Общая характеристика Участники производства.
Для обеспечения обоснованного, справедливого привлечения нарушителей к административной ответственности и назначения административных наказаний большое значение имеет определение круга государственных органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать и решать дела об административных правонарушениях.
В соответствии с действующим законодательством применять нормы права по одному и тому же делу об административном правонарушении могут несколько правоприменительных органов. Нередко дело передается от одного органа к другому, причем каждый из них совершает лишь те правоприменительные действия, которые отнесены к его компетенции.
Термин «Субъекты производства по делам, об административных правонарушениях» является обобщающим для двух групп субъектов:
Первая группа субъектов представляет властную сторону в производстве, т.е. лиц ведущих производство по делам об административных правонарушениях (в том числе субъектов административной юрисдикции).
Вторая группа представлена лицами, вовлекаемыми в производство (участвующими в нем), т.е. участников производства.
К первой группе относятся властные субъекты производства: должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях; судьи, органы, должностные лица уполномоченные рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях (гл. 22, 23 и ст. 28.3 КоАП РФ), уполномоченные рассматривать жалобы и протесты на постановления, либо обеспечивать исполнение постановлений.
В соответствии со ст. 22.1 КоАП РФ система субъектов административной юрисдикции подразделяется на две подсистемы в зависимости от того, дела об административных правонарушениях какой категории — установленные КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях — они рассматривают.
К Субъектам административной юрисдикции, рассматривающим дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ (федеральный уровень) относятся: 1) судьи (судов общей юрисдикции и арбитражных судов), мировые судьи; 2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; 3) федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, а также иные государственные органы, уполномоченные на то, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ.
Субъекты административной юрисдикции, рассматривающие дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, представлены следующей системой: 1) мировые судьи; 2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; 3) уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 4) административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.Конкретный объем правомочий субъектов административной юрисдикции по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях установлен и закреплен в гл.Наибольшим объемом полномочий среди всех субъектов административной юрисдикции обладают судьи судов общей юрисдикции и мировые судьи (ст. 23.1 КоАП РФ).
Судьи судов общей юрисдикции (мировые судьи) в отличие от других субъектов административной юрисдикции не ограничены рамками рассмотрения дел об административных правонарушениях в поднадзорной сфере. Априори осуществляя профессиональную деятельность только по отправлению правосудия, судьи не заинтересованы в «улучшении» показателей административно-юрисдикционной деятельности, не ограничены ведомственными рамками и рассматривают дела о широком круге административных правонарушений, затрагивающих различные сферы государственной и общественной жизни.
Правовой статус второй группы — собственно участников производства по делам об административных правонарушениях — определен в гл. 25 КоАП РФ. Данная группа участников условно подразделяется на следующие категории (подгруппы):
а) лица, интересы которых затрагиваются производством по делу об административном правонарушении — лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 25.1 КоАП РФ) и потерпевший (ст. 25.2 КоАП РФ);
б) лица, защищающие или представляющие интересы других лиц — законные представители физического лица (ст. 25.3 КоАП РФ), законные представители юридического лица (ст. 25.4 КоАП РФ), защитник и представитель (ст. 25.5 КоАП РФ);
в) лица, выполняющие процессуальные функции — свидетель (ст. 25.6 КоАП РФ), понятой (ст. 25.7 КоАП РФ), специалист (ст. 25.8 КоАП РФ), эксперт (ст. 25.9 КоАП РФ), переводчик (ст. 25.10 КоАП РФ), прокурор (ст. 25.11 КоАП РФ).
Кроме того, всех перечисленных субъектов производства (представителей обеих групп) подразделяют на следующие подгруппы.
1. Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела (лидирующие субъекты) - команда публичного интереса.
2. Субъекты, имеющие личный интерес в деле: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его законные представители (как физического: родители, усыновители, опекуны, попечители; так и юридического лица: руководитель), защитник и представитель - команда частного интереса.
3. Лица и органы, содействующие осуществлению производства, выявлению объективной истины: свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые - судейская команда. Одни из них (свидетели, эксперты) сообщают данные полномочному органу или должностному лицу. Другие (переводчики, понятые, специалисты) — нужны для закрепления доказательств либо обеспечения необходимых условий административного производства.
4. Иные лица, органы и учреждения, способствующие исполнению постановлений, профилактике правонарушений (судебные исполнители, специальные учреждения ОВД).