Раздел 3. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА.
Глава 8. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО - ВЕДУЩАЯ ОТРАСЛЬ
РОССИЙСКОГО ПРАВА.
8.1. Понятие и Ссистема
Кконституционного Пправа Российской Федерации.
Конституционное Пправо в России, как и в любой Сстране, регулирует базовые Ообщественные Оотношения в двух основных сферах:
•- Ссвязанных с Пправовым статусом личности, и еёе взаимоотношений содействий с Ггосударством и Ггражданским Ообществом;
•- Ссвязанных с организацией Ггосударства и функционированием Ппубличной Ввласти.
Как и всякая отрасль Пправа, Кконституционное Пправо воздействует на регулированнуемые Ообщественные Оотношения посредством разнообразных Пправовых приёемов, средств и способов (предписания, дозволения, запреты и пр.). При этом для метода Кконституционно-Пправового регулирования характерно наличие преимущественно императивных норм, то естьсуществующих жёестких предписаний, правил, не допускающих каких-либо иных вариантов толкования или поведения: “"Носителем сСуверенитета и однимединственным источником Ввласти в Российской Федерации является еёе многонациональный Ннарод”" (ч. 1 ст. 3 Конституции Российской ФедерацииРФ), “"Законы подлежат официальному опубликованию...”" (ч. 3 ст. 15), “"Никто не может быть повторно осуждёен за одно и то же преступление”" (ч. 1 ст. 50), “"Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд”" (ч. 3 ст. 81), “"Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия”" (ст. 116) и т.п. В то же время Кконституционное Пправо содержит и некоторые диспозитивные (менее жёесткие, дающие соответствующему Ссубъекту возможность выбора) нормы, например: “"Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации”" (ч. 1 ст. 117 Конституции Российской ФедерацииРФ), “"В случае если Государственная Дума в течение трёех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства, либо расспускает Государственную Думу”" (ч. 3 ст. 117) и др.
Таким образом, Кконституционное Пправо России можно определить: как ведущую, системообразующую отрасль Рроссийского Пправа, совокупность Пправовых норм, закрепляющих и регулирующих основы Пправового статуса личности, общественных объединений союзов и иных Иинститутов Ггражданского Ообщества, Ээкономической, Пполитической, Ссоциальной и Ддуховной Жжизни Ообщества, Оорганизации Ггосударства и функционирования Ппубличной Ввласти. Именно Только Кконституционное Пправо лежит в основе всей Пправовой Ссистемы России, на основе норм данной отрасли Пправа функционируют Российское Ггосударство и Ообщество.
Систему любой отрасли Пправа, как известно, образуют составляющие данную отрасль нормы Пправа, объединсгрупироваенные в Иинституты (Ссубъинституты) и подотрасли (см. главу 4 Учебника). С определёенной долей условности в системе Кконституционного Пправа России можно выделить две части:
1. Общие положения, куда входят следующие Иинституты:
•- Конституция Российской Федерации и еёе свойства;
•- Оосновы Кконституционного строя России;
•- Оосновы Кконституционно-Пправового статуса личности;
•- Ффедеративное устройство России.
2. Конституционная Ссистема Ввласти в Российской Федерации, включающая следующие подотрасли и Иинституты:
•- избирательное Пправо и избирательный процесс в Российской Федерации;
•- Иинститут Гглавы Ггосударства;
•- Иинститут Ззаконодательной Ввласти и Ппарламентское Пправо Российской Федерации;
•- Иинституты Иисполнительной Ввласти и Правительства Российской ФедерацииРФ;
•- Кконституционные основы Ссудебной Ссистемы, Ссудебной Ввласти и Ппрокуратуры в Российской Федерации;
•- Кконституционные основы Мместного Ссамоуправления в Российской Федерации.
Каждая составная часть Ссистемы Кконституционного Пправа представляет соответствующую совокупность Кконституционно-Пправовых норм, предполагаетимеет свой, более узкий предмет Пправового регулирования, определёенный круг Ссубъектов и специфические источники.
8.2. Понятие и Ююридические свойства Конституции России.
Конституция - это Основной Закон Ггосударства, обладающий полагающий Ввысшей Ююридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере Пправового статуса личности, Иинститутов Ггражданского Ообщества, организации Ггосударства и функционирования Ппубличной Ввласти.
Именно Только с понятием Кконституции связана еёе сущность - Основной Закон Ггосударства призван служить главным ограничителем для Ввласти в отношениях с Ччеловеком и Ообществом.
Сущность Кконституции, в свою очередь, проявляется через еёе основные Ююридические свойства (то естьозначающие характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого Ддокумента), к которым относятся:
• - Ввыступление в качестве Основного Закона Ггосударства;
• - Ююридическое верховенство;
-• Ввыполнение роли основы всей Пправовой Ссистемы Сстраны;
• - Сстабильность.
Иногда к свойствам Кконституции относят и другие признаки - легитимность, преемственность, перспективность, реальность и др.
Конституция Российской Федерации является Основным Законом Сстраны. Несмотря на то, что в официальном названии и тексте этот термин отсутствует (в отличие, например, от Конституции РСФСР 1978 года или Конституций ФРГ, Монголии, Гвинеи и других Ггосударств), это выходитекает из самой Пправовой природы и сущности Кконституции.
Юридическое Вверховенство. Конституция Российской ФедерацииРФ обладает полагает Ввысшей Ююридической силой по отношению ко всем остальным Пправовым Аактам, ни один Пправовой Аакт, применённимаемый в Сстране (Ффедеральный Ззакон, Аакт Президента Российской ФедерацииРФ, Правительства Российской ФедерацииРФ, Аакт регионального, Ммуниципального или Введомственного Пправотворчества, Ддоговор, Ссудебное решение и т.д.), не может противоречить Основному Закону, а в случае противоречия (Ююридических коллизий) приоритет предполагаимеют нормы Конституции.
Конституция Российской ФедерацииРФ является ядром Пправовой Ссистемы Ггосударства, основой развития, текущего (отраслевого) Ззаконодательства. Помимо того, что Конституция закрепляет компетенцию различных (Оорганов) Ведомств Ппубличной Ввласти по Ннормотворчеству и определяет главные цели такого Ннормотворчества, прямо определяет сферы общественных отношений, которые должны быть урегулированы Ффедеральными Кконституционными Ззаконами, Ффедеральными Ззаконами, Ууказами Президента Российской ФедерацииРФ, Ннормативными Пправовыми Аактами (Оорганов) Ведомств Ггосударственной Ввласти Ссубъектов Российской Федерации и так далее, она содержит и многие базовые положения, лежащие в основе развития других отраслей Пправа.
Стабильность Кконституции проявляется в установлении особого порядка еёе изменения (по сравнению с Ззаконами и иными Пправовыми Аактами). С точки зрения порядка изменения Рроссийская Конституция является “"жёесткой”" (в отличие от “"мягких”", или “"гибких”", Конституций некоторых Ггосударств - Великобритании, Грузии, Индии, Новой Зеландии и других, где изменения в Кконституцию вносятся в том же порядке, что и в обычные Ззаконы, или по крайней мере по достаточно простой процедуре).
Сложный порядок изменения Рроссийской Конституции призван обесспечить стабильность политической и Пправовой Ссистемы, Основного Закона Ггосударства вообще и базовых принципов Кконституционного строя.
Конституция Российской ФедерацииРФ представляет собой целединый, достаточно лаконичный документ, содержащий принципиальные положения, закрепляющие и регулирующие различные аспекты общественных отношений.
Структурно Конституция Российской ФедерацииРФ состоит из преамбулы (содержащей декларативные, хотя и достаточно значимые, положения) и двух разделов. Первый раздел в содержательном плане является основным, включает, в свою очередь, девять глав. В главе 1 “"Основы Кконституционного строя”" изложены принципиальные положения относительно основ государственного и общественного устройства современной России. Глава 2 “"Права и Ссвободы Ччеловека и Ггражданина”" содержит характеристику различных аспектов Кконституционно-Пправового статуса личности в Российской Федерации. В главе 3 “"Федеративное устройство”" закреплены основные принципы Рроссийского Ффедерализма. Три следующие главы (глава 4 “"Президент Российской ФедерацииРФ”", глава 5 “"Федеральное Собрание”", глава 6 “"Правительство Российской ФедерацииРФ”") закрепляют основы Пправового статуса соответствующих (Оорганов) Ведомств Ггосударственной Ввласти Ффедерального уровня. В главе 7 “"Судебная Ввласть”" изложены Кконституционные основы Ссудебной Ссистемы и Ссудебной Ввласти Российской Федерации, а в главе 8 “"Местное Ссамоуправление”" - Кконституционные основы осуществления Мместного Ссамоуправления в России. Глава 9 “"Конституционные поправки и пересмотр Конституции”" содержит материальные и процессуальные нормы, определяющие порядок изменения Основного Закона. Второй раздел “"Заключительные и переходные положения”" - небольшой по объёему, кроме того, значительная часть норм этого раздела уже утратила силу, поскольку исстекли переходные сроки для урегулирования соответствующих срезов общественных отношений только на основании положений Конституции Российской ФедерацииРФ 1993 года.
8.3. Основы Кконституционного строя Российской Федерации.
Конституционный строй можно определить, как правопорядок, при котором учитывсоблюдается Ддемократическая Кконституция Ггосударства.
Основы Кконституционного строя закреплены в главе 1 Конституции Российской ФедерацииРФ. Эти принципы лежат в основе всей пирамиды Пправовой Ссистемы Ггосударства.
Конституция Российской ФедерацииРФ нормативно не разделяет основы Кконституционного строя России на какие-либо виды. Тем не менее их можно объединить сопоставить в определёенные группы - закрепляющие организацию Ггосударства и Ггосударственной (Ппубличной) Ввласти, приоритет Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина, Пполитические и Ээкономические основы Ггосударства и Ообщества.
Приоритет Пправ и Ссвобод Ччеловека и Ггражданина, закрепление их в качестве Ввысшей ценности составляют гуманистические основы Кконституционного строя России.
Российская Федерация является Ддемократическим, Ффедеративным, Пправовым Ггосударством с Рреспубликанской формой правления, а также Ссоциальным и Ссветским Ггосударством. Все эти характеристики тесно взаимосвязаны содейственны между собой, равно как и с другими основами Кконституционного строя.
Провозглашение России Ддемократическим Ггосударством является принципиально важным для Сстраны. Демократический характер Ггосударства (от греч. demos и kratos - Ввласть Ннарода) означает, что:
•- единственным Иисточником Ввласти в Сстране (и носителем Ссуверенитета) является многонациональный Ннарод России;
• - Ввласть в Сстране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении учтении и охране Пправ меньшинства;
•- Ввласть в России формируется и осуществляется в соответствии с Ддемократическими процедурами - прежде всего посредством Ссвободных выборов и Рреферендума.
Всёе это призвано обесспечить признание и реальное осуществление Пправ и Ссвобод Ччеловека в Сстране на уровне Ммеждународных Сстандартов.
Конституция Российской ФедерацииРФ полностью соответствует характеристикам Пправового Ггосударства, поскольку:
•- Ппризнаёет основные неотчуждённаемые Пправа и Ссвободы Ччеловека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне Ммеждународных Сстандартов;
•- Зазакрепляет господство Пправа в жизни общества и Ггосударства, верховенство Конституции и Пправовых Ззаконов (и, соответственно, запрет неправовых Ззаконов), связанность Ггосударства Пправом;
•- Уустанавливает Пправовые принципы и формы осуществления Ввласти, Ссистему разделения Ввласти (по горизонтали и по вертикали) и свзаимодействия различных ветвей и уровней Ввласти.
Государство, становясь Пправовым, превращается из аппарата Ввластвования в социальную службу для Ччеловека и Ообщества, выражающую их волю и действующую под их контролем.
Закрепление в статье 1 Конституции Российской ФедерацииРФ в качестве одной из основ Кконституционного строя Рреспубликанской формы правления означает, что:
•- Ггосударственная Ввласть в России осуществляется только выборными (Оорганами) Ведомствами (либо по крайней мере (Оорганами) Ведомствами и Ддолжностными Ллицами, получающими Ввластные полномочия от тех или иных выборных (Оорганов) Ведомств), Гглава Ггосударства получает Ввласть от Ннарода, избирателей, а не по наследству;
•- Ппереход к другой - Ммонархической - форме правления возможен только путёем принятия новой Кконституции Сстраны, посягательство на Рреспубликанскую форму правления является Аантиконституционным и преследуется превлекается к Суду по Ззакону;
•- Ммонархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из Ссубъектов Российской Федерации.
В дополнение к характеристикам, данным в статье 1 Конституции Российской ФедерацииРФ, статья 7 Основного Закона провозглашает Россию Ссоциальным Ггосударством. В отличие от Конституций ряда зарубежных Ггосударств (ФРГ, Франции, Турции, Испании и др.), где термин “"Ссоциальное Ггосударство”" закреплёен достаточно давно, в Рроссийской Конституции 1993 года это понятие употреблено впервые.
Социальное Ггосударство стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, иссключению регулирования общественных отношений по принципу привилегий, выступает гарантом и защитником Пправ, Ссвобод и интересов не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всех Гграждан, всего Ообщества. При всей значимости социальной деятельности Ггосударства важно видеть тот рубеж, переход которого ведёет к снижению активной деятельности людей. Именно Только такой подход в социальной Пполитике Ггосударства создаёет условия, которые обесспечивают достойную жизнь и свободное развитие Ччеловека, гарантируют удовлетворение Ссоциально-Ээкономических потребностей, получение минимума Ссоциальных благ (обесспечивающего по крайней мере существование, не унижающее Ччеловеческое достоинство).
Основные направления Ссоциальной Пполитики Российской Федерации, как Ссоциального Ггосударства конкретизированы в части 2 статьи 7 Конституции Российской ФедерацииРФ - Оохрана Ттруда и Зздаоровья людей, установление гарантированного Мминимального Рразмера Ооплаты Ттруда (МРОТ), обесспечение Ггосударственной поддержки Ссемьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых Гграждан, развитие Ссистемы Ссоциальных служб, Ппенсионного обесспечения, пособий и иных гарантий Ссоциальной Ззащиты. Детализация этих направлений осуществляется в отраслевом Ззаконодательстве - Ггражданском, Ссемейном, Жжилищном, Ттрудовом, Ппенсионном, Ссоциальном и др. Непосредственная связь указанных положений и с Ссоциально-экономическими и культурными Пправами Ччеловека в Российской Федерации.
Расссмотренные выше Кконституционные характеристики Российского Ггосударства дополняются положением статьи 14 Конституции Российской ФедерацииРФ, провозглашающим Россию Ссветским Ггосударством. Несмотря на особую, традиционно сильную роль Русской Пправославной церкви в жизни Рроссийского общества (что проявляется в том числе и в некоторых Ннормативных Пположениях и вызывает Ссправедливую критику), Конституция Российской ФедерацииРФ устанавливает, что никакая религия в нашей Сстране не может устанавливаться в качестве Ггосударственной или обязательной, а все религиозные объединения союзы отделены от Ггосударства и равны перед Ззаконом.
С расссмотренными характеристиками Российского Ггосударства тесно и непосредственно связаны и Кконституционные принципы функционирования (осуществления) Ппубличной Ввласти - целостностьединство и разделение Ввласти, определение Ннарода в качестве одногоединственного источника Ввласти на всех уровнях, формы осуществления Ввласти, признание Мместного Ссамоуправления в качестве самостоятельного уровня Ппубличной Ввласти и др.
Можно утверждать, что в Рроссийской Конституции (как и во многих Ггосударствах) закреплёен один принцип - целостностиединства и разделения Ггосударственной (Ппубличной) Ввласти. Власть в Российской Федерации оединаа, цельедина по источнику (многонациональный Рроссийский Ннарод) и целям деятельности (обесеспечение Пправ и Ссвобод Ччеловека). В то же время для удобства функционирования оединаая Ггосударственная Ввласть в России разделена между различными (Оорганами) Ведомствами, которые, являясь самостоятельными в пределах своей компетенции, тесно свзаимодействуют между собой, поддерживая необходимый баланс Ввласти.
В соответствии со статьей 3 Конституции Российской ФедерацииРФ носителем Ссуверенитета и оединственниым источником Ввласти в Российской Федерации является еёе многонациональный Ннарод, который участвует в осуществлении Ввласти в двух основных формах - непосредственно (принимая участие в выборах и Рреферендуме) и опосредованно (через (Оорганы) Ведомства Ггосударственной Ввласти и (Оорганы) Ведомства Мместного Ссамоуправления).
Конституция Российской ФедерацииРФ (гл. 1) содержит и некоторые базовые принципы, которые могут быть отнесены к Ээкономическим и Пполитическим основам Кконституционного строя России.
В подходе к Ггосударственному регулированию Ээкономической деятельностью в России в 90-х годах XX века произошли принципиальные изменения: Ггосударство сегодня не учреждает Ээкономический строй и не осуществляет детальную регламентацию всех сторон Ээкономической деятельности, а лишь обесспечивает Пправовыми средствами функционирование Ррыночной Ээкономики.
К Кконституционным принципам Ррыночной Ээкономики в России можно отнести следующие (ст. 8, 9 Конституции Российской ФедерацииРФ):
•- Цельностьединство экономического пространства;
•- Ссвободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
•- Ссвободу экономической деятельности и государственную поддержку конкуренции;
•- Ммногообразие и равенство форм собственности.
Чрезмерное вмешательство Ггосударства недопустимо не только в сферу экономики, но и в сферу идеологии и политики (хотя, бессспорно, Ггосударство вне политики быть не может). В качестве одной из основ Кконституционного строя статья 13 Конституции России закрепляет идеологическое и политическое многообразие (плюрализм). Часть 2 статьи 13 Конституции Российской ФедерацииРФ закрепляет, что в России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Важнейшая роль в общественно-политической деятельности принадлежит политическим партиям и иным общественным объединениямсоюзам, преследующим те или иные политические цели. Статус различных видов общественных объединений союзов (общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений, (Оорганов) Ведомств общественной самодеятельности, профсоюзов, религиозных организаций и др.) закреплёен в Федеральном Ззаконе от 19 мая 1995 года “"Об общественных объединенияхсоюзах”" (с последующими изменениями и дополнениями), а также в ряде других Ззаконов и иных Пправовых Аактов.
Закрепляя равенство политических партий и общественных объединений союзов перед Ззаконом, часть 5 статьи 13 Конституции Российской ФедерацииРФ определяет пределы идеологического и политического плюрализма. Демократия должна уметь защитить себя от распространения антидемократических идеологий и их организационных форм. Демократическое государство не должно допускать деятельности политизированных Иинститутов Ггражданского Ообщества, стремящихся изменить основы Кконституционного строя неконституционным, насильственным путёем. Правовая Ггосударственность несовместима с расспространением в обществе фашистской, расистской, антисемитской, антиисламской и иных идеологий. Поэтому и в России установлен ряд запретов на создание и деятельность общественных союзовобъединений. Их цели или действия не должны быть направлены:
•- Нна насильственное изменение основ Кконституционного строя;
•- Нна нарушение целостности Российской Федерации;
•- Нна подрыв безопасности Ггосударства;
•- Нна создание вооруженных формирований;
•- Нна разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Контрольные вопросы.
1. Понятие и предмет Кконституционного Пправа.
2. Место и роль Кконституционного Пправа в Пправовой системе России.
3. Назовите источники Кконституционного Пправа Российской ФедерацииРФ.
4. Понятие и сущность Конституции Российской ФедерацииРФ.
5. Основные черты Конституции Российской ФедерацииРФ.
6. Каковы Ююридические свойства Конституции Российской ФедерацииРФ?