Понятие и виды выборов в зарубежных странах. Особенности порядка выдвижения кандидатов в зарубежных странах.

Выборы – это наиболее широко применяемый институт непосредственной демократии. В современных демократических государствах выборы являются основной формой волеизъявления населения, формой реализации народного суверенитета как одного из основных конституционных принципов.

Термин "выборы" понимают в широком и в узком смыслах. В широком смысле под выборами понимают форму непосредственного народовластия, которая заключается в формировании гражданами, имеющими право голоса, качественного и количественного состава органов государственной власти и органов местного самоуправления путем тайного голосования. В узком смысле выборами именуют процедуру формирования государственного органа (органа местного самоуправления) или наделение полномочиями должностного лица, осуществляемую посредством голосования избирательного корпуса при условии, что на каждый мандат могут претендовать в установленном порядке два или более кандидатов[1].

Сущность выборов раскрывается в их основных функциях, к которым относят:

1) формирование персонального состава представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления;

2) определение государственной и (или) муниципальной политики на ближайшие годы, что происходит опосредованно, путем голосования за конкретные партии и их программы;

3) реализацию права граждан на участие в управлении государственными делами как одного из основных политических прав, а также сопутствующих прав (права избирать, права быть избранным и др );

4) контрольную функцию. Выборы являются средством, с помощью которого избиратели имеют право и возможность осуществлять контроль (прямо или косвенно) за формированием и деятельностью как органов государственной власти (президента, парламента, правительства), так и муниципальных органов[2].

Классификация выборов проводится по различным основаниям.

Во-первых, в зависимости от времени проведения выборы делятся на очередные и внеочередные. Очередность выборов объясняется тем, что выборные органы (парламент, президент и т. п.) имеют определенный срок полномочий. Обычно срок полномочий парламента составляет 4-5 лет (в Мексике – 3 года, во Франции – 5 лет, в Японии – 4 года), срок полномочий президента–4-7 лет (в США, Колумбии – 4 года, в ФРГ, Китае, Чехии – 5 лет, в Австрии, Финляндии – 6 лет, в Италии – 7 лет). Соответственно, от срока полномочий зависит срок проведения очередных выборов. Принцип очередности выборов закреплен в Декларации "О критериях свободных и справедливых выборов", принятой на сессии Совета Межпарламентского союза: "полномочия управлять государством должны базироваться на волеизъявлении народа, которое выражается через регулярные и действительные выборы".

Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа или должностного лица, а также в случае, если в результате очередных выборов этот орган сформировать не удалось (такие выборы некоторые исследователи называют "повторными").

Нередко выделяют такой вид выборов, как промежуточные выборы. Они существуют не во всех государствах, но, тем не менее, встречаются. Например, в США промежуточными называют такие выборы в Конгресс, которые не совпадают с президентскими выборами.

Частичные выборы применяются при обновлении состава выборного органа частями – если имеет место применение так называемого принципа ротации. Так, в США сенаторы избираются сроком на шесть лет, однако каждые два года палата обновляется на одну треть; во Франции – на девять лет с обновлением каждые 3 года. Ротация также проходит в Бразилии, Индии, Японии.

В зависимости от территории проведения выборы классифицируют на общегосударственные и местные (в субъектах федерации, в автономиях и др.).

В зависимости от органа, который формируется, выборы бывают президентские, парламентские и т. д.

В зависимости от характера участия избирателей выборы бывают прямые и непрямые; в свою очередь, непрямые выборы классифицируются на косвенные и многостепенные.

В случае проведения прямых выборов, избиратель сразу же отдает свой голос за того кандидата, которого считает достойным занять выборную должность (т. е. в избирательном бюллетене перечислены кандидаты, претендующие на соответствующие должности). В случае проведения непрямых выборов избиратель отдает свой голос за лицо, которое войдет в представительный орган, к полномочиям которого отнесено избрание кандидата на выборную должность.

Непрямые выборы характеризуются тем, что избирателями формируется представительный орган специально и только для того, чтобы позднее этим органом была опосредованная воля избирателей и с учетом их мнения сформирован постоянно действующий орган публичной власти. Иных полномочий этот представительный орган иметь не будет – он распускается сразу же после формирования органа публичной власти.

Например, с помощью непрямых выборов замещается должность президента США: формируется коллегия выборщиков, в которую включается определенное количество человек от каждого штата. После проведения голосования среди граждан США коллегия выборщиков избирает президента и вице-президента. При этом все выборщики от конкретного штата голосуют согласно результатам голосования избирателей своего штата. Такой характер представительства, предусматривающий обязанность представителей (в данном случае – выборщиков) голосовать в соответствии с волей избирателей, называется императивный мандат.

Многостепенные выборы предполагают формирование постоянно действующего представительного органа, одной из функций которого является избрание постоянно действующего органа публичной власти. При этом данный представительный орган, как правило, не связан с мнением избирателей при формировании постоянно действующего органа публичной власти. Многостепенные выборы используются, например, в Греции для избрания президента (избирается выборным постоянно действующим органом – парламентом, члены парламента избираются населением).


Наши рекомендации