Административные правонарушения в области охраны собственности
Административные правонарушения в области охраны собственности представляют собой наказуемые в административном порядке виновные противоправные деяния, которые посягают на принадлежность материальных благ соответствующим собственникам, а равно нарушают требования по обеспечению их сохранности.
Административные правонарушения в области охраны собственности сформированы в гл. 7 КоАП РФ. Общим объектом для включенных в названную главу составов правонарушений являются отношения собственности.
Видовым объектом выступает та форма собственности, в которой находится имущество: государственная, муниципальная, частная. Кроме того выделяют дополнительные ее формы: собственность общественных и религиозных объединений, фондов, собственность иностранных государств и международных организаций, смешанные формы собственности.
Предметом административных правонарушений в области охраны собственности выступают вещи и результаты интеллектуальной деятельности.
Объективная сторона административного правонарушения в области охраны собственности – это деяние, которое выражается, как правило, в форме действия (хищение, завладение, уничтожение, незаконное использование и т.д.) Однако часть правонарушений совершается в форме бездействия, уклонения от исполнения обязательств (ст.ст. 7.13, 7.22, 7.23, 7.25, 7.26, 7.29, 7.30 КоАП РФ).
Субъектамиадминистративных правонарушений в области охраны собственности являются следующие три категории:
1) граждане, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста административной ответственности и вменяемые. 2) должностные лица, которые могут быть привлечены к ответственности за совершение противоправные деяния в связи неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. 3) юридические лица, которые несут ответственность по ст. 7.22 (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений) и ст. 7.23 (нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами).
В остальных случаях субъектами правонарушений против собственности выступают как граждане, так и должностные и юридические лица.
С субъективной стороны правонарушения против собственности – это деяния в большинстве своем совершенные умышленно. Виновное лицо должно осознавать противоправный характер своих действий или бездействия, предвидеть их вредные последствия, но, несмотря на это, стремится осуществить такое поведение, желая получить для себя определенные имущественные блага, соответствующую материальную выгоду.
Административное экологическое правонарушение – это противоправное виновное действие или бездействие физического или юридического лица, посягающее на конституционное право каждого человека на благоприятную окружающую среду, в том числе причиняющее вред окружающей среде (содержащее реальную угрозу такого причинения), за которое КоАП РФ или законом субъекта предусмотрена административная ответственность.
Все составы экологических правонарушений могут быть разделены на 4 группы.
В первую входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение общих эколого-правовых требований, действующих в отношении всех или большинства институтов экологического права. К их числу относятся: нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4), сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5).
Во вторую группу входят составы (довольно многочисленную), устанавливающие ответственность за нарушение правил по охране отдельных компонентов природной среды (природных ресурсов). к ним относятся: порча земель (ст. 8.6), нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13), нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21), нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31), уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35) и ряд других составов.
В третью группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение правового режима территорий с особым эколого-правовым статусом. к таким составам относятся: нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования (ст. 8.12), нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39).
В четвертую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности (в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и т.д.). В их числе – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2), нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3), эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.23), нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы (ст. 8.40) и т.д.
Объектом рассматриваемых правонарушений будут выступать общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Объективная сторона может выражаться как в форме действия (ст. 8.6. порча земель), так и в форме бездействия (ст. 8.7. невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв), т.е. невыполнения предусмотренных законодательством обязанностей.
Субъект— лицо, достигшее 16 лет, должностное лицо, либо юридическое лицо.
Субъективная сторона правонарушений гл. 8 характеризуется как умыслом (ст. 8.5. сокрытие или искажение экологической информации), так и неосторожностью.
Административные правонарушения, совершаемые на транспорте, предусмотрены в главе 11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объектомадминистративных правонарушений, совершаемых на транспорте, являются отношения по обеспечению правил безопасности движения на железнодорожном, водном транспорте; безопасности полетов на воздушном транспорте; эксплуатации, охраны автомобильных дорог и дорожных сооружений; а также отношения в сфере международных автомобильных перевозок.
Объективная сторона— это деяние, которое выражается как в действии, так и бездействии. Бездействие характерно для таких составов, как, например: неисполнение землепользователями участков, прилегающих к полосам отвода автомобильных дорог, в пределах населенных пунктов на дорогах федерального значения обязанностей по устройству, ремонту или регулярной очистке пешеходных дорожек (ст. 11.22 КоАП РФ); уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленном порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ч. 2 ст. 11.9 КоАП РФ). Медицинскому освидетельствованию подлежат водители транспортных средств, в отношении которых согласно критериям, установленным Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 № 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования но состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством».
Субъектами административных правонарушений, совершаемых на транспорте, являются следующие три категории лиц:
1) должностные лица. За совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 11 КоАП РФ, могут быть привлечены к ответственности только те должностные лица, которые совершили противоправные деяния в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей в сфере транспорта (ст. 2.4 КоАП РФ).
2) юридические лица могут быть привлечены к ответственности за совершение следующих деяний: ст. 11.4 КоАП РФ (нарушение правил использования воздушного пространства); ст. 11.20 КоАП РФ (пуск в эксплуатацию магистральных трубопроводов с техническими неисправностями); ст. 11.22 КоАП РФ (нарушение землепользователями правил охраны автомобильных дорог или дорожных сооружений).
3) граждане, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет, могут быть привлечены к ответственности за следующие правонарушения: ст. 11.18 КоАП РФ (безбилетный проезд); ст. 11.14 КоАП РФ (нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных и тяжеловесных грузов); ст. 11.17 КоАП РФ (нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте — например, курение, выбрасывание мусора за борт и т. д.). Можно обозначить три категории субъектов ответственности — физических лиц: 1) лица, не имеющие права управления судном (ст. 11.8 КоАП РФ); 2) работники промышленного железнодорожного транспорта (ст. 11.2 КоАП РФ); 3) судоводители или иные лица, управляющие маломерным судном и судном на морском, внутреннем водном транспорте (ст. 11.7 КоАП РФ), в том числе в состоянии опьянения (ст. 11.9 КоАП РФ); а также водители автотранспортных средств (ст. 11.25 - 11.29 КоАП РФ).
Субъективная сторонапредставляет собой внутреннее отношение субъекта ответственности к совершенному им правонарушению и характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Административные правонарушения на транспорте могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.