Юридические гарантии, Внутриведомственный и межведомственный контроль за законностью. Судебный контроль за деятельностью всех органов государственной власти и должностными лицами. Адвокатура.

Билет №1

1. Предмет теории государства и права, ее структура и место в системе социогуманитарных и юридических наук.

2. Законность и правопорядок, их соотношение.

Ответ:Предметом теории государства и права является изучение закономерностей возникновения, развития и смены государственно-правовых явлений.

Структуру теории государства и права как науки составляют:

- совокупность идей, взглядов, представлений, теорий об общих вопросах происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

Соответственно в структуре общей теории государства и права выделяются: 1) теория государства и 2) теорию права. Современная теория права, структурно подразделяется на: философию права, догму права и социологию права

Между гуманитарными науками и теорией государства и права существуют не только прямые, но и обратные связи, при которых теория пользуется достижениями этих наук. Она включает в свой научный арсенал возможности философских категорий, знание общественных, экономических и политических закономерностей, а также социально-психологических закономерностей поведения человека.

Место теории государства и права в системе юридических наук обусловлено ее взаимодействием с каждым из видов этих наук: (дает основные понятия и праве и гос-ве)

историко-правовые науки (История Отечественного Гос-ва и Права, История Гос-ва и Права Зарубежных стран);

§ отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное, уголовное, финансовое, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное и другое право);

§ прикладные науки (криминалистика, криминология, судебная медицина и т.д.).

1. Законность – это строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.

Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни. Это порядок, предусмотренный нормами права.

В итоге: законность есть ничто иное, как сфера свободное волеизъявление субъектов, в которой они осуществляют любые действия, не запрещенные правовыми нормами. А правопорядок в свою очередь есть результат действия законности, реализованной свободы участников правоотношений

Билет №2

1. Методология теории государства и права.

2. Виды юридической ответственности, их особенности.

Ответ:

1. Методология гос-ва и права – это совокупность определенных принципов, методов и приемов исследования государственно-правовых явлений.

2. Общенаучные методы – разрабатываются разными науками и используются разными науками: (Метод сравнения, Метод анализа, Метод синтеза, Метод абстрагирования, Метод системного - Метод диалектики)

Специальные методы – разрабатываются неюридическими науками, но используются юридическими науками: (Социологический метод – используется при изучении различных сфер деятельности общества, Статистический метод, Математический метод)

Частные методы - разрабатываются и используются ТГП: (Формально-юридический метод – к изучению конкретного явления применяется индивидуальный, формальный подход , Сравнительно-правовой метод – сопоставление сходных явлений, объектов, существующих в различные периоды времени , Правовое моделирование - - исходит из идеи подобия, из предположения, что между различными объектами могут устанавливаться одинаковые признаки, т.е. зная характеристики одного из них, можно судить о другом)

3. Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния.

Основные виды юридической ответственности: уголовная - наступает исключительно за преступления. Только суд может привлечь к уголовной ответственности и определить ее меру. Меры уголовного наказания — лишение свободы, смертная казнь и т.д.;

административная - наступает за проступки, нарушающие общественный порядок или совершенные в сфере государственного управления. Мерой ответственности служат административные взыскания, среди которых — предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест до 15 суток;

гражданская — наступает за нарушение имущественных прав — неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда. Главная мера ответственности — возмещение убытков;

дисциплинарная — наступает за нарушение трудовой, учебной дисциплины. Меры воздействия на правонарушителя — замечание, выговор, увольнение, исключение из учебного заведения.

Кроме того, выделяют семейную ответственность (лишение родительских прав за неисполнение обязанности по воспитанию ребенка), материальную (возмещение работником стоимости вверенного ему имущества при его утрате или повреждении)

Билет №3

1. Основные теории происхождения государства и права.

2. Законотворческий процесс, его особенности в Российской Федерации.

Ответ:

1. Теологическая теория. По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. (Фома Аквинский и др.).

Патриархальная теория. Государство — это результат исторического развития семьи (разросшаяся семья). Глава государства (монарх) является отцом (патриархом) по отношению к своим подданным, которые должны относиться к нему с почтением и слушаться неукоснительно. (Аристотеля, Ник. Конс. Михайловский и др.)

Договорная теория. Единственным источником государственной власти является народ, а все гос. служащие, как слуги общества, обязаны отчитываться перед ним за использование властных полномочий. Государство — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. (Гуго Гроций, Ж. Ж. Руссо, Ал. Ник. Радищев и др.)

Теория насилия. Причина происхождения государственности в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство. (Евг. Дюринг, Людвиг Гумплович, Карл Каутский)

Материалистическая теория. Государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма. (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин)

Психологическая теория. Появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать. (Петражицкий, Габриэль. Тард, 3. Фрейд и др.)

2. Законодательный процесс–порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта. Четыре основные стадии этого процесса:

1) законодательная инициатива, т.е. внесение законопроекта;

2) рассмотрение законопроекта в парламентских палатах (Госдума и Совет Федерации);

3) принятие закона (подписание Президентом; если не подписывает, то значит накладывает вето. У нашего президента относительное вето – его может преодолеть парламент);

4) обнародование закона;

Билет №4

1. Типология государства, основные подходы.

2. Понятие и классификация прав и обязанностей человека и гражданина.

Ответ:

Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы. Подходы к типологии государств:

1) формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:

- соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации.

- класс, инструментом власти которого становится государство;

- социальное назначение государства.

Формационный подход выделяет следующие типы государств:

рабовладельческий; феодальный; буржуазный.

2) цивилизационный подход.

В цивилизационном подходе основным критерием выступает культурный фактор (религия, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие, особенности вмещающего ландшафта, своеобразие обычаев, и др.). Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

· Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская);

· Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

· Третий этап — современная цивилизация с её государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

2.Права человека — это естественные, неотчуждаемые права, принад­лежащие ему в силу рождения как личности.

Юридические гарантии, Внутриведомственный и межведомственный контроль за законностью. Судебный контроль за деятельностью всех органов государственной власти и должностными лицами. Адвокатура. - student2.ru

Билет №5

1. Понятие, признаки и социальное назначение государства.

2. Международные и российские национальные источники прав и обязанностей человека и гражданина.

Ответ:

1. Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обладающая аппаратом управления и управляющая обществом с помощью права.

Признаки государства: Наличие публичной власти и её аппарата, Территориальная организация населения и публичной власти, Наличие государственного суверенитета, Наличие права, Наличие государственной казны

Существует несколько концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства:

• консервативная: вмешательство государства в жизнь общества должно быть минимальным. Главная задача государства здесь - обеспечивать сохранение устоев общества, общественных отношений. Государство защищает общество от посягательств, катаклизмов. Когда возникают социальные потрясения, власть действует активнее и устраняет их.

• либеральная: задача государства - обеспечение прав и свобод граждан. Проводится идея о минимуме вмешательства в жизнь людей. Государство проявляет активность в социальной сфере (образование, здравоохранение).

• социал-демократическая: задача государства - обеспечить определенный уровень равенства в обществе, достойные условия существования каждому члену общества. Власть контролирует уровень доходов населения (необходим государственный аппарат).

• коммунистическая: роль государства в обществе максимальна. Государство - главное орудие социальных преобразований, его задача - довести общество к светлому будущему. Это ведет к тоталитарному государству.

2. В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Конституция устанавливает следующие основные обязанности: соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15); платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59); заботиться о детях (ст. 38); заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38); получить основное общее образование (ст. 43); заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).

Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 p; Европейской конвенции о правах человека (1950 p); Международных пактов об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах (принятые в 1966 p, вступили в силу после ратификации в 1976 p);

Билет №6

1. Понятие и элементы формы государства.

2. Право в системе соционормативной системы общества.

Ответ:Фо́рма госуда́рства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Форма государства включает в себя следующие три элемента:

1) форма правления – характеризует состав высших органов власти, порядок их образования, организацию и пордок взаимодействия между собой и населением, Все государства, основываясь на критерии формы правления, можно разделить на два основных вида: 1) монархии, 2) республики. В свою очередь, монархии подразделяются на ограниченные и абсолютная (неограниченные), а республики — на парламентские, президентские и смешанные.

2) форма государственного устройства – характеризует взаимоотношение центральных органов власти с органами власти отдельных частей гос-ва и местного самоуправления. все государства подразделяются на три вида:1) унитарное, 2) федеративное, 3) конфедеративное.

3) государственно-правовой режим. под государственно-правовым режимом понимается система средств и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть. В свою очередь, по виду средств и методов государственного властвования все государственно-правовые режимы делятся: демократический, авторитарный, тоталитарный.

2. Поведение человека в обществе регулируется особыми общественными правилами, которые ученые назвали социальными нормами. Они помогают установить порядок, согласо­вать интересы разных людей, живущих в одном коллективе. В отличие от законов природы социальные нормы связаны с сознанием людей, а потому могут изменяться по мере того, как совершенствуется человеческое общество. Такие нормы адресованы не конкретным людям, а всем, кто оказался в типичной ситуации, которую они регулируют, предусма­тривая ответственность в отношении нарушителей (в одних случаях — неодобрение окружающих, а в других — лишение свободы). Социальные правила поведения людей выражаются в определенной, понятной для большинства форме. Первона­чально это были действия, которые повторяли другие, а затем такие нормы закреплялись в устной и письменной речи.

У каждого народа сложились свои обычаи — закрепив­шиеся в сознании людей правила поведения, которые стали в скором времени передаваться из поколения в поколение, превратившись в устойчивые традиции.

Билет №7

1. Формы государственного правления: типичные и новые.

2. Источники (формы) права в российской правовой системе, их особенности.

Ответ:

форма правления – характеризует состав высших органов власти, порядок их образования, организацию и порядок взаимодействия между собой и населением. Существует две основные формы государственного правления - монархия и республика. Монархия - единовластие, единодержавие) - форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т. п.). С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монар­хии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).

Республика - форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми на­селением на определенный срок. Современная республика может быть президентской и парламентской.

Нетипичные (смешанные) формы правления. Выборная монархия — тип монархии, когда новый монарх после прекращения полномочий предыдущего избирается парламентом, членами монаршей семьи или другим специальным органом.Суперпрезидентское государство — форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций. Является одной из форм авторитаризма.Теократическая республика (исламская республика) — особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя.

2. Под источником права понимаются не только формы выражения права, но и истоки формирования права, система факторов, определяющих его содержание. Источники права, оформленные юридически и имеющие нормативный характер, называют типичными. Это: международные акты, конституции, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные акты и другие нормативные правовые акты. Они составляют основную часть в общей системе источников российского права. К "нетипичным источникам" относят судебный прецедент и правовой обычай. Судебный прецедент не является источником российского права.

Правовой обычай - это правила поведения, сложившиеся и широко применяемые в определенной сфере жизнедеятельности человека, прямо не предусмотренные законодательством Российской Федерации. Из правила, порожденного обычаем и оформленного юридически, получаются самые эффективные правовые нормы. Наиболее широкое распространение в правоприменительной практике получила такая разновидность правового обычая, как обычаи делового оборота, применение которых предусмотрено ст. 5 ГК РФ.

Билет №8

1. Понятие национально-государственного и административно-территориального устройства государства. Унитарное и федеративное государство, отличие от конфедерации и международных объединений.

2. Правотворческая техника.

Ответ: Национально-государственное устройство –форма организации государства, выражающая взаимосвязь территориальной организации государственной власти и национальной структуры общества. Административно-территориальное деление - разделение территории унитарного государства или субъектов федеративного государства на определенные части: области, провиции, губернии, департаменты и т.п., в соответствии с которым строится ифункционирует система местных органов государства. Унитарное государство: Единая, политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.Федера́ция — форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.Конфедера́ция — союз суверенных государств для осуществления конкретных совместных целей или действий.Члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, независимую систему органов власти, своё законодательство и передают в компетенцию Союза лишь решение ограниченного числа вопросов - чаще всего в области обороны, внешней политики.

Международная объединение — объединение межгосударственного или негосударственного характера, созданное на основе соглашений

2.Правотворческая техника – это совокупность правил, средств и приемов, которые используются при подготовке, оформлении и опубликовании нормативных правовых актов.

Правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов. Они касаются внешних реквизитов нормативно-правового акта, которые должны отражать его юридическую силу, предмет регулирования и сферу действия. Каждый нормативно-правовой акт должен иметь название вида нормативного акта (закон, указ, постановление, решение и т. д.), название органа, его издавшего, наименование акта, отражающего его содержание и предмет регулирования. Кроме того, нормативный акт должен содержать указание на дату и место его принятия, а при необходимости и регистрационный номер. Обязательным реквизитом нормативного акта является подпись должностного лица, утвердившего этот акт.

Правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного акта. Они состоят, прежде всего, в том, что нормативный акт должен иметь определенный предмет регулирования и быть рассчитан на регулирование однородных общественных отношений. Помимо этого, нормативный акт должен иметь определенную структуру, отражающую логически выдержанную последовательность изложения нормативного материала.

Правила, относящиеся к опубликованию нормативных актов. Эти правила определяют источники, в которых должны быть опубликованы те или иные нормативные акты, сроки опубликования, порядок вступления нормативных актов в силу, обратную силу нормативных актов, действие их во времени, в пространстве, по кругу лиц и некоторые другие моменты.

Юридическая терминология – это отличающиеся смысловой однозначностью слова или словосочетания (термины), которые употребляются в законодательстве и которыми обозначаются определенные понятия. При формулировании правовых норм используется три вида терминов: общеупотребительные, специальные юридические и специальные неюридические.

Билет №9

1. Государственный режим, понятие, основные черты, виды.

2. Понятие действия и реализации права. Формы реализации права, их характеристика.

Ответ: Государственный режим — совокупность используемых государством способов и средств осуществления государственной власти. Демократический государственный режим характеризуется: 1) признанием политических прав и свобод и их главенство 2) политическим плюрализмом; 3) разделением властей (законодательной, исполнительной, судебной); 4) непосредственное осуществление власти народом (выборы, референдум) ; 5) свободой пропаганды любой политической идеологии; 6) многопартийность.

Авторитарный (властный) режим характеризуется: 1) признанием политических прав и свобод граждан в ограниченном объеме; 2) признанием лишь ограниченного политического плюрализма;

3) вооруженные силы часто играют политическую роль (концепция «двойной роли армии» и др.); поощрение предпринимательства;

Тоталитарный режим характеризуется следующим: 1) политические права и свободы граждан, возможность их самостоятельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима;2) существует одна легальная партия;3) политический плюрализм принципиально отвергается, политическая оппозиция не допускается, защита прав меньшинства не признается;4) разделение властей отвергается; 5) единая обязательная политическая идеология

2. Действие права – это обусловленное социально-экономическими условиями, потребностями и интересами людей способность права в определенной среде оказывать информативное и мотивационное воздействие на личность и общество в целом и вследствие этого обеспечить правомерный характер их деятельности.

Реализация права - процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений и иных участников общественных отношений. Принимая соответствующие нормативные акты, правотворческие органы рассчитывают на их реализацию в общественных отношениях.

Формы реализации права:

1.Соблюдение. При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, соблюдают требования правовых норм.

2.Исполнение. При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, тем самым реализуя правовые нормы.

3.Использование. При использовании субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы. Характерный признак данной формы - добровольность.

4.Применение. Применение это способ реализации права, который связан с властными действиями госорганов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них функции. Применять нормы права - значит применять власть, а нередко и принуждение, санкции, наказание.

Билет №10

1. Правопонимание в советский и постсоветский (на рубеже ХХ-ХХ1 вв. ) периоды.

2. Понятие, признаки и классификация функций государства.

Ответ:После Октябрьской революции положение в юридической науке в корне изменилось. Правоведение фактически заменила идеология, единственным назначением которой стало оправдание тоталитарного коммунистического режима. При таком положении дел понятие права неизбежно политизировалось и практически было сведено к воле господствующего класса, установленной законом и охраняемой силой государственного принуждения. Таким образом, правовая наука стала ограничивается жесткими рамками одномерного, сугубо этатистского правопонимания, превратилась в канонизированный идеологический догматизм. Таким обрахом, правопонимание в советский период по большому счету имело сознательно идеологизированный, одноплоскостной и замкнутый характер.

После событий 1991 года общественное развитие России вновь в корне изменило свое направление. Отказ от марксизма, деидеологизация всех сфер жизни принесли свободу выражения взглядов, в том числе и правовых. Получили распространение многие правовые теории. В связи с этим, можно сказать, что в России нет теоретических концепций, отражающих какой-либо классический тип правопонимания в чистом виде: каждая правовая концепция включает в себя элементы других типов в том или ином соотношении. Более того, наблюдается тенденция не только к размыванию границ между классическими типами правопонимания, но и к интегрированию их в единой концепции.

2. Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность, роль и социальное назначение в общественной жизни.

По сфере деятельности государства:

Внутренние – функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач: Функция охраны прав и свобод человека и гражданина; Функция обеспечения правопорядка; Экономическая функция; Функция налогообложения; Функция социальной защиты; Экологическая функция; Культурная функция;

Внешние – функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства: Функция обороны страны; Функция поддержания мирового порядка; Функция сотрудничества с другими государствами;

По продолжительности осуществления: Постоянные – функции, которые государство осуществляет в течение всего развития;Временные – функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с решением определенной задачи;

По значимости и степени общности:

Основные – функции, с помощью которых осуществляются наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей, поставленных перед государством.

Неосновные – функции, которые представляют собой составные части основных функций и направлены на выполнение государством конкретных задач, которые возникают в строго определенной области;

По сферам общественной жизни: Экономические;Политические;Социальные;Экологические;

Билет №11

1. Механизм государства, его структура, принципы организации и деятельности.

2. Англосаксонская правовая семья, ее отличия.

Ответ:Механизм государства – это система государственных органов, осуществляющих государственную власть.Принципы:приоритета прав и свобод человека и гражданина, принцип разделения властей, принцип разграничения функций между органами государства, принцип верховенства права и Конституции, принцип законности, принцип гласности, принцип компетентности и профессионализма.

В структуре государственного аппарата выделяется четыре уровня:

· Государственные органы — есть властные полномочия.

· Государственные учреждения — нет властных полномочий (школы, детсады, больницы).

· Государственные предприятия (Автодор).

2. В состав англосаксонской семьи права входят Великобритания и страны, которые исторически входили в британскую колониальную систему (США, Австралия, Канада и др.). Основным источником права являетсяпрецедент. Законы (статуты) все больше используются в правовом регулировании.

Их доля уже составляет около 40%. Если в Европе право рассматривают как совокупность предусмотренных законом правил, то для англичанина право — в основном то, к чему приведет судебное рассмотрение. Более того, закон не считается таковым до тех пор, пока судебная практика его не апробирует и пока не накопится опыт его применения. Используются и обычаи, но они имеют второстепенное значение.

Казуистичность английского права связана с тем, что прецеденты создаются применительно к конкретному случаю. Между прецедентами нет иерархии. Они фактически главенствуют над законами в том смысле, что закон, не получивший судейского толкования, еще не считается настоящим законом.

Билет №12

1. Понятие и черты органа государства. Система государственных органов в Российской Федерации.

2. Понятие и типологии правовых систем (семей) мира.

Ответ: Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно‑властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. признаки: 1) порядок создания и деятельности государственного органа, его компетенция, внутренняя организация закрепляются государством в правовых нормах; 2) государственный орган обладает властными полномочиями. 3) государственный орган осуществляет задачи и функции, возложенные на него государством; 4) государственный орган является организационно обособленной частью системы органов государственной власти. Три ветви власти: законодательная (Федеральное собрание, которое состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации. Властные полномочия осуществляет путём принятия законов, обязательных для всех на территории России);

Исполнительная (представлена системой федеральных органов исполнительной власти. Помимо указанного в Конституции Правительства России действуют и другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, а также их территориальные органы. Президент России является главой государства, гарантом Конституции России и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти.);

Судебная (представлена системой судов: Конституционный Суд России, Верховный Суд России, другие федеральные суды).

2. Ответ: В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. В каждой стране исторически в зависимости от национальных традиций, культуры, менталитета и других факторов социально-экономического и политического характера сложилась своя система права. Каждая национальная система права имеет свои особенности и характерные черты, что позволяет говорить о ее самобытности.

Однако, несмотря на свои особенности и различия, эти правовые системы имеют и общие черты, которые позволяют их объединить в так называемые «правовые семьи».

В научной литературе принято выделять следующие основные правовые семьи:

1. англосаксонскую (Англия, Северная Ирландия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.);

2. романо-германскую (страны континентальной Европы);

3. мусульманскую;

Основные черты романо-германской правовой семьи. 1) Становление этой правовой семьи происходило на основе римского права. Это — главная особенность романо-германского права. 3) Ярко выражена доктринальнисть и концептуальность:в системе права существуют общие принципы и идеи, на основе которых формируется и развивается право. 4) Абстрактный характер норм права. Нормы права устанавливают общие правила поведения, исходя из принципов и правовых доктрин. 6) Доминирующая роль закона в системе источников права. В романо-германской семье законы и кодексы — это опорные столбы права. 7. Деление на публичное и частное право. 8. Относительно самостоятельное существование гражданского и коммерческого (торгового) права.

В состав англосаксонской семьи права входят Великобритания и страны, которые исторически входили в британскую колониальную систему (США, Австралия, Канада и др.). Основным источником права являетсяпрецедент. Законы (статуты) все больше используются в правовом регулировании.

Их доля уже составляет около 40%. Если в Европе право рассматривают как совокупность предусмотренных законом правил, то для англичанина право — в основном то, к чему приведет судебное рассмотрение. Более того, закон не считается таковым до тех пор, пока судебная практика его не апробирует и пока не накопится опыт его применения. Используются и обычаи, но они имеют второстепенное значение.

Казуистичность английского права связана с тем, что прецеденты создаются применительно к конкретному случаю. Между прецедентами нет иерархии. Они фактически главенствуют над законами в том смысле, что закон, не получивший судейского толкования, еще не считается настоящим законом.

Мусульманское право – одна из самостоятельных правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. В настоящее время в мире нет ни одной исламской страны, правовая система которой не испытывала бы влияния норм шариата (определенным исключением является лишь Турция). Вместе с тем ни в одной из указанных стран мусульманское право ныне не является единственной системой действующих правовых норм.

Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат («прямой путь») – это совокупность обращенных к людям обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им через Пророка Мухаммада. Нормы шариата регулируют вопросы поведения мусульман в повседневной жизни в их отношениях между собой и с властью. В шариате религиозная идея очень тесно взаимодействует с правовым началом.

Билет №13

1. Глава государства, его правовой статус. Монарх. Президент.

2. Судебный прецедент и судебная практика как источник права. Статус судебного решения в Российской Федерации.

Ответ: Глава государства — высшее должностное лицо официально занимающее высшую ступень в иерархии институтов государственной власти.

Особенности правового статуса монарха:

· власть монарха непроизводна от какой-либо другой власти, он властвует (ограниченно или абсолютно) по собственному праву и считается источником всей государственной власти;

· все государственное управление осуществляется от имени монарха;

· власть монарха наследственна.

· в случае вакантности престола, малолетства, болезни или длительного отсутствия монарха устанавливается регентство , т.е. правление за монарха (либо единолично, либо - коллегией);

· личность монарха признается неприкосновенной и даже священной;

· уголовное законодательство предусматривает особые составы преступлений, направленные против личности

Наши рекомендации