Административно процессуальный нормы
Нормы права - правила поведения людей, определенные государством. Административно-процессуальные нормы обладают всеми признаками, присущими правовой норме вообще, и имеют свою специфику, представляя тем самым собой разновидность действующих юридических правил.
В юридической науке неоднократно говорилось о вторичном характере процессуальных норм [236] [Безусловно, любые процессуальные нормы, и административно-процессуальные в том числе, тесным образом связаны с материальными нормами своей отрасли права и призваны обслуживать в первую очередь ее потребности. Однако «вторичность» нельзя сводить к «второстепенности» (т.е. к малой важности, значимости). Это абсолютно разные вещи. Административно-процессуальные нормы реализуют материальные административно-правовые нормы и материальные нормы иных отраслей российского права.
Административно-процессуальные нормы отличаются от административно-материальных норм вторичностыо своего существования, нацеленностью на обеспечение (реализацию) административно-материальных норм и ряда материальных норм иных отраслей российского права. По своему характеру административно-процессуальные нормы регулируют управленческие отношения, возникающие в процессе применения норм материального административного права и иных норм права, т.е. правоотношения в трех сферах; а) административно-процессуальная деятельность; б) административные процедуры; в) административное судопроизводство.
Виды административно-процессуальных норм можно классифицировать по: 1.) предметному содержанию; 2) объему регулирования; 3) юридической иерархии (органу, который их применяет); 4) видам административных процессов; 5) действию в пространстве; 6) действию во времени; 7) характеру диспозиции; 8) субъектам права.
Выделение административно-процессуальных норм по предметному содержанию определяет сферу их действия:
а) нормы, регламентирующие отношения в административно-политической сфере (безопасность, оборона, внутренние дела, юстиция, государственная граница и др.), содержатся в ряде нормативных актов, например ФКЗ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении»[237]; Приказе МВД РФ от 15 сентября 1997 г. № 605 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина РФ» и т.п.; б) нормы, регламентирующие административные отношения в сфере экономики (промышленность, строительство, транспорт и др.). Нормы данной группы содержатся, к примеру, в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»[238]; Федеральном законе от 18 июля1999г. «Об экспортном контроле»[239] и др.; в) нормы, регламентирующие отношения, складывающиеся в социально-культурной сфере (образование, наука, культура, здравоохранение и т.д.). Административно-процессуальные нормы содержатся в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 [240] и др.
По объему регулирования административно-процессуальные нормы делятся классически на общие и специальные. Общие охватывают ряд отраслей и сфер государственного регулирования. Примером актов, содержащих такие нормы, можно назвать федеральные законы от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах»; от 8 августа 2001 г, «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Специальные административно-процессуальные нормы регулируют отношения, возникающие в рамках одной отрасли. Такие нормы находятся, к примеру, в приказах МВД России от 6 июня 2000 г. № 605-дсп «Об утверждении Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке»; 15 октября 1999 г. № 805 «Об утверждении Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких».
По юридической иерархии (органу, который их принял) административно-процессуальные нормы делятся на правила, принятые органами государственной власти различного уровня (федерального и субъектов РФ), от законов до нормативных актов федеральных министерств и иных федеральных органов. Мнение в юридической литературе об обладании, скажем, федеральными законами большей юридической силой по сравнению с нормами административно-процессуального права, содержащимися в ведомственных актах, нами не совсем разделяется. Безусловно, ФЗ от 27 апреля 1993 г. (в ред. от 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» является основополагающим для всех других актов исполнительных органов публичной власти, регламентирующих процедуру рассмотрения обращений граждан подразделениями министерства либо ведомства. Но наличие юридической силы у любого акта означает обязательность его к исполнению. Думается, не совсем корректно говорить о большей или меньшей юридической силе, ибо в таком случае можно предположить обязательность для исполнения одних актов и факультативность в реализации других, что является незаконным, ибо все акты, в зависимости от того, на какой круг субъектов правоприменительной деятельности они распространяются, являются обязательными к исполнению. Следовательно, в рамках своей подведомственности обладают единой юридической силой, т.е. обязательны к реализации (правоприменению).
По видам административных процессов можно классифицировать:
1) нормы, регламентирующие административно-нормотворческие производства: по принятию постановлений и распоряжений Правительства РФ; по изданию приказов, постановлений, инструкций и иных актов министров и других центральных федеральных органов специальной компетенции; по принятию нормотворческих актов органами субъектов РФ и др.;
2) нормы, регламентирующие административно-правонаделительные производства: по обращениям (предложениям и заявлениям) граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления; разрешительное; по комплектованию личного состава и др.;
3) нормы, регламентирующие административно-юрисдикционные производства: исполнительное, административно-процессуальное, дисциплинарное, производство по жалобам; производство по делам об административных правонарушениях.
По действию в пространстве административно-процессуальные нормы делятся на: а) нормы, действующие на всей территории России и являющиеся едиными (общими). Например, ФКЗ от 30 января 2002 г. «О военном положении»; ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; б) нормы, действующие на территории субъекта РФ в соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции РФ, где административно-процессуальное законодательство подведомственно совместному ведению. В частности, Положение о представителе губернатора Саратовской области в муниципальном образовании Саратовской области, утвержденное постановлением губернатора Саратовской области от 17 июня 1999 г. № 253 .
По действию во времени административно-процессуальные нормы делятся на: а) действующие безвременно, т. е. до отмены, неограниченное (неопределенное) время. б) ограниченные сроком. К примеру, Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. «О военном положении» в п. 8 ст. 1 определяет период действия военного положения с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются Указом Президента РФ о введении военного положения, и заканчиваются датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.
По характеру действия диспозиции административно-процессуальные нормы по аналогии с административно-материальными нормами классифицируются на четыре вида: а) нормы-запреты, устанавливающие недопустимые деяния и реализующиеся путем соблюдения. Эти нормы содержатся в КоАП РФ, законодательстве о разрешительной, лицензионной системе и др.; б) нормы, обязывающие прямо предписывать меру должного поведения и реализуются в активной форме путем исполнения, правонаделения (правоприменения). К примеру, Приказ Министерства юстиции РФ от 25 марта 2003 г. «Об утверждении правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации» в)нормы, управомочивающие (уполномочивающие), предоставляющие вариацию выбора возможного поведения субъекта права, т. е. использовать свои полномочия по усмотрению, а также и не использовать. Реализация данных норм осуществляется путем использования. Так, в соответствии с ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» гражданин вправе подать жалобу, если изъявит желание, но не обязан.
По субъектам права административно-процессуальные нормы делятся на нормы, регулирующие порядок деятельности: а) индивидуальных субъектов РФ: граждан РФ (иностранных граждан; лиц без гражданства); должностных лиц; военнослужащих и лиц, приравненных к ним; несовершеннолетних; пенсионеров. б) коллективных субъектов РФ: исполнительных органов публичной власти, юридических лиц (предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений всех видов собственности).
3.Административно процессуальный отношения
Административно-процессуальные правоотношения-часть системы правовых отношений, складывающихся в нашем обществе. Как разновидность правовых отношений они представляют собой предусмотренную правовой нормой юридическую связь между конкретными субъектами, обладающими определенными правомочиями и юридическими обязанностями. Административно-процессуальное правоотношение предполагает определенность взаимного поведения его субъектов, что предусматривается правовыми нормами.
Административно-процессуальные правоотношения всегда возникают на основе правовых норм.
Реализация административно-процессуального правоотношения, как и всякого правоотношения вообще, обеспечивается мерами государственного воздействия. Они весьма разнообразны и не могут быть сведены только к мерам принуждения. Для реализации многих административно-процессуальных правоотношений, возникающих в сфере деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, нет необходимости в применении принудительных мер.
Данные признаки административно-процессуальных правоотношений характеризуют их как разновидность правовых отношений в целом. Однако они еще не раскрывают специфики административно-процессуальных правоотношений. Поэтому необходимо обратиться к краткой характеристике их особенностей. Первая особенность состоит в том, что административно-процессуальные правоотношения возникают в сфере государственного управления, где реализуются правомочия системы органов исполнительной власти Российской Федерации и се субъектов. Вторая особенность состоит в том, что названные отношения являются процессуальными.