Понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях - это деятельность уполномоченных субъектов по применению административных взысканий, осуществлённая в административно-процессуальной форме.

Главными особенностями этого производства являются следующие: 1) производство возникает только в связи с совершением административного проступка, 2) посредством производства реализуется административная ответственность, к правонарушителю применяются меры административного взыскания.

Процессуальные нормы, входящие в институт производства по делам об административных правонарушениях, регулируют порядок реализации соответствующих материальных норм, процедуры их применения, процесс осуществления принудительного воздействия на виновных с помощью административных взысканий.

Общие нормы, регулирующие производство, содержаться в разделе 4 КоАП РФ.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствие со ст. 24.1. КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

В задачах производства по делам об административных правонарушениях присутствует охранительная, предупредительная функции, а воспитательная функции, которая была в старом КоАП отсутствует.

Своевременное выявление обстоятельств каждого дела означает соблюдение установленных ст. 28.7-28.8; 30.3; 30.5 Кодекса процессуальных сроков, которое должно обеспечить неотвратимость ответственности виновных, предупреждение новых правонарушений.

Всесторонность и полнота исследования дела означает, что должны быть все имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства. В частности, необходимо установить, имело ли место административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно ответственности, причинен ли имущественный ущерб, есть ли обстоятельства, влекущие прекращение дела.

Подлежат выявлению обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность, данные о личности, ее имущественное положение и другие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Объективность выяснения обстоятельств дела исключает пристрастность, предвзятость к рассмотрению дела, обвинительный уклон, пренебрежение обстоятельствами, свидетельствующими в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности. Объективность несовместима с неравным отношениям к участникам процесса, заявляемым ходатайствам.

Указание на разрешение дела в соответствии с законодательством имеет важное значение. Никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законодательством. В точном соответствии с законодательством, в пределах предоставленной компетенции производится применение уполномоченными на то органами и должностными лицами мер административного воздействия.

Одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является обеспечение исполнения вынесенного постановления. Неисполнение постановления о наложении взыскания или исполнение не полностью снижает его эффективность и затрудняет достижение целей административного взыскания.

Задачи производства по делам об административных включают также выявление причин и условий, способствующих административным правонарушениям. Выяснение этих обстоятельств носит обязательный характер для органов или должностных лиц, ведущих производство по делу.

Орган (должностное лицо), рассматривающий дело, при установлении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушении, вносит в соответствующие организации (должностным лицам) предложение по устранению этих причин и условий (ст. 29.13).

Меры по устранению причин и условий, способствовавших нарушениям, могут приниматься не только в процессуальном, но и в непроцессуальном порядке: внесение представлений по материалам обобщений, обсуждение конкретных дел в печати, разъяснительная работа и т.п.

Система принципов построена следующим образом: законность, публичность, равенство перед законом, презумпция невиновности, непосредственность, гласность, состязательность, национальный язык, объективная истина, двухступенность, диспозитивность, оперативность.

Принцип законности. Принцип законности выражается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Принцип публичности. Принцип публичности находит свое выражение в том, что применение мер административного принуждения осуществляется в интересах государства, от имени государства и органами (должностными лицами), уполномоченными на это государством. Принцип публичности действует на всех стадиях административно-юрисдикционного процесса и связан с непосредственной реализацией органами государства их прав и обязанностей (компетенции). Статья 2 Конституции РФ определяет: "...Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства".

Принцип равенства перед законом. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственно независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчинённости, а также других обстоятельств.

Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Презумпция невиновности. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Принцип непосредственности. Проявляется в том, что дела рассматриваются самими органами, правомочными такие дела разрешать. Принцип характеризуется и тем, что разбирательство проводится устно, что даёт возможность мгновенно реагировать на объяснения участников процесса. При рассмотрении дел об административных правонарушениях коллегиальными органами ведется протокол заседания (ст.29.8.).

Принцип гласности. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.

Принцип состязательности. Проявляется в том, что лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях наделены равными процессуальными правами и свободны в выборе предусмотренных законом доказательств и средств доказывания (глава 25-26.).

Принцип национального языка. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Принцип объективной истины обеспечивается посредством строгого соблюдения порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях, установление фактических обстоятельств дела и оценки имеющихся в материалах дела доказательств (ст.26.1.).

Принцип двухступенности означает, что лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, потерпевший, их представители, могут обжаловать постановление в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу или в суд.

Принцип диспозитивности предусматривает возможность обжаловать вынесенное постановление по делу об административном правонарушении, имеющим на это право участникам производства, по собственному усмотрению.

Принцип оперативности в производстве по делам об административных правонарушениях связывается с краткостью материально-правовых и процессуально-правовых сроков в сфере административной ответственности.

Наши рекомендации