Административные правонарушения в области связи и информации сосредоточены в главе 13 КоАП РФ.
Непосредственным объектом административных правонарушений, совершаемых в сфере связи, являются отношения, посягающие на правила и порядок: установки и эксплуатации узла проводного вещания (ст. 13.1); подключения к сети электрической связи оконечного оборудования (ст. 13.2); проектирования, строительства, изготовления, приобретения, установки, эксплуатации, регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (ст. 13.3, 13.4); охраны линий или сооружений связи (ст. 13.5); предоставления несертифицированных услуг связи (ст. 13.6); проектирования, строительства, эксплуатации сетей и сооружений связи (ст. 13.7-13.9).
Непосредственным объектом административных правонарушений, совершаемых в сфере информации, являются отношения, посягающие на правила и порядок: изготовления государственных знаков почтовой оплаты, международных ответных купонов; правила использования клише франкировальных машин (ст. 13.10); сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11); защиты информации (ст. 13.12-13.14) и т.д.
Объективная сторона административных правонарушений, совершаемых в области связи, проявляется как в действии (например, ст. 13.1 - самовольная установка или эксплуатация узла проводного вещания), так и в бездействии (ст. 13.7 - несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи).
Для административных правонарушений, совершаемых в сфере информации, характерна активная форма действий (напр., ст. 13.14 - разглашение информации с ограниченным доступом; ст. 13.13 - занятие видами деятельности в области защиты информации без специального разрешения; ч. 4 ст. 13.5 - несоблюдение должностными лицами требований нормативных документов об обеспечении бесперебойной работы линий передач, трактов, каналов, предоставленных для нужд управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка и т. д.).
Объективная сторона административных правонарушений, совершаемых в области связи и информации, характеризуется наличием общих (деяние в форме действия или бездействия, причинная связь между деянием и наступившими последствиями) и факультативных квалифицирующих признаков.
Субъектами нарушений в сфере связи и информации могут быть как граждане, так и должностные и юридические лица. К ним могут быть применены административные наказания в виде предупреждения, штрафа, конфискации.
Субъективная сторона деяний, совершаемых в сфере связи и информации, может быть представлена в форме как умысла, так и неосторожности. При этом составы рассматриваемых нарушений не содержат в качестве квалифицирующих признаков указания на ту или иную форму вины, что влечет за собой отсутствие необходимости ее доказывания при квалификации.
КоАП РФ закрепляет составы административных правонарушений, охраняющих институты государственной власти и установленный порядок управления и юрисдикционные полномочия должностных лиц и сотрудников полиции. В главах 17 и 19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за посягательство на институты государственной власти и установленный порядок управления.
Юрисдикционные полномочия должностных лиц и сотрудников полиции – это права и обязанности направленные на составление протоколов об административных правонарушениях по ст.ст. 17.1 – 17.3, 17.7, 17.9-17.13, 19.1-19.7, 19.11-19.24, 19.26 – 19.27 КоАП РФ, а также полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях по ст. ст. 19.1 19.2, 19.15, 19.22, 19.24 КоАП РФ. Однако, главы 17 и 19 КоАП РФ характеризуются: объектом, объективной стороной, субъектом и субъективной стороной.
Общим объектом административных правонарушений глав 17 и 19 КоАП РФ являются урегулированные нормами права общественные отношения, направленные на реализацию полномочий государственной власти, а также прав и обязанностей граждан, должностных лиц, юридических лиц.
Объективная сторона административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти и установленный порядок управления, выражена в форме действия или бездействия.
К действию относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица, юридические лица.
Субъективная сторона правонарушений заключается как в умысле, так и в неосторожности.
В связи с общей характеристикой административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти и установленный порядок управления, административные правонарушения глав 17 и 19 КоАП РФ подлежат классификации, критерием для которой является «институт государственной власти» и «институт управления».