Глава восьмая. Наша нравственность в Рамадан.
Если обретение верующим богобоязненности является одним из следствий соблюдения поста, скрытых от взгляда, то благонравие — одно из его явных следствий, заметных каждому. Благочестие сердца должно обязательно проявляться в поведении человека, поэтому постящийся обычно выглядит (или, по крайней мере, должен выглядеть) спокойным, умиротворенным, приветливым и дружелюбным. Его лицо освещено светом покорности Всевышнему, а сам вид его внушает невольное уважение и почтение к нему.
Благонравие не может быть незаметным со стороны и никак не проявляться. Аль-Хасан аль-Басри (да помилует его Аллах) сказал: «Истинная сущность благонравия — благодеяние, отказ от причинения вреда другим и приветливое выражение лица». А кадый аль-‘Ийад сказал: «Благонравие — это хорошие отношения с людьми, проявление симпатии и сочувствия, а также выдержка, кротость и терпение по отношению к ним, отказ от высокомерного отношения к ним и превознесения над ними, а также отсутствие грубости, жестокости, гнева и упреков в отношениях с ними». [Джам‘и аль-‘улюм ва аль-хикам. Т. 1. С. 457].
Как вы видите, Шариат требует от нас совершения всех этих действий, и при этом они вполне нам по силам и даже приносят больше пользы нам самим, чем другим людям. Поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел нам поступать так и сказал Абу Зарру: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и вслед за дурным делом обязательно соверши благое, чтобы оно стерло его, и будь благонравным по отношению к людям».[Ат-Тирмизи. Хадис № 1987. Хадис хасан сахих. Аль-Альбани наззвал его достоверным (Сахих ат-таргыб ва ат-тархиб. Хадис № 3160)].
Быть благонравным по отношению к людям означает вести себя при общении с ними как полагается воспитанному, вежливому и благонравному человеку, ведь «верующий, который общается с людьми и терпит причиняемые ими обиды, получит большую награду, чем верующий, который не общается с людьми и не терпит причиняемые ими обиды».[Ат-Тирмизи. Хадис № 2507. Ибн Маджа. Хадис № 4032. Ахмад. Хадис № 22588. Аль-Альбани назвал его достоверным (Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха. Хадис № 939)].
Однако некоторые люди начинают вести себя в Рамадан как раз наоборот под предлогом соблюдения поста — они становятся грубыми и жестокими, не проявляют снисходительности и милосердия к кому бы то ни было и отталкивают от себя людей своим недружелюбием. Если на долю верующего выпадает такое испытание — общение с подобными людьми, то его терпеливое и сдержанное отношение к ним можно рассматривать как совершение благого дела и благонравие. Именно поэтому имам Ахмад (да помилует его Аллах) сказал: «Благонравие — это когда ты терпишь то, чем досаждают тебе люди». [Джами‘ аль-‘улюм ва аль-хикам. Т. 1. С. 457].
Мы имеем возможность превратить месяц Рамадан в полноценную и продуманную программу по исправлению поведения и нрава — как на индивидуальном уровне, так и на уровне целого общества. Условия, которые складываются в Рамадан, и вся обстановка этого благословенного месяца способствуют этому и как раз располагают к подобным действиям: шайтаны скованы, на постящихся нисходит спокойствие и умиротворение от Всевышнего. И верующим предоставляется бесценная возможность украсить себя новыми прекрасными качествами и развить и усовершенствовать те, которые уже есть, и есть надежда на то, что эти качества, закрепившись, останутся в нас и после окончания Рамадана. Достаточно нам добавить благонравие в список благих дел, посредством которых мы собираемся приблизиться к Аллаху в Рамадан. Благонравие — одно из лучших и самых благородных дел. Более того, оно и есть благородство и благочестие. Один человек пришел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и спросил его о благочестии, и он сказал: «Благочестие есть благонравие».[Муслим. Хадис № 2553].
Давайте же поразмышляем об указаниях Корана на высокое положение благонравия и его значение. Коран исправлял неверное представление людей о благочестии и связал его с исправлением и совершенствованием души, указав на то, что благочестие не ограничивается внешними проявлениями и поступками.
Всевышний сказал: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал молитву, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные»(2:177).
Вера в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и в Судный день подталкивает человека ко всему самому хорошему, приносит с собой благонравие и рождает в верующем такие качества как надежность, верность и терпение, а эти качества, в свою очередь, ведут к богобоязненности, ради обретения которой и был предписан пост. Вы можете заметить, дорогой брат, что связь между богобоязненностью и благонравием очень тесная. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обладал двумя этими качествами. Он был самым богобоязненным из людей — сам он сказал о себе: «Я самый богобоязненный из вас, и я больше вас всех страшусь Его». [Муслим. Хадис № 1110], и при этом он был самым благонравным из людей. Сам Всевышний сказал о нем: «Воистину, твой нрав превосходен»(68:4).
Отсюда становится понятной природа связи между богобоязненностью и благонравием. Богобоязненность — это благочестие в отношениях между рабом Всевышнего и Самим Всевышним, а благонравие — это благочестие в отношениях человека с другими людьми. Если верующий строит свои отношения со своим Господом должным образом, это указывает на его богобоязненность, а если он строит свои отношения с людьми должным образом, это указывает на его благонравие и благочестие. Пост же побуждает и к тому, и к другому. В Коране сказано: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы будете богобоязненными» (2:183).
А Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть избегает всего непристойного и не шумит...». [Аль-Бухари. Хадис № 1771].
Если раб Всевышнего обладает двумя этими качествами, это вводит его в число приближенных Всевышнего, тогда как отсутствие у него одного или этих обоих качеств заставляет его следовать путем нечестивцев и преступающих границы, установленные Аллахом. Ведь благонравие и праведность являются разделительной чертой между путем благочестивых и путем грешников, и Аллах связал с этими качествами миссию Своего Посланника . Сам Пророк саля Ллаху алейхи ва салам, сказал о себе: «Я был послан для того, чтобы довести до совершенства благонравие». [Ахмад. Хадис № 8729. Аль-Альбани назвал его достоверным (Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха. Хадис № 45)].
А в другой версии этого хадиса говорится: «Я был послан для того, чтобы довести до совершенства нравственные достоинства».
Эти нравственные качества и достоинства, которые ко времени появления Посланника саля Ллаху алейхи ва салам, были покрыты пылью забвения и внушительным слоем ржавчины, нуждались в улучшении, приведении в порядок и украшении, и Пророк саля Ллаху алейхи ва салам, пришел для того, чтобы вернуть им былое совершенство и красоту и придать им первоначальный вид, чтобы они снова стали благородными нравственными качествами, какими были когда-то.
Рамадан — благословенный месяц, и Коран, ниспосланный в него, благороден, как описал его Ниспославший его: «Воистину, это — благородный Коран»(56:77).
И Ниспославший Его Великодушен, как Сам Он описал Себя: «О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа?». (82:6).
И тот, кто спустился с небес с Кораном, то есть Джибриль (мир ему), благороден, как он описан в Коране: «Поистине, это — слова благородного посланца, обладателя силы при Владыке Трона, могущественного». (81:19-20).
И тот, кому был ниспослан этот Коран, был благородным. Более того, он был самым благородным и почтенным из людей, потому что он был самым богобоязненным из них: «и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный». (49:13).
Так стоит ли удивляться тому, что Коран излучает свет высших нравственных достоинств. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был не просто направлен к людям для совершенствования и дополнения прекрасных нравственных качеств. Прежде всего, он сам обладал всеми этими качествами, и у него не было ни одного порока, потому что нравом его был Коран, и свои добродетели и достоинства он почерпнул из него. Когда ‘Аишу (да будет доволен ею Аллах) спросили о том, каким был нрав Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), она так и сказала: «Его нравом был Коран». [Муслим. Хадис № 1233. Ахмад. Хадис № 24774].
Достоинства и добродетели, которыми обладали благородные люди, жившие в разное время на нашей земле — пророки, богобоязненные и праведные — соединились в личности господина посланников и печати пророков (да благословит его Аллах и приветствует). В нем Аллах собрал воедино все то, что было по крупицам распределено в них. Коран, из которого Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) почерпнул свой нрав, сегодня остается таким же «юным», свежим, жизнеспособным и актуальным, и жизнь Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), чьим нравом был этот Коран, и сегодня не стала для нас чем-то далеким, оставшимся в прошлом и канувшим в Лету, и он всегда будет ярким, «живым» — словно сам он живет среди нас. И вам, дорогой брат- постящийся, следует поставить перед собой в месяц благонравия великую цель — приобрести как можно больше добродетелей и прекрасных нравственных качеств, дополнить и усовершенствовать ими свою веру и заслужить с их помощью любовь Всевышнего в месяц поста. Ведь, поистине, «самой совершенной верой обладают самые благонравные из верующих».[Ат-Тирмизи. Хадис № 2612. Ахмад. Хадис № 23684. Аль- Альбани назвал его хорошим (Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха. Хадис № 284)].
И, поистине, «самые любимые рабы для Аллаха — самые благонравные из них». [Ат-Тирмизи. Хадис № 1082. Хадис хасан сахих. Аль-Альбани наззвал его достоверным (Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха. Хадис № 791)].
И если в Рамадан вам удастся обрести благонравие вместе с богобоязненностью — значит, вам удастся снискать довольство Господа, и в Раю вы будете соседствовать с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Ведь он сказал: «Поистине, к моим самым любимым из вас и к тем, кто в День воскресения окажется ближе всех ко мне, относятся наиболее благонравные из вас, а самыми ненавистными для меня и теми, кто в День воскресения окажется дальше всех от меня, являются болтливые, хвастливые и разглагольствующие». Люди сказали: «О посланник Аллаха, мы знаем, кто такие “болтливые” и “хвастливые”, но кто такие “разглагольствующие”?».Он ответил: «Это надменные». [Ат-Тирмизи. Хадис № 2018. Хадис хасан гариб. Аль-Альбани наззвал его хорошим (Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха. Хадис № 791)].
«О Аллах! Направь нас к наилучшему нраву и наилучшим делам. Никто, кроме Тебя, не направляет к ним. И удали нас от дурного нрава и дурных дел. Поистине, отдаляешь от них только Ты... Амин!».