Законодательный процесс в зарубежных странах: характеристика основных стадий.
Законопроект принимается к рассмотрению, если он внесен соотв. лицами или органами и согласно установленным правилам. В зависимости от субъекта законодательной инициативы различают следующие виды инициативы: правительственная (или главы государства), парламентская, народная и специальная. 1. Правительственная инициатива признается в странах с парламентарной формой правления и в полупрезидентских республиках. Но и в президентских республиках президент использует законодательную инициативу в своих посланиях парламенту, которые затем облекаются в форму законопроектов, внесенных одним из депутатов. В США они получили наименование "билли администрации". В зарубежных странах правительственная инициатива используется наиболее полно. В последнее время на стадии подготовки правительственных законопроектов происходит согласование позиций различных политических сил, поиск компромиссных решений. Ведомства, подготавливающие законопроекты, часто запрашивают мнение парламентских фракций, включают их представителей в состав подготовительных комитетов. В таких случаях правительственные законопроекты легко проходят в парламенте. 2. Парламентская инициатива признается во всех государствах. При этом в одних странах депутат вносит законопроект индивидуально (США, Великобритания), в других требуется групповая инициатива. Так, в ФРГ законопроект могут внести 15 депутатов, в Норвегии — 10, в Японии — 20. В большинстве стран депутаты должны вносить свои предложения в форме законопроекта, в то же время в некоторых этого не требуется (Швеция, Франция, Италия). Эта форма называется — "депутатские предложения". В ряде парламентов правом законодательной инициативы наделены также их постоянные комиссии. Но если парламентская инициатива не поддержана ведущими партийными фракциями, законопроект чаще всего остается на стадии подготовки к обсуждению. Большинство депутатских предложений направлено на внесение поправок к правительственным законопроектам. 3. Народная инициатива заключается в предоставлении ее определенному числу избирателей. Так, в Швейцарии законопроект могут внести не менее 50 тыс. избирателей, а в Австрии — 100 тыс. Она предусмотрена лишь в некоторых странах и используется чрезвычайно редко. То же самое можно сказать и о специальной инициативе, которая дает право вносить законопроекты некоторым органам, например кантональным органам в Швейцарии, Национальному экономическому совету и областным советам в Италии.
1. Внесение законопроекта. Только проекты законов, внесенные субъектами права законодательной инициативы, обязательно должны быть рассмотрены парламентом. Законом определены лица и группы лиц, которые могут вносить законопроекты для их рассмотрения парламентом: президент, палаты парламента, правительство, группы депутатов, парламентские комитеты. Отдельные законопроекты (например, о государственном бюджете) может вносить только правительство, а некоторые (например, проект указа об объявлении войны) — только глава государства. 2. Обсуждение законопроекта, состоящее из нескольким стадий. Каждое обсуждение и голосование на пленарном заседании палаты называется чтением. Законопроект попадает в профильный комитет, который наряду с инициативной группой сопредставляет его на чтения. Чтений бывает несколько (обычно три, но при принятии срочных законопроектов их число сокращается). После первого чтения, во время которого обсуждаются: принципиальные положения проекта, депутаты приступают к голосованию. При отрицательном решении депутатов законопроект снимается с повестки дня. Если результат голосования положительный, проект закона нуждается в доработке постоянным комитетом (комиссией). На втором чтении заслушивается доклад автора проекта и содоклад постоянной комиссии, обсуждается каждая статья проекта, поправки, затем депутаты голосуют за те или иные статьи и поправки. В третьем чтении депутаты обсуждают проект в целом и голосуют за него. В этом случае возможны только редакционные поправки. 3. Принятие закона депутатами на пленарном заседании путем голосования с помощью электронной системы, бюллетенями, поднятием руки, путем разделения, аккламацией (возгласами). В ответственных случаях используется поименное голосование. Если парламент двухпалатный, то после принятия нижней палатой закон передается в верхнюю, которая может не согласиться с законом, вернуть его на доработку в нижнюю палату со своими предложениями либо вообще отклонить. В последнем случае нижняя палата в соответствии с законодательством может либо начать процедуру согласования, либо преодолеть вето верхней палаты (если закон такое предусматривает). Если преодоление вето предусмотрено законом, то принимаемый закон, минуя отклонившую его инстанцию, передается на утверждение главе государства. 4. Промульгация и издание закона. Глава государства подписывает закон, который после этого публикуется в официальных печатных органах, издании главы государства, размещается на официальном гос. сайте (в соотв. с зак-вом конкретной страны). В результате закон считается вступившим в силу. Обычно вновь принятый закон прекращает действие принятых ранее, которые ему противоречат. Глава государства имеет право не подписывать закон (право вето). В таком случае он не вступает в силу.