Глава 21. основы экологического права.
21.1. Понятие и Ссистема Ээкологического Пправа.
Экологическое Пправо, как отрасль Рроссийского Пправа призвано регулировать отношения в сфере взаимодействия сотрудничества общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду <1>, в целях Оохраны Оокружающей Ссреды и обеспечения экологической безопасности.
--------------------------------_________________________________________________________________________
<1> Природная среда - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, Аатмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой Аатмосферы и Ооколоземное Ккосмическое Ппространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Нерациональное использование природных ресурсов в процессе производственной деятельности, привело человеческую цивилизацию на грань экологической катастрофы. Поэтому сохранение благоприятной окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления Пправопорядка в ообласти Оохраны Оокружающей Пприродной Ссреды и обеспечения экологической безопасности является важнейшей задачей Ггосударства на современном этапе развития Ццивилизации.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин полагаимеет Пправом на Бблагоприятную Оокружающую Ссреду, на еёе Ззащиту от Ннегативного Ввоздействия, вызванного Ххозяйственной и иной Ддеятельностью, Ччрезвычайными Сситуациями Пприродного и Ттехногенного Ххарактера, на Ддостоверную Иинформацию о Ссостоянии Оокружающей Ссреды и на Ввозмещение ущеерба, причинёенного его здаоровью или Иимуществу Ээкологическим Пправонарушением.
Граждане имеют полагают Пправом:
•- Ссоздавать общественные сплочобъединения (союзы, оплоты), фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области Оохраны Оокружающей Ссреды;
•- Ннаправлять обращения в (Оорганы) Ведомства Ггосударственной Ввласти Российской Федерации, (Оорганы) Ведомства Ггосударственной Ввласти Ссубъектов Российской Федерации, (Оорганы) Ведомства Мместного Ссамоуправления, иные организации и Ддолжностным Ллицам о Пполучении Ссвоевременной, Пполной и Ддостоверной Иинформации о Ссостоянии Оокружающей Ссреды в Мместах Ссвоего Ппроживания, Ммерах по еёе Оохране;
•- Ппринимать Уучастие в Ссобраниях, Ммитингах (встречах), Ддемонстрациях, Шшествиях и Ппикетировании, Ссборе Пподписей под Ппетициями, Рреферендумах по Ввопросам Оохраны Оокружающей Ссреды и в Ииных Нне Ппротиворечащих Ззаконодательству Российской Федерации Аакциях;
•- Ввыдвигать Ппредложения о Ппроведении Ообщественной Ээкологической Ээкспертизы и Уучаствовать в еёе Ппроведении в Уустановленном Ппорядке;
•- Ооказывать Ссодействие (Оорганам) Ведомствам Ггосударственной Ввласти Российской Федерации, (Оорганам) Ведомствам Ггосударственной Ввласти Ссубъектов Российской Федерации, (Оорганам) Ведомствам Мместного Ссамоуправления в решении вопросов Оохраны Оокружающей Ссреды;
•- Ообращаться в (Оорганы) Ведомства Ггосударственной Ввласти Российской Федерации, (Оорганы) Ведомства Ггосударственной Ввласти Ссубъектов Российской Федерации, (Оорганы) Ведомства Мместного Ссамоуправления и Ииные Оорганизации с Жжалобами, Ззаявлениями и Ппредложениями по вопросам, Ккасающимся Оохраны Оокружающей Ссреды, Ннегативного Ввоздействия на Оокружающую Ссреду, и Пполучать Ссвоевременные и Ообоснованные Оответы;
•- Ппредъявлять в Ссуд Ииски о Ввозмещении Ввреда Оокружающей Ссреде;
•- Оосуществлять Ддругие Ппредусмотренные Ззаконодательством Пправа.
Граждане обязаны:
•- Ссохранять Пприроду и Оокружающую Ссреду;
•- Ббережно Оотноситься к Пприроде и Пприродным Ббогатствам;
•- Выполнсоблюдяать Ииные Ттребования Ззаконодательства.
(Органы) Ведомства Ггосударственной Ввласти Российской Федерации, (Оорганы) Ведомства Ггосударственной Ввласти Ссубъектов Российской Федерации, (Оорганы) Ведомства Мместного Ссамоуправления и Ддолжностные Ллица Ообязаны Ооказывать Ссодействие Ггражданам,
Ообщественным и Ииным Ннекоммерческим Сплочобъединениям в Рреализации Иих Пправ в Ообласти Оохраны Оокружающей Ссреды.
При Рразмещении Ообъектов, Ххозяйственная и иная Ддеятельность которых может причинить вред Оокружающей Ссреде, Ррешение об их Рразмещении принимается с учёетом Ммнения Ннаселения или результатов Рреферендума.
Должностные Ллица, препятствующие Ггражданам, Ообщественным и Ииным Ннекоммерческим Сплочобъединениям в Оосуществлении Ддеятельности в Ообласти Оохраны Оокружающей Ссреды, Рреализации Иих Пправ, предусмотренных Ннормативными Пправовыми Аактами Российской Федерации, привлекаются к Оответственности в установленном порядке.
Правовые Оосновы Ггосударственной Пполитики в Ообласти Оохраны Оокружающей Пприродной Ссреды составляют: Конституция Российской Федерации, Ммеждународные Ддоговоры Российской Федерации, Федеральный Ззакон от 10 января 2002 года “"Об Оохране Оокружающей Ссреды”", другие Ффедеральные Ззаконы и Ппринимаемые в Ссоответствии с Нними Ииные Ннормативные Пправовые Аакты Российской Федерации и Ссубъектов Российской Федерации.
Природоохранная Ддеятельность - это Ддеятельность (Оорганов) Ведомств Ггосударственной Ввласти Российской Федерации, (Оорганов) Ведомств Ггосударственной Ввласти Ссубъектов Российской Федерации, (Оорганов) Ведомств Мместного Ссамоуправления, Ообщественных и Ииных Ннекоммерческих Сплочобъединений, Ююридических и Ффизических Ллиц, Ннаправленная на Ссохранение и Ввосстановление Пприродной Ссреды, Ррациональное Ииспользование и Ввоспроизводство Пприродных Рресурсов, Ппредотвращение Ннегативного Ввоздействия Ххозяйственной и иной Ддеятельности на Оокружающую Ссреду и Лликвидацию еёе Ппоследствий.
Правовое Ррегулирование Оохраны Оокружающей Ссреды Оосуществляется Ппо Пповоду Кконкретных Ообъектов Пприроды, сферы Жжизни человека. Объектами Оохраны Оокружающей Ссреды от Ззагрязнения, Иистощения, Ддеградации, Ппорчи, Ууничтожения и Ииного Ннегативного Ввоздействия Ххозяйственной и Ииной Ддеятельности Яявляются:
•- Зземли, Ннедра, Ппочвы;
•- Пповерхностные и Пподземные Вводы;
•- Ллеса и Ииная Ррастительность, Жживотные и Ддругие Оорганизмы и их Ггенетический Ффонд;
•- Аатмосферный Ввоздух, Оозоновый Сслой Аатмосферы и Ооколоземное Ккосмическое Ппространство.
Федеральный Ззакон от 10 января 2002 года “"Об Оохране Оокружающей Ссреды"” устанавливает, что Ххозяйственная и Ииная Ддеятельность (Оорганов) Ведомств Ггосударственной Ввласти Российской Федерации, (Оорганов) Ведомств Ггосударственной Ввласти Ссубъектов Российской Федерации, (Оорганов) Ведомств Мместного Ссамоуправления, Ююридических и Ффизических Ллиц, Ооказывающая Ввоздействие на Оокружающую Ссреду, должна Оосуществляться на Ооснове следующих принципов:
•- Выполнсоблюдение Пправа Ччеловека на благоприятную окружающую среду;
• - Ообеспечение Бблагоприятных Уусловий Жжизнедеятельности Ччеловека;
•- Ннаучно Ообоснованное Ссочетание Ээкологических, Ээкономических и Ссоциальных Иинтересов Ччеловека, Ообщества и Ггосударства в Ццелях Ообеспечения Уустойчивого Рразвития и Бблагоприятной Оокружающей среды;
•- Оохрана, Ввоспроизводство и Ррациональное Ииспользование Пприродных Рресурсов, как Ннеобходимые Уусловия Ообеспечения Бблагоприятной Оокружающей Ссреды и Ээкологической Ббезопасности;
•- Оответственность (Оорганов) Ведомств Ггосударственной Ввласти Российской Федерации, (Оорганов) Ведомств Ггосударственной Ввласти Ссубъектов Российской Федерации, (Оорганов) Ведомств Мместного Ссамоуправления за Ообеспечение Бблагоприятной Оокружающей Ссреды и Ээкологической Ббезопасности на Ссоответствующих Ттерриториях;
•- Ззапрещение Ххозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для Оокружающей Ссреды, а также реализации Ппроектов, которые могут привести к Ддеградации Сущестественных Ээкологических Ссистем, Иизменению и (или) Ууничтожению Ггенетического Ффонда Ррастений, Жживотных и Ддругих Оорганизмов, Иистощению Пприродных Рресурсов и Ииным Ннегативным Иизмененияим Оокружающей Ссреды;
•- Выполнсоблюдение Пправа Ккаждого на Пполучение Ддостоверной Иинформации о Ссостоянии Оокружающей Ссреды, а также Уучастие Гграждан в Ппринятии Ррешений, Ккасающихся их Пправ на Бблагоприятную Оокружающую Ссреду, в Ссоответствии с Ззаконодательством;
•- Оответственность за Ннарушение Ззаконодательства в Ообласти Оохраны Оокружающей Ссреды;
• -О организация и Рразвитие Ссистемы Ээкологического Ообразования, Ввоспитание и Фформирование Ээкологической Ккультуры;
•- Уучастие Гграждан, Ообщественных и Ииных Ннекоммерческих Сплочобъединений в Ррешении Ззадач Оохраны Оокружающей Ссреды;
•- Ммеждународное Ссотрудничество Российской Федерации в Ообласти Оохраны Оокружающей Ссреды.
Таким образом, Ээкологическое Пправо Мможно Ххарактеризовать, как Ссистему Пправовых Ппринципов и Ннорм, Ррегулирующих Ообщественные Оотношения Ппо Пповоду Ррационального Ииспользования и Ввоспроизводства Пприродных Рресурсов в Ццелях Ссохранения Бблагоприятной Оокружающей Ссреды и Ообеспечения Ээкологической Ббезопасности.
Государственное Ууправление в Ообласти Оохраны Оокружающей Ссреды Оосуществляется Ффедеральными (Оорганами) Ведомствами Иисполнительной Ввласти, Ууполномоченными в Ппорядке, Уустановленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным Кконституционным Ззаконом “"О Правительстве Российской Федерации”". Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 года N 1594 “"О специально Ууполномоченных Ггосударственных Оорганах Российской Федерации в области Оохраны Оокружающей Пприродной Ссреды”" установлено, что Министерство Пприродных Рресурсов Российской Федерации и его Ттерриториальные (Оорганы) Ведомства являются: специально уполномоченными Ггосударственными (Оорганами) Ведомства Российской Федерации в Ообласти Оохраны Оокружающей Пприродной Ссреды, и в Ппределах Ссвоей Ккомпетенции Ккоординируют Ддеятельность Сспециально Ууполномоченных Ггосударственных (Оорганов) Ведомств Российской Федерации в области Оохраны Оокружающей Пприродной Ссреды, и их Ттерриториальных (Оорганов) Ведомств, Оосуществляющих эти Ффункции в Ссоответствующих сферах Ууправления: Министерства Ссельского Ххозяйства Российской Федерации, Федеральной Сслужбы Зземельного Ккадастра России, Государственного Ккомитета Российской Федерации Ппо Ррыболовству, Федеральной службы Ггеодезии и Ккартографии России, Федеральной Сслужбы России по Ггидрометеорологии и Ммониторингу Оокружающей Ссреды, Федеральной Ппограничной службы Российской Федерации, а ттакже других Ффедеральных (Оорганов) Ведомств Иисполнительной Ввласти и их Ттерриториальных (Оорганов) Ведомств, которые в соответствии с Ззаконодательством Российской Федерации Ррешают Ввопросы в Ообласти Оохраны Оокружающей Пприродной Ссреды Ппо Ссогласованию иили Ссовместно со Сспециально Ууполномоченными Ггосударственными (Оорганами) Ведомствами Российской Федерации в Ообласти Оохраны Оокружающей Пприродной Ссреды.
К Пполномочиям (Оорганов) Ведомств Ггосударственной Ввласти Российской Федерации в Ссфере Оотношений, Ссвязанных с Оохраной Оокружающей Ссреды, относятся:
•- Ообеспечение Ппроведения Ффедеральной Пполитики в Ообласти Ээкологического Рразвития Российской Федерации;
•- Рразработка и Ииздание Ффедеральных Ззаконов и Ииных Ннормативных Пправовых Аактов в Ообласти Оохраны Оокружающей Ссреды и Кконтроль за Иих Пприменением;
•- Рразработка, Уутверждение и Ообеспечение Рреализации Ффедеральных Ппрограмм в Ообласти Ээкологического Рразвития Российской Федерации;
•- Ообъявление и Уустановление Пправового Сстатуса и Ррежима Ззон Ээкологического Ббедствия на Ттерритории Российской Федерации;
•- Ккоординация и Рреализация Ммероприятий по Оохране Оокружающей Ссреды в Ззонах Ээкологического Ббедствия;
•- Уустановление Ппорядка Оосуществления Ггосударственного Ммониторинга Оокружающей Ссреды (Ггосударственного Ээкологического Ммониторинга), Фформирование Ггосударственной Ссистемы Мониторинганаблюдений Зза Ссостоянием Оокружающей Ссреды и Ообеспечение Ффункционирования Ттакой Ссистемы;
•- Уустановление Ппорядка Оосуществления Ггосударственного Кконтроля в Ообласти Оохраны Оокружающей Ссреды, в Ттом Ччисле Нна Ообъектах Ххозяйственной и Ииной Ддеятельности Ннезависимо Оот Фформ Ссобственности, Ннаходящихся в Введении Российской Федерации;
•- Уустановление Ффедеральных (Оорганов) Ведомств Иисполнительной Ввласти, Оосуществляющих Ггосударственное Ууправление в Ообласти Оохраны Оокружающей Ссреды;
•- Ообеспечение Оохраны Оокружающей Ссреды, в Ттом Ччисле Мморской Ссреды на Кконтинентальном Шшельфе и в Иисключительной Ээкономической Ззоне Российской Федерации;
•- Уустановление Ппорядка Ообращения с Ррадиоактивными Оотходами и Оопасными Оотходами, Кконтроль Зза Ообеспечением Ррадиационной Ббезопасности;
•- Пподготовка и Рраспространение Еежегодного Ггосударственного Ддоклада о Ссостоянии и об Оохране Оокружающей Ссреды;
•- Уустановление Ттребований в Ообласти Оохраны Оокружающей Ссреды, Рразработка и Уутверждение Ннормативов, Ггосударственных Сстандартов и Ииных Ннормативных Ддокументов в Ообласти Оохраны Оокружающей Ссреды;
•- Уустановление Ппорядка Оопределения Рразмера Пплаты Зза Ввыбросы и Ссбросы Ззагрязняющих Ввеществ в Оокружающую Ссреду, Рразмещение Оотходов и Ддругие Ввиды Ннегативного Ввоздействия на Оокружающую среду;
• - Оорганизация и Ппроведение Ггосударственной Ээкологической Ээкспертизы;
•- Сотрудничествовзаимодействие с Ссубъектами Российской Федерации по Ввопросам Оохраны Оокружающей Ссреды;
•- Уустановление Ппорядка Оограничения, Пприостановления и Ззапрещения Ххозяйственной и Ииной Ддеятельности, Оосуществляемой с Ннарушением Ззаконодательства в Ообласти Оохраны Оокружающей Ссреды, и иих осуществление;
•- Ппредъявление Иисков о Ввозмещении Ввреда Оокружающей Ссреде, Ппричинёенного в Ррезультате Ннарушения Ззаконодательства в Ообласти Оохраны Оокружающей Ссреды;
•- Оорганизация и Рразвитие Ссистемы Ээкологического Ообразования, Фформирование Ээкологической Ккультуры;
•- Ообеспечение Ннаселения Ддостоверной Иинформацией о Ссостоянии Оокружающей Ссреды;
•- Ообразование Оособо оХхранимыняемых Пприродных Ттерриторий Ффедерального Ззначения, Пприродных Ообъектов Ввсемирного Ннаследия, Ууправление Пприродно-Ззаповедным Ффондом, Введение Красной Ккниги Российской Федерации;
•- Введение Ггосударственного учёета Ообъектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификация в зависимости от уровня и объёема негативного воздействия на окружающую среду;
•- Введение Ггосударственного учёета особо охранияемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учёетом их Ээкологической значимости;
•- Ээкономическая Ооценка Ввоздействия Ххозяйственной и Ииной Ддеятельности на Оокружающую Ссреду;
•- Ээкономическая Ооценка Пприродных и Пприродно-Аантропогенных Ообъектов;
•- Уустановление Ппорядка Ллицензирования Оотдельных Ввидов Ддеятельности в Ообласти Оохраны Оокружающей Ссреды и его Оосуществление;
•- Оосуществление Ммеждународного Ссотрудничества Российской Федерации в Ообласти Оохраны Оокружающей Ссреды;
•- Оосуществление Ииных Ппредусмотренных Ффедеральными Ззаконами и Ииными Ннормативными Пправовыми Аактами Российской Федерации полномочий.
21.2. Экологические Пправоотношения.
Экологические Пправоотношения - это возникающие между Ссубъектами Ээкологического Пправа отношения по поводу сохранения и восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и Лликвидации еёе последствий.
В зависимости от сферы Пправового Ррегулирования различают следующие виды экологических правоотношении <2>. :
--------------------------------________________________________________________________
<2> Ерофеев Б.В. Экологическое Пправо России. М., 1999. С. 116.
1. Экологические Пправоотношения, складывающиеся в сфере Ггосударственного регулирования Ээкологопользования:
•- Вв сфере учёета природных ресурсов (Пправоотношения по ведению Ээкологического Ггосударственного Ммониторинга, Зземельного, Ллесного, Вводного Ккадастров, Ккадастра Ообъектов Жживотного Ммира и др.);
•- Вв сфере разрешительной Ссистемы Ээкологопользования (Пправоотношения по Ррегистрации Пправ на Пприродные Ообъекты и сделок с ними, по Ррегистрации Пправ на Оосуществление тех или Ииных Ввидов Ппредпринимательской Ддеятельности в Ссфере Ээкологопользования, по Ллицензированию Вводопользования, Ллесопользования и др.);
•- Вв Ссфере Кконтроля за Ээкологопользованием (Зземельного, Вводного, Ллесного и др.);
•- Вв Ссфере Оохраны Ггосударством Ррежима Ээкологического Бблагополучия, которая выражается в применении Ссудебной или Аадминистративной Ззащиты Пправ, как Пприродопользователей, так и Ггосударства и его (Оорганов) Ведомств.
2. Экологические Пправоотношения, Сскладывающиеся в Ссфере Оосуществления Пправомочий Ссобственности на Пприродные Рресурсы:
•- Ппо Пприобретению Пприродных Ообъектов в Ссобственность (Ккупля-Ппродажа Зземельных Уучастков, Пприватизация Зземель в Уустановленном Ззаконом Ппорядке, Ппередача Ггосударством в Ссобственность Ггражданину или Ююридическому Ллицу Ччасти Зземельного Уучастка с Ннаходящимися на нёем Пприродными Ообъектами - Вводоёемами, Ллесными Уучастками и др.);
•- Ппо Оосуществлению Ссобственником Ссвоих Пправомочий по Ээксплуатации Зземельного Уучастка и Ннаходящихся на нёем Пприродных Рресурсов;
•- Ппо Ппрекращению Пправа Ссобственности на тот или иной Пприродный Ообъект, Оосуществляемого Ппутёем Ссделок Ккупли-Ппродажи, Обмены и Ддругих Ссделок, а также Иизъятием и Ппринудительным Ввыкупом Ннерационально Ииспользованнуемых Зземель.
3. Экологические Пправоотношения, Сскладывающиеся в Ссфере Ввещных Пправ на Зземлю и Ннаходящиеся Нна Нней Пприродные Рресурсы, Ккоторые Ввыражаются, ллибо в Пправе Ппожизненного Ннаследуемованного Ввладения Зземельным Уучастком, либо в Пправе Ппостоянного (бессрочного) Ппользования Иим, либо в Пправе Ссервитута (Пправа Оограниченного) Ппользования Ссоседним Зземельным Уучастком.
Состав Ээкологических Пправоотношений Ввключает Сследующие Ээлементы: Ообъект, Ссубъект и Ссодержание (Пправа и Ообязанности Уучастников) Ээкологических Пправоотношений.
Объектом Ээкологических Пправоотношений Ввыступают:
•- Зземли, Ннедра, Ппочвы;
•- Пповерхностные и Пподземные Вводы;
•- Ллеса и Ииная Ррастительность, Жживотные и Ддругие Оорганизмы и их Ггенетический Ффонд;
•- Аатмосферный Ввоздух, Оозоновый Сслой Аатмосферы и Ооколоземное Ккосмическое Ппространство.
Субъектами Ээкологических Пправоотношений Ммогут Ввыступать: Гграждане и Ююридические Ллица, Ииностранные Гграждане, Ллица без Ггражданства, (Оорганы) Ведомства Ггосударственной Ввласти Российской Федерации, Ссубъекты Российской Федерации, (Оорганы) Ведомства Мместного Ссамоуправления, Ддолжностные Ллица.
Содержание Ээкологических Пправоотношений Ссоставляют Пправа и Ообязанности Уучастников этих Пправоотношений. Права Ссубъектов Ээкологических Пправоотношений Ппредставляют Ссобой Ппредусмотренную Ззаконом Ммеру Ввозможного Пповедения, которое Полагаимеет Сследующимие сторонамиы:
•- Пправо на Ссовершение определёенного действия (бездействие);
•- Пправо на Ттребование Оопределёенного Пповедения от Ддругих Ссубъектов Пправоотношений и Ззащиты от Ннеправомерного Пповедения и Еего Ппоследствий. Обязанности Ссубъектов Ээкологических Пправоотношений Ппредставляют Ссобой Ппредусмотренную Ззаконом Ммеру Ддолжного Пповедения, выполняято есть обязанности совершения Ссубъектами Ээкологических Пправоотношений Оопределёенных действий (или не совершать определёенные действия), которые предусмотрены Ззаконом. Например, Конституция Российской Федерации закрепляет, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
Для возникновения, изменения или прекращения Ээкологических Пправоотношений Ннеобходимы Ообстоятельства, Прилагаимеющие Ююридическимое Ззначением, которые называются Ююридическими Ффактами. Например, Нналичие Пправа на Зземельный Уучасток Ввозникает после того, как Ппринято Ррешение Ккомпетентного (Ооргана) Ведомства Ггосударственной Ввласти или Ооргана Мместного Ссамоуправления об отводе земельного участка, Ррегистрации Пправа Ссобственности на этот Уучасток, Ввыдаче Ссобственнику соответствующих Ддокументов и т.д.
Юридические фаАкты можно подразделить на следующие группы:
•- Пправоустанавливающие, выполняято есть такие действия и события, которые являются основанием возникновения Ээкологических Пправоотношений (например, подача Ггражданином в Уустановленном порядке заявки на получение Ллицензии на Вводопользование - ст. 48 Водного Ккодекса Российской Федерации);
•- Пправоизменяющие, выполняято есть такие действия и события, которые влекут за собой изменение сложившихся Пправоотношений (например, возникновение Ообъективной необходимости Оохраны того или иного Ообъекта, которое может повлечь ограничение или приостановление Пправ пользования Уучастками этого Ообъекта, - ст. 26 Лесного Ккодекса Российской Федерации);
•- Пправопрекращающие, выполняято есть такие действия и события, которые влекут за собой Ппрекращение Ээкологических Пправоотношений (например, истечение установленного срока пользования животным миром является основанием прекращения Пправоотношений по пользованию этими Ообъектами - ст. 47 Федерального Ззакона “"О животном мире”").
21.3. Экономическое регулирование в области Оохраны
Оокружающей Ссреды.
Экономическое регулирование в области Оохраны Оокружающей среды осуществляется путёем:
•- разработки Ггосударственных Ппрогнозов Ссоциально-Ээкономического Рразвития на Ооснове Ээкологических Ппрогнозов;
•- Рразработки Ффедеральных Ппрограмм в области Ээкологического развития Российской Федерации и Ццелевых Ппрограмм в области Оохраны Оокружающей Ссреды Ссубъектов Российской Федерации;
•- Рразработки и Ппроведения Ммероприятий по Оохране Оокружающей Ссреды в целях предотвращения причинения вреда Оокружающей Ссреде;
•- установления платы за негативное воздействие на Оокружающую Ссреду;
•- установления лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на Оокружающую Ссреду;
•- проведения Ээкономической Ооценки Пприродных и Пприродно-Аантропогенных Ообъектов;
•- проведения Ээкономической Ооценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на Оокружающую Ссреду;
•- предоставления Нналоговых и Ииных Лльгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране Оокружающей Ссреды в соответствии с Ззаконодательством Российской Федерации;
•- Пподдержки Ппредпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на Оохрану Оокружающей Ссреды;
•- возмещения в установленном порядке вреда Оокружающей Ссреде;
•- иных методов Ээкономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению Оохраны Оокружающей Ссреды.
В целях планирования, разработки и осуществления Ммероприятий по Оохране Оокружающей Ссреды разрабатываются Ффедеральные программы в области Ээкологического развития Российской Федерации и целевые программы в области Оохраны Оокружающей Ссреды Ссубъектов Российской Федерации. Порядок разработки, финансирования и реализации Ффедеральных программ в области экологического развития Российской Федерации устанавливается в соответствии с Ззаконодательством Российской Федерации.
Разработка Ффедеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области Оохраны Оокружающей Ссреды Ссубъектов Российской Федерации осуществляется с учёетом предложений граждан и Ообщественных Сплочобъединений.
Планирование и разработка мероприятий по Оохране Оокружающей Ссреды осуществляются с учёетом Ггосударственных Ппрогнозов Ссоциально-Ээкономического развития, Ффедеральных программ в области Ээкологического развития Российской Федерации, целевых программ в области Оохраны Оокружающей Ссреды Ссубъектов Российской Федерации на основании научных исследований, направленных на решение задач в Ообласти Оохраны Оокружающей Ссреды.
Юридические Ллица и Ииндивидуальные Ппредприниматели, осуществляющие Ххозяйственную и Ииную Ддеятельность, Ооказывающую Ннегативное Ввоздействие на Оокружающую Ссреду, Ообязаны Ппланировать, разрабатывать и осуществлять Ммероприятия по Оохране Оокружающей Ссреды в Ппорядке, Уустановленном Ззаконодательством.
Сохранение Бблагоприятной Оокружающей Ссреды и Ообеспечение Ээкологической Ббезопасности Ннаселения Оосуществляются Ппосредством Ггосударственного Ррегулирования Ввоздействия Ххозяйственной и Ииной Ддеятельности на Оокружающую Ссреду, которое Ввыражается в Уустановлении Ээкологических Ннормативов и Сстандартов.
ННормирование в Ообласти Оохраны Оокружающей Ссреды Ззаключается в Уустановлении Ннормативов Ккачества Оокружающей Ссреды, Ннормативов Ддопустимого Ввоздействия на Оокружающую Ссреду при Оосуществлении Ххозяйственной и иной Ддеятельности, иИных Ннормативов в Ообласти Оохраны оОкружающей Ссреды, а также Ггосударственных Сстандартов и Ииных Ннормативных Ддокументов в Ообласти Оохраны Оокружающей Ссреды.
Нормативы и Ннормативные Ддокументы в Ообласти Оохраны Оокружающей Ссреды Рразрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных Ддостижений Ннауки и Ттехники с учёетом Ммеждународных Пправил и Сстандартов в Ообласти Оохраны Оокружающей Ссреды.
Под Ээкологическим Ннормативом Ппонимается Уустановленная Ввеличина Ииспользования Пприродных Рресурсов или Ттехногенного (Аантропогенного) Ввоздействия на Оокружающую Ссреду и еёе отдельные компоненты, при которой Ффункционально-Сструктурные Ххарактеристики Оокружающей Ссреды и еёе Оотдельных Ккомпонентов не Ввыходят за пределы Сущестественных Иизменений.
Нормативы Ддопустимого Ввоздействия на Оокружающую Ссреду включают в себя следующие Ннормативы:
•- Ддопустимых Ввыбросов и Ссбросов Ввеществ и Ммикроорганизмов;
•- Ообразования Оотходов Ппроизводства и Ппотребления и Ллимиты на их Рразмещение;
•- Ддопустимых Ффизических Ввоздействий;
•- Ддопустимого Иизъятия Ккомпонентов Пприродной Ссреды;
•- Ддопустимой Аантропогенной нагрузки на Оокружающую среду.
Экологические Сстандарты Ппредставляют Ссобой Ээколого-Пправовые Ттребования к Нновой Ттехнике, Ттехнологии, Мматериалам, Ввеществам и Ддругой Ппродукции, Сспособной Ооказать Ввредное Ввоздействие на Оокружающую Ссреду, Жжизнь и здаоровье человека, для предупреждения такого вреда. В Ггосударственных Сстандартах на Нновую Ттехнику, Ттехнологии, Мматериалы, Ввещества и другую Ппродукцию, Ттехнологические Ппроцессы, Ххранение, Ттранспортировку, Ииспользование такой Ппродукции, в том числе после Пперехода еёе в категорию отходов производства и потребления, должны учитываться требования, Ннормы и Пправила в Ообласти Оохраны Оокружающей Ссреды.
Экологическая Сстандартизация представляет собой деятельность специально Ууполномоченных Ггосударственных (Оорганов) Ведомств по установлению норм, Пправил и характеристик. Порядок Ппроведения Сстандартизации, виды и уровни, Ообъекты и Ссубъекты Сстандартизации Уустанавливаются Законом Российской Федерации от 10 июня 1993 года “"О стандартизации”".
В целях обеспечения Ээкологически Ббезопасного Оосуществления хозяйственной и иной деятельности проводится Ээкологическая Ссертификация. Экологическая Ссертификация может быть Ообязательной и Ддобровольной. Порядок Ппроведения Ообязательной Ээкологической Ссертификации Уустанавливается Правительством Российской Федерации.
В Ццелях Ообеспечения (Оорганами) Ведомствами Ггосударственной Ввласти Российской Федерации, (Оорганами) Ведомствами Ггосударственной Ввласти Ссубъектов Российской Федерации, (Оорганами) Ведомствами Мместного Ссамоуправления, Ююридическими и Ффизическими Ллицами Иисполнения Ээкологического Ззаконодательства в Ообласти Оохраны Оокружающей Ссреды, Выполнсоблюдения Ттребований, в том числе Ннормативов и Ннормативных Ддокументов, в Ообласти Оохраны Оокружающей Ссреды, а также Ообеспечения Ээкологической Ббезопасности Ппроводится Ээкологический Кконтроль.
В Российской Федерации осуществляется Ггосударственный, Ппроизводственный, Ммуниципальный и Ообщественный Кконтроль в Ообласти Оохраны Оокружающей Ссреды.
Государственный Ээкологический Кконтроль в Ообласти Оохраны Оокружающей Ссреды Оосуществляется Ффедеральными (Оорганами) Ведомствами Иисполнительной Ввласти и (Оорганами) Ведомствами Иисполнительной Ввласти Ссубъектов Российской Федерации. Порядок Ппроведения и Пперечень Ообъектов, Пподлежащих Ггосударственному Ээкологическому Кконтролю, Оопределяются Правительством Российской Федерации.
Производственный Ээкологический Кконтроль Оосуществляется в Ццелях Ообеспечения Ввыполнения в Ппроцессе Ххозяйственной и Ииной Ддеятельности Ммероприятий Ппо Оохране Оокружающей Ссреды, Ррациональному Ииспользованию и Ввосстановлению Пприродных Рресурсов, а также в Ццелях Выполнсоблюдения Ттребований в Ообласти Оохраны Оокружающей Ссреды, Уустановленных Ззаконодательством.
Муниципальный Ээкологический Кконтроль на Ттерритории Ммуниципального Ообразования Оосуществляется (Оорганами) Ведомствами Мместного Ссамоуправления или Ууполномоченными ими (Оорганами) Ведомствами в соответствии с Ззаконодательством Российской Федерации и в порядке, установленном Ннормативными Пправовыми Аактами (Оорганов) Ведомств Мместного Ссамоуправления.
Общественный Ээкологический Кконтроль осуществляется Ообщественными и иными некоммерческими Сплочобъединениями в Ссоответствии с их Ууставами, а также Ггражданами в соответствии с Ззаконодательством в целях реализации Пправа каждого на Бблагоприятную Оокружающую Ссреду и Ппредотвращения Ннарушения Ззаконодательства в Ообласти Оохраны Оокружающей Ссреды.
Результаты Ообщественного Ээкологического Кконтроля, Ппредставленные в (Оорганы) Ведомства Ггосударственной Ввласти Российской Федерации, (Оорганы) Ведомства Ггосударственной Ввласти Ссубъектов Российской Федерации, (Оорганы) Ведомства Мместного Ссамоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном Ззаконодательством Российской Федерации.
21.4. Юридическая Оответственность
за Ээкологические пправонарушения.
Ответственность за Ээкологические пправонарушения - это предусмотренные Ззаконодательством Ммеры принуждения Ггосударственно-Пправового Ххарактера, вызванные совершением Ээкологического пправонарушения. Эколого-Пправовая Оответственность предусмотрена Ээкологическим Ззаконодательством и возлагается специально Ууполномоченными на то Ггосударственными (Оорганами) Ведомствами. Основанием Ээколого-Пправовой Оответственности является: Ппричинение Ввреда Оокружающей природной Ссреде, жизни и зздаоровью человека и его имуществу.
Под Ээкологическим пправонарушением понимается: Ввиновное ппротивоправное ддеяние, нарушающее Ззаконодательство об Оохране Оокружающей Ссреды, Ппричиняющее, либо несущее реальную угрозу причинения вреда Оокружающей Ссреде, жизни и здаоровью человека и его имуществу.
Состав Ээкологического пправонарушения, яявляющегося Ооснованием Ээколого-Пправовой Оответственности, включает целинамерноединство следующих элементов: ппротивоправности деяния (как действия, так и бездействия); Нналичия вреда или реальной угрозы причинения вреда окружающей природной среде, жизни и здаоровью человека и его имуществу; причинной связи между противоправным поведением и наступившим экологическим вредом.
Субъектами Ээкологических пправонарушений могут быть Ффизические и Ююридические Ллица Российской Федерации, Ииностранные Ффизические и Ююридические Ллица, а также Ллица без Ггражданства.
Под Ююридической Оответственностью за Ээкологические пправонарушения понимается возложение на нарушителя Пприродоохранных Ннорм Ообязанности претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное Ээкологическое пправонарушение.
Юридическая Оответственность за Ээкологические пправонарушения выполняет четыре Оосновные функции:
•- Ппревентивную - Ппредупреждение Нновых Ээкологических Пправонарушений;
•- Сстимулирующую к Выполнсоблюдению Ээкологических Ннорм;
•- Ккомпенсационную - Ввозмещение Ввреда Оокружающей Ссреде и здаоровью Ччеловека;
•- Ккарательную - наказание лица, совершившего экологическое правонарушение.
Федеральный Ззакон “"Об Оохране Оокружающей Ссреды”" за нарушение Ззаконодательства в Ообласти Оохраны Оокружающей Ссреды устанавливает Иимущественную, Ддисциплинарную, Аадминистративную и Ууголовную Оответственность в соответствии с Ззаконодательством Российской Федерации.
Дисциплинарная Оответственность за Ээкологические пправонарушения заключается в наложении Аадминистрацией Ппредприятия, Уучреждения, Оорганизации на своего работника взыскания за неисполнение, либо ненадлежащее иисполнение своих Ттрудовых обязанностей, в результате которого наступило Ээкологически неблагоприятное последствие.
За совершение Ддисциплинарного проступка, безалаберностьто есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него Ттрудовых обязанностей, Рработодатель полагаимеет Пправом применить следующие Ддисциплинарные взыскания:
-• Ззамечание;
•- Ввыговор;
•- Уувольнение по Ссоответствующим Ооснованиям.
Федеральными Ззаконами, Ууставами и Пположениями о Ддисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены, также и другие Ддисциплинарные взыскания. Не допускается применение Ддисциплинарных взысканий, не предусмотренных Ффедеральными Ззаконами, Ууставами и Пположениями о Ддисциплине (ст. 192 Трудового Ккодекса Российской Федерации).
Дисциплинарное Ввзыскание может быть обжаловано работником в Ггосударственные Иинспекции Ттруда или (Оорганы) Ведомства по рассмотрению индивидуальных Ттрудовых Сспоров.
Наложение Ддисциплинарного Ввзыскания не исключает возможности привлечения виновного лица к другим видам Ююридической Оответственности.
Административная Оответственность представляет собой один из видов Ююридической Оответственности граждан, должностных лиц и Ююридических Ллиц за совершение Аадминистративного пправонарушения.
Административная Оответственность за Ээкологические пправонарушения предусматривается Кодексом Российской Федерации об Аадминистративных пправонарушениях. В главе 8 “"Административные пправонарушения <