Понятие привлечения к ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
В 2012 г. на федеральном уровне были пересмотрены концептуальные основы политического статуса руководителя субъекта Российской Федерации. Произошел возврат к прямым выборам глав российских регионов, вновь появилась возможность их отзыва избирателями, были изменены положения, касающиеся оснований и порядка их смещения с должности. Тем самым актуализировался вопрос об ответственности губернаторов перед федеральным центром, регионом и гражданами[74].
Следует отметить, что в отечественной доктрине нет единства не только в определении самого понятия ответственности, но и в самом названии данного вида ответственности.
Так, Н.М. Колосова употребляет термин «конституционная ответственность» [75]. М.В. Баглай использует как термин «конституционная ответственность», так и термин «конституционно-правовая ответственность»[76]. Н.А. Боброва и Т.Д. Зражевская вводят в научный оборот свое видение этих понятий: государственно-правовая ответственность является одним из видов юридической ответственности; тогда как конституционная ответственность объединяет в себе политическую, моральную и юридическую ответственность и в свою очередь различают конституционную и государственно-правовую ответственность, однако вкладывают в эти понятия несколько иной смысл[77].
В настоящем исследовании мы придерживаемся точки зрения М.В. Баглая, О.Е. Кутафина, которые используют понятия «конституционно-правовая» и «конституционная» ответственность, не проводя между ними различий. «Назначение конституционно-правовой ответственности не сводится к наказанию. Ее главная задача – стимулировать позитивную деятельность потенциального субъекта, а если эта деятельность таковой не является, то использовать такие присущие ей меры, как, например, смена персонального состава, руководящего должностного лица и т.д.» [78].
Отдельные авторы говорят о тождестве политической и юридической ответственности, что находит свое выражение, в частности, в концепции «политизации» конституционно-правовой ответственности[79]. Другие рассматривают политическую ответственность как самостоятельный вид социальной ответственности, имеющей отличительные особенности[80]. Последняя позиция нам представляется справедливой: политическую и юридическую ответственность следует разграничивать.
Политические обязанности главы региона не могут быть прописаны в законе, а значит, иметь установленные государством меры их исполнения, поскольку формируются и осуществляются в процессе реализации государственной политики. Справедливо, что действующее законодательство не вмешивается в данную область, оставляя на усмотрение уполномоченных субъектов (Президента Российской Федерации, законодательного органа субъекта Российской Федерации) негативную или позитивную оценку политической деятельности губернатора. Выражение недоверия является субъективным актом, зависящим от качества работы главы, его политической ориентации в реализации указаний и рекомендаций правящей власти, совпадения его политических предпочтений с федеральным центром по базовым вопросам развития подведомственной ему территории и т. п. С другой стороны, неопределенность законодательных формулировок может превратить утрату доверия в политический инструмент воздействия на высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации[81].
Главное отличие заключается в том, что конституционная ответственность – это вид юридической ответственности, которая связана с правонарушением, следует за ним и обращена на правонарушителя; обладает государственно-принудительным характером; применяется в строгом соответствии с законодательно установленной процедурой; всегда влечет за собой негативные последствия (лишения) для правонарушителя и применение государственно-принудительных мер осуществляется.
Политическая ответственность не обладает перечисленными характерными чертами. Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой основанием конституционной ответственности для высших должностных лиц является нарушение их конституционных обязанностей, тогда как политическая ответственность означает только то, что занимающее высшую государственную должность лицо может лишиться политической поддержки в силу той или иной причины[82].
Установление компетенции высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) означает запрет для него выходить ее пределы, а для других субъектов – вторгаться в эту сферу, если иное не предусмотрено правовыми нормами. Любое нарушение данного баланса является конституционным деликтом и должно влечь наступление конституционно-правовой ответственности.
Проведенный анализ научной литературы позволил выявить, что конституционные деликты не только не подвергались систематизации и кодификации, но даже не были предметом специального научного исследования.
Исследователи лишь в общих чертах выделяют составы конституционных деликтов, не совсем ясны их особенности, критерии разграничения с другими правонарушениями. Конституция не формулирует, за редким исключением, составы деликтов в чистом виде.
Описание большинства конституционных деликтов неполно и настолько отличается от соответствующих характеристик, например, преступлений, административных деликтов, что требует «достраивать» их до общей модели правонарушений[83].
По словам В.О. Лучина, не соответствует должному поведению любое деяние (действие или бездействие), отклоняющееся от конституционной модели, нарушающее запреты, выходящее за дозволенные пределы либо противоречащее общим началам (принципам) и смыслу Конституции РФ[84].
В свою очередь Т.М. Пряхина отмечает, что конституционный деликт - это всегда виновное деяние, т.к. субъект осознает общественную вредность совершаемого поступка и сознательно идет на совершение конституционного правонарушения или допускает его совершение[85].
Исходя из вышесказанного, конституционным правонарушением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) следует признать противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) высшего должностного лица субъекта РФ, которое причинило либо создало опасность причинения вреда общественным отношениям в сфере осуществления государственной власти, и за которое нормами конституционного права России предусмотрена конституционная ответственность.
Таким образом, на основании проведенного в рамках данного параграфа исследования можно сделать вывод о том, что четкое определение понятия ответственности высшего должностного лица субъекта Федерации и выявление оснований для ее наступления будет способствовать улучшению качественных характеристик правоприменительной практики привлечения к ответственности данных лиц.