Назначение административного наказания.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные выше, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные выше, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.
В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства. По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными уполномоченными органом или должностным лицом, спор о возмещении, имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.
Дисциплинарная и материальная ответственность
Как уже ранее было сказано в нашей лекции, кроме административной ответственности существуют еще два вида дисциплинарная и материальная.
Дисциплинарная ответственность характеризуется тем, что:
а) ее основанием является дисциплинарный проступок;
б) за такой проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания;
в) они применяются в порядке подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами);
г) пределы дисциплинарной власти этих органов (должностных лиц) определены правом.
Дисциплинаpная ответственность наступает, как пpавило, за дисциплинаpный пpоступок, под котоpым понимается виновное наpушение пpавил внутpеннего тpудового pаспоpядка или пpавил несения службы, не влекущее уголовной ответственности. Такое наpушение может выpажаться как в действии, так и в бездействии, допускаться как сознательно, так и по неостоpожности.
Субъектами таких проступков является основная, но не вся масса трудящихся. Обязанности определенных категорий лиц, находящихся на государственной службе, например, военнослужащих, определяются законами, указами Президента, уставами и положениями, утвержденными полномочными органами.
Когда мы говорим об обязанностях следует помнить, что в большинстве случаев они закреплены нормами административного права, а их неисполнение или ненадлежащее исполнение является нарушением дисциплины. По своей сути это есть ничто иное, как дисциплинарный проступок. В то же время, на практике понятие дисциплинарного проступка имеет более широкое толкование и трактовку.
Примером может служить дисциплинарная ответственность федеральных государственных служащих не только за неисполнение или недолжное исполнение своих обязанностей, но и за превышение своих должностных полномочий, а равно за несоблюдение установленных ограничений, связанных с государственной службой. Взысканиями, которые могут быть применены к федеральным государственным служащим, являются замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение с государственной службы; к главам администраций субъектов Российской федерации замечание, предупреждение о неполном служебном соответствии, освобождение от должности.
Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности может служить и нарушение служебной дисциплины, объем и содержание которой определяется уставами, инструкциями, положениями и другими подзаконными нормативными актами. Например, служебная дисциплина в органах налоговой полиции означает соблюдение сотрудниками данного органа законодательства Российской Федерации, присяги, контракта о прохождении службы, а также выполнения приказов директора Департамента налоговой полиции и прямых начальников, порядка и правил при исполнении возложенных на сотрудников обязанностей и осуществление имеющихся у них полномочий.
Определенные черты из приведенного примера сходны с привлечением к дисциплинарной ответственности военнослужащих, однако, в понятие дисциплинарного проступка для этой особой категории государственных служащих включаются и такие понятия, как нарушение норм морали и военной чести. Военнослужащие, сотрудники МВД и представители других милитаризованных органов могут быть подвергнуты специфическим и относительно многочисленным дисциплинарным взысканиям за совершенные ими дисциплинарные проступки. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий отражен например, в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил РФ
Согласно Дисциплинаpного Устава, на военнослужащих дисциплинаpные взыскания налагаются, как пpавило, их пpямыми начальниками, но в поpядке исключения дисциплинаpной властью обладают также начальники гаpнизонов, военные коменданты и некотоpые дpугие должностные лица. В Дисциплинаpном уставе конкpетно оговоpены "гpаницы" дисциплинаpной власти каждого командиpа и начальника (назвать дисциплинарные взыскания). Дисциплинарные взыскания налагаются уполномоченными органами (должностными лицами) на подчиненных им в той или иной форме нарушителей. Объем дисциплинарной власти регламентируется административным правом.
Говоря о дисциплинарной ответственности следует указать, что государственный служащий, сомневающийся в правомерности распоряжения руководителя, должен незамедлительно сообщить ему об этом. Он освобождается от ответственности, если руководитель, несмотря на возражения государственного служащего, оставляет свое распоряжение в силе, а вышестоящий руководитель подтверждает данное распоряжение. В тех случаях, когда требуется немедленнное выполнение распоряжения по причине опасности промедления, а подтверждение решения вышестоящим руководителем не может быть получено своевременно, то распоряжение остается в силе после его подтверждения непосредственным начальником. Возражения государственного служащего и мнение руководителей должны быть оформлены в письменной форме. Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет руководитель его издавший.
Наряду с дисциплинарной ответственностью широка сфера применения материальной ответственности.
Материальная ответственность наступает за служебный противоправный проступок, в результате которого причинен материальный ущерб предприятию, учреждению или организации и носит компенсационный характер.
Административное право не имеет специализированной функции, которая бы устанавливала и реализовывала меры материальной ответственности, в силу того, что это относится к ведению трудового и гражданского права. Другими словами матеpиальная ответственность pабочих и тех служащих, котоpые не являются государственными служащими, пpименяется по общим ноpмам тpудового пpава.
Тем не менее, с помощью норм административного права определяются полномочия органов (должностных лиц), связанные с возмещением материального ущерба в административном порядке. Данный вид ответственности наступает либо в административном порядке, либо по решению суда.
Досудебный порядок рассмотрения таких дел не является предварительным условием обращения в суд. Заинтересованные лица при несогласии с решением работодателя вправе обратиться с заявлением непосредственно в суд.
Отдельным органам исполнительной власти (должностным лицам) предоставляется законодательством право применения санкций имущественного характера. Так, главный государственный санитарный врач Российской Федерации и его заместители могут обязать предприятия и организации, допустившие загрязнение окружающей среды, выпуск или реализацию продукции, употребление которой привело к массовым заболеваниям и отравлениям:
а) уплатить штраф в доход бюджета;
б) возместить дополнительные расходы лечебных учреждений на оказание помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Для установления причин возникновения ущерба, его размера и виновных лиц в каждом конкретном случае проводится административное расследование.
Имущественная ответственность сотрудников органов внутренних дел, налоговой полиции и некоторых иных категорий служащих может предусматриваться контрактами о службе. При увольнении из органов внутренних дел, налоговой полиции по основаниям установленным в нормативно-правовых актах (например, за грубое нарушение дисциплины, за совершение проступков, несовместимых со служебным статусом и др.), с сотрудника надлежит взыскать в бесспорном порядке стоимость выданной ему форменной одежды с учетом степени ее износа.
Материальная ответственность военнослужащих устанавливается ФЗ от 12 июля 1999 года «О материальной ответственности военнослужащих».
7. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ