Метод конституционно-правового упорядочения конституционных правоотношений. Конституционные нормы: понятие и виды.

Методы КП - совокупность правовых средств (приёмов и способов) воздействия на общественные отношения, составляющие предмет КП:

1. Императивный – нормы не предоставляют субъекту права выбора поведения.

Возможные варианты действий субъектов права определены правом.

2. Диспозитивный – нормы предоставляют субъекту право выбора того или иного варианта действий.

Основная направленность заключается в предоставлении участникам отношений наибольшей свободы действий для взаимного согласования своих будущих отношений.

Отдельные способы упорядочения общественных отношений:

1. Дозволение – предоставление субъекту правоотношения какой-либо правовой возможности.

2. Обязывание – установление для субъекта права определенного необходимого порядка его действий

3. Запрещение – установление недопустимого совершения или не совершения каких-либо действий

Особенности метода КП:

1. Приоритете императивного метода воздействия (публичность конституционного права)

2. Сочетание общего регулирования (правовой статус человека) и детального регулирования (властеотношения высшего уровня)

3. Двойной характер регулируемых отношений влечет двойное воздействие конституционно-правовых норм (непосредственное и опосредованное)

Конституционное право не имеет своего специального метода правового регулирования. В конституционно-правовом регулировании общественных отношений, как и в большинстве других отраслей права, применяется совокупность двух методов:

1. императивного;

2. диспозитивного.

Так, императивный метод объединяет методы обязывания и запрещения. Например, ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, а ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Также часто применяется метод дозволения (диспозитивный метод). Например, субъекты права законодательной инициативы, поименованные в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, могут как реализовывать, так и не реализовывать указанное право.

Нормативный правовой акт – изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа гос. власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения),

1) обязательные для неопределённого круга лиц,

2) рассчитанные на неоднократное применение

3) действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом

(п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.03. г. №2)

Конституционно-правовые нормы – правовые нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.

Особенности:

1. Учредительный характер (не о самом гос-ве, а о его институтах)

2. Большое количество декларативных норм и норм-принципов

3. Мало санкций

4. Много общерегулятивных (действующих на всех) норм

5. Приоритетное положение по отношению к нормам других отраслей

6. Большое количество норм требует отраслевого развития.

Виды конституционно-правовых норм:

1. По территории действия:

1) федеральные

2) региональные

3) муниципальные (локальные)

2. По методу правового регулирования:

1) императивные

2) диспозитивные

3. По характеру предписания:

1) материальные – права и свободы

2) процессуальные – механизм реализации этих свобод

4. По функции:

1) регулятивные

2) охранительные

*5. Также выделяют:

1) дефинитивные

2) нормы-цели

3) нормы-принципы

4) гарантийные

5) коллизионные

6) оперативные

Со спецификой конституционных правоотношений неразрыв­но связана и специфика конституционно-правовых норм. Ряд этих норм представляет собой нормы-декларации. Но большинство из них содержит конкретные обще­обязательные правила поведения и предполагает или прямо ука­зывает на возможность принудительного обеспечения (см. норма права). В них час­то можно выделить обычные структурные элементы всякой пра­вовой нормы: гипотезу, диспозицию и санкцию. Но во многих нормах санкция отсутствует, в иных же нет и гипотезы. Это за­трудняет технико-нормативистский анализ многих конституци­онных правоотношений, заставляя юристов логически выводить или искать скрытые средства правового обеспечения таких норм. Впрочем, часто этого не требуется, так как порождаемые этими нормами правоотношения не приводят к конфликтам или доста­точно надежно обеспечиваются нормами политической морали.

Группа правовых норм, объединенных известной общностью конкретной цели или сферы регулирования, образует правовой институт. Такими институтами, например, являются личные пра­ва и свободы граждан, избирательное право, парламент и т. д. Понятие правового института не может быть очень четким, по­скольку границы между институтами условны и весьма подвиж­ны, одна и та же норма может рассматриваться как часть двух и более правовых институтов. Например, норма ст. 111 Конститу­ции РФ: «Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Го­сударственной Думы» является обязательной принадлежностью института президентских прерогатив, института парламентских полномочий и института исполнительной власти. Следовательно, правовой институт в большей мере операционалистское понятие, хотя и основан на объективно существующей внутренней струк­туре права и взаимосвязи норм.

Виды конституционно-правовых норм

1. По предмету правового регулирования различают нормы, закрепляющие:

· основы конституционного строя;

· основные права, свободы и обязанности человека и гражданина;

· федеративное устройство РФ;

· основы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

2. По юридической силе (в зависимости от того, в каких нормативных актах они закреплены и какое место они занимают в иерархии нормативных актов):

· нормы права, закрепленные Конституцией РФ (наивысшую юридическую силу имеют правовые нормы, закрепленные в главе 1 Конституции РФ и составляющие основы конституционного строя);

· нормы конституционного права, закрепленные в федеральных конституционных законах и в федеральных законах РФ;

· закрепленные в подзаконных актах - указах Президента, постановлениях Правительства РФ и в иных источниках конституционного права.

3. По функциональной роли в механизме правового регулирования:

· исходные (базовые) нормы;

· обычные (конкретные) нормы.

4. По характеру (цели) правового предписания, которое содержится в диспозиции нормы:

· обязывающие;

· запрещающие;

· управомочивающие.

5. По степени определенности:

· конкретно-регулятивные;

· общерегулятивные (дефинитивные).

6. По территории действия различаются нормы конституционного права, действующие:

· на территории РФ;

· на территории субъектов Федерации;

· в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (это одно или несколько поселений).

7. По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:

· материальные;

· процессуальные.

Исходные нормы конституционного права чаще содержатся в Конституции и регулируют отправные, основополагающие общественные отношения. К этому виду правовых норм относятся нормы-начала, или базовые нормы, закрепляющие основы гражданского общества и государственного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, служащие исходным началом для других отраслей права. Исходной нормой можно, например, считать норму, закрепленную в ч. 1 ст. 80 Конституции РФ, которая гласит: "Президент РФ является главой государства". Эта норма лежит в основе других норм, определяющих правовой статус Президента РФ.

Что же касается конкретной конституционно-правовой нормы, то она закрепляет частный случай, конкретные общественные отношения. Примером тому может служить норма, установленная той же Конституцией РФ: "Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд" (ч. 3 ст. 81).

К обязывающей относится норма, диспозиция которой закреплена, например, в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы".

Примером запрещающей может служить диспозиция ч. 2 ст. 34 Конституции РФ: "Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию".

К управомочивающим можно отнести диспозиции конституционных норм, регламентирующих полномочия РФ и ее субъектов (ст. 71-73), Президента РФ ( ст. 83-86) и других органов, а также закрепляющих права и свободы человека и гражданина. К ним относятся такие нормы, как:

"Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени" (ч. 1 ст. 23) или

"Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества" (ч. 2 ст. 26).

Особенность конкретно-регулятивных норм состоит в том, что они достаточно четко формулируют правила поведения. В них прямо указывается конкретное право, или обязанность, или запрет на определенный вид поведения. Например, в ч. 1 ст. 78 Конституции РФ записано:

"Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц".

К конкретно-регулятивным относятся все конституционно-правовые нормы, которые в своей диспозиции содержат указания на субъективные юридические права и обязанности.

Что же касается общерегулятивных, или дефинитивных, норм, то они устанавливают такое правило поведения, которое не получает в нормативном акте достаточно четкого выражения, и оно может быть выведено лишь в результате соответствующего анализа. Эти нормы определяют, в частности, цели, принципы, категории. Такой нормой, например, являются: "Президент РФ является главой государства" (ч. 1 ст. 80).

Критерий, принятый для классификации конституционно-правовых норм по территории их действия, к сожалению, не отражает одну из важных характеристик правовой нормы - кем, органом государственной власти какого уровня (федерального, субъекта Федерации или местного, муниципального) эта норма установлена. Дело в том, что вполне возможна ситуация, когда конституционно-правовая норма, принятая органом федеральной государственной власти, будет действовать не на всей территории РФ, а лишь на части ее территории. Например, в случае объявления чрезвычайного положения на какой-то части территории. В связи с этим представляется более определенным основанием классификации конституционно-правовых норм не по территории их действия, а по уровню органов власти, установивших эти конституционно-правовые нормы: а) федеральные; б) субъектов Федерации; в) муниципальные или органов местного самоуправления.

Нормы материального права определяют содержание деятельности субъектов конституционного права, их полномочия. Например, ч. 1 ст. 105 Конституции РФ устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой РФ, а в ст. 105, 106, 107 и некоторых других Регламента Государственной Думы говорится о порядке, в котором принимаются федеральные законы - рассмотрение законопроектов осуществляется в трех чтениях и т. п.

Наши рекомендации