Глава третья. Ночная молитва в Рамадан.
Ночная молитва — честь верующего. Об этом сообщил доверенный на небесах Джибриль (мир ему) доверенному на земле Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует). Однажды Джибриль пришел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: и, кого хочешь — все равно ты расстанешься с ними. Делай, что хочешь — все равно тебе воздастся за это. И знай, что честь верующего — простаивание им ночи в молитве, а его величие — умение обходиться без людей». [Аль-Альбани. Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха. Хадис № 1903. Хороший хадис, учитывая существование хадисов, имеющих похожжий смысл].
А ночная молитва в Рамадан это честь и почет, увеличенные во много раз.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) уделял огромное внимание Корану в ночи Рамадана, равно как и Джибриль (мир ему): он приходил к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и повторял с ним Коран. В хадисе сказано: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был щедрейшим из людей, и особенно щедрым он был в Рамадан, когда Джибриль приходил к нему и повторял с ним Коран».А в конце хадиса сказано: «И это происходило каждую ночь». [Аль-Бухари. Хадис № 6. Муслим. Хадис № 2308. Со слов Ибн ‘Аббаса].
Наши праведные предшественники также уделяли Корану много внимания в ночи Рамадана, и в эти ночи они делали то, чего не делали в другие. Некоторые прочитывали Коран полностью в течение месяца, другие делали это каждые десять дней, третьи — каждые семь, четвертые — каждые три. [Вазаиф Рамадан. С. 43].
Ночная молитва в Рамадан имеет свои особенности и отличается от молитвы в другие ночи года. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто выстаивал Рамадан с верой и надеждой на награду Аллаха, тому простятся его прошлые грехи».[Аль-Бухари. Хадис № 37, 2009. Муслим. Хадис № 759].
Иными словами, грехи простятся тому, кто проводил ночи Рамадана в поклонении и молитве, искренне желая получить награду Всевышнего и стремясь приблизиться к Аллаху.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) провел несколько ночей Рамадана в молитве вместе со своими сподвижниками, а потом отказался от этого из жалости к ним. Он сказал: «Я побоялся, что это будет вменено вам в обязанность».[Аль-Бухари. Хадис № 924. Муслим. Хадис № 761].
А после кончины Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и прекращения Откровения, когда уже ничего не могло быть вменено им в обязанность, ‘Умар ибн аль-Хаттаб велел Убеййу ибн Ка‘бу и Тамиму ад-Дари совершать в Рамадан ночные молитвы с людьми. Причем имам читал в каждом рак‘ате около ста аятов, так что люди опирались на свои посохи, уставая от долгого стояния, а расходились они только к утренней заре.
Это, конечно же, подходит выносливым и сильным в своей вере людям, каковых в наше время осталось немного. Все зависит от человеческих сил.
Когда имама Ахмада (да помилует его Аллах) спросили о том, следует ли растягивать ночную молитву на всю ночь, он сказал: «В этом — затруднение для людей, особенно в короткие ночи. Следует делать то, что людям по силам».
Имам Ахмад сказал одному из своих товарищей, который совершал молитву с остальными:«Это — слабые люди».То есть он жалел их и имел в виду, что не стоит затягивать молитву. И он дочитал им Коран до конца в двадцать седьмую ночь.
Это указывает на то, что слабые люди вполне могут прочитать Коран полностью за двадцать семь или тридцать ночей.
Однако в наше время люди стали еще слабее, и дошло до того, что они требуют от имама не читать больше нескольких аятов в каждом рак‘ате, и даже если он читает эти несколько аятов, многие, совершив два или четыре рак‘ата, покидают мечеть, стремясь к мирским делам и преходящим благам и украшениям мира этого. А если бы они потерпели и дождались, когда имам завершит молитву, им записалась бы награда за выстаивание всей этой ночи, как сказал Посланник (да благословит его Аллах и приветствует). Однажды он совершал молитву со своими сподвижниками в течение первой трети ночи, а в другой раз — половину ночи, и они сказали: «Почему бы тебе не совершать с нами молитву и в оставшуюся часть ночи?». Он ответил: «Поистине, если человек молился с имамом до тех пор, пока тот не ушел, ему запишется и остаток ночи». [Ахмад. Хадис № 20910. Абу Дауд. Хадис № 1375. Ат-Тирмизи. Хадис № 806. Хороший хадис. Ан-Насаи. Т. 3. С. 83–84. Ибн Маджа. Хадис № 1327. Аль-Альбани назвал его достоверным (Аль-ирва. Хадис № 447)].
Однако этого удостаивается только тот, кто совершал молитву с имамом до самого его ухода.
Ибн Раджаб сказал, комментируя этот хадис: «Он указывает на то, что за совершение молитвы в течение трети или половины ночи записывается простаивание ночи в молитве, однако при условии, что молитва совершается вместе с имамом. Имам Ахмад руководствовался этим хадисом и не покидал место молитвы до тех пор, пока его не покидал имам». [Вазаиф Рамадан. С. 40].
Простаивание ночей Рамадана в молитве также относится к духу поста. И хотя имамы указывали на то, что необходимо жалеть людей, они в то же время не упрекали тех, кто подолгу молился в одиночестве или с людьми, которые следовали за ними, были согласны с их действиями и стояли столько, сколько стояли они.
Ибн Раджаб сказал: «Кто желает прочитать в своей молитве больше аятов и сделать ее дольше, и при этом он молится в одиночестве, он может совершать молитву столько, сколько ему угодно, и точно так же если он молится с общиной, которая довольна тем, как он делает это». [Вазаиф Рамадан. С. 40].
У ночной молитвы в Рамадан так же, как и у поста, есть дух, и этот дух — смирение, богобоязненность и покорность Всевышнему. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая ночную молитву, обязательно останавливался на аяте, содержащем грозное обещание, и просил защиты у Аллаха, и обязательно останавливался на аяте, где говорилось о милости Божьей, и просил у Аллаха Его милости. [Ахмад. Хадис № 23460. Ан-Насаи. Хадис № 11 32. Аль-Альбани назвал его достоверным (Сахих ан-Насаи. Хадис № 1085)].
А сегодня многие имамы совершают молитву - таравих небрежно и рассеянно, и в их поясных и земных поклонах отсутствует неторопливость, спокойствие и плавность движений, хотя это является необходимым условием (рукн) этой молитвы, и ее следует совершать сосредоточенно и с должным смирением, а когда человек спешит, добиться этого невозможно. Лучше читать мало аятов, однако при этом плавно и неторопливо совершать поясной и земной поклоны, чем читать долго, а потом спешно проделывать все остальные движения. И лучше совершить десять рак‘атов с долгим чтением и должным спокойствием, чем двадцать, но в спешке, потому что суть молитвы и дух ее — устремление к Всевышнему всем сердцем. Иногда малое лучше, чем большое. Точно так же читать Коран лучше размеренно, выговаривая каждую букву. Коран дозволено читать с быстротой, которая не приводит к «выпадению» букв. Если же это происходит, то с данной скоростью читать Коран нельзя — это запрещено. Если же человек читает быстро, но отчетливо, так что молящиеся за ним получают пользу от его чтения, тогда это дозволено. [Вазаиф Рамадан. С. 42].
Дорогой брат, соблюдающий пост и совершающий ночную молитву! Вставая на молитву, помните о том, что делая это, вы исполняете веление Всевышнего: «И стойте перед Аллахом смиренно» (2:238).
Недостаточно просто стоять и совершать молитву — сердце молящегося обязательно должно быть преисполнено смирения перед Всевышним. Во время молитвы вспомните о том, что люди будут стоять в Судный день пятьдесят тысяч лет, и что для вас они будут тем короче и легче, чем больше времени простаивали вы в молитве в этом мире.
В хадисе сказано: «С наступлением последней трети каждой ночи Всевышний Господь нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня о чём-нибудь, чтобы Я даровал ему это? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?” — и так продолжается до рассвета». [Муслим. Хадис № 758].
А сегодня, к сожалению, ночь мусульман превратилась в день, и часть ее проводится с пользой, однако большая ее часть приносит только вред и разрушение. Не упускайте же в ночи Рамадана эти драгоценные часы, когда Всевышний нисходит к нижнему небу, подобно тому, как вы упускаете их в другие ночи года. Спросите себя, брат мой: где вы будете в последнюю треть сегодняшней ночи? В молитве, на свидании со Всевышним? Или же вместо этого вы будете спать? Или же вы будете бодрствовать, но при этом будете заняты ослушанием Аллаха?!
При Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) упомянули о человеке, который проспал всю ночь, пропустив утреннюю молитву, и он сказал: «Шайтан помочился в уши этого человека!».[Аль-Бухари. Хадис № 3270. Муслим. Хадис № 774].
Если Шайтан делает это с теми, кто просыпает молитву, то что он делает с теми, кто не спит по ночам ради совершения грехов и ослушания Аллаха?! Некоторым тяжело отказаться от сна ради поклонения Аллаху, зато они с удовольствием бодрствуют ради занятий, отвлекающих их от поминания Аллаха...
Ибн Мас‘уду однажды сказали: «Мы не можем совершать ночную молитву!». Он ответил: «Это ваши грехи мешают вам делать это!».
А аль-Фудейль ибн ‘Ийад сказал: «Если ты не можешь молиться ночью и поститься днем, знай, что ты лишен этого — тебя удерживают твои грехи».
«О Аллах, помоги нам стоять пред Тобою в этом мире должным образом и облегчи нам посредством этого стояние в Судный день в мире вечном, и убереги нас от позора в этом мире и от наказания в мире вечном. Амин!».