Правовое регулирование: понятие, приемы, виды
Одной из основных социальных функций права является регулирование общественных отношений. Потребность общества в правовом регулировании существует объективно, так как сложные социальные связи и отношения всегда требуют своего упорядочения и регулирования. Характер цивилизованных форм общения, присущих современному обществу, необходимость правовой формы обеспечения свободы граждан, их инициативы обусловливают установление юридических форм для регулирования общественных отношений в сложной системе социальной жизни. Поэтому в системе социальной регуляции юридические средства организации поведения и деятельности участников общественных отношений имеют определяющее значение, так как господство права в общественных отношениях способствует стабильному функционированию общества и его гармоничному развитию.
Правовое регулирование общественных отношений имеет прогрессивную, созидательную роль в общественной жизни, так как упорядоченность, урегулированность сложных социальных связей позволяет как обществу в целом, так и отдельной личности творчески развиваться и совершенствоваться.
Правовое регулирование – это осуществляемая с помощью системы юридических средств и приемов деятельность субъектов права в целях упорядочения общественных отношений и их прогрессивного развития. Регулируя поведение, право тем самым регулирует и те отношения, в которых находятся субъекты, обладающие правами и обязанностями. Правовое регулирование всегда вводит фактические отношения в определенные рамки, упорядочивает, стабилизирует, ставит их под защиту государства.
Правовое регулирование имеет свои специфические особенности, которые зависят, во-первых, от характера и содержания регулируемых общественных отношений и, во-вторых, от юридических средств и методов воздействия на поведение участников социальных отношений.
Правовое регулирование осуществляется в двух основных формах – при помощи правоотношений и вне их. Вне правоотношений правовое регулирование связано с реализацией всеобщих и абсолютных прав, всеобщих юридических обязанностей, объем которых точно предусмотрен законом или иным источником права. Правовые отношения являются специфической разновидностью общественных отношений и особой формой правового регулирования. Когда правовое регулирование происходит в правовых отношениях, то состав участников, обладающих взаимными правами и обязанностями, известен. Объем субъективных прав и
юридических обязанностей, их характер не вытекают прямо из закона, а во многом зависят от юридического факта и часто от волеизъявления сторон8.
Процесс правового регулирования предполагает систему взаимосвязанных между собой юридических форм, методов и средств, с помощью которых осуществляются регулирование общественных отношений и воздействие на поведение участников социальных отношений.
В юридической литературе, когда речь идет о правовом регулировании общественных отношений, очень часто используется (применяется) термин «механизм правового регулирования», который понимается шире, чем сам процесс правового регулирования. Механизм правового регулирования рассматривается как единство всех юридических средств, с помощью которых осуществляются регулирование общественных отношений и удовлетворение интересов субъектов права. В систему этого механизма включают: нормы права, правоотношения, правосознание, правовую культуру, акты применения права, правовые стимулы и правовые ограничения.
Процесс правового регулирования общественных отношений охватывает, с одной стороны, деятельность государства, которая связана с установлением юридических норм. Устанавливая общеобязательные правила поведения, обязательные как для граждан, так и для должностных лиц, органов государственной власти, законодательство тем самым вносит упорядоченность и определенность в общественные отношения. С другой стороны — это деятельность органов государственной власти, связанная с определением правовых методов и средств по регулированию социальных отношений. Следовательно, содержанием правового регулирования является деятельность органов государственной власти, связанная с установлением определенных юридических средств и методов по организации поведения и деятельности индивидов и их организаций в целях обеспечения прав и свобод личности, нормального функционирования гражданского общества и его институтов.
На характер и содержание правового регулирования общественных отношений влияют различные факторы социальной жизни – уровень культуры общества, исторические традиции общественной жизни, менталитет нации (народа), характер и развитость институтов правовой системы, особенности регулируемых правом общественных отношений.
Эффективность действия права в целом зависит, во-первых, от правильного определения той сферы социальной деятельности, которая требует правового упорядочения и регулирования, и, во-вторых, от правильного выбора юридических средств и методов правового регулирования общественных отношений. Круг общественных отношений, регулируемых правом, очень широк, т. е. сферу правового регулирования общественных отношений составляют: отношения, складывающиеся в области производства, распределения и потребления материальных благ;
8 Явич Л. С. Общая теория права. Л., 1976. С. 206.
политические отношения, связанные с деятельностью политических институтов и порядком их организации; семейные отношения, связанные с регистрацией и расторжением брака, с осуществлением прав и обязанностей супругов, родителей и детей, алиментными обязательствами членов семьи; отношения в сфере управления обществом и отношения по предотвращению и пресечению нарушений общественного порядка, отношения по осуществлению конституционных прав и свобод человека и гражданина, отношения в сфере природоохранительной деятельности и другие.
Сферу правового регулирования составляют три группы общественных отношений – имущественные, управленческие и обеспечение общественного порядка. Другие общественные отношения подпадают под правовое регулирование тогда и постольку, когда и поскольку они носят имущественный, управленческий или охранительный характер9. Круг общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, и составляют предмет правового регулирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, приемы и средства юридического воздействия на поведение участников этих отношений. Специфика юридического воздействия указывает на метод правового регулирования общественных отношений. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос о том, что регулируется правом, то метод правового регулирования указывает на то, как регулируются эти общественные отношения.
В общественной жизни очень важно определить динамику развития сферы правового регулирования с тем, чтобы вовремя предвидеть тенденцию развития правовых институтов и определить социальную обусловленность права.
Посредством правового регулирования поведение участников общественных отношений вводится в определенные рамки, соответствующие содержанию права. Государство, закрепляя определенные правила поведения в правовых нормах, регламентирует действия субъектов права посредством установления их субъективных прав и юридических обязанностей. Тем самым право регулирует сложившиеся общественные отношения с помощью дозволений, запретов и предписаний, характер которых получает отражение в содержании правовых норм.
В правовых нормах содержится информация о возможном и должном поведении, т. е. формулируется логическая и вербальная модель будущего поведения субъектов права. А в процессе реализации права эта модель превращается в реальные правовые отношения. Таким образом, мы видим, что предписания правовых норм превращаются в реальные фактические отношения в процессе их реализации субъектами права.
В процессе реализации предписаний правовых норм немаловажное значение имеет внутренняя мотивация поведения участников общественных отношений, так как от мотивации во многом зависит содержательная сторона поведения субъектов правоотношений. Характер мотивации поведения личности во многом определяется теми субъективными правами и юридическими обязанностями и ограничениями10, которые содержатся в юридических нормах. Многие правовые нормы содержат в себе стимулы и ограничения, прямо указывающие на характер поведения участников общественных отношений.
Регулирование общественных отношений законодатель осуществляет с помощью определенных методов (приемов и средств) правового воздействия. Метод правового регулирования показывает, как регулируются общественные отношения, какими приемами и средствами обеспечиваются и выполняются предписания правовых норм. Поэтому под методом правового регулирования понимается система юридических приемов, средств, способов воздействия на поведение индивидов, определяемых характером регулируемых общественных отношений. Содержание метода правового регулирования заключается в том, что нормы права воздействуют на общественные отношения в зависимости от того, каков характер правил поведения, закрепленных в диспозициях юридических норм.
О разделении методов правового регулирования на императивный (авторитарный) и диспозитивный (автономный) см. в главе 12.
Правовое регулирование осуществляется с помощью определенных правовых стимулов (дозволения, поощрения, льготы) и правовых ограничений (это прежде всего запреты, а также юридические обязанности и меры наказания, содержащиеся в санкциях правовой нормы). Устанавливая определенные правила поведения, законодатель тем самым предписывает участникам общественных отношений, каким образом им следует поступать или же воздерживаться от совершения определенных действий, т. е. как строить свое поведение в социальном общении (действиях или бездействии).
Правовые стимулы – это побудительные факторы правомерного поведения личности, направленные на удовлетворение своих жизненных интересов, в которых заключена их социальная ценность. Правовые ограничения – это сдерживающие факторы от неправомерных действий. С помощью правовых ограничений государство устанавливает те правовые границы (рамки), в пределах которых не допускается возникновение правовых конфликтов, а если таковые имеются, то принимаются меры по возможному их ограничению и устранению. Правовые ограничения связаны с неблагоприятными последствиями, направленными на сдерживание противоправных деяний со стороны субъектов правоотношений.
Воздействие на волю и сознание людей с помощью правовых стимулов и ограничений способствует эффективности правового регулирования общественных отношений, установлению прочной правозаконности и стабильному правопорядку.
10 Более подробно о правовых стимулах и ограничениях можно узнать в работе: Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994.
Различают следующие виды (формы) правового регулирования: • запрет (так не поступайте); • дозволение – управомоченная форма (поступайте как сочтете нужным);
• предписание ( поступайте только так). Запрет – это возложение обязанностей воздерживаться от
определенных действий. При запрете свобода поведения субъектов права начинается за пределами предписаний, заключенных в правовой норме. Запрет как метод правового регулирования используется, как правило, в нормах административного и уголовного законодательства. В этих нормах содержится перечисление запрещенных действий. Именно эти действия образуют составы административных правонарушений и уголовных преступлений. За пределами этих запретов, заключенных в нормах административного и уголовного законодательства, субъекты права свободны в своем поведении. В имущественных отношениях субъекты права, как правило, связаны только запретами, в остальном они обладают свободой волеизъявления.
Дозволения – управомоченная форма правового регулирования. Эта форма выражается в предоставлении участнику правовых отношений определенных субъективных прав, т. е. в делегировании комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью). В дозволениях заключено правило: «поступайте как сочтете нужным». Дозволения – это приемы диспозитивного регулирования общественных отношений. При дозволении участники общественных отношений свободны поступать так, как считают нужным. При этом поведение субъектов правоотношений не должно выходить за рамки правовых границ – той меры свободы, которая не нарушает свободу других субъектов права. Диспозитивное регулирование общественных отношений выражается формулой: «Все, что не запрещено законом, – дозволено».
Предписание как форма правового регулирования обязывает совершение определенных действий (например, граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы РФ, собственник жилого дома обязан платить налоги). Предписание – прием императивного регулирования общественных отношений. Оно выражается формулой: «Все, что не разрешено, – запрещено». В правовых предписаниях устанавливаются правила поведения, т. е. то, каким образом следует поступать субъектам права. Если имеются отклонения от такого поведения, то для этого субъекта правоотношений могут наступить нежелательные правовые последствия.
В теории права выделяют также следующие основные типы правового регулирования: общедозволительный и запретительный. Общедозволительный тип выражается формулой: «Разрешено все, что не запрещено законом». Данный тип применяется при осуществлении индивидом своих субъективных прав и свобод. Запретительный тип
выражается формулой: «Запрещено все, что не разрешено законом». Запретительный тип применяется в деятельности органов государственной власти, должностных лиц. В своей деятельности они имеют право только на то, что прямо указано в законодательных актах, т. е. круг их полномочий четко очерчен в нормативно-правовых актах.
В определении характера правового регулирования определяющая роль принадлежит природе регулируемых общественных отношений. Так, для частноправовых отношений характерен диспозитивный метод правового регулирования. Правовые нормы, регулирующие эти отношения, обычно носят дозволительный характер. А публично-правовым отношениям присущ метод императивного характера, и нормы этих отраслей законодательства содержат запреты или же предписания, в которых указывается, как нужно вести себя.
Вопросы о методах и средствах правового регулирования общественной жизни имеют не только теоретическую, но и практическую значимость. Чтобы сделать правовое регулирование наиболее эффективным и способствующим прогрессу общественной жизни, необходимо, чтобы юридические средства соответствовали содержанию регулируемых отношений. Как писал русский юрист Е. Н. Трубецкой, при создании и развитии права необходимо учитывать два фактора: с одной стороны, исторический опыт правовой жизни общества, а с другой – идеи разумного воздействия на социальные процессы, и тогда будут подобраны наиболее эффективные методы и способы правового регулирования11.
Выделяются следующие стадии правового регулирования. Во-первых, установление общеобязательных правил поведения в законодательных актах государства. При этом определяются правовой статус субъектов и круг регулируемых правом общественных отношений. Во-вторых, непосредственное осуществление права. На этой стадии реализуются, воплощаются в жизнь права и обязанности конкретных субъектов правоотношений.
К основным стадиям относятся: стадия общего действия норм права, стадия возникновения субъективных прав и обязанностей и стадия реализации субъективных прав и обязанностей. К дополнительной стадии относится стадия применения права.
Стадияобщего действия норм права является начальной стадией процесса правового регулирования (при его узкой трактовке). На этой стадии правовое регулирование носит самый общий характер и выражается в упорядочении не конкретных (единичных) общественных отношений, а тех или иных их видов. Нормы права, являясь правилами поведения общего характера, рассчитаны не на единичные отношения, а на неопределенное множество типичных отношений. Поэтому, вступив в силу, они распространяют свое действие, прежде всего, на соответствующие виды общественных отношений, подчиняя их единому общему порядку. Они определяют: кто может быть участником (субъектом) данного вида общественных отношений; какие юридические права и обязанности эти субъекты могут иметь; при каких условиях, обстоятельствах данные права и обязанности у субъектов могут возникнуть; какие неблагоприятные последствия ожидают субъектов в случае злоупотребления ими своими юридическими правами, неисполнения ими своих юридических обязанностей и вообще отступления от того, что предписано правовыми нормами.
Общее действие норм права – это по сути своей нормативный уровень правового регулирования, на котором происходит упорядочение тех или иных видов общественных отношений и возникновение в связи с этим так называемых общих правоотношений. Однако правовое регулирование не сводится к упорядочению только видов общественных отношений. В процессе правового регулирования осуществляется упорядочение также конкретных, единичных общественных отношений. Поэтому всякий раз, когда осуществляется упорядочение конкретных общественных отношений, происходит переход с нормативного уровня правового регулирования на его индивидуальный уровень. Этот переход связан, как правило, с вступлением правового регулирования в стадию возникновения субъективных прав и обязанностей, которая является второй основной стадией процесса правового регулирования.
Стадиявозникновения субъективных прав и обязанностейхарактеризуется возникновением у конкретных субъектов (участников конкретных общественных отношений) конкретных юридических прав и обязанностей, которые в юриспруденции принято называть субъективными. Юридические права и обязанности, закрепленные в нормах права, при наличии обстоятельств, предусмотренных этими же нормами (гипотезами этих норм) и именуемых юридическими фактами, становятся субъективными правами и обязанностями, поскольку начинают принадлежать конкретным субъектам – участникам конкретных общественных отношений. В этой связи вторая стадия процесса правового регулирования связана с возникновением конкретных правоотношений, в которых регулирующую роль выполняют субъективные права и обязанности, ибо они выступают в качестве меры возможного (субъективное право) и должного (субъективная обязанность) поведения.
После возникновения субъективных прав и обязанностей и соответственно конкретных правоотношений процесс правового регулирования переходит обычно в третью основную и заключительную стадию – стадиюреализации субъективных прав и обязанностей.Реализация субъективных прав и обязанностей получает свое выражение в поведении участников конкретных правоотношений. Реализуя свои субъективные права, участники конкретных правоотношений совершают дозволенные нормами права действия, а, реализуя свои обязанности, либо совершают предписанные нормами права действия, либо воздерживаются от действий, запрещенных нормами права.
При регулировании конкретных общественных отношений процесс правового регулирования нередко проходит еще одну стадию – стадиюприменения права.Под применением права принято понимать деятельность государственных (в некоторых случаях и негосударственных) органов и организаций, связанную с конкретизацией (индивидуализацией) предписаний правовых норм, которая оформляется официальным документом, именуемым актом применения права. Акт применения права, конкретизируя предписания правовых норм, определяет меру возможного или должного поведения участников конкретных правоотношений, т. е. их субъективные права или обязанности, а также обеспечивает реализацию этих прав или обязанностей.
Необходимость в стадии применения права возникает в двух основных случаях: во-первых, когда субъективные права и обязанности, а, следовательно, и конкретные правоотношения, не могут возникнуть без правоприменительной деятельности и, во-вторых, когда необходимо обеспечить реализацию субъективных прав и обязанностей при помощи мер государственного принуждения. В первом случае стадия применения права вклинивается между первой и второй основными стадиями процесса правового регулирования, во втором – между второй и третьей. Поскольку процесс правового регулирования конкретных общественных отношений проходит стадию применения права не всегда, эта стадия и считается дополнительной, или факультативной.
В связи с тем, что правовое регулирование общественных отношений может проходить либо три, либо четыре стадии, можно выделить три модели процесса правового регулирования (при его узкой трактовке). Первая модель имеет три стадии: стадию общего действия норм права, стадию возникновения субъективных прав и обязанностей и стадию реализации субъективных прав и обязанностей. Вторая модель имеет четыре стадии: стадию общего действия норм права, стадию применения права, стадию возникновения субъективных прав и обязанностей и стадию реализации субъективных прав и обязанностей. Третья модель имеет тоже четыре стадии: стадию общего действия норм права, стадию возникновения субъективных прав и обязанностей, стадию применения права и стадию реализации субъективных прав и обязанностей.