Понятие и сущность конституции в зарубежных странах.

Конституция — это основной закон, имеющий особые форму и содержание и являющийся основным источником конституционного права. Один из главных юридических признаков конституции — ее верховенство.

В настоящее время насчитывается более 100 действующих конституций. Некоторые из них приняты свыше ста лет назад. Наиболее старыми являются конституции США 1787 года, Норвегии 1814 года, Бельгии 1831 года, Аргентины 1853 года, Люксембурга 1868 года, Швейцарии 1874 года. Однако большинство конституций появилось после второй мировой войны. Каждая из ныне действующих конституций обладает специфическими индивидуальными чертами. В них нашли отражение социальные, национальные, политические, исторические, религиозные и иные особенности соответствующих стран.

В то же время конституциям присущи некоторые общие, совпадающие черты:

1. Все конституции в той либо иной форме провозглашают лозунг народного суверенитета. В этом отношении едины как старые, так и новые конституции. Конституция США (преамбула): «Мы, народ Соединенных Штатов... торжественно провозглашаем и устанавливаем настоящую конститцию...». В преамбуле перечисляются «цели образования более совершенного Союза», но ничего не говорится о власти и ее носителях. Конституция Бельгии 1831 года: «Все власти исходят от народа. Они осущ-ся установленным Конституцией порядком» (ст. 25).

2. Все конституции в той либо иной форме закрепляют институты частной собственности.

3. В конституциях обычно воспроизводятся и закрепляются основные принципы теории разделения властей. В некоторых конституциях (итальянская, французская, западногерманская) концепция разделения властей не выражена семантически точно, она как бы подразумевается, из нее исходят. В других (американская, датская, японская) принципы разделения властей четко сформулированы в соответствующих статьях. Принцип разделения властей, дополненный «системой сдержек и противовесов», положен в основу американской конституции.

4. Все конституции устанавливают и закрепляют форму правления соответствующего государства - республику или монархию. Конституционные предписания по этому вопросу могут быть различными, но они всегда имеются в тексте основного закона. Так, конституция США ничего не говорит о форме правления всего Союза, но закрепляет республиканскую форму правления для штатов: «Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления...» (Глава IV, ст. 4).

5. Конституции устанавливают и закрепляют форму государственного устройства - унитаризм или федерацию, хотя в самом тексте основного закона могут отсутствовать прямые предписания об этом (Франция, Япония). В этом случае как бы предполагается, что само умолчание о форме государственного устройства является констатацией унитаризма как наиболее распространенного способа национально-политической организации территории страны.

6. Все конституции в той либо иной форме провозглашают и устанавливают демократические свободы граждан и подданных.

Обычно в самом тексте основного закона содержится соответствующая глава или раздел. В новейших конституциях, особенно латиноамериканских, правовое положение человека и гражданина с точки зрения технико-юридической разработано весьма обстоятельно, со множеством деталей. В то же время имеется ряд конституций, в основном тексте которых отсутствуют разделы или даже упоминания о правах и свободах. К их числу относятся конституции США, Франции 1958 года, некоторых франкоязычных стран Тропической Африки. В первоначальном тексте конституции США не было специальной статьи или раздела о правовом положении личности, и лишь спустя несколько лет были приняты первые десять поправок, которые обычно называют Биллем о правах.

7. Все конституции определяют принципы организации системы высших органов государственной власти и порядок деятельности составляющих ее подсистем. В их число входят глава государства, правительство, парламент и в некоторых странах высший орган конституционного надзора. В конституциях устанавливаются также основы регулирования таких важнейших политических процессов, какими являются выборы, референдум и законодательство.

Круг вопросов, регулируемых конституциями, различен. Однако с определенной степенью приближения можно вывести общую закономерность, состоящую в том, что старые конституции обычно более суммарны.

Конституции, принятые после второй мировой войны, как правило, более детальны.

В науке констит. госуд. права неоднократно предпринимались попытки классифицировать конституции зарубеж. стран по различным основаниям:

1) в зависимости от формы гос.устройства: унитарные; федеративные.

2) в зависимости от хар-ра пол.режима: демокр-кие; реакционные.

3) в зависимости от продолжит.применения: постоянные; временные.

4) в зависимости от структ-ного изложения: не/кодефицированные.

5) по способу объективирования осн.закона: не/писанные.

6) по способу изменения: жесткие; гибкие. Однако проверка временем показала, что наиболее устойчивой оказалась самая старая классификация, предложенная еще в прошлом веке и применяющаяся до сих пор. Несмотря на формализм признаков, положенных в основу этой классификации, она в наибольшей степени отвечает потребностям индивидуализации конституций.

По способу объективирования основного закона, т. е. по тому, как объективно выражена во вне воля учредителя, конституции подразделяются на две группы.

Писаные конституции составлены в виде единого документа, построенного по определенной системе. Обычно писаная консти-туция состоит из преамбулы, основного текста и переходных положений или сопроводительных приложений.

В основном К. имеет следующ. структуру:

1) преамбула.

2) осн.часть: принцип разделения властей; взаим-д-вие между ветвями власти; свободы, обяз-ти человека и гражд-на; пол.-терр.устр-во гос-ва; соц.-эк.разделы.

3) дополнит.(заключит.), переходн.положения.

Преамбула обычно содержит в себе торжественную формулу провозглашения конституции, цели принятия конституции, отсылки на прежнюю конституцию и некоторые другие документы (преамбула, не носит нормативного характера: ее положения считаются чисто декларативными, за исключением тех, которые являются отсылочными нормами, например, преамбула к конституции Франции).

Основной конституционный текст обычно подразделяется на части, главы, разделы, статьи. Схожую структуру имеют конституции ФРГ, Японии, Франции, Индии, Малайзии и некоторых других стран. Большие разделы имеют обычно названия. Некоторые конституции (Индия, Бангладеш) сопровождаются дополнениями В отдельные конституции включаются переходные положения (Италия).

Неписаные конституции представляют собой редкое исключение. В настоящее время они применяются только в Великобритании и Новой Зеландии. Неписаная конституция имеет тот же объем предметов правового регулирования, что и писаная. Иными словами, неписаная конституция закрепляет форму правления, форму государственного устройства, структуру высших органов государственной власти, правовое положение личности и т.д., но ее предписания содержатся не в едином документе, а в огромном числе источников права. Таким образом, форма объективирования неписаной конституции неопределенна. Разберем это на примере Великобритании. В Британии в течение короткого срока (1653 - 1660 гг.) действовала писаная конституция. Современная британская неписаная конституция представляет собой весьма сложный конгломерат различного рода источников. Эта конституция непрерывно дополняется и изменяется.

Она состоит из следующих основных частей:

1 Статутное право. В эту группу источников включаются некоторые древние акты и ряд важнейших парламентских законов конституционного характера: Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о праве 1628 г.. Билль о правах 1689 г..

2 Общее право (судебное право, прецедентное право) - сложившееся после норманского завоевания общее для всей Англии право, которое было создано королевскими судами и первоначально противопоставлялось местному обычному праву. Оно основывалось не на законе, а на общих принципах справедливости и разума, здравого смысла. Юридической базой общего права является прецедент.

3 Конституционные соглашения - правила политической практики, которые считаются обязательными и неукоснительно соблюдаются теми, кого они непосредственно касаются. Конституционные соглашения составляют важнейшую часть британской неписаной конституции. Все взаимодействие властей и их права и обязанности основаны на них. Доктринальные источники - мнения именитых ученых, к которым обращаются в тех случаях, когда пробел в конституционном праве не может быть заполнен статутом или зарегистрированным решением суда. К числу доктринальных источников относятся следующие труды: Брэктон. Трактат о законах Англии (1250); Блэкстон. Комментарии законов Англии (1565) и некоторые др. По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции зарубежных стран также подразделяются на две группы.

Жесткие конституции изм-ся и допол-ся в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законод-ой процедуры. Если парламентские законы принимаются простым (50 % кворума + 1) большинством голосов, то для принятия поправок и дополнений к конституции устан-ся в самом основном законе особая процедура. По общему правилу конституция изм-ся в том же порядке, в каком она была принята.

Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские законы. Никаких особых процедур для этого случая не предусмотрено, так как отсутствует сам писаный текст основного закона. К этому типу относятся конституции Великобритании и Новой Зеландии.


Наши рекомендации