Глава 17. основы административного права.

17.1. Понятие Аадминистративного Пправа.

Административное Пправо - отрасль Пправа, регулирующая Ообщественные Оотношения в сфере Ггосударственного Ууправления и Уустанавливающая Аадминистративную ответственность за Пправонарушения, связанные с Оосуществлением Ггосударственного Ууправления.

Сущность Ккаждой Оотрасли Пправа определяется тем, какие Ообщественные Оотношения они регулируют. Особенности этих Ообщественных отношений определяют Ппредмет Ррегулирования. А от него зависят иные Ппризнаки отрасли Пправа: метод регулирования, система отрасли и другие.

Предметом регулирования Аадминистративного Пправа являются общественные Оотношения в сфере Ггосударственного Ууправления. Эти отношения складываются в связи с реализацией Иисполнительно-Рраспорядительными (Оорганами) Ведомствами своих полномочий по регулированию различных сфер Ообщественной Жжизни (обеспечение и выполнсоблюдение Пправ и Ссвобод ччеловека, Ззащита всех форм Ссобственности, Оохрана Пприроды, Ээкология, Ппромышленность, Тторговля и т.д.).

В Ообщественных Оотношениях, регулированнуемых Аадминистративным Пправом, соответственно:

•- Рреализуется Ггосударственная Ввнутренняя и Ввнешняя Пполитика, обеспечиваются выполнсоблюдение и Ззащита Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина, создаются условия, Ообеспечивающие Ддостойную Жжизнь и Ссвободное Рразвитие Ччеловека;

•- Оотражается особый вид Ггосударственной Ддеятельности по Ппрактической Рреализации Иисполнительной Ввласти, как одной из ветвей целойединой Ггосударственной Ввласти;

•- Ввыражаются Пприоритет Ппублично-Пправовых Иинтересов в Ррегулируемованной сфере и соответствующие им Ггосударственно-Пправовые Ссредства воздействия на общественные связи.

Такие Ообщественные Оотношения называются Ууправленческими. Они и составляют предмет Аадминистративного Пправа. При этом не все Ообщественные Оотношения, по своей природе являющиеся Ууправленческими, могут быть отнесены к предмету Аадминистративного Пправа. В частности, отношения, возникающие в связи с Ффункционированием Ннегосударственных Фформирований (Ообщественных Сплочобъединений, Ккоммерческих Сструктур и т.п.), тоже характеризуются, как Ууправленческие. Однако назначение Ввнутрипрофсоюзных, Ввнутрипартийных и подобных им Ууправленческих Оотношений состоит не в выражении интересов Ггосударства, а в обеспечении необходимой Ссамоорганизации (Оорганизации Ссобственных Ддел). Поэтому предметом Аадминистративного Пправа полагаследует считать Ггосударственно-Ууправленческие Оотношения.

Существует несколько оснований классификации Ггосударственно-Ууправленческих Оотношений. В Ззависимости от Ццелей Аадминистративно-Пправового регулирования (это наиболее распространенная классификация) выделяются две группы таких отношений:

•- Ввертикальные отношения, или отношения организационного подчинения. Это внутриорганизационные отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия содействия между ними и их подразделениями, с распределением обязанностей, Пправ и Оответственности между работниками аппарата (Ооргана) Ведомства Ууправления и т.п. Такого Ррода Ууправленческие Оотношения выражают интересы самоорганизации всей Ссистемы Иисполнительной Ввласти сверху донизу, а также каждого еёе звена. Сторонами в них выступают Ссоподчиненные Иисполнительные (Оорганы) Ведомства, их структурные подразделения, а также Ддолжностные Ллица;

•- Ггоризонтальные, или Ввнешние, Оотношения, связанные с непосредственным воздействием на Ообъекты, не входящие в Ссистему (механизм) Иисполнительной Ввласти (например, на Гграждан, на Ообщественные Сплочобъединения, Ккоммерческие структуры, включая частные).

С учёетом Ггосударственного устройства России можно выделить следующие основные Ууправленческие отношения между:

•- (Оорганами) Ведомствами Ффедеральной Иисполнительной Ввласти и Иисполнительными (Оорганами) Ведомствами Ссубъектов Федерации;

•- (Оорганами) Ведомствами Иисполнительной Ввласти различных одноуровневых Ссубъектов Федерации (например, между Пправительствами Ддвух Рреспублик, Аадминистрациями Ддвух Ообластей и т.п.);

•- (Оорганами) Ведомствами Иисполнительной Ввласти разноуровневых Ссубъектов Федерации (например, между Аадминистрациями Ккрая и входящего в его состав Аавтономного Оокруга).

Административное Пправо, осуществляя регулятивную функцию, использует определёенную совокупность Пправовых средств или способов регулирующего воздействия своих норм на Ууправленческие отношения, на Пповедение их участников. Это метод Пправового регулирования Ообщественных отношений. Как правило, выделяются два основных метода Пправового регулирования - Ддиспозитивный (дозволяющий) и Иимперативный (обязывающий). Для Аадминистративного Пправа характерен Иимперативный метод, который в Ююридической науке часто называется Аадминистративно-Пправовым методом регулирования. Его основными признаками являются следующие обстоятельства:.

• Во-первых, для механизма Аадминистративно-Пправового регулирования наиболее характерны Пправовые средства распорядительного типа, обозначая то есть предписания (включая запреты).

• Во-вторых, как следствие первого, Аадминистративно-Пправовое регулирование предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения.

• В-третьих, для управленческих отношений, регулированнуемых Аадминистративным Пправом, характерныа следующиеая взаимосвязь отношения Ууправляющих с управляемыми: либо у управляющей стороны существуютесть такие Ююридически-Ввластные полномочия, каковыми не обладает содержит управляющаяемая сторона, либо объёем таких полномочий у управляющей стороны больше, чем у управленняемой, означаято есть налицо Ююридическое неравенство Ссубъектов этих Пправоотношений.

• В-четвеёртых, определёенная ограниченность воли Ссубъектов Оотношений. Им предоставляется возможность выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных Аадминистративно-Пправовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причёем последние не вправе уклоняться от такого выбора.

• В-пятых, Ввластность и односторонность не исключают использования в необходимых случаях дозволительных средств, допуска в определёенных условиях паритетного Ююридического положения сторон в регулируемом регулированном отношении (процессуальное равенство).

Система Аадминистративно-Пправовых норм включает две части: Общую и Особенную.

Общая часть Аадминистративного Пправа сплачиваобъединяет:

•- Ннормы, регулирующие Аадминистративно-Пправовой статус Гграждан и их Союзовобъединений;

•- Аадминистративно-Пправовой статус Ссубъектов Иисполнительной Ввласти;

•- Мметоды реализации Иисполнительной Ввласти;

•- Пправовые Фформы Ууправления;

•- Ггосударственно-Сслужебные Оотношения;

•- Аадминистративное Ппринуждение и Оособенно Аадминистративную Оответственность;

•- Кконтроль и Ннадзор.

Особенная часть регулирует Ууправленческие отношения в той или иной отрасли или сфере Ууправления. Эта группа норм отражает специфику Ууправления в Ээкономической, Ссоциально-Ккультурной и Аадминистративно-Пполитической сферах.

Изложенные Иисходные позиции позволяют определить Аадминистративно-Пправовую норму в качестве Уустанавливаемого Ггосударством правила поведения, целью которого является регулирование Ообщественных Оотношений в сфере Иисполнительно-Рраспорядительной деятельности (Оорганов) Ведомств Иисполнительной Ввласти или Ггосударственного Ууправления.

В Аадминистративно-Пправовых Ннормах непосредственно выражается регулятивная роль Аадминистративного Пправа, проявляющаяся в следующем:

•- Оодним из основных назначений Аадминистративно-Пправовых Ннорм является обеспечение эффективной реализации в сфере Ггосударственного Ууправления Кконституционных Пправ и Ссвобод Гграждан и их Ннегосударственных Сплочобъединений, а также их Пправовая Ззащита;

•- Аадминистративно-Пправовые Ннормы обеспечивают должную упорядоченность организации и функционирования всей системы Иисполнительной Ввласти (Ггосударственного Ууправления);

•- Аадминистративно-Пправовые Ннормы предназначены для обеспечения эффективной реализации механизма Иисполнительной Ввласти;

•- Аадминистративно-Пправовые нормы обеспечивают прочный режим Ззаконности и Ггосударственной Ддисциплины в Ообщественных Оотношениях, возникающих в процессе Ггосударственно-Ууправленческой Ддеятельности;

•- Аадминистративно-Пправовые Ннормы, в отличие от многих других отраслей Рроссийского Пправа, прилагаимеют свои собственные Ююридические средства Ззащиты от посягательств на них (невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и т.п.);

• - Аадминистративно-Пправовые Ннормы довольно часто устанавливаются непосредственно еёе Ссубъектами в процессе реализации Иисполнительной Ввласти.

• Административно-Пправовые Ннормы различны по своей регулятивной направленности и соответственно по своему Ююридическому содержанию.

Существуют различные критерии их классификации. Наиболее общий характер прилагаимеет выделение двух основных видов этих норм: Мматериальные и Ппроцессуальные.

Материальные Аадминистративно-Пправовые нормы характеризуются тем, что они Ююридически закрепляют комплекс обязанностей и Пправ, а также Оответственность участников регулированнуемых Аадминистративным Пправом Ууправленческих Оотношений.

Процессуальные Аадминистративно-Пправовые Ннормы регламентируют динамику Ггосударственного Ууправления и связанных с ним Ууправленческих Оотношений. Их назначение сводится к определению Ппорядка (процедуры) реализации Ююридических Ообязанностей и Пправ, Уустановленных Ннормами материального Аадминистративного Пправа в рамках регулированнуемых Ууправленческих Оотношений.

Важное Ззначение прилагааимеет Кклассификация Аадминистративно-Пправовых Ннорм в Ззависимости от их конкретного Ююридического содержания:

•- Ообязывающие, а значитто есть предписывающие в предусмотренных данной Ннормой Уусловиях совершать определёенные действия;

•- Ззапрещающие, означаетто есть предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определённяемых данной Ннормой;

•- Ууполномочивающие, или Ддозволительные (диспозитивные), Ннормы, означаетто есть предусматривающие возможность адресата действовать в рамках требований данной Ннормы по своему усмотрению;

•- Сстимулирующие (Ппоощрительные) Ннормы обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников, регулированнуемых управленческих общественных отношений;

•- Ррекомендательные нормы - их природа отличается своеобразием, ибо рекомендации, как правило, не содержаимеют Ююридически-Ообязательного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимоотношениях Ссубъектов Иисполнительной Ввласти и Ннегосударственных формирований <1>.

--------------------------------____________________________________________________________

<1> Административное Пправо / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2002. С. 72.

С учёетом Ффедеративного Уустройства России Аадминистративно-Пправовые нормы классифицируются по масштабу действия:

•- Ообщефедеральные нормы;

•- Ннормы Ссубъектов Российской Федерации.

Реализация Аадминистративно-Пправовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения.

Известны Ддва основных способа реализации Аадминистративно-Пправовых норм: Иисполнение и Пприменение.

Исполнение Аадминистративно-Пправовых норм - точное следование участников регулированнуемых управленческих отношений тем Ююридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся.

В отличие от исполнения, применение Аадминистративно-Пправовых Ннорм является прерогативой соответствующих Ссубъектов Иисполнительной Ввласти. Оно практически выражается в издании полномочным (Оорганом) Ведомством (Ддолжностным Ллицом) Ииндивидуальных Аактов Ууправления, основанных на требованиях материальных, либо процессуальных норм.

К Иисточникам Аадминистративного Пправа относятся:

•- Конституция Российской Федерации, Кконституции Рреспублик, входящих в состав Российской Федерации, Ууставы Ккраёев, Ообластей, Ггородов Ффедерального Ззначения, Аавтономной Ообласти, Аавтономных Оокругов.

•- Ккодифицированные Аакты: Кодекс Российской Федерации об Аадминистративных правонарушениях (КоАП), Налоговый Ккодекс Российской Федерации, Бюджетный Ккодекс Российской Федерации, Гражданский Ккодекс Российской Федерации и т.п.;

•- Ззаконодательные Аакты Российской Федерации, а также еёе Ссубъектов: “"Об основах Ггосударственной Сслужбы Российской Федерации”" <2>; “"О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между Оорганами Ггосударственной Ввласти Российской Федерации и Оорганами Ггосударственной Ввласти Ссубъектов Российской Федерации”" <3>; “"Об общих принципах организации Ззаконодательных (представительных) и Иисполнительных (Оорганов) Ведомств Ггосударственной Ввласти Ссубъектов Российской Федерации”" и др.;

--------------------------------_________________________________________________________________________

<2> Собрание Ззаконодательства Российской ФедерацииРФ. 1995. N 31. Ст. 2990; 1999. N 8. Ст. 974; 2000. N 28. Ст. 2979.

<3> Собрание Ззаконодательства Российской ФедерацииРФ. 1999. N 26. Ст. 3176.

•- Указы Президента Российской Федерации: “"О Ссистеме и Сструктуре Ффедеральных (Оорганов) Ведомств Иисполнительной Ввласти”" от 9 марта 2004 года <4>; “"О Государственном Ссовете Российской Федерации"” от 1 сентября 2000 года <5> и др.

_________________________________________________________________________--------------------------------

<4> Собрание Ззаконодательства Российской ФедерацииРФ. 2000. N 21. Ст. 2168.

<5> Собрание Ззаконодательства Российской ФедерацииРФ. 2000. N 36. Ст. 3633.

Источниками Аадминистративного Пправа являются и Ууказы Ввысших должностных лиц Ссубъектов Российской Федерации:

•- Ппостановления Правительства Российской Федерации и Ннормативные постановления Пправительств Ссубъектов Российской Федерации;

•- Ннормативные Аакты Мминистерств, Ггосударственных Ккомитетов, Аагентств и Сслужб Российской Федерации, а также Иисполнительных Оорганов Ггосударственной вВласти Ссубъектов Российской Федерации;

•- Ннормативные Аакты Ппредставительных и Иисполнительных Оорганов Мместного Ссамоуправления в случае наделения этих (Оорганов) Ведомств Ззаконом необходимыми Ггосударственными полномочиями (ст. 132 Конституции Российской ФедерацииРФ);

•- Аадминистративно-Пправовые Ннормы могут найти своёе выражение в Ммежгосударственных Ссоглашениях, которые в таких случаях необходимоследует рассматривать в Ккачестве источников Аадминистративного Пправа.

Административно-Пправовые Оотношения - это урегулированные Ннормами Аадминистративного Пправа общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности Иисполнительной Ввласти и Ггосударственного Ууправления. Административно-Пправовые Оотношения являются разновидностью Пправоотношений вообще, поэтому они прилагобладают всеми свойственными им общими признаками. В то же время они прилагаимеют своими особенностямии. Важнейшие среди них следующие:

•- Вв этих отношениях одной из сторон выступают (Оорган) Ведомство или Ддолжностное Ллицо (Ооргана) Ведомства Иисполнительной Ввласти или Ггосударственного управления;

•- Ссоответствующеие (Оорган) Ведомство или Ддолжностное Ллицо реализуют в Аадминистративно-Пправовых Оотношениях предоставленные им Ггосударственно-Ввластные полномочия;

•- Уучастники (Ссубъекты) данных Пправоотношений Ююридически не равны между собой;

•- Рразрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в Аадминистративном порядке (хотя за последние годы всёе больше и больше таких споров рассматривается Ссудами).

Существует значительное разнообразие Аадминистративных Пправоотношений. Первоначально можно выделить следующие две группы - внешние (возникающие непосредственно в процессе реализации функций Ууправления применительно к управляемым управляющим Ообъектам) и внутриорганизационные (возникающие в рамках Ввнутренней деятельности Оорганов Ууправления) Аадминистративно-Пправовые отношения.

В зависимости от целей деятельности отношения могут быть регулятивными или Оохранительными; наиболее известная разновидность последних - деликтные.

Различают Ссубординационные и Ккоординационные Аадминистративно-Пправовые отношения. Для первых характерна авторитарность (Ввластность) Ююридических волеизъявлений Ссубъекта Ууправления. Они как раз являются собственно Аадминистративными. Вторые - это, как правило, такие управленческие связи, в которых авторитарность отсутствует (например, отношения между несоподчинёенными Иисполнительными (Оорганами) Ведомствами) <6>.

--------------------------------_________________________________________________________________________

<6> Административное Пправо / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 1999. С. 79.

Наиболее значительный интерес представляет классификация Аадминистративно-Пправовых отношений по Ююридическому характеру обоюдного взаимодействия содействия их участников. В соответствии с этим критерием, поглощающим в определёенной мере ранее рассмотренные, выделяются вертикальные и горизонтальные Пправоотношения.

Вертикальные Аадминистративно-Пправовые отношения существуютесть Ввластеотношения, в которых реализуется непосредственное управляющее воздействие Ссубъекта управления на тот или иной Ообъект, который далеко не во всех случаях ему организационно подчинёен.

Горизонтальными Аадминистративно-Пправовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и Ююридически равноправны.

Субъектный состав Аадминистративно-Пправовых отношений образуют:

•- (Оорганы) Ведомства Иисполнительной Ввласти (Ггосударственного Ууправления);

•- Ддолжностные Ллица (Оорганов) Ведомств Ггосударственной Ввласти и Мместного Ссамоуправления;

•- Ииндивидуальные Ссубъекты Аадминистративного Пправа - Гграждане Российской Федерации, Ииностранные Гграждане и Ллица без Ггражданства, находящиеся на территории Российской Федерации;

•- Кколлективные Ссубъекты - предприятия, учреждения, иные Ккоммерческие и Ннекоммерческие организации;

•- (Оорганы) Ведомства Мместного Ссамоуправления.

17.2. Государственное Ууправление и Иисполнительная Ввласть.

Государственное Ууправление - это деятельность Иисполнительно-Рраспорядительного характера, осуществлённаяемая специальными Ссубъектами -– (Оорганами) Ведомствами Ггосударственного Ууправления. По содержанию термины “"Иисполнительная Ввласть”" и “"Ггосударственное Ууправление”" разграничить сложно, тем более что функции (Оорганов) Ведомств Иисполнительной Ввласти устанавливаютесть функции Ггосударственного Ууправления. Законодательство также не проводит различий между названными понятиями. Однако знак равенства здесь тоже поставить нельзя. Указ Президента Российской ФедерацииРФ “"О системе и структуре Ффедеральных (Оорганов) Ведомств Иисполнительной Ввласти”" от 9 марта 2004 года <7> определил перечень Ффедеральных Ггосударственных (Оорганов) Ведомств, прилагаимеющих статусом (Ооргана) Ведомства Иисполнительной Ввласти. Этот перечень охватил далеко не все Иисполнительно-Рраспорядительные (Оорганы) Ведомства. Соответственно Оофициально закреплено разделение таких (Оорганов) Ведомств на собственно (Оорганы) Ведомства Иисполнительной Ввласти и иные (Оорганы) Ведомства -– (Оорганы) Ведомства Ггосударственного Ууправления. Аналогичная ситуация рассматривнаблюдается и в Ссубъектах Российской Федерации. При этом (Оорганы) Ведомства Иисполнительной Ввласти остаются Иисполнительно-Рраспорядительными (Оорганами) Ведомствами, а следовательно, и (Оорганами) Ведомствами Ггосударственного Ууправления. Соответственно Ггосударственное Ууправление представляет собой не что иное, как Ггосударственную деятельность, в рамках которой практически реализуется Иисполнительная Ввласть.

--------------------------------___________________________________________________________________

<7> Собрание Ззаконодательства Российской ФедерацииРФ. 2000. N 21. Ст. 2168.

Основные принципы организации деятельности Ггосударственного Ууправления закреплены в Конституции Российской ФедерацииРФ и конкретизированы в Федеральном Ззаконе “"Об основах Ггосударственной Сслужбы Российской Федерации”" от 31 июля 1995 года.

Государственная Сслужба основана на следующих Пправовых принципах:

•- Вверховенство Конституции Российской ФедерацииРФ и Ффедеральных Ззаконов над иными Ннормативными Пправовыми Аактами, должностными инструкциями при исполнении Ггосударственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их Пправ;

•- Пприоритет Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина, их непосредственное действие: обязанность Ггосударственных Сслужащих признавать, выполнятьсоблюдать и защищать Пправа и Ссвободы Ччеловека и Ггражданина;

•- Целостностьединство Ссистемы Ггосударственной Ввласти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и Ссубъектами Российской Федерации;

•- Рразделение Ггосударственной Ввласти на Ззаконодательную, Иисполнительную и Ссудебную;

•- Рравный Ддоступ Гграждан к Ггосударственной Сслужбе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

•- Ообязательность для Ггосударственных служащих решений, принятых Ввышестоящими Ггосударственными (Оорганами) Ведомствами и Рруководителями в пределах их Пполномочий и в Ссоответствии с Ззаконодательством Российской Федерации;

•- Однородностьединство основных требований, предъявлённяемых к Ггосударственной службе;

• - Ппрофессионализм и компетентность Ггосударственных служащих;

•- Ггласность в осуществлении Ггосударственной службы;

•- Оответственность Ггосударственных служащих за подготоавленниваемые и принятимаемые решения, неисполнение, либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей;

•- Ввнепартийность Ггосударственной службы; отделение религиозных сплочобъединений от Ггосударства;

•- Сстабильность Ккадров Ггосударственных служащих в Ггосударственных (Оорганах) Ведомствах.

Система (Оорганов) Ведомств Иисполнительной Ввласти весьма многообразна. Критерии, в соответствии с которыми действующие (Оорганы) Ведомства Иисполнительной Ввласти могут быть разбиты на определёенные классификационные группы, различны. Их может быть достаточно много, если принимать во внимание все возможные оттенки характеристики той или иной группы таких (Оорганов) Ведомств. Поэтому предлагается наиболее значительная, в пониманиито есть прилагаимеющимая принципиальнымое значениеме, классификация:

1. Федеральные (Оорганы) Ведомства Иисполнительной Ввласти:

•- Правительство Российской ФедерацииРФ;

•- Ффедеральные Мминистерства;

•- Ггосударственные Ккомитеты Российской ФедерацииРФ;

•- Ффедеральные Ккомиссии;

•- Рроссийские Аагентства;

•- Ффедеральные Сслужбы;

•- Ффедеральные Ннадзоры;

•- Ииные Ффедеральные (Оорганы) Ведомства Иисполнительной Ввласти.

2. (Органы) Ведомства Иисполнительной Ввласти Ссубъектов Российской Федерации:

•- Гглавы Ссубъектов Российской Федерации (Ппрезиденты Рреспублик, Ггубернаторы и Гглавы Аадминистраций Ккраёев и Ообластей, Ммэры Ггородов Ффедерального Ззначения);

•- Пправительства (входящих в состав Российской Федерации Рреспублик, Ггородов Ффедерального Ззначения, а также в отдельных Ккраях, Ообластях);

•- Аадминистрации или Ммэрии (в Ссубъектах Федерации, не являющихся Рреспубликами);

•- Рреспубликанские Мминистерства;

• - Рреспубликанские Ггосударственные Ккомитеты;

• - Ддепартаменты, Гглавные Ууправления, Ууправления, Ккомитеты, Оотделы - структурные подразделения (Оорганов) Ведомств Иисполнительной Ввласти, либо Ссамостоятельные (Оорганы) Ведомства управления в Ссубъектах Федерации.

17.3. Административное Пправонарушение

и Аадминистративная Оответственность.

Административным Пправонарушением признаёется Ппротивоправное Ввиновное действие (бездействие) Ффизического или Ююридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об Аадминистративных Пправонарушениях или Ззаконами Ссубъектов Российской Федерации об Аадминистративных Пправонарушениях установлена Аадминистративная Оответственность.

Как любое Пправонарушение, Аадминистративный Ппроступок прилагаимеет следующимие признаками: Ообщественную Оопасность, Ппротивоправность, Ввиновность, Ннаказуемость, Ааморальность.

Не является Аадминистративным Пправонарушением Ппричинение лицом вреда охранимяемым Ззаконом интересам в состоянии крайней необходимости, значението есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и Пправам данного лица или других лиц, а также охранияемым Ззаконом интересам Ообщества или Ггосударства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причинёенный вред является менее значительным, чем предотвращёенный.

Не подлежит Аадминистративной Оответственности Ффизическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, а значитто есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия), либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

При малозначительности совершёенного Аадминистративного Пправонарушения Ссудья, (Оорган) Ведомство, Ддолжностное Ллицо, уполномоченные решить дело об Аадминистративном Пправонарушении, могут освободить лицо, совершившее Аадминистративное Пправонарушение, от Аадминистративной Оответственности и ограничиться устным замечанием.

Понятие Ююридического состава Аадминистративного Пправонарушения содержится в научной литературе: “"Состав Аадминистративного Пправонарушения - совокупность закреплёенных Ннормативно-Пправовыми Аактами признаков, наличие которых может повлечь Аадминистративную Оответственность”" <8>.

--------------------------------_________________________________________________________________________

<8> Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное Пправо Российской Федерации. М., 1994. С. 227.

Признаками состава Аадминистративного проступка являются Ообъект, Ообъективная сторона, Ссубъект, Ссубъективная сторона. Признаки состава Аадминистративного Пправонарушения кажутся идентичными признакам состава преступления, однако именно только их сопоставление и позволяет разграничить данные виды правонарушений.

Объектом Аадминистративного Пправонарушения являются Ообщественные Оотношения, урегулированные нормами Аадминистративного Пправа.

Объективная сторона заключается в совершении действий или бездействия, запрещёенных нормами Аадминистративного Пправа.

Субъекты Аадминистративного Пправонарушения делятся на две основные группы: Ффизические лица и Ююридические лица. Физические лица, Оответственность которых предусмотрена Кодексом Российской ФедерацииРФ об Аадминистративных Пправонарушениях, в свою очередь, делятся на несколько групп, различающихся по Пправовому статусу участников. Согласно статье 2.3 КоАП Аадминистративной Оответственности подлежит Ффизическое лицо, достигшее к моменту совершения Аадминистративного Пправонарушения возраста шестнадцати лет.

С учёетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем Аадминистративное Пправонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, Ккомиссией по делам несовершеннолетних и защите их Пправ указанное лицо может быть освобождено от Аадминистративной Оответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной Ффедеральным Ззаконодательством о защите Пправ несовершеннолетних.

К другой группе Ссубъектов - специальным Ссубъектам - относятся лица, для которых установлены дополнительные основания для привлечения к Оответственности, - должностные лица. Административной Оответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им Аадминистративного Пправонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих Сслужебных обязанностей. Под должностным лицом полагаследует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции Ппредставителя Ввласти, статус,то есть наделёенное в установленном Ззаконом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в Сслужебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или Аадминистративно-Ххозяйственные функции в Ггосударственных (Оорганах) Ведомствах, (Оорганах) Ведомствах Мместного Ссамоуправления, Ггосударственных и Ммуниципальных Оорганизациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие Аадминистративные Пправонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или Аадминистративно-Ххозяйственных функций Рруководители и другие работники иных Оорганизаций, а также лица, осуществляющие Ппредпринимательскую Ддеятельность Ббез Ообразования Ююридического лица, несут Аадминистративную Оответственность как Ддолжностные лица, если Ззаконом не установлено иное.

Военнослужащие и призванные на Ввоенные сборы Гграждане несут Оответственность за Аадминистративные правонарушения в соответствии с Ддисциплинарными Ууставами. Сотрудники (Оорганов) Ведомств Ввнутренних Ддел, (Оорганов) Ведомств Ууголовно-Иисполнительной Ссистемы, Ффедеральных (Оорганов) Ведомств Нналоговой Пполиции и Ттаможенных (Оорганов) Ведомств несут Оответственность за Аадминистративные Пправонарушения в соответствии с Ннормативными пПравовыми Аактами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных (Оорганах) Ведомствах. За нарушение Ззаконодательства о выборах и Рреферендумах, в ообласти обеспечения Ссанитарно-Ээпидемиологического благополучия населения, Правил дорожного движения, требований Ппожарной Ббезопасности вне места службы, Ззаконодательства об Оохране Оокружающей Пприродной Ссреды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, Ппограничного Ррежима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за Аадминистративные правонарушения в области Нналогов, Ссборов и Ффинансов, невыполнение Ззаконных требований Ппрокурора, Сследователя, Ллица, производящего Ддознание, или должностного Ллица, осуществляющего производство по делу об Аадминистративном Пправонарушении, Ллица, на которых распространяется действие Ддисциплинарных Ууставов или специальных положений о Ддисциплине, несут Оответственность на общих основаниях. К указанным Ллицам не могут быть применены Аадминистративные наказания в виде Аадминистративного Аареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде Аадминистративного Шштрафа.

Иностранные Гграждане, Ллица без Ггражданства и Ииностранные Ююридические Ллица, совершившие на территории Российской Федерации Аадминистративные Пправонарушения, подлежат Аадминистративной Оответственности на общих основаниях.

Вопрос об Аадминистративной Оответственности Ииностранного Ггражданина, пользующегося иммунитетом от Аадминистративной Ююрисдикции Российской Федерации в соответствии с Ффедеральными Ззаконами и Ммеждународными Ддоговорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации Аадминистративное Пправонарушение, разрешается в соответствии с Ннормами Ммеждународного Пправа.

Юридические Ллица подлежат Аадминистративной Оответственности за совершение Аадминистративных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями КоАП Российской ФедерацииРФ или Ззаконами Ссубъектов Российской Федерации об Аадминистративных правонарушениях (ст. 2.10 КоАП).

Юридическое лицо признаёется виновным в совершении Аадминистративного правонарушения, если будет установлено, что у него прилагаимелась возможность для выполнсоблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или Ззаконами Ссубъекта Российской Федерации предусмотрена Аадминистративная Оответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдениювыполнению.

Назначение Аадминистративного наказания Ююридическому лицу не освобождает от Аадминистративной Оответственности за данное пправонарушение виновное Ффизическое лицо, равно как и привлечение к Аадминистративной или Ууголовной Оответственности Ффизического лица не освобождает от Аадминистративной Оответственности за данное правонарушение Ююридическое лицо.

Субъективная сторона Аадминистративного Пправонарушения отражает его внутреннее содержание. Основным элементом Ссубъективной стороны является вина. Под виной понимается Ппсихической отношение Ссубъекта к совершёенному им противоправному деянию. Вина может выражаться в форме умысла и неосторожности (ст. 2.2 КоАП).

Административное пправонарушение признаёется совершёенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

Административное пправонарушение признаёется совершёенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Административная Оответственность - это особый вид Ююридической Оответственности, выражающийся в применении уполномоченными (Оорганами) Ведомствами и Ддолжностными Ллицами Аадминистративных Ннаказаний к Ффизическим и Ююридическим Ллицам, совершившим Аадминистративное пправонарушение.

Административная Оответственность урегулирована Ннормами Аадминистративного Пправа, которые содержат исчерпывающие перечни Аадминистративных пправонарушений, Аадминистративных взысканий и (Оорганов) Ведомств, уполномоченных их применять, детально регулируют производство по делам об Аадминистративных пправонарушениях и составляют нормативную основу Пправового Иинститута Аадминистративной Оответственности.

Основанием для привлечения к Аадминистративной Оответственности является совершение Аадминистративного пправонарушения. Ответственность состоит в применении к Ссубъектам, совершившим Аадминистративное пправонарушение, Аадминистративных Ннаказаний.

Меры Аадминистративной Оответственности применяют (Оорганы) Ведомства и Ддолжностные Ллица, которым такое Пправо предоставлено Ззаконодательством.

Уполномоченные (Оорганы) Ведомства и Ддолжностные Ллица применяют Аадминистративную Оответственность только к не подчинёенным им правонарушителям и только в особом Ппроцессуальном порядке.

Административная Оответственность применяется независимо от наступления вредных последствий совершёенного правонарушения.

Применение мер Аадминистративного наказания не влечёет Ссудимости, и, как правило, не является основанием для увольнения с Рработы.

17.4. Адми<

Наши рекомендации