Глава пятнадцатая. наши страсти и прихоти в рамадан.
Пост в Рамадан — путешествие духа, во время которого он на целый месяц освобождается из плена прихотей и страстей. Целый год он страдает от нашего невнимания, поскольку мы вечно заняты удовлетворением потребностей тела, привязанность которого к удовольствиям и наслаждениям очень велика, тогда как на дух у нас уже не остается ни времени, ни сил.
И мы — ради соблюдения справедливости — обязаны вспомнить о нем хотя бы в Рамадан и уделить ему хотя бы один месяц в году. Тело также нуждается в особой тренировке, которую обеспечивает ему пост, вынуждающий его отказаться от удовлетворения своих страстей и плотских желаний в течение всего дня в Рамадан. Такая тренировка духа и тела обеспечивает душе должное воспитание и подготавливает ее к ответственности и исполнению обязанностей.
Человек, стремящийся к спасению, вступает на путь, полный препятствий и трудностей. И для того, чтобы следовать по нему, он должен быть приучен преодолевать препятствия и терпеливо переносить любые трудности, с которыми ему приходится сталкиваться на пути, ведущем к Аллаху. Ему приходится бороться с желаниями собственной души и противостоять желаниям и прихотям других, которые разжигают шайтаны из числа джиннов и людей.
И Рамадан — наилучшее время для подобной тренировки.
Аль-Фахр ар-Рази сказал, разъясняя Слова Всевышнего: «О вы, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы будете богобоязненными» (2:183): «То есть, может быть, вы станете богобоязненными, соблюдая пост и оставляя плотские страсти. Ведь чем желаннее что-то, тем тяжелее от этого отказаться. А пища и половая близость желланнее для человека, чем все остальное, и если отказаться от этих двух привязанностей ради Аллаха для вас будет легко, то отказаться от всего остального вам будет еще легче». Источник: Ар-Рази. Ат-тафсир аль-кабир. Т. 5. С. 76.
Пост возвышает человека, заставляя его ставить довольство Аллаха выше своих желаний и потребностей, которые являются неотъемлемой частью человеческой натуры. А это — самая суть воспитания, дающего человеку возможность постоянно укреплять и увеличивать свою веру.
Ибн Раджаб аль-Ханбали говорит: «Пост — это отказ ради Всевышнего Аллаха от удовлетворения естественных потребностей и желаний, которые изначально свойственны нам как людям, и этого нет ни в одном из видов поклонения, кроме поста. Если человек, сильно желая чего-то и имея возможность получить это, оставляет это ради Аллаха, причем там, где никто не видит его, кроме Аллаха, значит, этот человек обладает искренней верой.
Постящийся знает, что у него есть Господь, который видит его, даже когда он пребывает в одиночестве, и поэтому, даже если он не на людях, Господь запретил ему удовлетворять свои естественные потребности в еде, питье и половой жизни. И он подчинился велению своего Господа, соблюдая установленный Им запрет, боясь Его наказания и стремясь к Его награде. А Аллах вознаграждает его за это, указывая на то, что это было сделано ради Него. Недаром Он сказал: “Поистине, он оставил страсть свою и питье свое ради Меня”. Аль-Бухари. Хадис № 6938. Там сказано: «…оставляет свою страсть, еду и питье ради Меня». Муслим. Хадис № 1945.
А один из наших праведных предшественников сказал: “Блажен тот, кто оставил страсть явную ради обещания сокрытого, которого он не видел”». Вазаиф Рамадан. С. 17.
Ученые говорят, что приближение к Всевышнему Аллаху посредством отказа от изначально присущих душе страстей и потребностей приносит много пользы. Это усмирение души, а когда человек сыт и может свободно удовлетворять свои потребности в питье и половой близости, это подталкивает его к высокомерию, кичливости и беспечности — и он забывает об Аллахе. Еще одна польза — освобождение сердца для поминания Аллаха и размышлений. А чрезмерное вкушение этих — пусть и дозволенных — благ ожесточает и ослепляет сердце, мешая ему быть живым и здравым. Оно становится беспечным, забывая об Аллахе, оно лишается мягкости, а также тонкости восприятия, и может стать черствым и жестоким.
Еще одна польза отказа от удовлетворения этих постоянных и естественных потребностей в течение определенного срока — богатый начинает осознавать, как велика милость Господа по отношению к нему. Ведь Он даровал ему то, чего лишены многие бедные люди. И когда он добровольно отказывается от всего этого, долгие часы страдая от голода и жажды, он начинает понимать, как тяжко приходится тому, кто лишен этих благ — и не несколько часов в день, а вот уже многие месяцы, а, может, и годы. Это напоминает ему о необходимости благодарить Аллаха, Который обогатил его и даровал ему то, что он имеет. Кроме того, он вспоминает о том, что необходимо проявлять милосердие к тем, на чью долю выпали тяжкие испытания, и он разделяет их чувства и старается утешить их, отдавая им часть своего богатства.
Еще одна польза поста — он заставляет сужаться кровеносные сосуды, по которым помимо крови передвигается и Шайтан. С началом поста затихают наущения Шайтана, ослабевают страсти и гнев. Именно поэтому Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, назвал пост защитой, сказав юношам, которые не имеют возможности жениться: «А кто не может, пусть держит пост, и он станет для него защитой*». Вазаиф Рамадан. С. 18.
*(Это слово буквально означает «усмирение и ослабление страстей»).
Если отказ от удовлетворения естественных и дозволенных страстей в Рамадан приносит такую пользу, то отказ от удовлетворения страстей, на которые наложен постоянный запрет, приносит еще большую пользу — это облегчение для духа, души и тела. Ведь известно, что ничто так не вредит духу, не разрушает душу и не истощает тело, как совершение запретного.
Ибн Раджаб (да помилует его Аллах) сказал: «Постящийся верующий знает, что довольство его Господа — в его отказе от удовлетворения своих страстей. Он ставит довольство Господа выше своей страсти. Отказ от удовлетворения этих страстей ради Аллаха становится для него наслаждением, поскольку он верит в то, что Аллах видит его, и что Его награда и Его наказание больше наслаждения, которое он доставляет себе в одиночестве, ставя свои страсти выше довольства Аллаха. Более того, верующий испытывает к этому наслаждению в одиночестве отвращение большее, чем к боли от удара. И если так дело обстоит с пищей, питьем и половой близостью, которые становятся запретными только во время поста, то это должно проявляться с удвоенной силой в отношении того, что запретно в любое время и в любом случае, — прелюбодеяния, употребления алкоголя, незаконного присвоения имущества людей, клеветы на человека без всякого на то права, а также запретного кровопролития. Ведь это вызывает недовольство и гнев Аллаха в любом случае, всегда и везде». Вазаиф Рамадан. С. 18.
И остается только удивляться людям, которые совершенно не чтят святости Рамадана и обольщают мусульманскую общину, преподнося ей через разные средства массовой информации то, что возбуждает в людях страсти. И человек проводит Рамадан, думая, что соблюдает пост, но при этом он может начать день поста со зла и завершить его грехом, а все время между сухуром и разговением он занят тем, что вызывает недовольство и гнев Аллаха, и это притом, что Всевышний Аллах даровал нам столько дозволенного и тем самым избавил нас от всякой необходимости в запретном — как в Рамадан, так и в другое время.
То, что нарушает пост, может быть не только материальным, вещественным, как, например, влечения, связанные со взглядом, слухом и половыми органами. Нарушения поста могут быть связаны и с желаниями чрева: имущество человека может быть запретным, и когда он покупает себе еду на запретные деньги, она тоже становится запретной. Человек, считающий пищу просто веществами, поступающими в его тело, а потом выходящими из него, глубоко ошибается. И еще больше ошибается тот, кто считает, что дозволенная и запретная пища одинаково воздействует на организм, и что запретная пища не наносит телу человека никакого вреда!
Богобоязненность гласит: употребление в пищу запретного — разрушение для совести и сознания, губительные изменения в сердце и скованный разум. Если человек постоянно ест запретное, он лишается признаков той человечности, которую почтил Аллах.
Одному Аллаху известно почему, но большинство видов приобретения чего-либо запретным путем названо пожиранием — ведь присвоенное превращается в пропитание. Скверные средства превращаются в дурную пищу, которую человек ест. Таким образом, он становится пожирателем запретного, хотя при этом он и думает, что ест абсолютно дозволенное.
Присвоение имущества сироты именуется пожиранием, и Коран запретил это. Всевышний сказал: «Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени» (4:10).
Ростовщичество — это тоже пожирание, от которого предостерег Коран. Всевышний Аллах сказал: «Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого Шайтан поверг своим прикосновением» (2:275).
Взятка — это тоже пожирание, которое Коран объявил ненавистным. Всевышний сказал: «Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех»(2:188).
Приобретение средств путем колдовства, гаданий и тому подобного — это тоже пожирание, которое Коран объявил гнусным и отвратительным. Всевышний Аллах сказал: «Ты видишь, что многие из них спешат совершать грехи, враждовать и пожирать запретное. Воистину, скверно то, что они совершают» (5:62).
И когда человек наживается за счет религии — это тоже пожирание, о котором Аллах сказал, что верующие не делают подобного. Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Воистину, многие из первосвященников и монахов незаконно пожирают имущество людей и сбивают их с пути Аллаха» (9:34).
Причиной гибели общин, отдельных людей и целых народов в разные периоды истории становилось то, что они переставали соблюдать право Аллаха, и вместо того, чтобы быть рабами Аллаха, становились рабами собственных страстей. Всевышний сказал: «На смену им пришли потомки, которые перестали совершать молитву и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло), кроме тех, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Они войдут в Рай, и с ними нисколько не поступят несправедливо»(19:59–60).
«О Аллах, обеспечь нас дозволенным так, чтобы нам не было нужды пользоваться запретным, и убереги нас посредством милости Своей от потребности в ком-то, кроме Тебя… Амин!».