Конституционное право, его предмет и источники.

Известно, что система права каждого государства состоит из множества отраслей, среди которых конституционное право занимает ведущее место. Оно обусловлено значимостью общественных отношений, регулируемых этой отраслью права, а также тем, что конституционное право находится в центре взаимодействия всех отраслей права. В нем провозглашаются такие положения, которые служат исходными принципами, основами других отраслей права.

Конституционное право (КП) — ведущая отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые лежат в основе стабильности общества. В отличие от других отраслей права КП регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах общества: политической, экономической, социальной, духовной и т.д. Предметом КП являются тот слой отношений во всех этих сферах, которые можно назвать базовыми. Они как бы закладывают фундамент всей сложной системы общественных отношений в обществе, определяя: основы конституционного строя, права и свободы человека, федеративное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления. Роль КП как ведущей отрасли права обусловлена тем, что:

• нормы КП получают конкретизацию и воплощение в остальных отраслях права (так, установленная КП система органов исполнительной власти конкретизируется в административном праве);

• все отрасли права основываются на закрепленных КП принципах федеративного устройства, организации системы власти; правах и свободах человека (так, гражданское и хозяйственное право основывается на закрепленных в КП равных правах всех форм собственности, правах собственника, принципах хозяйствования);

• нормы КП регулируют сам процесс создания права, они определяют виды правовых актов, органы их издающие, соотношение их юридической силы.

КП, являясь частью единой правовой системы государства, в свою очередь само является сложной системой. В системе КП выделяют следующие ее основные элементы — институты:

1. Основы конституционного строя. Этот институт объединяет конституционно-правовые нормы, закрепляющие основные принципы, определяющие устройство государства — суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, общие основы всей политической системы.

2. Основы правового статуса человека и гражданина. Этот институт включает правовые нормы, устанавливающие основные права и свободы человека, определяющие принципы отношений между людьми, между человеком и государством.

3. Федеративное устройство государства. Этот институт включает правовые нормы, устанавливающие основы федерализма, принципов взаимоотношений всех субъектов федерации и разграничения предметов их ведения.

4. Система государственной власти и система местного самоуправления. Этот институт включает правовые нормы, устанавливающие основные принципы организации этих органов; виды; правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти; порядок их образования; формы деятельности; тоже — для системы местного самоуправления.

Правовые нормы КП имеют не конкретный регулятивный характер, а общерегулятивный. Это чаще всего — нормы-принципы, нормы-задачи и рассчитаны они на всех правоприменяющих субъектов. Среди этих субъектов называется — народ, государство, нации, высшие государственные органы и т.д. Структура правовых норм часто не имеет обычную трехчленную структуру (гипотезу, диспозицию, санкцию), чаще всего имеется только гипотеза и диспозиция.

Источники КП — это правовые акты, посредством которых устанавливаются конституционно-правовые нормы. Они разделяются на несколько групп:

• Конституция — (основной источник) устанавливает правовые нормы общего характера, имеющие высшую юридическую силу на территории всего государства, и охватывает своим действием все сферы жизни общества. Конституция — это ядро КП, лежащее в основе всех остальных источников, которые ей не могут противоречить.

• Федеральные конституционные и федеральные законы. Принимаются в развитие норм Конституции, устанавливают нормы общефедерального значения, которые действуют на всей территории государства. К источникам КП относятся такие законы как Закон о гражданстве РФ, Закон о конституционном Суде и т.д.

• Конституционно-правовые нормы и правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ.

• Регламент Палат Федерального собрания, Положения о различных органах, которые образуются законодательной и исполнительной властью.

• Договоры, содержащие конституционно-правовые нормы, например — Федеративный Договор.

• Источники, действующие только на территории субъектов федерации — конституции и уставы. Эти акты закрепляют правовой статус субъекта, основы устройства и структуру органов власти.

• Законы, постановления и другие нормативные акты субъектов федерации (содержащие конституционно-правовые нормы).

• Правовые акты органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы.

• Постановления Конституционного (разъяснения по вопросам толкования права) одни авторы относят к источникам права, другие считают, что суды призваны применять право, а не творить его.

Тема 2.

Основы конституционного строя Российской Федерации.

Лекция 1.

Основы конституционного строя Российской Федерации.

План.

1. Понятие конституционного строя.

2. Демократическое государство.

3. Человек, его права и свободы как высшая ценность.

4. Правовое государство.

5. Федеративное государство.

6. Суверенное государство.

7. Экономическая основа.

8. Социальное государство.

9. Светское государство.

10. Республиканская форма правления.

1. Понятие конституционного строя

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства или о государственном строе. Этот строй, закрепленный Конституцией государства, становится его конституционным строем. Т.О, конституционный строй - это определенная форма или определенный способ организации государства, который обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.

Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создания оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства.

Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных инструментов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов для нужд деятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводство и передачи от поколения к поколению.

Гражданское общество охватывает совокупность морально-правовых, экономических, коллективных отношений, включая собственность, труд, предпринимательство, организацию и деятельность общественных объединений, сферу воспитания, образования, науки и культуры, семью, как первичную основу человеческого общежития, систему средств массовой информации, неписаные формы этики человеческого поведения, многие конкретные стороны политического режима.

Гражданское общество отождествляется в целом со сферой частных интересов и потребностей. Именно в его рамках реализуется большая часть прав и свобод человека. Гражданское общество- это одновременное существование в рамках гражданского общества разнородных

социальных сил, институтов, организаций, объединенных общими стремлениями к совместной жизни.

Задача конституции всякого конституционного государства в том, чтобы установить пределы государственного вмешательства в сферу общественного саморегулирования для того, чтобы это вмешательство не смогло нанести вред институтам и механизмам саморегулирования, действующим в рамках гражданского общества.

Это ограничение выражается в недопустимости удовлетворения социально-экономических прав граждан в ущерб политической экономики, духовной свободе, государственного регулирования экономики в ущерб рыночному и т.д.

Именно в результате такого ограничения государственной власти правом современное конституционное государство функционирует таким образом, что оно постоянно стремится к усилению своего вмешательства в дела гражданского общества посредством своей социальной деятельности, однако, дойдя до определенной степени такого вмешательства, которое фиксируют механизмы саморегулирования этого общества, оно активизирует свои правовые начала, сдерживающие такое вмешательство тем сильнее, чем дальше заходит государственное регулирование.

Т.О, в демократическом конституционном государстве общество функционирует одновременно и как управляемая государством и как саморегулирующаяся система, а конституционное государство – как управляющая система, которая в то же время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей.

Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, принадлежит нормам Конституции РФ. Это обусловлено тем, что Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

Главную роль среди них играют нормы, закрепляющие основные устои российского конституционного строя, в котором находит выражение его гуманная сущность, принадлежность к семье демократических стран. В качестве устоев выступают основы конституционного строя, который обеспечивает Российской Федерации характер конституционного государства.

Т. о., под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются главные устои государства, его основные признаки, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства.

В основу концепции конституционного строя в действующей конституции Российской Федерации положены великие гуманистические идеи, исходящие из незыблемости прав и свобод человека и гражданина.

К числу основ конституционного строя относятся демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделение властей, идеологическое и политическое многообразие, а также правовое государство. Основу конституционного государства составляет и признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью. Такой основой является и социальное рыночное хозяйство, в рамках которого в основном осуществляется производство и распределение товаров и благ. К ним относится также федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления.

Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, принадлежит нормам Конституции РФ. То обусловлено тем, что Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

Главную роль среди них играют нормы, закрепляющие основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманная сущность, принадлежность к семье демократических стран. В качестве устоев выступают основы конституционного строя, которые обеспечивают Российской Федерации характер конституционного государства.

Т. о, под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются главные устои государства, его основные признаки, которые призваны обеспечить в Российской Федерации характер конституционного государства.

2. Демократическое государство.

1. В соответствии с Конституцией Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение, прежде всего, в обеспечении в нем народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия, местного самоуправления.

2. В Конституции Российской Федерации указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.Это значит, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством.

Слово «народ» осуществляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства, совокупности людей к соответствующему государству.

Власть представляет собой возможность распоряжаться собой или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть – явление социальное. Она появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует во всяком человеческом обществе, поскольку всякое человеческое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, в том числе и принудительными.

6 октября 1999 года N 184-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ

ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 02.04.2013 N 30-ФЗ,

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Наши рекомендации