Глава четырнадцатая. Наши враги в Рамадан.
У каждого из нас есть друзья, но есть и враги — этого, увы, не избежать. И в Рамадан у верующего намного больше возможностей справиться с ними и одолеть их, чем в любое другое время. Самый большой враг человека — это, конечно же, Шайтан и его проклятое потомство.
В Рамадан они скованы, и у верующего появляется возможность победить их в этот благословенный месяц, что поможет ему успешнее противостоять им в остальное время года.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Когда приходит Рамадан, распахиваются врата Рая, запираются врата Ада и сковываются шайтаны». Аль-Бухари. Хадис № 1766, 3035. Муслим. Хадис № 1793. Приведена его версия.
Сковывание шайтанов означает, что их удерживают от приближения к людям, и закрываются те пути и лазейки из страстей, прихотей и желаний, через которые они обычно проникают в душу человека.
Ибн Кясир (да помилует его Аллах) сказал: «Пост очищает тело и сужает пути Шайтана. Поэтому в обоих “Сахихах” сказано: “О юноши! Кто из вас имеет возможность содержать семью, пусть женится, а кто не может, пусть постится, и пост будет для него защитой”». Ибн Кясир. Ат-тафсир. Сура «Корова», аят 183. Аль-Бухари. Хадис № 4677, 4678. Муслим. Хадис № 2485, 2486.
Особенность поста — как в Рамадан, так и в другое время — это стеснение Шайтана и ограничение его активности. А в Рамадан самые злые и непокорные Шайтаны именно сковываются — им не позволяют приближаться к людям.
Таким образом, верующий в этот месяц избавляется от своего злейшего врага, ему помогают в борьбе с ним, и у него остается потребность просить у Аллаха защиты от страстей и от побуждений собственной души, которая, к сожалению, остается свободной от цепей даже в этот месяц.
Великая битва человека с Шайтаном не кончается. Рамадан можно считать небольшим «перемирием», которое верующий использует для укрепления и восстановления своей веры, а также для совершения других дел, которые не нравятся Шайтану, и в будущем это помогает душе человека справляться с его наущениями и наваждениями.
Размышляющий о значении поста непременно обнаруживает, что в Рамадан Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, был особо внимателен к трем делам, которые в действительности представляют собой самое эффективное оружие против Шайтана в любое время и в любом месте. Это частое поминание Аллаха, уберегающее человека от беспечности, легкомыслия и небрежности, умеренность и экономия, уберегающие от расточительства и излишества, и стремление человека исправлять и совершенствовать самого себя, что уберегает его от всего, что его не касается, от напрасной потери времени и упущений в благих делах и покорности Аллаху.
Это три оружия, которыми человек может воспользоваться в своей борьбе против Шайтана: поминать Аллаха, быть умеренным и бережливым, и оставлять все то, что его не касается.
Первое из них — поминание Аллаха, которое является целью ночной молитвы и чтения Корана в Рамадан. Оно ломает самую большую ловушку Шайтана — беспечность, при которой верующий забывает об Аллахе, ведь когда человек поминает Аллаха, Шайтан отступает, а когда он не делает этого, Шайтан наущает его.
Второе оружие — умеренность и бережливость. Это одна из целей поста в Рамадан. Она лишает Шайтана возможности искушать человека и занимать его излишествами в словах, еде, сне и в том, на что он смотрит и что слушает. Расточительство и излишества — врата для Шайтана. Именно поэтому Всевышний сказал: «…не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (7:31).
Третье оружие — отказ человека от всего, что его не касается. Это и есть цель неотлучного пребывания в мечети в Рамадан (и‘тикаф).
Причем это может быть и‘тикаф в последние десять дней Рамадана, а может быть просто некоторое отстранение от людей для того, чтобы побыть наедине со своей душой и заняться ее пороками и недостатками вместо того, чтобы занимать себя пороками и недостатками людей, и спрашивать отчета со своей души вместо того, чтобы подвергать расчету других.
Ибн аль-Каййим говорит: «Каждый разумный и думающий человек знает, что Шайтан к нему может подойти только с трех сторон. Первая сторона — это излишество и расточительство: человек переходит границы необходимого, и излишек достается Шайтану, а еще служит для него путем, ведущим к сердцу человека. Избежать этого можно одним способом: нельзя давать душе больше пищи, сна, наслаждений и отдыха, чем ей действительно необходимо. И когда эта дверь будет закрыта, враг уже не сможет подойти с этой стороны. Вторая сторона — беспечность, приводящая к тому, что человек забывает об Аллахе и не поминает Его. А ведь это поминание становится надежной крепостью для верующего. А когда он забывает об Аллахе, врата крепости приоткрываются, и враг проникает в нее, после чего его уже очень трудно изгнать. А третья сторона — это заниматься всем тем, что человека не касается». Ибн аль-Каййим. Аль-фаваид. С. 119.
То, что самые злые и непокорные шайтаны в Рамадан скованы, облегчает верующему избавление от самого большого зла, которое они приносят, и дает ему возможность сосредоточиться на мелких шайтанах из числа джиннов и людей. Это поистине замечательная возможность действовать — ведь эти злые и непокорные шайтаны остаются скованными целый месяц, а месяц этот наступает каждый год.
Ибн Раджаб говорит: «Радуйтесь, о мусульмане, ибо в этот месяц для вас открываются восемь врат Рая, и ветер его достигает сердец верующих, а все врата Ада закрыты ради вас, и ради вас скованы ноги Иблиса и его потомков. Сломайте его хребет словом Единобожия. Он страдает от боли во все благодатные и благословенные времена, а в этот месяц он восклицает: “Горе мне!” — потому что видит, как нисходит с небес милость Аллаха, и как прощаются грехи, и как побеждает партия Милосердного и терпит поражение партия Шайтана». Вазаиф Рамадан. С. 53.
У человека остаются два врага. Это душа, побуждающая к дурному, и страсть, вводящая в заблуждение. Однако и против этих врагов у верующего есть помощники. Справляться с душой, побуждающей к дурному, помогает живое и здравое сердце. Оно борется с ней, направляет ее и заставляет ее устремляться ввысь и оставлять все незначительное, бесполезное и ненужное.
И не следует пренебрегать этой враждой со стороны души. Ведь недаром Посланник, мир ему и благословение от Аллаха, учил нас просить у Аллаха защиты от ее зла прежде, чем просить защиты от Шайтана. Это потому, что душа человека чрезвычайно близка к нему, а зло, которое она причиняет ему, сокрыто, и его непросто замечать и контролировать.
Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, говорил: «O Аллах, Творец небес и земли, Знающий сокрытое и явное, Господь и Владыка всего, свидетельствую, что нет божества, кроме Тебя, и прибегаю к Твоей защите от зла собственной души, и от зла Шайтана и его ширка, а также от того, чтобы мне совершать дурное или причинять вред мусульманину». Ат-Тирмизи. Хадис № 3452.
Шайтан постепенно ведет человека куда хочет, посредством того, чего желает его душа. А пост — это своеобразная тренировка, позволяющая человеку научиться контролировать свои желания, страсти и прихоти.
Что же касается страсти, то с ней помогает справиться разум. Всевышний Аллах по милости Своей наделил человека разумом, который сдерживает страсть и мешает ей подталкивать человека к пропасти. Ведь она всегда ведет своего обладателя к беде, к обрыву, и если разум не помешает ей, она доводит человека до того, что он начинает поклоняться кому-то помимо Аллаха и придавать Ему сотоварищей: «Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Разве ты являешься его попечителем и хранителем? Или ты полагаешь, что большинство их способны слышать или разуметь? Они — всего лишь подобие скотов, но они еще больше сбились с пути» (25:43–44).
Человек, прося у Аллаха защиты от Шайтана, а также от собственной души и страсти, должен при этом не сидеть сложа руки, а делать все для того, чтобы защитить себя. Он должен поминать Аллаха, использовать разум, а также постоянно «встряхивать» свою веру, обновлять и укреплять ее.
Наряду с этим мы должны всегда обращаться к Аллаху с просьбами о защите и осознавать, что мы нуждаемся в Нем. Мы должны стать воплощением аята: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи» (1:5).
Человек использует вспомогательные средства, которыми Аллах обеспечил Свои творения, и он применяет самое действенное оружие против самого сильного врага.
Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) говорил: «Всевышний Аллах устроил вражду между шайтаном и ангелом, между разумом и страстью, между душой, побуждающей к дурному, и сердцем. И посредством этого Он испытал Своих рабов, собрав для них все это и наделив каждую сторону воинами и помощниками, и война между ними не прекращается до тех пор, пока одни не победят других. И если победа останется за сердцем, разумом и ангелом, то человека ожидает радость, блаженство, наслаждение, свет, утешение, прекрасная жизнь, спокойствие, уверенность в себе и ценные трофеи. Если же победит душа, страсть и шайтан, то человека ждет тревога, заботы, беспокойство, печаль, беды и стеснение». Ибн аль-Каййим. Аль-фаваид. С. 60.
И мы вынуждены вести эту войну в Рамадан еще активнее, чтобы потом нам было легче, поскольку в этот месяц нам гарантирована помощь и облегчение.
Ведь пост сделан прочным щитом и действенным оружием для нас. Недаром Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: «Пост — защита и оружие, подобное оружию и доспехам во время сражения». Ан-Насаи. Хадис № 2199.
Он также сказал: «Пост — надежная защита». Ат-Тирмизи. Хадис № 2199, 2200. Ибн Маджа. Хадис № 1629. Ахмад. Хадис № 15687. Аль-Альбани назвал его достоверным (Сахих ат-Тирмизи. Хадис № 501).
«О Аллах! Защити нас с помощью поста, охрани нас с помощью богобоязненности, и помоги нам против наших врагов, и убереги нас от зла наших душ… Амин!».