Правонарушения, посягающие на правила осуществления частной охранной, детективной деятельности.
Незаконное осуществление частной охранной, детективной (сыскной) деятельности (ч. 1 и 2 ст. 20.16). Согласно Закону РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», эти виды деятельности могут осуществляться только при наличии специального разрешения (лицензии) ОВД.
Субъектами правонарушения являются физические, должностные или юридические лица, осуществляющие частную детективную, охранную (сыскную) деятельность. Субъективная сторона выражается в форме умысла.
Осуществление негосударственными образовательными учреждениями подготовки кадров для частной детективной или охранной деятельности без специальной лицензии (ч. 3 ст. 20.16). Негосударственные образовательные учреждения могут осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, при наличии соответствующей лицензии Министерства образования РФ.
Субъектом правонарушения является руководитель негосударственного образовательного учреждения. Субъективная сторона – умысел.
Ответы на теоретические вопросы должны отражать необходимую и достаточную компетенцию слушателей, содержать краткие и четкие формулировки, убедительную аргументацию, доказательность и обоснованность выводов, быть логически выстроены. Для ответа на вопросы необходимо воспользоваться рекомендуемой учебной и научной литературой при использовании соответствующих нормативных правовых актов (в действующих редакциях).
Вопросы для самоконтроля:
1. Классификация административных правонарушений, посягающих на права граждан.
2. Административная ответственность за изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах.
3. Подкуп как способ совершения преступления, предусмотренного ст. 5.16 КоАП РФ.
4. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.
5. Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью.
6. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости.
7. Какие действия (бездействия) образуют незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
8. Наказуемо ли потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача?
9. Ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ.
10.Административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
11.Административная ответственность за производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам.
12.Административная ответственность за проституцию.
13.Дайте классификацию административных правонарушений в области охраны собственности.
14.Назовите критерии оценки хищения как «мелкого».
15.Административная ответственность за самовольное занятие земельного участка.
16.Что понимается под уничтожением специальных знаков?
17.Административная ответственность за самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий.
18.Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума.
19.Уничтожение мест обитания животных. Уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ.
20.Нарушение правил санитарной безопасности в лесах.
21.Нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
22.Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств.
23.Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте.
24.Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов.
25.Невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
26.Невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
27.Общая характеристика административных правонарушений в области дорожного движения.
28.Превышение установленной скорости движения
29.Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения.
30.Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения.
31.правление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена
32.Особенности квалификации административных правонарушений за незаконное осуществление предпринимательской деятельности.
33.Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).
34.Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена.
35.Обман потребителей.
36.Фиктивное или преднамеренное банкротство.
37.Нарушение правил продажи отдельных видов товаров.
38.Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
39.Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках.
40.Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена.
41.Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил.
42.Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин.
43.Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод.
44.Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
45.Незаконное ношение государственных наград.
46.Незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации.
47.Виды административных правонарушений против порядка управления и их общая характеристика.
48.Мелкое хулиганство.
49.Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
50.Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики.
51.Нарушение требований пожарной безопасности.
52.Нарушение требований режима чрезвычайного положения.
53.Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.
54.Появление в общественных местах в состоянии опьянения.
55.Самовольное оставление места отбывания административного ареста.
Рекомендуемая литература
1.Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93) (ред. от 21.07.2014 с изменениями, вступившими в силу с 22.07.2014) // URL: http://www.referent.ru/1/2672.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // URL: http://base.garant.ru/12125267/1/#block_1000.
3. О полиции. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // URL: http://www.referent.ru/.
4. О борьбе с терроризмом: Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // URL: http://base.garant.ru/12145408/.
5. О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации: Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // URL: http://base.garant.ru/10128200/.
6. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // URL: http://base.garant.ru/10105489/1/#block_100.
7. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // URL: http://base.garant.ru/10107960/1/#block_100.
8. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (с изменениями и дополнениями)// URL: http://base.garant.ru/12127578/.
9. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федеральный закон от 19 апреля 2004 г. № 54-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // URL: http://constitution.garant.ru/act/right/12135831/.
10. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (с изменениями и дополнениями) // URL: http://base.garant.ru/12123122/1/#block_100.
11. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // URL: http://base.garant.ru/10164186/1/#block_100.
12. Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе: Федеральный закон от 7 марта 2005 г. № 11-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/337752/.
13. Об оружии: Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // URL: http://base.garant.ru/10128024/.
14. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 (с изменениями и дополнениями) // URL: http://base.garant.ru/10102892/#block_100.
2. Основная литература:
1. Административное право: учебник / Под общ. ред. А.И. Каплунова. – М.: ДГСК МВД России, 2014.
2. Административное право: учебник для бакалавров / А.Б. Агапов – М.: ДГСК МВД России, 2014.
3. Миронов, А. Н. Административное право: учебник / А. Н. Миронов. - М. : ИД ФОРУМ; ИНФРА-М, 2014. - 304 с.
4. Административно-процессуальное право: курс лекций. - М.: ЦОКР МВД России, 2014. - 320 с.
3. Дополнительная литература:
1. Административный процесс: Учебное пособие по дисциплине «Ад-министративно-процессуальное право» цикла ОПД ГОС ВПО для курсантов и слушателей, обучающихся по специальности 030505.65 – правоохранительная деятельность. – Новороссийск, 2012. – 91с.
2. Джемелинский В. А., Палий В. М. Производство по делам об административных правонарушенияхв области общественного порядка и порядка управления, подведомственным полиции: учеб.-практ. пособие / В. А. Джемелинский, С. Н. Марченко, В. М. Палий, Е. А. Сычев. – Краснодар : Краснодар. ун-т МВД России, 2013. – 192 с.
3. Анохина, С.Ю. Особенности возбуждения дела об административном правонарушении, зафиксированном работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- киносъемки, видеозаписи: учебно-методическое пособие / С.Ю. Анохина, Д.А. Газизов, А.В. Мягков.- Барнаул: БЮИ МВД России, 2010. – 39 с.
4. Анохина С. Ю. Образцы материалов дел об административных правонарушениях: учебно-методическое пособие / С. Ю. Анохина. - Барнаул: БЮИ МВД России, 2010.
5. Цуканов, Н. Н. Теория и практика производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого ОВД: монография / Н. Н. Цуканов. - Красноярск : СибЮИ МВД России, 2012. – 288 с.
Тема № 26 «Понятие, задачи, принципы и участники производства по делам об административных правонарушениях».
Общие рекомендации по теме
Основные термины и понятия: производство по делам об административных правонарушениях; виды производства по делам об административных правонарушениях; задачи производства по делам об административных правонарушениях; принципы производства по делам об административных правонарушениях; лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представителя физического лица; законные представители юридического лица; защитник; представитель; свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокурор.
Цели занятия:
1. Учебная (образовательная) – формирование у обучаемых основных фундаментальных теоретических знаний и практических умений в области рассматриваемой темы.
2. Методическая – развитие способности творческого усвоения материала, формирование собственного мнения по различным вопросам, формирование желания к дополнительному изучению отдельных аспектов, касающихся рассматриваемой темы.
3. Воспитательная – воспитание уважения к закону; формирование навыков межличностного общения и сотрудничества.
Слушателям рекомендуется с самого первого занятия настроиться на серьезный подход к изучению дисциплины,проявить максимум усердия и помнить о том что, производство по делам об административных правонарушениях понимается как совокупность осуществляемых органами (должностными лицами) на основе закона процессуальных действий, состоящих в рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях (собственно административная юрисдикция), а также в применении мер административно-процессуального обеспечения.
Общиенормы, регулирующие производство, содержатся в Разделе 4 КоАП РФ. Небольшое число процессуальных норм, дополняющих федеральные правила, содержится в законах субъектов Российской Федерации. К примеру, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации (ч. 6 ст. 28.3 КоАП).
Среди основных элементов производства по делам об административных правонарушениях можно выделить:
задачи производства,
его стадии,
процессуальные сроки,
а также участников производства (тех, кто вступает в правоотношения),
их права и обязанности (процессуальные роли);
виды и условия использования доказательств;
процессуальные результаты производства.
С учетом особенностей осуществления производства по различным категориям дел об административных правонарушениях выделяют четыре основные разновидности данного производства.
Обычное производство по делу – наиболее часто встречающийся вид производства, включающий, как правило, три стадии (исключение оставляет пересмотр постановления и решения по делу), причем действия осуществляются в сроки, установленные в качестве общего правила.
Ускоренное производство по делу предусмотрено применительно к правонарушениям, совершение которых влечет административный арест либо административное выдворение. Оно характеризуется сокращенными сроками рассмотрения дела, направления жалобы и принесения протеста на постановление о назначении данного наказания, рассмотрения жалобы или протеста, а также последующего пересмотра решения (ст. 29.6, 30.2, 30.5, 30.9 КоАП РФ).
Упрощенное производство по делу осуществляется в случаях, когда предупреждение оформляется, а административный штраф налагается и взимается на месте совершения нарушения без составления протокола
(ст. 28.6 КоАП). При этом три стадии (за исключением пересмотра постановления и решения по делу) как бы слиты воедино.
Усложненное производство по делу имеет место при применении комплекса мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, проведении административного расследования (ст. 27.1, 28.7 КоАП РФ), а также наличии третьей стадии – пересмотра постановления и решения по делу. Этот вид производства по делу отличается более высокой продолжительностью по сравнению обычным производством.
Статья 24.1 КоАП гласит, что «Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений».
Принципы производства по делам об административных правонарушениях:
Производство должно осуществляться с соблюдением вытекающих из законодательства принципов. Перечислим наиболее общие из них:
1. Принцип равенствалиц, совершивших административные правонарушения, перед законом.
2. Принцип презумпции невиновности.
3. Принцип осуществления производства по делам об административных правонарушениях на национальном языке населения.
4. Принцип гласности рассмотрения дел.
5. Принцип материальной истины.
6. Принцип самостоятельности принятия решения.
КоАП (в ст. 22.1) определяет три основных вида органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях:
1) судьи (мировые судьи);
2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы в соответствии с их полномочиями и задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:
1) мировыми судьями;
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;
4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.
К участниками производства по делам об административных правонарушенияхявляются:
– лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 25.1);
– потерпевший (ст. 25.2);
– законные представители физического лица (ст. 25.3);
– законные представители юридического лица (ст. 25.4);
– защитник и представитель (ст. 25.5);
– свидетель (ст. 25.6);
– понятой (ст. 25.7);
– специалист (ст. 25.8);
– эксперт (ст. 25.9);
– переводчик (ст. 25.10);
– прокурор (ст. 25.11).
Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте понятие «производство по делам об административных правонарушениях».
2. Назовите основные элементы производства по делам об административных правонарушениях.
3. Назовите виды производства по делам об административных правонарушениях.
4. Раскройте задачи производства по делам об административных правонарушениях.
5. Что такое всесторонность рассмотрения обстоятельств дела?
6. Что такое полнота рассмотрения обстоятельств дела?
7. Что такое объективность?
8. Что такое своевременность?
9. Что такое законность?
10. Назовите принципы производства по делам об административных правонарушениях.
11. Раскройте принцип равенства?
12. Раскройте принцип осуществления производства по делам об административных правонарушениях на национальном языке населения?
13. Раскройте принцип гласности рассмотрения дел?
14. Раскройте принцип материальной истины?
15. Раскройте принцип самостоятельности принятия решения?
16. Назовите органы (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
17. Назовите органы (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ.
18. Назовите участников производства по делам об административных правонарушениях.
Рекомендуемая литература:
1.Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93) (ред. от 21.07.2014 с изменениями, вступившими в силу с 22.07.2014) // URL: http://www.referent.ru/1/2672.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // URL: http://base.garant.ru/12125267/1/#block_1000.
3. О полиции. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // URL: http://www.referent.ru/.
4. О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию Приказ МВД от 5 мая 2012 г. № 403 // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12078392/.
5. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения Приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. № 185 (с изменениями и дополнениями) // URL: http://base.garant.ru/12167826/.
6. Об исполнительном производстве. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // URL: http://base.garant.ru/12156199/1/#block_10000.
2. Основная литература:
1. Административное право: учебник / Под общ. ред. А.И. Каплунова. – М.: ДГСК МВД России, 2014.
2. Административное право: учебник для бакалавров / А.Б. Агапов – М.: ДГСК МВД России, 2014.
3. Миронов, А. Н. Административное право: учебник / А. Н. Миронов. - М. : ИД ФОРУМ; ИНФРА-М, 2015. - 304 с.
4. Административно-процессуальное право: курс лекций. - М.: ЦОКР МВД России, 2014. - 320 с.
3. Дополнительная литература:
1. Административный процесс: Учебное пособие по дисциплине «Ад-министративно-процессуальное право» цикла ОПД ГОС ВПО для курсантов и слушателей, обучающихся по специальности 030505.65 – правоохранительная деятельность. – Новороссийск, 2012. – 91с.
2. Джемелинский В. А., Палий В. М. Производство по делам об административных правонарушенияхв области общественного порядка и порядка управления, подведомственным полиции: учеб.-практ. пособие / В. А. Джемелинский, С. Н. Марченко, В. М. Палий, Е. А. Сычев. – Краснодар : Краснодар. ун-т МВД России, 2013. – 192 с.
3. Исполнительное производство как форма реализации судебных решений: монография /А.С. Бегзадян., к.ю.н.– Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2012. – 137 с.
4. Анохина, С.Ю. Особенности возбуждения дела об административном правонарушении, зафиксированном работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- киносъемки, видеозаписи: учебно-методическое пособие / С.Ю. Анохина, Д.А. Газизов, А.В. Мягков.- Барнаул: БЮИ МВД России, 2010. – 39 с.
5. Анохина С. Ю. Образцы материалов дел об административных правонарушениях: учебно-методическое пособие / С. Ю. Анохина. - Барнаул: БЮИ МВД России, 2010.
6. Отдельные институты административного права: учебное пособие / В.В. Грицай, А.Ю. Колинько, А.Д. Тамазова. – Краснодар: КрУ МВД России, 2012.
7. Государственное управление в сферах и отраслях: учебное пособие / А.Д. Болехивская, А.Ю. Колинько. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2010. – 483 с.
8. Цуканов, Н. Н. Теория и практика производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого ОВД: монография / Н. Н. Цуканов. - Красноярск : СибЮИ МВД России, 2012. – 288 с.
Тема № 27 «Стадии производства по делам об административных правонарушениях»
Общие рекомендации по теме
Основные термины и понятия: производство по делам об административных правонарушениях; задачи производства об административных правонарушениях; стадии производства об административных правонарушениях; процессуальные сроки; участники производства об административных правонарушениях; права и обязанности (процессуальные роли); виды и условия использования доказательств; процессуальные результаты производства; возбуждение производства по делу об административном правонарушении; административное расследование; рассмотрение дела об административном правонарушении; пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях; исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
Цели занятия:
1. Учебная (образовательная) – формирование у обучаемых основных фундаментальных теоретических знаний и практических умений в области рассматриваемой темы.
2. Методическая – развитие способности творческого усвоения материала, формирование собственного мнения по различным вопросам, формирование желания к дополнительному изучению отдельных аспектов, касающихся рассматриваемой темы.
3. Воспитательная – воспитание уважения к закону; формирование навыков межличностного общения и сотрудничества.
Слушателям рекомендуется с самого первого занятия настроиться на серьезный подход к изучению дисциплины,проявить максимум усердия и помнить о том, что Возбуждение дела, являясь начальной стадией производства, представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование и квалификацию. На этой стадии создаются предпосылки для объективного и быстрого рассмотрения дела, применения к виновному предусмотренных законом мер воздействия.
Поводами для начала производства по делу могут быть сообщения, заявления граждан и юридических лиц, средств массовой информации, материалы, поступившие из правоохранительных и иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также непосредственное обнаружение неправомерного деяния уполномоченным должностным лицом.
Последний повод отличается от других тем, что вопрос о возбуждении административного дела решается по инициативе лиц, осуществляющих административный надзор. Здесь нет внешнего побудительного начала, толчка к тому, чтобы эти лица занялись решением вопроса. Данный повод имеет некоторые особенности. Во-первых, непосредственное усмотрение как известное действие нигде не фиксируется, поэтому не всегда поддается контролю. Во-вторых, предположение о правонарушении возникает лишь в сознании уполномоченного лица. В случае неподтверждения этого предположения нет необходимости официально опровергать его вынесением какого-либо специального документа.
Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после его выявления.
В случае необходимости выяснения дополнительных обстоятельств либо данных о физическом или юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
При проведении административного расследования протокол составляется после его окончания. При этом срок расследования не может превышать одного месяца. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен до одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил, а также правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего – до шести месяцев.
Правом составления протоколов о правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, наделены должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 Кодекса.
Помимо этого, протоколы об административном правонарушении вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с возложенными на них задачами и функциями. Их перечень указан в ст. 28.3 КоАП РФ.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами РФ.
Завершающим этапом первой стадии производства по делам об административных правонарушениях является направление материалов по подведомственности, поскольку субъект, возбудивший дело, часто неправомочен налагать административные наказания. Протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать соответствующую категорию дел, в течение суток с момента составления. Протокол о правонарушении, за совершение которого может быть назначен административный арест либо административное выдворение, направляется судье немедленно после его составления.
Рассмотрение дела является центральной стадией по делам об административных правонарушениях. Ее сущность состоит в том, что наделенные юрисдикционными полномочиями органы и должностные лица рассматривают материалы об административном правонарушении и принимают решение о виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу, и определяют меру наказания.
По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Но из этого правила есть исключения.
По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
В случае проведения административного расследования дело рассматривается по месту нахождения органа, проводившего расследование.
Дела, подведомственные комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, рассматриваются по месту жительства нарушителя.
Согласно ст. 29.6 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматриваются в 15-дневный сроксо дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
В некоторых случаях предусмотрены более короткие сроки. Так, материалы о нарушении избирательного законодательства рассматриваются в пятидневный срок.
Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи сутокс момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Дела об административных правонарушениях, влекущих назначение административного ареста либо административного выдворения, рассматриваются в день получения протокола и других материалов, а в отношении лиц, подвергнутых административному задержанию - не позднее 48 часовс момента их задержания.
В случае получения ходатайства от участников производства по делу либо при необходимости дополнительного выяснения обстоятельств совершенного правонарушения срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, должностным лицом, но не более чем на один месяц.
Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Пересмотр постановления по делу об административном правонарушении является факультативной стадией производства по делам об административных правонарушениях, поскольку лишь определенное, незначительное количество рассмотренных дел об административных правонарушениях проходит эту стадию административного производства.
Право обжалования постановления по делу об административном правонарушении закреплено в ст. 30.1 КоАП РФ. Оно представляет собой одну из форм участия граждан РФ в государственном управлении и служит восстановлению нарушенных прав граждан, способствует выявлению и устранению недостатков в деятельности органов административной юрисдикции.
В соответствии с законодательством обжалованию подлежат постановления любого органа административной юрисдикции.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается гражданином лишь в письменной форме и может затрагивать любые вопросы, связанные с производством по административному правонарушению. Правом подачи жалобы преимущественно пользуются лица, в отношении которых вынесено постановление о назначении административного наказания, потерпевшие. В то же время данное право может быть реализовано и другими участниками производства, а именно: законными представителями (родители, усыновители, опекуны, попечители и т.п.), защитником и представителем.
Ответы на теоретические вопросы должны отражать необходимую и достаточную компетенцию слушателей, содержать краткие и четкие формулировки, убедительную аргументацию, доказательность и обоснованность выводов, быть логически выстроены. Для ответа на вопросы необходимо воспользоваться рекомендуемой учебной и научной литературой при использовании соответствующих нормативных правовых актов (в действующих редакциях).
Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте понятие «производство по делам об административных правонарушениях».
2. В чем заключается возбуждение дела об административном правонарушении?
3. Что является поводом для начала производства по делу?
4. Когда составляется протокол об административном правонарушении?
5. Что подлежит установлению на стадии возбуждения дела об административном правонарушении?
6. Раскройте обстоятельства, имеющие непосредственное значение для решения вопроса о наличии или отсутствии состава правонарушения?
7. Раскройте обстоятельства, находящиеся за рамками состава правонарушения, но имеющие значение для индивидуализации ответственности?
8. Назовите сроки направления материалов дела по подведомственности.
9. Раскройте содержание и сущность стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях.
10. Назовите сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях.
11. Какие вопросы выясняются в ходе подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении?
12. Раскройте сущность стадии пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
Рекомендуемая литература
1.Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93) (ред. от 21.07.2014 с изменениями, вступившими в силу с 22.07.2014) // URL: http://www.referent.ru/1/2672.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // URL: http://base.garant.ru/12125267/1/#block_1000.
3. О полиции. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // URL: http://www.referent.ru/.
4. О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию Приказ МВД от 5 мая 2012 г. № 403 // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12078392/.
5. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения бе