Глава 1. Понятие, эволюция и правовое регулирование статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время в Российской Федерации продолжается процесс формирования принципиально новой, политической системы и, прежде всего, ее важнейшего элемента – системы органов государственной власти. И если правовой статус федеральных органов государственной власти достаточно всесторонне урегулирован в Конституции РФ 1993 г., то правовое положение органов государственной власти субъектов Российской Федерации еще в значительной степени находится в стадии становления, что является причиной продолжающегося реформирования в данной области.
Курс на децентрализацию власти и политику невмешательства федерации в дела составляющих ее государственных образований постепенно подвергается корректировкам. За последнее десятилетие вектор федерального воздействия на осуществление государственной власти в субъектах Российской Федерации менялся. В отдельные периоды влияние федерального центра было всеобъемлющим, и апогеем этого процесса явилась отмена выборов высших должностных лиц субъектов Федерации в 2004 г. В другие периоды, а именно с 2012 г. наблюдается некоторое ослабление влияния федеральной власти на власть на местах.
Нормативная база, прежде всего, Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», закрепивший правовые основы функционирования органов государственной власти субъектов РФ, был принят в тот момент, когда органы власти в субъектах Федерации уже были сформированы. Это стало одной из причин наличия до настоящего времени существенных правовых и организационных противоречий в организации и функционировании власти в субъектах Федерации, причиной которых явился в частности политический кризис 90-х гг. XX века.
Вряд ли данный процесс можно считать кризисом российского федерализма, скорее его необходимо рассматривать как стремление подыскать наиболее оптимальную модель взаимоотношений названных структур.
На сегодняшний день перед наукой конституционного права, иными отраслями права и правоприменительной практикой стоят задачи разработки, внедрения наиболее эффективных форм организации и деятельности института высшего должностного субъекта Федерации, совершенствования его правового статуса, поиска новых форм его взаимодействия с органами власти как Российской Федерации, так и ее субъектов. В результате становится очевидной актуальность настоящего исследования. Несмотря на существенные изменения в правовом статусе высшего должностного лица субъекта Федерации, еще остается немало нерешенных вопросов. Прежде всего, дискуссионен новый порядок наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ в увязке с повышением его ответственности перед Президентом РФ, законодательным (представительным) органом субъекта Федерации. Практические проблемы связаны и с реализацией новых полномочий глав регионов, гарантий их деятельности и ответственности.
В этой связицель магистерского исследования состоит в комплексном теоретическом и нормативном анализе сущности и основных элементов конституционно-правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и содержание конституционного статуса высшего должностного лица субъекта РФ;
2) показать основные этапы развития данного института;
2) провести анализ федерального и регионального законодательства, регулирующего правовое положение главы субъекта РФ;
3) исследовать механизм наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ и выявить перспективные направления развития его правовых основ;
5) охарактеризовать формы ответственности высшего должностного лица субъекта РФ и установить основные факторы обеспечения его эффективной деятельности;
6) осветить дальнейшие направления совершенствования конституционно-правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ в условиях проведения реформ политической системы и исполнительной власти страны.
Объектом диссертационного исследования являются отношения, связанные с конституционно-правовым статусом высшего должностного лица субъекта РФ, а также проблемы, возникающие в результате практической реализации им своих полномочий на современном этапе.
Предметом исследования являются нормативные акты, закрепляющие основные элементы института высшего должностного лица субъекта РФ: его возникновения, порядка формирования, функций, задач, прав, обязанностей, ответственности. В работе рассматриваются конституционно-правовые аспекты системы органов исполнительной власти субъектов РФ, анализируется взаимосвязь между правовым положением высшего должностного лица субъекта Федерации и всей системой исполнительной власти, установленной в отдельном субъекте РФ, а также во взаимодействии с федеральными органами государственной власти.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания: логический, исторический, системный, статистический, формально-юридический и сравнительно-правовой.
Степень научной разработанности. Вопросам правового статуса высшего должностного лица всегда уделялось внимание со стороны отечественных ученых.
В дореволюционной период вопросы правового регулирования, организации и деятельности института губернатора отражены в трудах И.Е. Андреевского, А.Д. Градовского, И.А. Блинова, К.Д. Кавелина.
В советский период этому вопросу также уделялось определенное внимание. Отдельные аспекты правого статуса главы (руководителя) региона получили освещение в трудах И.А. Азовкина, С.С. Алексеева, Г.В. Атаманчука, С.Ф. Бабаева, Г.В. Барабашева, И.Л. Бачило, Д.Н. Бахраха.
Современный этап теоретических изысканий по проблеме правового положения высшего должностного лица субъектов РФ составили труды С.А. Авакьяна, A.C. Автономова, В.В. Альхименко, В.В. Бакушева, И.Л. Бачило, Д.Н. Бахраха, Т.А. Васильевой, А.И. Бобылева, Ю.А. Веденеева, В.В. Гошуляка, A.A. Гришковца, В.Е. Гулиева, O.E. Кутафина, Б.М. Лазарева и др.
Научная новизна магистерской работызаключается в комплексном теоретико-правовом исследовании института высшего должностного лица субъекта РФ, обосновании теории изменения его конституционно-правового статуса в зависимости от исторических периодов реформирования нашего государства, а также с учетом современных реалий развития данного органа государственной власти субъекта РФ. На основе анализа федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации в диссертации проведен системный анализ нормативного регулирования статуса высших должностных лиц субъектов РФ.
Теоретическое значение исследования определяется тем, что его результаты позволяют проследить процессы реформирования отношений между федеральным центром и властью в субъектах Федерации, зафиксировать тенденции унификации нормативно-правового регулирования статуса высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, а также могут послужить основой дальнейших научных исследований.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем сформулированы предложения и рекомендации, направленные на совершенствование деятельности органов государственной власти субъектов РФ, эффективности взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти.
В диссертационном исследовании сформулированы следующие положения, которые выносятся на защиту:
1. Нормативное регулирование статуса высшего должностного лица на различных этапах развития Российского государства подвергалось изменениям, обусловленным определенными историческими задачами.
2. Анализ единой модели организации рассматриваемого явления позволяет сделать вывод, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации и руководитель высшего исполнительного органа государственной власти того же субъекта сочетаются в одной должности. В рамках действующего правового регулирования не предусмотрена возможность введения должности Председателя Правительства субъекта РФ наряду с высшим должностным лицом субъекта.
3. На федеральном уровне нуждаются в закреплении правовые механизмы взаимодействия высшего должностного лица субъекта Федерации с Президентом РФ, его полномочными представителями в федеральных округах, Федеральным Собранием РФ, федеральными и региональными органами власти; полномочий Правительства РФ в решении вопросов обеспечения единства исполнительной власти в стране, поскольку Председатель Правительства РФ не только не участвует в процессе наделения полномочиями высшего должностного лица исполнительной власти субъекта Федерации, но и, по сути дела, не имеет возможности обратиться к Президенту РФ с представлением об отрешении губернатора от должности.
4. В современных политических и социально-экономических российских реалиях фигура высшего должностного лица субъекта РФ имеет огромное значение для укрепления единства страны, ее правового пространства, формирования единой экономической и финансовой системы.
5. Конституционно-правовую ответственность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации можно признать самостоятельным институтом конституционного права. Данный вид ответственности обладает ярко выраженным политическим характером. В оптимизированных условиях современного государственного строительства на региональном уровне предстоит наработать практику привлечения к ответственности глав субъектов Российской Федерации.
Структура диссертацииопределяется задачами исследования и включает в себя введение, три главы, состоящие из восьми параграфов, заключение, список использованной литературы.
Глава 2. Содержание конституционно-правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
Российской Федерации
Понятие «компетенция» происходит от латинского competere - добиваться, соответствовать походить. В отечественной юридической литературе термин «компетенция» традиционно рассматривается в тесной связи с такими категориями, как «полномочия» и «предметы ведения»[68].
Содержательный аспект терминов «компетенция» и «полномочия» может быть определен как права и обязанности. Использование их в различных ситуациях дает одинаковый результат с позиций уяснения смысла понятия. Термин «компетенция» может быть заменен термином «полномочия», что зачастую и происходит как в текстовых фрагментах научных исследований, так и нормативных актах.
М.Н. Шувалов отождествляет понятия «компетенция» и «полномочия»[69]. Понятие «полномочия», по его мнению, включает в себя как права, так и обязанности органа. При этом полномочия служат мерой должного поведения государственных органов, их самостоятельности в выполнении задач и функций, выражением конкретного вида решений и других управленческих действий.
В отечественной юридической литературе существует достаточно устоявшееся понимание компетенции через два ее элемента: предметы ведения и полномочия. Компетенция государственного органа понимается как совокупность его властных полномочий по определенным предметам ведения.
Следуя наметившемуся в отечественной законотворческой практике подходу, следует обозначить предметы ведения, т.е. те сферы общественных отношений, в рамках которых высшее должностное лицо субъекта федерации осуществляет свои полномочия. К их числу относятся следующие:
- определение внутренней политики и направлений внешней деятельности субъекта РФ;
- обеспечение прав и свобод человека и гражданина, общественной безопасности, законности и правопорядка на территории субъекта РФ;
- обеспечение согласованного функционирования органов государственной власти в субъекте РФ.
Подобный подход, на наш взгляд, позволяет наиболее полно охарактеризовать понятие «компетенция».
Р.А. Сахиевой высказана точка зрения, согласно которой, названные три сферы общественных отношений охватывают в основном спектр деятельности, присущий высшему должностному лицу республики и нашедший отражение в федеральном и республиканском законодательстве[70]. Однако, на наш взгляд, подобное суждение представляется ошибочным, поскольку указанные сферы общественных отношений охватывают спектр деятельности всех высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Последующий далее сравнительный анализ на примере двух субъектов РФ (Оренбургской области и Республики Татарстан) позволит доказать нашу правоту.
Исходя из вышеизложенного, предметы ведения высшего должностного лица республики формулируются как определенные сферы общественных отношений, обусловленные социально-политическим предназначением высшего должностного лица республики, а полномочия высшего должностного лица субъекта РФ представляют собой закрепленные в Конституции РФ, федеральном законодательстве, конституциях и уставах субъектов РФ те необходимые права и обязанности, реализация которых позволяет высшему должностному лицу республики осуществлять организационное и нормативно-правовое воздействие на общественные отношения в рамках предметов своего ведения.
Подобный подход позволяет получить основу для систематизации конституционных норм, закрепляющих полномочия высшего должностного лица субъекта, и их более подробного рассмотрения.
Выше мы указали на свое несогласие с тезисом о том, что три сферы общественных отношений (предметы ведения) охватывают в основном спектр деятельности, присущий высшему должностному лицу республики и нашедший отражение в федеральном и республиканском законодательстве.
В соответствии с Конституцией Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. Президент Республики Татарстан (Далее – Президент РТ) «определяет внутреннюю политику и направления внешней деятельности Республики Татарстан» (п. 3 ч. 1 ст. 94)[71]. Как глава государства Президент РТ представляет Республику во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, иным субъектами Российской Федерации, представителями зарубежных государств. Основу этих полномочий определяют Конституция РФ, федеральные законы, Договор Российской Федерации и Республики Татарстан, Конституция Республики Татарстан и законы Республики Татарстан. Внешняя деятельность Татарстана проводится, прежде всего, Президентом РТ как главой республики. Поскольку внутренняя политика может рассматриваться как проводимая в пределах территории Татарстана, получается, что вся деятельность, осуществляемая Президентом РТ вне пределов территории Республики, может рассматриваться как внешняя. В связи с этим можно говорить о двух аспектах рассматриваемого вопроса: а) о строительстве отношений Республики и Президента как ее главы с органами государственной власти Российской Федерации, с другими субъектами Российской Федерации, и б) о взаимоотношениях с иностранными государствами и их субъектами.
В соответствие с Уставом Оренбургской области Губернатор Оренбургской области представляет Оренбургскую область «…при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Оренбургской области» (ч. 1 ст. 46). Губернатор Оренбургской области представляет Правительство Оренбургской области при осуществлении международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей.
Определение внутренней политики традиционно является прерогативой главы государства, что нашло свое отражение и в большинстве конституций республик-субъектов Российской Федерации в качестве одного из основных полномочий высшего должностного лица республики. Содержащаяся в Конституции РТ формулировка «определяет внутреннюю политику» хотя и является конституционной, но носит общий характер. Направления такой политики формулируются в послании Президента Республики Государственному Совету РТ. В нем обозначаются задачи в области экономики и социальной сферы[72]. Реализация сформулированных в послании задач осуществляется всеми органами государственной власти Республики.
В Уставе Оренбургской области нет конкретных формулировок относительно внутренней политики и определяющей роли губернатора. Вывод о том, что Губернатор Оренбургской области формирует основные направления внутренней политики в Оренбургской области можно сделать из анализа ежегодных докладов Губернатора Оренбургской области Ю.А. Берга.
Так, в Послание Губернатора Оренбургской области Ю.А. Берга «Стратегия прорыва. Программа действий до 2015 года» указано, что в области принята Стратегия развития до 2030 года, где главной целью четко обозначено – неуклонное повышение уровня и качества жизни оренбуржцев. Период до 2015 года Губернатор предлагает считать первым этапом достижения этой цели. Более того – первым этапом прорыва, который, по его глубокому убеждению, должна совершить Оренбургская область в ближайшие годы[73].
Конституции субъектов РФ закрепляют обязанность государства обеспечивать и защищать права и свободы граждан и возлагают эту обязанность на высшее должностное лицо субъекта РФ, поскольку опираясь на государственный аппарат, используя властные «рычаги», высшее должностное лицо имеет возможность координировать деятельность органов государственной власти республики-субъекта Российской Федерации в части обеспечения прав и свобод человека и гражданина, инициировать принятие или изменение соответствующих законов, принимать в рамках своей компетенции решения по защите прав и свобод, учреждать институты, выполняющие правозащитные функции.
В соответствие со ст. 90 Конституции РТ Президент Республики Татарстан выступает гарантом защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан. Широкие возможности высшего должностного лица РТ по обеспечению и защите прав и свобод граждан обусловлены местом, занимаемым им в системе государственных органов, и той ответственностью, которую он несет перед избравшим его народом за состояние дел в республике.
Одновременно Правительство Оренбургской области, во главе которого стоит Губернатор Оренбургской области, разрабатывает и реализует меры по защите прав и свобод граждан, обеспечению законности, правопорядка, общественной безопасности, противодействию терроризму и экстремизму.
Самая крупная сфера общественных отношений - обеспечение согласованного функционирования органов государственной власти.
В рамках указанной сферы Конституция РТ выделяет полномочия Президента Республики Татарстан в сфере взаимоотношений с законодательным (представительным) органом, полномочия по формированию и руководству органами исполнительной власти, полномочия по созданию и руководству вспомогательными структурами (Аппарат Президента Республики Татарстан, консультативными и совещательными органами при Президенте Республики Татарстан).
В Оренбургской области относительно обеспечения согласованного функционирования органов государственной власти губернатор области действует самостоятельно в пределах своей компетенции, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу области, законам области по вопросам, связанным с:
а) полномочиями органов государственной власти по предметам совместного ведения Российской Федерации и Оренбургской области;
б) отдельными полномочиями федеральных органов исполнительной власти, делегированными органам исполнительной власти Оренбургской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и Оренбургской области;
в) полномочиями органов исполнительной власти Оренбургской области по иным предметам ведения, не отнесенным Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и Оренбургской области.
Губернатор области на срок своих полномочий формирует состав Правительства области, назначает на должность первого вице-губернатора-первого заместителя председателя Правительства области с согласия Законодательного Собрания в порядке, установленном законом Оренбургской области; назначает на должность других членов Правительства области, руководителей органов исполнительной власти области; принимает решение об отставке Правительства области и членов Правительства области.
Законодательная деятельность является важнейшей составной частью осуществления государственной власти на территории субъекта РФ. Участие в ней высшего должностного лица необходимо не только в силу обеспечения принципа разделения власти, но и в целях наиболее адекватного отражения потребностей управления регионом в законах субъекта РФ.
Президент РТ, как правило, осуществляет право законодательной инициативы в форме внесения законопроекта или законопроектов о внесении изменений и дополнений в законы. Вступая в уже начавшийся по чьей-либо инициативе законодательный процесс, он вносит поправки к законопроектам. Конституция РТ предусматривает обязанность Президента РТ участвовать в законодательном процессе в том случае, если принимаются так называемые финансовые законы (ст. 76 часть 2). По представлению Президента РТ, либо при наличии его заключения, рассматриваются Государственным Советом законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты в части, зачисляемой в бюджет Республики, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Республики.
Конституция РТ закрепляет право Президента РТ подписывать законы Республики Татарстан либо отклонить их.
Устав Оренбургской области также содержит отдельные положения, регламентирующие полномочия губернатора области в сфере законотворчества. Губернатор области в целях социального и экономического развития Оренбургской области, в интересах ее населения взаимодействует с Законодательным Собранием в соответствии с принципом разделения властей и осуществляет свои функции самостоятельно в пределах своей компетенции. Губернатор области обладает правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании.
Отдельно стоит отметить, что проекты нормативных правовых актов, внесенные Губернатором области, рассматриваются Законодательным Собранием в первоочередном порядке и в установленном порядке подписывает и обнародует законы, принятые Законодательным Собранием.
Кроме перечисленных правотворческих функций губернатор области в пределах своих полномочий на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава области и законов области издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Оренбургской области.
Помимо участия в законодательном процессе высшее должностное лицо субъекта федерации обладает рядом иных прав, связанных как с совместным обсуждением наиболее острых проблем жизни субъекта федерации, так и возможностью реальной оценки деятельности законодательного органа (вплоть до его роспуска).
Таким образом, проведенное исследование позволило сформулировать определение компетенции высшего должностного лица субъекта федерации совокупность его властных полномочий по определенным предметам ведения:
- определение внутренней политики и направлений внешней деятельности субъекта РФ;
- обеспечение прав и свобод человека и гражданина, общественной безопасности, законности и правопорядка на территории субъекта РФ;
- обеспечение согласованного функционирования органов государственной власти в субъекте РФ.
Анализ правовых актов, регламентирующих компетенцию глав двух субъектов, на примере Оренбургской области и республики Татарстан, позволил доказать наш тезис о том, что указанные сферы общественных отношений охватывают спектр деятельности всех высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, а не только глав республик в составе РФ.
На наш взгляд, дентальная регламентация компетенции высшего должного лица субъекта федерации позволит наиболее эффективно осуществлять лицам, занимающим данную должность возложенные на них обязанности.
Заключение
Проведенное исследование однозначно позволяет сделать вывод о том, что реализуемые в стране реформы государственной власти коснулись и реформирования института высшего должностного лица субъекта РФ. Вместе с тем, предпринятые меры, недостаточно четко определили в федеральном и региональном законодательстве его правой статус.
Несмотря на существенные изменения в правовом статусе высшего должностного лица субъекта Федерации, произошедшие в ходе проведения реформ государственного управления в последнее время, еще остается немало нерешенных вопросов. Так, до сих пор в юридической литературе ведется дискуссия между сторонниками назначения главы региона Президентом РФ с согласия законодательного органа субъекта РФ и сторонниками народного избрания главы региона. В связи с этим актуальным становиться вопрос повышения политической ответственности главы региона перед Президентом РФ, Федеральным Собранием, законодательным (представительным) органом субъекта Федерации, гражданами субъекта РФ.
Проведенное исследование позволило достичь следующих результатов.
Анализ различных точек зрения исследователей и законодательства позволил дать определение института высшего должностного лица субъекта Российской Федерации как совокупности конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с наделением полномочиями, деятельностью и прекращением деятельности высшего должностного лица субъекта РФ.
В ходе работы были выделены хронологические этапы развития института высшего должностного лица субъекта Федерации.
Законодательство, регулирующее правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ находится в стадии формирования. Множество факторов, среди которых главным является политический, влияют на то или иное, подчас противоположное, решение федерального законодателя и высших должностных лиц РФ. Четкое следование правилам юридической техники, анализ взаимосвязанных нормативных актов и учет мнений всех задействованных в процессе управления регионами позволит в конечном итоге сформировать оптимальную правовую основу, регулирующую конституционно-правовой статус высших должностных лиц субъектов РФ.
Выбранная сегодня процедура выборов глав субъектов Российской Федерации с учетом возможности участия регионов в определении отдельных ее аспектов при закрепленном праве Президента Российской Федерации отрешать от должности высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации в установленных случаях является наиболее оптимальной в целях обеспечения государственной целостности Российской Федерации.
Проведенное исследование позволило сформулировать определение компетенции высшего должностного лица субъекта федерации совокупность его властных полномочий по определенным предметам ведения:
- определение внутренней политики и направлений внешней деятельности субъекта РФ;
- обеспечение прав и свобод человека и гражданина, общественной безопасности, законности и правопорядка на территории субъекта РФ;
- обеспечение согласованного функционирования органов государственной власти в субъекте РФ.
Проведенный анализ правовых актов, регламентирующих компетенцию глав двух субъектов, на примере Оренбургской области и республики Татарстан, позволил доказать наш тезис о том, что указанные сферы общественных отношений охватывают спектр деятельности всех высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, а не только глав республик в составе РФ.
Дентальная регламентация компетенции высшего должного лица субъекта федерации позволит наиболее эффективно осуществлять лицам, занимающим данную должность возложенные на них обязанности.
Определить место высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в системе органов власти субъекта РФ можно в соответствие с выделенной классификацией:
1. взаимодействие высшего должностного лица (руководителя высшего органа исполнительной власти) субъекта РФ и Президента РФ;
2. взаимодействие высшего должностного лица (руководителя высшего органа исполнительной власти) субъекта РФ и Федерального Собрания РФ;
3. взаимодействие высшего должностного лица (руководителя высшего органа исполнительной власти) субъекта РФ с остальными участниками в рамках системы органов государственной власти субъекта РФ;
4. взаимодействие высшего должностного лица (руководителя высшего органа исполнительной власти) субъекта РФ и законодательного (представительного) органа субъекта РФ.
Мы с уверенностью можем сделать вывод о том, что как субъект системы разделения властей высшее должностное лицо субъекта РФ принимает активное участие в системе «сдержек и противовесов». В современных политических и социально-экономических российских реалиях фигура высшего должностного лица субъекта РФ имеет огромное значение для укрепления единства страны, ее правового пространства, формирования единой экономической и финансовой системы.
В настоящее время конституционно-правовую ответственность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации можно признать самостоятельным институтом конституционного права. Регулирование оснований и процедуры привлечения к конституционно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Федерации осуществляет как федеральное, так и региональное законодательство. Особое место среди нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру конституционно-правовой ответственности, занимают указы Президента Российской Федерации, на основании которых происходит досрочное прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. При этом такая ответственность обладает ярко выраженным политическим характером. Своеобразной новеллой российского законодательства в части регулирования конституционно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Федерации следует признать институт отзыва последнего избирателями, «возрожденный» в силу изменения порядка наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации. Однако практику его применения на региональном уровне еще предстоит выработать в оптимизированных условиях современного государственного строительства.
Институт губернаторства по-прежнему остается важнейшим звеном в политической системе государства. Он находится в процессе постоянного совершенствования и развития в интересах укрепления российской государственности, развития партийной системы, обеспечения оптимального баланса интересов федерального центра и субъектов федерации.
Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время в Российской Федерации продолжается процесс формирования принципиально новой, политической системы и, прежде всего, ее важнейшего элемента – системы органов государственной власти. И если правовой статус федеральных органов государственной власти достаточно всесторонне урегулирован в Конституции РФ 1993 г., то правовое положение органов государственной власти субъектов Российской Федерации еще в значительной степени находится в стадии становления, что является причиной продолжающегося реформирования в данной области.
Курс на децентрализацию власти и политику невмешательства федерации в дела составляющих ее государственных образований постепенно подвергается корректировкам. За последнее десятилетие вектор федерального воздействия на осуществление государственной власти в субъектах Российской Федерации менялся. В отдельные периоды влияние федерального центра было всеобъемлющим, и апогеем этого процесса явилась отмена выборов высших должностных лиц субъектов Федерации в 2004 г. В другие периоды, а именно с 2012 г. наблюдается некоторое ослабление влияния федеральной власти на власть на местах.
Нормативная база, прежде всего, Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», закрепивший правовые основы функционирования органов государственной власти субъектов РФ, был принят в тот момент, когда органы власти в субъектах Федерации уже были сформированы. Это стало одной из причин наличия до настоящего времени существенных правовых и организационных противоречий в организации и функционировании власти в субъектах Федерации, причиной которых явился в частности политический кризис 90-х гг. XX века.
Вряд ли данный процесс можно считать кризисом российского федерализма, скорее его необходимо рассматривать как стремление подыскать наиболее оптимальную модель взаимоотношений названных структур.
На сегодняшний день перед наукой конституционного права, иными отраслями права и правоприменительной практикой стоят задачи разработки, внедрения наиболее эффективных форм организации и деятельности института высшего должностного субъекта Федерации, совершенствования его правового статуса, поиска новых форм его взаимодействия с органами власти как Российской Федерации, так и ее субъектов. В результате становится очевидной актуальность настоящего исследования. Несмотря на существенные изменения в правовом статусе высшего должностного лица субъекта Федерации, еще остается немало нерешенных вопросов. Прежде всего, дискуссионен новый порядок наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ в увязке с повышением его ответственности перед Президентом РФ, законодательным (представительным) органом субъекта Федерации. Практические проблемы связаны и с реализацией новых полномочий глав регионов, гарантий их деятельности и ответственности.
В этой связицель магистерского исследования состоит в комплексном теоретическом и нормативном анализе сущности и основных элементов конституционно-правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и содержание конституционного статуса высшего должностного лица субъекта РФ;
2) показать основные этапы развития данного института;
2) провести анализ федерального и регионального законодательства, регулирующего правовое положение главы субъекта РФ;
3) исследовать механизм наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ и выявить перспективные направления развития его правовых основ;
5) охарактеризовать формы ответственности высшего должностного лица субъекта РФ и установить основные факторы обеспечения его эффективной деятельности;
6) осветить дальнейшие направления совершенствования конституционно-правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ в условиях проведения реформ политической системы и исполнительной власти страны.
Объектом диссертационного исследования являются отношения, связанные с конституционно-правовым статусом высшего должностного лица субъекта РФ, а также проблемы, возникающие в результате практической реализации им своих полномочий на современном этапе.
Предметом исследования являются нормативные акты, закрепляющие основные элементы института высшего должностного лица субъекта РФ: его возникновения, порядка формирования, функций, задач, прав, обязанностей, ответственности. В работе рассматриваются конституционно-правовые аспекты системы органов исполнительной власти субъектов РФ, а<