Глава пятая. Следование Сунне в Рамадан.

Для того, чтобы дело было принято Всевышним, необходимо не только быть искренним в намерении, но и следовать при этом Сунне. Любое дело или поклонение, не соответствующее Книге Аллаха или Сунне Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), отвергается Всевышним, и совершивший его не получает награды. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-то внесет в это наше дело то, что к нему не относится, это будет отвергнуто». [Аль-Бухари. Хадис № 2697. Муслим. Хадис № 1718].

Зерно подражания Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) ложится в почву искреннего намерения, и из них вырастает правильное, истинное дело, которое будет принято Всевышним Аллахом. Всевышний сказал: «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом»(18:110).

Дело будет правильным, если, совершая его, верующий следует наставлению Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ведь лучшее руководство — его руководство, а лучший путь — его путь. В одной из своих хутб он сказал: «Поистине, самые правдивые слова — Книга Аллаха, а лучшее руководство — руководство Мухаммада. А худшие из дел — новоизобретенные...». [Муслим. Хадис № 867].

Следовать Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) — означает верить в то, о чем он сообщил нам, исполнять его веления и соблюдать его запреты. Это касается убеждений, поклонения, взаимоотношений с другими людьми и поведения.

Искреннее намерение в следовании Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) позволяет человеку заслужить любовь Всевышнего Аллаха и Его прощение. Всевышний сказал: «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Милосердный”».(3:31).

В Рамадан вы обязаны доказать, что вы любите Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). А сделать это можно, следуя ему: вы должны поститься так, как постился он, и молиться так, как молился он.

Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) оставил нам подробное руководство относительно того, как нужно проводить месяц Рамадан. Давайте же будем следовать этому руководству, ведь, поистине, человек выходит на прямой путь, следуя Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Последуйте за ним, дабы следовать вам прямым путем». (7:158).

Имам Ибн аль-Каййим собрал руководство Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) относительно проведения Рамадана со всеми подробностями. [Ибн аль-Каййим. Зад аль-ма‘ад. Т. 2. С. 87]. Мы же перескажем его в сокращенном виде. Читайте же, и пусть оно всегда будет у вас перед глазами. При этом вы должны постоянно обновлять намерение быть покорным Всевышнему, ибо намерение верующего лучше его дел: ведь собираясь сделать что-то, человек намеревается сделать это наилучшим образом, однако само дело редко получается таковым.

1) В Рамадан Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уделял много внимания разным видам поклонения, и в это время он был щедрейшим из людей, раздавал много милостыни, делал добро людям, читал Коран, совершал молитву и поминал Всевышнего, а часть этого месяца неотлучно пребывал в мечети с намерением поклонения Всевышнему (и‘тикаф). И все это он делал в Рамадан с особым усердием — намного большим, чем в другие месяцы года. Иногда он даже соединял два дня поста, не делая разговения между ними, чтобы не тратить на это время, а уделить его поклонению, однако своим сподвижникам он запрещал непрерывный пост, говоря: «Я не такой, как вы Я ложусь спать у Господа Своего, и Он кормит меня и поит». [Аль-Бухари. Хадис № 1867, 1964. Муслим. № 1847, 1105].

Он разрешал им откладывать разговение только до утра, но не на целый день, как поступал он сам: «Не соединяйте (два дня поста), а кто из вас желает соединить, пусть откладывает разговение до утра». [Аль-Бухари. Хадис № 1967].

2) В Рамадан Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спешил сделать разговение сам и побуждал к этому других. Кроме того, он побуждал людей обязательно принимать пищу до утренней зари и по возможности делать это перед самым рассветом. Он говорил: «У людей будет все хорошо до тех пор, пока они будут спешить с разговением». [Аль-Бухари. Хадис № 1957. Муслим. Хадис № 1098]. Обычно он прерывал пост финиками, а если их не было, то — водой. Он говорил: «У кого есть финики, пусть разговляется ими, а у кого их нет, тот пусть разговляется водой, ибо она очищает». [Ахмад. Хадис № 15798. Ат-Тирмизи. Хадис № 695. Абу Дауд. Хадис № 2355. Ибн Хузейма назвал его достоверным. Хадис № 2066. Аль-Альбани назвал его достоверным (Сахих аль-джами‘. Хадис № 6583)].

3) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сначала разговлялся, а потом уже совершал закатную молитву, а при разговении он восхвалял Аллаха и обращался к Нему с мольбой: «Ушла жажда, и наполнились сосуды, и утвердилась награда, если была на то воля Всевышнего Аллаха». [Абу Дауд. Хадис № 2357. Ад-Даракутни. Т. 2. С. 185. Аль- Хаким. Хадис № 422. Аль-Альбани назвал его достоверным (Сахих аль-джами‘. Хадис № 6583)].

4) В Рамадан Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проявлял особое усердие при об ращении к Аллаху с мольбами. Он становился смиреннее, чем когда бы то ни было, и устремлялся к Нему так, как не устремлялся в другое время, отвечая на воззвание глашатая Рамадана:«О стремящийся к благу, вперед!»[Ат-Тирмизи. Хадис № 682. Аль-Альбани назвал его достоверным (Сахих ат-Тирмизи. Хадис № 549)].

5) Он любил, чтобы от постящегося веяло спокойствием и величием, и запрещал людям произносить непристойные слова, поднимать шум и суматоху и вступать в перебранку. Он говорил: «В тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть избегает всего непристойного и не шумит; если же кто-нибудь станет бранить его или попытается завязать с ним ссору, пусть он скажет такому: “Поистине, я — человек, соблюдающий пост!”». [Аль-Бухари. Хадис № 1904. Муслим. Хадис 1151].

6) Во время путешествия он иногда постился, а иногда не делал этого, и своим сподвижникам он предоставлял такой выбор. И он велел им прерывать пост, когда они приближались к врагу, чтобы у них были силы сражаться. Так, он сказал своим сподвижникам, когда они однажды подошли к врагу: «Поистине, вы приблизились к вашему врагу, и разговение придаст вам силы».

Это было разрешение. Потом они остановились в другом месте, еще ближе, и он сказал: «Этим утром вы встречаетесь с врагом, и разговение придаст вам силы».

Это был уже приказ. [Муслим. Хадис № 11 20].

7) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не называл определенного расстояния, пройдя которое, путешественник имеет право разговеться и не соблюдать пост. Отправляясь в путешествие, сподвижники не смотрели на то, как далеко они отошли от своих домов, и при этом они говорили, что такова Сунна Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Мухаммад ибн Ка‘б рассказывал: «Я пришел к Анасу ибн Малику в Рамадан. А он собирался отправиться в путешествие. Его верблюдица была готова, и он уже надел дорожную одежду. И он велел принести еду и поел. Я спросил его: “Сунна?” Он ответил: “Сунна” — после чего отправился в путь». [Ат-Тирмизи. Хадис № 799 и 800. Хороший хадис. Ад-Даракутни. Т. 2. С. 187, 188. Аль-Байхакы. Т. 4. С. 246. Хадис с сильным иснадом].

8) Если рассвет заставал его оскверненным после половой близости с одной из его жен, он совершал омовение уже после того, как начинало светать, и постился. [Аль-Бухари. Хадис № 1932. Муслим. Хадис № 1109, 78]. Кроме того, он целовал некоторых из своих жен, будучи постящимся, и он сказал, что поцелуй для постящегося подобен полосканию рта водой. ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «На радостях я поцеловал (жену) во время поста и сказал: “О Посланник Аллаха! Сегодня я сделал нечто страшное: я поцеловал (жену) во время поста!”. Он сказал: “Если бы ты прополоскал рот водой во время поста, что бы было?”. Я сказал: “Я не вижу в этом ничего страшного”. Он сказал: “Так же и это”».[Ибн Хузейма. Хадис № 1999. Достоверный хадис. Ибн Хиббан. Хадис № 905. Аль-Хаким. Т. 1. С. 431. Достоверный хадис. Аз- Захаби согласился с ним. Аль-Альбани назвал его достоверным (Сахих Абу Дауд. Хадис № 2089)].

9) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) чистил зубы сиваком и лил себе на голову воду во время поста. Сподвижники видели, как во время поста он обливал голову водой, спасаясь от жажды или от жары. [Ахмад. Хадис № 15473. Абу Дауд. Хадис № 2365. Ан-Навави сказал, что его иснад отвечает условиям аль-Бухари и Муслима].

И он полоскал рот и нос во время поста, однако при этом он запрещал постящемуся втягивать воду в нос слишком глубоко, чтобы она не попала в горло. Лякыт ибн Сабра (да благословит его Аллах и приветствует) рассказывал: «Я сказал: “О Посланник Аллаха, расскажи мне о малом омовении”. Он сказал: “Совершай малое омовение тщательно, промывай места между пальцами и хорошо (глубоко) промывай нос, если только ты не постишься”». [Абу Дауд. Хадис № 142, 143. Ахмад. Т. 4. С. 33. Ибн Маджа. Хадис № 407. Ан-Насаи. Т. 1. С. 87. Ибн Хузейма. Хадис № 150. Достоверный хадис. Аль-Хаким. Т. 1. С. 147–148. Достоверный хаддис. Аз-Захаби согласился с ним. Ан-Навави также назвал его досстоверным (Аль-маджму‘. Т. 6. С. 312)].

10) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не оставлял ночную молитву ни в путешествии, ни дома. Если же он пропускал ее из-за болезни, или его одолевал сон, он совершал днем двенадцать рак‘атов. [Ибн аль-Каййим сказал: «Я слышал, как шейх Ислама Ибн Таймиййа сказал: “Это доказывает, что витр не подлежит востанновлению, поскольку время его вышло. Он подобен приветствию мечети, молитве, совершаемой при затмениях, для испрашивания дождя и так далее”». Зад аль-ма‘ад. Т. 1. С. 324].

Обычно он совершал ночную молитву в одиннадцать или тринадцать рак‘атов. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передает: «Ни в Рамадан, ни в другое время Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не совершал по ночам больше одиннадцати рак‘атов» .[Аль-Бухари. Хадис № 1147. Муслим. Хадис № 738].

Иногда он соединял эти одиннадцать рак‘атов с двумя рак‘атами сунны утренней молитвы. В хадисе сказано: «Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует)совершал тринадцать рак‘атов — вместе с двумя рак‘атами сунны утренней молитвы».[Аль-Бухари. Хадис № 1072. Муслим. Хадис № 737]

11) Проснувшись ночью для совершения молитвы, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) начинал с чистки зубов сиваком, затем поминал Всевышнего Аллаха, после чего совершал омовение и молитву в два коротких рак‘ата. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передает: «Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует),встав ночью, начинал свою молитву с двух коротких рак‘атов». [[Муслим. Хадис № 767].

12) Ночная молитва Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была трех видов, как пишет Ибн аль-Каййим: он молился стоя (так он поступал в большинстве случаев), он молился сидя и совершал поясные поклоны также сидя, и он читал аяты сидя, а когда оставалось совсем немного, вставал и совершал поясной поклон стоя.

Дорогой брат! Используйте же этот месяц, да и всю вашу жизнь, чтобы утвердить вашу любовь к Аллаху, следуя руководству Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует).

«О Аллах! Одари нас Твоей любовью и любовью тех, кто любит Тебя, и любовью к делам, которые приближают нас к Твоей любви. И сделай так, чтобы следуя Твоему Посланнику мы подтверждали нашу любовь к Тебе. Амин!».

Наши рекомендации