Глава шестая. Время в Рамадан.
Время Рамадана благословенно, и оно заповедно и священно подобно тому, как аль-Харам является заповедным и священным местом. Причина этого в том, что в этом месяце ниспосланы Слова Всевышнего.
Всевышний сказал: «В месяц Рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение» (2:185).
Месяц, в который ниспосланы ясные доказательства правильного пути и разъяснение для людей, достоин того, чтобы быть священным, чтобы его почитали и возвеличивали. Небесные Писания были ниспосланы в этот месяц, а они и есть ясные знамения из верного руководства, ниспосланные до Корана.
Имам Ахмад приводит в своем «Муснаде» хадис от Васили ибн аль-Аска‘ о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Свитки Ибрахима были ниспосланы в первую ночь Рамадана, Тора — по прошествии шести ночей с начала Рамадана, Евангелие — по прошествии тринадцати ночей с начала Рамадана, а Коран — по прошествии двадцати четырех ночей с начала Рамадана».[Ахмад. Хадис № 16536. Со слов Васили ибн аль-Аска‘. Аль- Альбани назвал его хорошим (Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха. Хадис № 1575)].
Поэтому время в Рамадан имеет особую важность и ценность, и кто тратит его понапрасну, тот теряет его и поступает несправедливо по отношению к самому себе, и то же самое можно сказать об остальных месяцах. Ведь тот, кто не ценит время в Рамадан, еще меньше ценит его в другие месяцы года, и, соответственно, проживает напрасно всю свою жизнь — беспечный и небрежный в Рамадан, он еще более беспечен и небрежен в остальное время. Тот, кто не знает цену своему времени, идет по жизни легкомысленно и не обращает внимания на этапы своего путешествия, которое начинается рождением, завершается смертью и называется — жизнь.
Следите же за тем, как проходит ваша жизнь, и следите за тем, как вы проводите Рамадан и как используете свое время, чтобы знать, где вы сейчас. Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал: «С того момента, как стопы раба Всевышнего утвердятся в этом мире, начинается его путешествие к его Господу, которое длится всю его земную жизнь. А дни и ночи — это отрезки пути, которые он преодолевает до тех пор, пока не кончается его путешествие, и разумный человек внимательно следит за преодолением каждого отрезка этого пути, приближающего его к Аллаху, стремясь к достижению цели. Люди делятся на несколько категорий. Некоторые достигают конца пути, отяжеленные тем, что приближает их к обители несчастья — неверием и разными видами ослушания Аллаха. А другие направляются к Аллаху и обители мира и благополучия. Они делятся на три вида: опередившие, исполнявшие обязательное, делавшие много дополнительного, избегавшие запретного и нежелательного, а также излишества в дозволенном; те, которые просто исполняли обязательное и оставляли запретное; те, кто поступал несправедливо по отношению к себе, притеснители собственных душ — среди их дел есть как хорошие, так и дурные, и они также сильно отличаются друг от друга». [Ибн аль-Каййим. Аль-фаваид].
И вы, брат- постящийся, можете судить о том, к какой из трех категорий принадлежите вы, по тому, как вы проводите Рамадан: ваше поведение в этот месяц указывает на то, как вы ведете себя в жизни вообще.
Если в этот месяц, а также в любое другое время вы относитесь к категории опередивших, то обретете «покой (или радость; или милость), удел и Сад блаженства»(56:89).
Если же вы принадлежите к категории «средних», или «обладателей правой стороны», то услышите: «Мир тебе! Ты являешься одним из тех, кто на правой стороне»(56:91).
Если же вы — один из поступающих несправедливо по отношению к самим себе и напрасно теряющих время, то поспешите изменить свою жизнь и раскаяться, пока Рамадан и Коран не стали свидетелями против вас.
Ибн Раджаб сказал, обращаясь к тем, кто теряет время в Рамадан (а в другие месяцы они обращаются со своим временем еще хуже): «О тот, кто потратил жизнь свою не на послушание Всевышнему! О тот, кто сделал немало упущений в свой месяц, да и во все дни жизни своей, и напрасно терял время! О тот, кто привык к небрежности, привык откладывать на потом — плохой это запас! О тот, кто сделал Рамадан и Коран своими противниками! Как можешь ты надеяться на того, кого сам ты сделал своим противником, в день заступничества?..».
В Рамадан мы подвергаемся испытанию. Нам предоставляется выбор между руководством Всевышнего Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и побуждениями собственной души и низменных страстей. Не позволяйте же рабам своих прихотей и страстей лишить вас капитала, который составляют минуты вашей жизни: