Глава государства и исполнительная власть
Согласно Конституции 1978 г. главой испанского государства является король. Он наделен широким кругом полномочий и наряду с английской королевой считается одним из самых авторитетных монархов Европы. Король Испании обладает следующими полномочиями:
· санкционирует и промульгирует законы;
· в необходимых случаях распускает Генеральные кортесы;
· представляет парламенту для утверждения кандидатуру на пост премьер- министра;
· по представлению премьер-министра назначает министров;
· формально осуществляет иные высшие назначения в стране;
· является верховным главнокомандующим вооруженными силами;
· подписывает международные договоры;
· по решению Генеральных кортесов объявляет войну и мир;
· выполняет иные функции.
Все указы короля должны быть совместно подписаны премьер-министром, соответствующим министром либо председателем «нижней» палаты парламента (принцип контрасигнатуры). Престолонаследие в Испании осуществляется по кастильской системе, т.е. при отсутствии наследников по мужской линии трон может наследовать и женщина.
В таком случае она будет правящей королевой Испании. Жена короля также носит титул королевы, но правящей королевой не является.
Для вступления в брак наследник должен получить согласие короля и Генеральных кортесов, Если наследник заключит брак вопреки их воле, он и его потомки теряют право на престол.
Исполнительную власть в стране осуществляет правительство. Оно формируется по результатам парламентских выборов. Кандидатуру премьер-министра предлагает парламенту для утверждения король. Чтобы его кандидатура была утверждена, принимается во внимание расстановка политических сил в парламенте. Как правило, в качестве кандидата на пост премьер-министра предлагается лидер партии, победившей на выборах.
После утверждения премьер-министра парламентом король по представлению последнего назначает министров. Премьер-министр играет значительную роль в политической жизни Испании. Однако в отличие от других парламентских монархий, где монарх и премьер-министр являются политическими лидерами страны (Великобритания) либо премьер-министр фактически обладает большей властью, чем король (Швеция), в Испании премьер-министр – второй политический лидер и находится «в тени» короля.
В Испании своеобразно используется институт конструктивного вотума недоверия. Вотум недоверия (резолюция порицания) правительству Испании может быть вынесен только в том случае, если указывается кандидатура нового премьер-министра, Однако, если в ФРГ вынесение вотума недоверия автоматически влечет отставку правительства и избрание канцлером лица, указанного в вотуме, в Испании эта процедура проходит иначе.
Кандидат, указанный на пост премьер-министра при вынесении конструктивного вотума недоверия, становится таковым только в том случае, если правительство согласится с вынесенным ему конструктивным вотумом недоверия и уйдет в отставку. Если правительство не согласится с вотумом недоверия, по его инициативе король распускает парламент и назначает новые выборы.
Судебная система Испании
Судебную систему Испании составляют:
· мировые суды;
· муниципальные суды;
· суды первой инстанции округов;
· провинциальные суды;
· высокие суды автономных сообществ;
· национальный высокий суд;
· высокий суд;
· верховный суд.
Верховный суд – высшая судебная инстанция. Он включает шесть палат: по гражданским делам; уголовным делам; административным делам; трудовым делам; социальным делам; делам о воинских преступлениях.
Управление судебной системой и судейским корпусом осуществляет Генеральный совет судебной власти, возглавляемый председателем Верховного суда и состоящий из 20 членов (по 10 членов, представленных каждой из палат парламента), назначаемых королем на пять лет.
Вопросы конституционной юстиции в Испании решает Конституционный суд, имеющий давние традиции. Он состоит из 12 судей, назначаемых королем на девять лет. Из них: четырех судей предлагает Конгресс депутатов; четырех – Сенат; двух – правительство; двух – Генеральный совет судебной власти.
Каждые три года Конституционный суд обновляется на 1/3. Суд работает либо в пленарных заседаниях, либо по палатам. В случае равенства голосов решающим является голос председателя.