касается желательного, то сюда относится прослушивание знания, приобретение которого желательно, а также чтения Корана, поминания Аллаха и вообще всего, что любит Аллах. Это не относится к обязательному, однако поступать наоборот (то есть, слушать нежелательное), хотя за это и не установлено наказание, — макрух (Нежелательно). А разрешенное очевидно». Ибн аль-Каййим. Мадаридж ас-саликин. Т. 1. С. 115–116.
«О Аллах, благослови для нас наш слух, наше зрение и наше пропитание, пока мы живы, и оставь их нам до конца нашей жизни… Амин!».